НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 12.05.2021 № 2А-112/2021

УИД: 34RS0005-01-2020-005785-26 дело № 2а-112/2021

Судья Рогозина В.А. дело № 33а-4821/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 мая 2021 года г. Волгоград

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Сергеева С.С., Гоношиловой О.А.,

при ведении протокола помощником судьи Болкуновой Т.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области к Романову Д.С. о взыскании обязательных платежей

по апелляционной жалобе административного ответчика Романова Д.С,

на решение Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 27 января 2021 года, которым административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., судебная коллегия

установила:

МИ ФНС России №9 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском к Романову Д.С. о взыскании обязательных платежей. Требования мотивированы тем, что на налоговом учёте в МИ ФНС России №9 по Волгоградской области состоит Романов Д.С., в отношении которого 21.05.2019 поступили сведения о регистрации его в качестве арбитражного управляющего в период с 20.11.2011 по 16.04.2019 год.

Административный ответчик имеет задолженность по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ за 2018 год в размере 1513 рублей и 628 рублей, в связи с чем, ему начислена пеня в размере 3 рубля 72 копейки и направлены Требование об уплате налога и пени № <...>, сформированное по состоянию на 04.02.2019 г., Требование об уплате налога № <...>, сформированное по состоянию на 14.09.2018 г., которые оставлены без исполнения.

Кроме того, являясь арбитражным управляющим Романов Д.С. не произвел уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за периоды 2017, 2018 и 2019 годов в связи с чем, в его адрес направлено Требование № <...> от 25.09.2019 об уплате задолженности по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 23400 рублей за 2017 г., страховым взносам на ОМС в фиксированном размере, зачисляемом в ФФОМС размере 4590 рублей за 2017 г., страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 26545 рублей за 2018 г., по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере, зачисляемым в ФФОМС вразмере 5840 рублей за 2018 г., по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 8643 рублей 12 копеек за 2019 г., по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в ФФОМС с 01.01.2017 г. в размере 2026 рублей 96 копеек за 2019 г., по пене по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 5670 рублей 93 копейки, по пене по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере в размере 1165 рублей 27 копеек.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога и страховых вносов 16.03.2020 г. мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Романова Д.С. налоговой задолженности, который был отменен 26.05.2020 г. в связи с поступившими возражениями от должника.

В связи с тем, что Романовым Д.С. до настоящего времени налоговая задолженность не погашена, налоговый орган просит взыскать с него задолженность по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ в размере 1513,00 рублей, 628 рублей, пеню по НДФЛ в соответствии со ст.227 НК РФ в размере 3 рубля 72 копейки; задолженности по: по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 23400 рублей за 2017 г., страховым взносам на ОМС в фиксированном размере, зачисляемом в ФФОМС размере 4590 рублей за 2017 г., страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 26545 рублей за 2018 г., по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере, зачисляемым в ФФОМС в размере 5840 рублей за 2018 г., по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 8643 рублей 12 копеек за 2019 г., по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в ФФОМС с 01.01.2017 г. в размере 2026 рублей 96 копеек за 2019 г., по пене по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 5670 рублей 93 копейки, по пене по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере в размере 1165 рублей 27 копеек.

Решением Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 27 января 2021 года административный иск удовлетворен в полном объеме.

В апелляционной жалобе административный ответчик Романов Д.С. ставит вопрос об отмене постановленного по делу решения по мотиву нарушения норм материального и процессуального права.

Выслушав представителя административного истца МИ ФНС России №9 по Волгоградской области Попову Е.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом соблюдена процедура и сроки обращения налогового органа в суд с административным исковым заявлением, с учетом отсутствия доказательств исполнения обязанности по уплате административным ответчиком налога на доходы физических лиц, страховых взносов пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 287 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.

Согласно части 2 указанной статьи к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.

В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016) направление административным истцом административному ответчику требования об уплате платежа в добровольном порядке является обязательным условием для обращения в суд.

В случае если в административном исковом заявлении отсутствуют сведения о направлении требования административному ответчику либо такие сведения указаны, но не приложены соответствующие документы, судье надлежит оставить заявление без движения для устранения данного недостатка (ч. 1 ст. 130 Кодекса).

Непредставление названных документов в срок, указанный в определении судьи, является основанием для возвращения административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций (п. 7 ч. 1 ст. 129 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что обращаясь в суд с настоящим административным иском, налоговым органом в качестве доказательства направления Романову Д.С. Требования № <...>, сформированного по состоянию на 25 сентября 2019 года об уплате страховых взносов и пени, приложена распечатка скриншота программного обеспечения АИС налог – 3 ПРОМ из которой следует, что указанное Тебование выгружено в личный кабинет налогоплательщик Романова Д.С. 19 января 2020 года (л.д. 19)

При этом, из содержания Требования № <...> следует, что Романову Д.С. предложено уплатить задолженность по страховым взносам в срок до 11 октября 2019 года (л.д. 13).

Возражая против заявленных требований, административный ответчик Романов Д.С. указывал, что Требование № <...> ему не направлялось, в личном кабинете оно не отражено. В подтверждение указанному Романовым Д.С. представлена распечатка скриншота личного кабинета, из которого следует, что за период с 01.01.2019 г. по 01.01.2021 г. в его личном кабинете налогоплательщика размещено всего два Требования: № <...> – 31.12.2020 г.; № <...> – 06.02.2019 г.

С учетом того, что в личном кабинете налогоплательщика отсутствуют сведения о размещении Требования № <...> судебная коллегия приходит к выводу о том, что налоговым органом не представлено доказательств соблюдения процедуры обращения в суд с административным иском о взыскании задолженности по страховым взносам и пени на основании Требования № <...>, сформированного по состоянию на 25 сентября 2019 года. При этом, представленное налоговым органом доказательство выгрузки указанного Требования в личный кабинет налогоплательщика за пределами срока его исполнения свидетельствует о формальном соблюдении положений п. 4 ч. 1 ст. 287 КАС РФ, не позволяющем сделать вывод о реальном получении данного Требования налогоплательщиком и возможности его исполнения к установленному в нем сроку.

При таких обстоятельствах решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 27 января 2021 года подлежит отмене в части удовлетворения административного иска МИФНС России №9 по Волгоградской области к Романову Д.С. о взыскании задолженности по: страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 23400 рублей за 2017 г., страховым взносам на ОМС в фиксированном размере, зачисляемом в ФФОМС размере 4590 рублей за 2017 г., страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 26545 рублей за 2018 г., по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере, зачисляемым в ФФОМС в размере 5840 рублей за 2018 г., по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 8643 рублей 12 копеек за 2019 г., по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в ФФОМС с 01.01.2017 г. в размере 2026 рублей 96 копеек за 2019 г., по пене по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 5670 рублей 93 копейки, по пене по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере в размере 1165 рублей 27 копеек.

В указанной части административный иск подлежит оставлению без рассмотрения.

Выводы суда в части удовлетворения административного иска Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области к Романову Д.С. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ в размере 1513 рублей, 628 рублей, пеню по налогу на доходы физических лиц в размере 3 рубля 72 копейки являются ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.

В соответствии со статьей 20 Закона «О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», вступившего в действие с 01.01.2011), арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую Законом о банкротстве профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Положениями Закона о банкротстве, действовавшими до 01.01.2011, предусмотрено, что арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, который зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и отвечает иным требованиям, установленным названным Законом.

Таким образом, с 01.01.2011 Закон о банкротстве разграничивает профессиональную деятельность арбитражных управляющих и предпринимательскую деятельность, установив, что регулируемая законодательством о банкротстве деятельность арбитражных управляющих не является предпринимательской деятельностью.

Следовательно, полученное арбитражным управляющим после 01.01.2011 г. вознаграждение за осуществление регулируемой Законом о банкротстве профессиональной деятельности не является доходом от предпринимательской деятельности.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса установлено, что плательщиками налога на доходы физических лиц являются нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Таким образом, доходы Романова Д.С., полученные от профессиональной деятельности в качестве арбитражного управляющего, признаются доходами от занятия частной практикой и облагаются налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 НК РФ общая сумма налога на доходы физических лиц исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Согласно статье 216 Кодекса налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год.

В течение налогового периода может предусматриваться уплата предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога (п.3 ст. 58 НК РФ).

В силу пункта 7 статьи 227 НК РФ в случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

Согласно пункту 8 статьи 227 НК РФ исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса.

Сроки уплаты авансовых платежей по НДФЛ установлены пунктом 9 статьи 227 Кодекса, в соответствии с которым авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Согласно понятиям, данным в статье 11 НК РФ недоимка - сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

В соответствии с абз. 2 пункта 3 статьи 58 НК РФ в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса.

При этом в соответствии с позицией, изложенной ВАС РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (п. 14), пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога. Однако, если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Из материалов дела следует, что в связи с осуществлением профессиональной деятельности в качестве арбитражного управляющего Романовым Д.С. в 2017 году получен доход в связи с чем, им исчислен налог на доходы физических лиц в размере 47798 рублей и в налоговый орган представлена декларация по форме 3-НДФЛ.

06.09.2018 года Романовым Д.С. произведена уплата налога на доходы физических лиц в размере 47798 рублей.

30.05.2018 года налоговым органом произведен расчет авансовых платежей по декларации 3-НДФЛ 2017 года за 2018 год на общую сумму 3025 рублей со сроком уплаты в соответствии с пунктом 9 статьи 227 НК РФ: 16.07.2018 г. – 1512 рублей, 15.10.2018 г. -756 рублей, 15.01.2019 г. – 757 рублей.

В связи с наличием у Романова Д.С. переплаты по налогу на доходы физических лиц в размере 884 рубля по состоянию на 01.01.2018 г., по наступлению срока авансового платежа 16.07.2018 г. указанная сумма была списана в связи с чем, остаток неуплаченного авансового платежа составил 628 рублей (1512-884).

Из материалов дела также следует, что Романовым Д.С. в налоговый орган представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2018 год, согласно которой сумма дохода составила 0 рублей.

Заявляя в настоящем административном деле требования о взыскании налоговой задолженности, налоговый орган определяет требуемые ко взысканию суммы как недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2018 год.

Между тем, из установленных обстоятельств следует, что указанные суммы являются авансовыми платежами, рассчитанными налоговым органом в соответствии с пунктом 8 статьи 227 НК РФ.

Из приведенных выше правовых положений следует, что налоговое законодательство разграничивает понятия налога и авансового платежа, предусматривая различные сроки их уплаты. Авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваемыми в течение налогового периода, следовательно, в силу статьи 11 Кодекса неуплаченный авансовый платеж не является недоимкой по налогу.

Из указанного также следует, что законодательство о налогах и сборах не содержит норм, предусматривающих право налоговых органов взыскивать с налогоплательщика в принудительном порядке суммы авансовых платежей по НДФЛ.

Данная позиция подтверждается разъяснениями, данными в Письме ФНС России от 19.11.2012 N НД-4-8/19411@, а соответственно в силу п. 5 ч. 1 ст. 32 НК РФ, являются для налогового органа обязательными.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, и не оспаривалось стороной административного истца, что у административного ответчика в 2018 году отсутствовал доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц, а, следовательно, отсутствовала обязанность по уплате данного налога.

Исходя из того, что авансовый платеж это предварительный платеж по налогу, а применительно к рассматриваемой спорной ситуации у Романова Д.С. отсутствует обязанность по уплате налога на доходы физических лиц за 2018 год, то соответственно, налоговым органом требования о взыскании задолженности по авансовым платежам за отчетные периоды 2018 года в размере 1513 рублей, 628 рублей, также как и пени по налогу на доходы физических лиц в размере 3 рубля 72 копейки заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат.

В этой связи, решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 27 января 2021 года в части удовлетворения административного иска МИФНС России № 9 по Волгоградской области к Романову Д.С. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ в размере 1513 рублей, 628 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц в размере 3 рубля 72 копейки подлежит отмене по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 -311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 27 января 2021 года отменить.

Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области к Романову Д.С. о взыскании на основании Требования № <...>, сформированного по состоянию на 25 сентября 2019 года задолженности по: страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 23400 рублей за 2017 г., страховым взносам на ОМС в фиксированном размере, зачисляемом в ФФОМС размере 4590 рублей за 2017 г., страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 26545 рублей за 2018 г., по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере, зачисляемым в ФФОМС в размере 5840 рублей за 2018 г., по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 8643 рублей 12 копеек за 2019 г., по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в ФФОМС с 01.01.2017 г. в размере 2026 рублей 96 копеек за 2019 г., по пене по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 5670 рублей 93 копейки, по пене по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере в размере 1165 рублей 27 копеек оставить без рассмотрения.

В части требований административного иска Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области к Романову Д.С. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ в размере 1513 рублей, 628 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц в размере 3 рубля 72 копейки принять новое решение.

В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области к Романову Д.С. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ в размере 1513 рублей, 628 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц в размере 3 рубля 72 копейки отказать.

Председательствующий судья:/подпись/

Судьи:/подпись/