УИД 34RS0019-01-2020-002436-19 Административное дело № 2а-1151/2020
Судья Раптанова М.А. Дело № 33а-11879/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 10 декабря 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Тертышной В.В., Гоношиловой О.А.
при ведении протокола помощником судьи Козиной М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Волгоградской области к Чернышкову А.И. о взыскании обязательных платежей и санкций
по апелляционной жалобе административного ответчика Чернышкова А.И.
на решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 25 августа 2020 г., которым постановлено:
административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Волгоградской области к Чернышкову А.И. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с Чернышкова А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г<адрес>, зарегистрированного по месту жительства: <адрес>, ИНН № <...>, в соответствующий бюджет задолженность по страховым взносам и пени в общей сумме 6317 (шесть тысяч триста семнадцать) рублей 58 коп., из которых:
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, подлежащим уплате в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 г. за период с 10 января 2018 г. по 5 апреля 2018 г. - 266 рублей 37 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, подлежащим уплате в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2017 г. за период с 10 января 2018 г. по 5 апреля 2018 г. - 52 рубля 26 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, подлежащим уплате в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018 г. за период с 10 января 2019 г. по 28 января 2019 г. - 130 рублей 29 коп.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, подлежащие уплате в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2018 год – 5840 рублей;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, подлежащим уплате в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2018 г., за период с 10 января 2019 г. по 28 января 2019 г. - 28 рублей 66 коп.
Взыскать с Чернышкова А.И. в доход бюджета городского округа – город Камышин Волгоградской областигосударственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 3 по Волгоградской области) обратилась в суд с административным иском, в обоснование требований указала, что Чернышков А.И. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области, является арбитражным управляющим, в связи с чем на основании ст. 419 НК РФ признается плательщиком страховых взносов. В нарушение положений ст. ст. 430, 432 НК РФ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, подлежащие уплате в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, подлежащие уплате в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за 2017, 2018 гг. в установленный законом срок им уплачены не были.
В связи с несвоевременной оплатой страховых взносов за 2017, 2018 гг. налоговым органом начислена пеня. Плательщику страховых взносов направлены требования об уплате страховых взносов. Обязанность по уплате страховых взносов и пени в полном объеме не исполнена до настоящего времени. Мировым судьей судебного участка № № <...> Волгоградской области выдан судебный приказ о взыскании с Чернышкова А.И. страховых взносов и пени за 2017-2018 гг., который 30 января 2020 г. отменен. С учетом уточненных административных исковых требований просила взыскать:
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, подлежащим уплате в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 г. за период с 10 января 2018 г. по 5 апреля 2018 г. в размере 266 рублей 37 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, подлежащим уплате в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2017 г. за период с 10 января 2018 г. по 5 апреля 2018 г. - 52 рубля 26 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, подлежащим уплате в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018 г. за период с 10 января 2019 г. по 28 января 2019 г. - 130 рублей 29 коп.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, подлежащие уплате в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за 2018 г. – 5840 рублей;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, подлежащие уплате в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за период с 10 января 2019 г. по 28 января 2019 г. - 28 рублей 66 коп.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик Чернышков А.И. оспаривает законность и обоснованность решения суда в части взыскания с него страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, подлежащих уплате в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за 2018 г. – 5840 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, подлежащим уплате в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за период с 10 января 2019 г. по 28 января 2019 г. - 28 рублей 66 коп. ввиду пропуска административным истцом срока для обращения в суд с указанными требованиями. Просит в указанной части решение отменить, в удовлетворении требований отказать. В остальной части решение просит оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объёме, оценив имеющиеся в административном деле доказательства, выслушав административного ответчика Чернышкова А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из материалов административного дела, удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что у налогоплательщика имеется вышеуказанная недоимка по страховым взносам и пени за 2017, 2018 гг.; административный ответчик Чернышков А.И. является плательщиком страховых взносов и обязан их уплачивать в установленные законом сроки; налоговый орган выполнил свои обязанности по уведомлению налогоплательщика, а также направлению ему требования об уплате налога, предусмотренные действующим налоговым законодательством; доказательств, подтверждающих факт уплаты суммы налога в установленные законом сроки, не представлено. Кроме того, суд, сославшись на пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, восстановил административному истцу срок для обращения в суд
Судебная коллегия согласиться с выводами суда не может, полагая, что они не соответствуют обстоятельствам дела, сделаны с нарушением норм материального права, а установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для административного дела, не доказаны.
Так, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате налога на имущество налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статьи 52, 409 Налогового кодекса Российской Федерации).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дела применительно к части 6 статьи 289 КАС РФ установлено и сторонами не оспаривается, что административный ответчик Чернышков А.И. с 22 июня 2017 г. и по настоящее время является арбитражным управляющим, состоит в саморегулируемой организации <.......>» - Некоммерческое партнерство «Центр <.......>».
Чернышковым А.И. была представлена налоговая декларация за 2017 г. с указанием дохода 0 рублей. При этом, оплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, подлежащих уплате в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, подлежащих уплате в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за 2017 г. в установленный законом срок не произведена.
Инспекцией исчислены суммы страховых взносов за 2017 г. и пени за период с 10 января 2018 г. по 5 апреля 2018 г., сформировано требование № 64663 от 5 апреля 2018 г. по сроку уплаты до 15 мая 2018 г. и направлено в адрес налогоплательщика, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями почтовых списков.
Из материалов дела также следует, что 3 июля 2018 г. административный ответчик уплатил задолженность по страховым взносам за 2017 г. При этом сумма начисленной пени за период с 10 января 2018 г. по 5 апреля 2018 г. в общем размере 318 рублей 63 коп. ответчиком не погашена до настоящего времени.
За 2018 год Чернышковым А.И. сведения о доходах в налоговый орган представлены не были, размер страховых взносов за 2018 г. не исчислен и в срок не уплачены.
В этой связи налоговым органом исчислен размер страховых взносов за 2018 г. (на обязательное пенсионное страхование – 26545 рублей; на обязательное медицинское страхование – 5840 рублей), пени за период с 10 января 2019 г. по 29 января 2019 г., сформировано требование № 1769 от 29 января 2019 г. по сроку уплаты до 4 марта 2019 г. и направлено налогоплательщику посредством Интернет-сервиса ФНС России «Личный кабинет», что подтверждается копиями соответствующих отчетов.
В указанное требование включена неуплаченная ответчиком по ранее выставленному требованию № 64663 задолженность по уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 10 января 2018 г. по 5 апреля 2018 г. - 266 руб. 37 коп.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 10 января 2018 г. по 5 апреля 2018 г. - 52 руб. 26 коп.
1 февраля 2019 г. административным ответчиком произведена оплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 г. в размере 24545 рублей, 3 октября 2019 г. – 2000 рублей.
В остальной части требование контролирующего органа № 1769 от 29 января 2019 г. об оплате пени и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 г. осталось без исполнения.
19 декабря 2019 г. налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Чернышкова А.И. недоимки по оплате страховых взносов и пени за 2017-2018 г.
Определением мирового судьи судебного участка № № <...> Камышинского судебного района Волгоградской области от 30 января 2020 г. судебный приказ от 26 декабря 2019 г. отменен в связи с поступлением от должника возражений.
В обоснование своих требований о взыскании страховых взносов и пени, административный истец представил в суд требование от 29 января 2019 г. с тем же номером 1769, но с другим сроком уплаты – 28 июня 2019 г.
Из пояснений административного истца, данных им в судебном заседании суда первой инстанции, письменных пояснениях, а также в возражениях на апелляционную жалобу следует, что при формировании требования № 1769 произошла техническая ошибка в виде смещения дат сроков уплаты требований, которая повлекла направление заявления о выдаче судебного приказа с приложением требования № 1769 со сроком уплаты до 28 июня 2019 г., в связи с чем, налоговый орган, обращаясь к мировому судье судебного участка №14 Волгоградской области с заявлением о взыскании задолженности в отношении Чернышкова А.И., не заявлял ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Нарушение процессуального срока произошло по причине, независящей от инспекции.
При разрешении вопроса о восстановлении срока суд исходил из того, что смещение дат в требовании произошло по техническим причинам, что является уважительной причиной и основанием для восстановления срока обращения в суд.
Судебная коллегия с указанным выводом согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в том числе с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 статьи 44).
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенные по уважительной причине выше обозначенные сроки подачи заявлений о взыскании обязательных платежей могут быть восстановлены судом.
При рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные положениями статьи 48 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
При принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, соблюдения срока обращения в суд, уважительных причин пропуска установленного законом срока, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 КАС РФ).
В силу закона налоговый орган не освобожден от обязанности обращаться за судебным взысканием налоговой недоимки в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения действовать разумно и добросовестно, в том числе приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности доказательства уважительности их пропуска.
По убеждению судебной коллегии, причин и обстоятельств, объективно препятствовавших налоговому органу обратиться в суд с соблюдением всех последовательных сроков, установленных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, административным истцом не приведено, а судебной коллегией не установлено.
Так, судебная коллегия не может принять довод административного истца, как основание уважительности пропуска срока, о том, что при формировании требования № 1769 произошла техническая ошибка, поскольку налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений и техническая ошибка является вопросом внутренней организации работы налогового органа, доказательств технической ошибки ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции административным истцом не представлено, а потому основания для восстановления срока отсутствовали.
Таким образом, несмотря на безусловную значимость взыскания в бюджет неуплаченных налогоплательщиком самостоятельно налогов (статья 57 Конституции Российской Федерации), оснований для удовлетворения требований налогового органа о взыскании с Чернышкова А.И. задолженности по страховым взносам, пени в настоящем деле у суда не имелось; административным истцом без уважительных причин пропущен установленный налоговым законодательством срок обращения в суд с заявлением о взыскании налога.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда, которое вышеизложенного не учитывает, не может быть признано законным и обоснованным; на основании пунктов 2 - 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления налогового органа.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 25 августа 2020 г. отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Волгоградской области к Чернышкову А.И. о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.
Председательствующий судья
Судьи