НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 11.03.2020 № 2-3327/19

Судья Рожкова Е.Е. Дело № 33-3321/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 11 марта 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Ванюхина Н.Н.,

судей Грымзиной Е.В., Шеховцовой Ю.В.,

при секретаре Сиренко Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3327/2019 по иску Цыплухина С. И. к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №3 о признании незаконными действий и решения, взыскании суммы, возложении обязанности, признании незаконным прокламационного листка,

по апелляционной жалобе Цыплухина С. И.

на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от
28 ноября 2019 года, которым постановлено:

иск Цыплухина С. И. к Управлению пенсионного фонда РФ в Краснооктябрьском районе г.Волгограда о признании незаконными решения и действия УПФР в Краснооктябрьском районе г.Волгограда при начислении пенсии с декабря 2017 года по сентябрь 2019 года, перерасчете выплат пенсии с учетом ЕДВ и НСУ с декабря 2017 года по сентябрь 2019 года, взыскании незаконно удержанных денежных средств в счет оплаты набора социальных услуг с декабря 2017 года по сентябрь 2019 года в сумме 21037 рублей 98 копеек, невыплаченных в виде отдельного платежа к пенвии ежемесячных платежей как инвалиду <.......> группы с декабря 2017 года по сентябрь 2019 года в сумме 42171 рубль 50 копеек, признании незаконным прокламационного листка, оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В., выслушав истца Цыплухина С.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Государственного учреждения – Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №3 Квочкину Д.И., возражавшую относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Цыплухин С.И. обратился в суд с иском к УПФР в Краснооктябрьском районе г.Волгограда о признании незаконными решения и действия, взыскании суммы, возложении обязанности, признании незаконным прокламационного листка.

В обоснование заявленных требований указал, что с 1 октября 2013 года является пенсионером и получает пенсию менее величины прожиточного минимума пенсионера. С 9 ноября 2017 года он признан инвалидом <.......> группы. Как инвалид он имеет право на получение социальной доплаты к пенсии в виде денежной суммы до величины прожиточного минимума пенсионера в Волгоградской области, а также на получение суммы в счет оплаты набора социальных услуг. Данные суммы не входят в состав пенсии, а являются мерами социальной поддержки.

Однако, после установления ему инвалидности, ответчик не выплачивает ему ежемесячную денежную выплату и сумму в счет оплаты набора социальных услуг.

Полагая действия пенсионного органа незаконными, просил признать незаконными решение и действия УПФР в Краснооктябрьском районе г.Волгограда при начислении ему пенсии с декабря 2017 года по сентябрь 2019 года, в отказе выплаты ЕДВ за указанный период, произвести перерасчет выплаты пенсии с учетом ЕДВ и НСУ на указанный период, взыскать с ответчика в его пользу незаконно удержанные денежные средства в счет оплаты набора социальных услуг с декабря 2017 года по сентябрь 2019 года в сумме 21 037 рублей 98 копеек; невыплаченные в виде отдельного платежа к пенсии ежемесячные выплаты как инвалиду <.......> группы с декабря 2017 года по сентябрь 2019 года в размере 42 171 рубля 50 копеек, признать незаконным прокламационный листок ответчика.

Суд постановил указанное выше решение.

Не согласившись с постановленным судом решением, Цыплухин С.И. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой, повторяя доводы искового заявления, просит решение отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.

В возражениях на апелляционную жалобу УПФР в Краснооктябрьском районе г. Волгограда в лице представителя Лазаревой Т.М. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу истца без удовлетворения.

В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции произведена процессуальная замена Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе города Волгограда его правопреемником Государственным учреждением - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №3.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на апелляционную жалобу, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:

1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;

1.1) срочной пенсионной выплаты;

2) дополнительного материального (социального) обеспечения;

3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);

4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

В силу п. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 ст. 12.1 Закона 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» размеры социальных доплат к пенсии, установленных в соответствии с настоящей статьей, пересматриваются при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и (или) в соответствующем субъекте Российской Федерации, устанавливаемой в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", при изменении размеров денежных выплат, перечисленных в части 2 настоящей статьи, а также при изменении денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 настоящей статьи. Пересмотр размеров социальных доплат к пенсии при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в соответствующем субъекте Российской Федерации производится с 1 января года, на который установлена указанная величина прожиточного минимума пенсионера. При пересмотре размеров социальных доплат к пенсии в связи с изменением величины прожиточного минимума пенсионера в соответствующем субъекте Российской Федерации общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии текущего года не может быть меньше общей суммы материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии предыдущего года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При индексации, увеличении размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1.1 и 2 части 2 настоящей статьи, установленных территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, пересмотр размеров социальных доплат к пенсии производится с 1-го числа месяца, с которого индексируются, увеличиваются размеры указанных выплат. При изменении размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1, 1.1, 2 и 3 части 2 настоящей статьи, установленных территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, которое не связано с их индексацией, увеличением, пересмотр размеров социальных доплат к пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие изменение размеров социальных доплат к пенсии. При изменении размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1, 2 и 3 части 2 настоящей статьи, установленных уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»), которое не связано с их индексацией (корректировкой), пересмотр размеров социальных доплат к пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации или уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации получено извещение о произведенном изменении размеров этих денежных выплат в соответствии с частью 13 настоящей статьи. При изменении пенсионером места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации пересмотр размера социальной доплаты к пенсии с учетом величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по новому месту его жительства или месту пребывания, производится с 1-го числа месяца, в котором наступили обстоятельства, влекущие изменение размера социальной доплаты к пенсии. Пересмотр размера федеральной социальной доплаты к пенсии при изменении размеров выплат, перечисленных в пункте 4 части 2 и в части 3 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации получено извещение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об изменении размеров указанных выплат в соответствии с частью 13 настоящей статьи. Пересмотр размера региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с настоящей статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации. Размер социальной доплаты к пенсии не подлежит пересмотру в связи с индексацией (корректировкой) размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статьей 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей.

В соответствии с ч. 3 ст. 28.1 Закона № 181-ФЗ, если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

При этом, ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (часть 5 ст. 28.1 Закона № 181-ФЗ).

Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (часть 7 ст. 28.1 Закона № 181-ФЗ).

Согласно ч. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

В силу ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

1.1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

В соответствии с ч.1 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.

Процедура отказа от набора социальных услуг регламентируется Законом № 178-ФЗ и урегулирована Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328.

Согласно нормам Закона № 178-ФЗ (ч. 2 ст. 6.3) и положениям Порядка
№ 328 периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

Согласно пп.3-4 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату, непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) или иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг).

Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.

Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

Порядок получения набора социальных услуг, в том числе и в натуральном выражении регламентируется вышеуказанным Порядком №328.

В соответствии с п. 2.1 Порядка № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за предоставлением специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медико-генетическую помощь.

Обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - санаторно-курортные учреждения) (п. 3.1 Порядка №328).

Санаторно-курортное лечение может предоставляться также и в виде амбулаторно-курортного лечения (без питания и проживания) на основании заявления гражданина.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. № 256 (зарегистрирован в Минюсте России 14 января 2004 г. регистрационный №6189).

При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка № 328).

Одновременно с получением в территориальных органах Фонда, органах социальной защиты населения или уполномоченном органе санаторно-курортной путевки гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования или направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте (далее - именное направление). При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов выдаются на каждый вид транспорта (п. 4.3 Порядка №328).

Обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в Санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения й социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направления и талона № 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. 4.4 Порядка № 328).

Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определять наиболее приемлемую для себя форму их получения в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Цыплухин С.И. является получателем трудовой (страховой) пенсии по старости с 20 сентября 2013 года, назначенной ему по достижении общеустановленного возраста для мужчин - 60 лет, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту Закон № 173-ФЗ), в соответствии с которым осуществлялось пенсионное обеспечение на момент назначения трудовой пенсии истцу.

Поскольку размер трудовой (страховой) пенсии по старости истца составлял менее установленной в Волгоградской области величины прожиточного минимума, ответчиком принято решение о назначении федеральной социальной доплаты, размер которой не является фиксированным и зависит от общей суммы материального обеспечения пенсионера.

В связи с установлением Цыплухину С.И. инвалидности <.......> группы, с 09 ноября 2017 года на основании его письменного заявления истцу выплачивается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) на основании п.3 ч. 2 ст. 28.1 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в связи с чем был пересмотрен размер ежемесячной социальной доплаты к пенсии. Цыплухину С.И. выдан прокламационный листок об информировании о праве получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В ответе УПФР в Краснооктябрьском районе г.Волгограда от 15 марта 2018 года на заявление истца о правильности установления ЕДВ последнему разъяснено, что по заявлению Цыплухина С.И. от 9 ноября 2017 года об установлении ЕДВ вынесено решение от 16 ноября 2017 года № <...> о назначении ЕДВ по категории «инвалид <.......> группы» с 9 ноября 2017 года в сумме 973 рублей 97 копеек. При этом, размер ЕДВ по категории «инвалид <.......> группы» с 1 декабря 2017 года приведен без учета стоимости набора социальных услуг, так как при первичном установлении ЕДВ набор социальных услуг предоставляется в натуральном виде и учитывается в денежном выражении для подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера.

Цыплухин С.И. с соответствующим заявлением об отказе от набора социальных услуг не обращался, в связи с чем, набор социальных услуг получается им в натуральном выражении.

Установленные судом обстоятельства следуют из пояснений сторон и подтверждаются материалами дела.

Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Цыплухина С.И., суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что ответчик УПФР в Краснооктябрьском районе г. Волгограда каких-либо нарушений при начислении пенсии и других выплат Цыплухину С.И. не допустил, что в свою очередь опровергает утверждение истца о наличии перед ним задолженности.

При этом, нежелание истца получать набор социальных услуг в натуральном выражении, не является безусловным основанием для выплаты ему стоимости набора социальных услуг в денежном выражении, поскольку с заявлением об отказе от указанных услуг он не обращался, а произвести замену одного вида социальных услуг на другой, УПФР в Краснооктябрьском районе г. Волгограда без заявления получателя таких услуг, не вправе.

Также суд первой инстанции правильно отказал Цыплухину С.И. в признании незаконным прокламационного листка, поскольку в соответствии со статьей 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают в порядке искового судопроизводства пенсионные споры, в случае несогласия с решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Гражданин вправе обжаловать его в вышестоящий орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) обратиться в суд с соответствующими требованиями, т.е. о защите нарушенных или оспариваемых прав. Таким образом, прокламационный листок не является официальным документом или решением Управления, нарушающим какие-либо права истца.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда, являются несостоятельными, поскольку, как указано ранее, в силу ч. 3 ст.28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, при наличии права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким законам, выплата производится только по одному из них, после установления инвалидности истцу на основании его заявления начислялась ЕДВ по категории «инвалид <.......> группы», а федеральная социальная доплата до величины прожиточного минимума отменена.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что социальная поддержка в виде набора социальных услуг в натуральной форме носит заявительный характер, поэтому он имеет право на получение денежной выплаты в счет оплаты набора социальных услуг, отклоняются судебной коллегий по следующим основаниям.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21 октября 2008 г. N 953-О-О указал, что нормы части 4 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" о том, что граждане, перечисленные в данном Федеральном законе, вправе отказаться от получения социальных услуг в следующем году при условии подачи ими соответствующего заявления в срок до 1 октября текущего года, направлены на обеспечение адресности предоставления государственной социальной помощи и потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 11 мая 2012 года N 817-О, от 3 апреля 2014 года N 686-О, от 23 октября 2014 года N 2425-О установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом механизма реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, направлено на обеспечение его эффективного функционирования.

Обусловливая возникновение у гражданина права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг установлением ему ежемесячной денежной выплаты и одновременно предусматривая оплату таких услуг посредством удержания части ежемесячной денежной выплаты, законодатель предоставил гражданину право выбора - получать набор социальных услуг или отказаться от его предоставления (полностью или в части) и воспользоваться правом на получение ежемесячной денежной выплаты.

Реализация права выбора формы предоставления социальной поддержки предполагает подачу гражданином в срок до 1 октября текущего года в органы Пенсионного фонда Российской Федерации заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему социальных услуг.

Сроки подачи соответствующих заявлений и периоды предоставления мер социальной поддержки в избранной гражданином форме установлены с учетом необходимости их надлежащего финансового и организационного обеспечения и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из того, что в период с декабря 2017 года по сентябрь 2019 года Цыплухин С.И. не был лишен права на получение набора социальных услуг в натуральном виде и то обстоятельство, что он фактически не использовал данное право, не может служить основанием для взыскания в его пользу стоимости набора социальных услуг за этот период в денежном выражении.

При рассмотрении дела судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, применены подлежащие применению нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от
28 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Цыплухина С. И. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: