УИД 34RS0005-01-2023-002542-06 административное дело № 2а-1999/2023
Судья Костюк И.И. дело № 33а-11971/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 9 ноября 2023 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.
судей Абакумовой Е.А., Тертышной В.В.
при ведении протокола помощником судьи Собяниной Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Панченко М.Н, к Межрайонной ИФНС России №9 по Волгоградской области, УФНС России по Волгоградской области о восстановлении срока для подачи административного иска в суд, признании незаконным решений налогового органа
по апелляционной жалобе представителя административного истца Панченко М.Н, Короткова М.Я.
на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 26 июля 2023 г., которым административные исковые требования Панченко М.Н, к Межрайонной ИФНС России №9 по Волгоградской области, УФНС России по Волгоградской области о признании незаконным решений налогового органа оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Абакумовой Е.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Панченко М.Н. обратилась с настоящим административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России №9 по Волгоградской области, в обоснование требований указав, что административным ответчиком проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2021 год. На основании представленных сведений налоговым органом установлено, что ею получен доход в размере <.......> руб. от продажи жилого дома по адресу: <адрес>№ <...>. В декларации она заявила об уменьшении дохода на сумму 6918790 руб. фактически понесенных расходов на строительство. В результате проведенной проверки налоговый орган сделал вывод, что не имеет правовых оснований включить в состав расходов сумму в размере <.......> руб. по договору купли-продажи от 5 июня 2020 г. на приобретение жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> а также часть документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на приобретение материалов. По результатам камеральной налоговой проверки 10 января 2023 г. инспекцией принято решение № <...> о привлечении её к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ей доначислена недоимка по налогу в размере 246380 рублей, штраф в размере 12319 рублей. Не согласившись с решением, она 9 февраля 2023 г. подала апелляционную жалобу в УФНС по Волгоградской области, которая решением № <...> от 28 февраля 2023 г. оставлена без удовлетворения. 26 апреля 2023 г. она обратилась в Федеральную налоговую службу с требованием об отмене решения нижестоящего органа. Ответ на жалобу на день подачи административного искового заявления не поступил.
С учетом уточнённых требований, просила суд восстановить срок для подачи административного искового заявления, признать недействительным решение межрайонной ИФНС России №9 по Волгоградской области № <...> от 10января 2023г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решение УФНС России по Волгоградской области № <...> от 28февраля 2023 г.
Определением суда от 20июня 2023г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УФНС России по Волгоградской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Коротков М.Я. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также неверное установление обстоятельств по делу.
Относительно доводов апелляционной жалобы поступили возражения УФНС России по Волгоградской области.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, выслушав представителей административного истца Токарева Д.А., Любимову Н.Н., представителя УФНС России по Волгоградской области Капарова А.Б., судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 220 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже имущества, а также доли (долей) в нем.
Пунктом 1 части 2 статьи 220 НК РФ предусмотрено, что имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 НК РФ, не превышающих в целом 1 000 000 рублей.
В соответствии с пунктом 17.1 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц - доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период: от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса; от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 217.1 НК РФ, в целях настоящей статьи минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий: 1) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации; 2) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации; 3) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком - плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением; 4) в собственности налогоплательщика (включая совместную собственность супругов) на дату государственной регистрации перехода права собственности от налогоплательщика к покупателю на проданный объект недвижимого имущества в виде комнаты, квартиры, жилого дома, части квартиры, части жилого дома (далее в настоящем подпункте - жилое помещение) или доли в праве собственности на жилое помещение не находится иного жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение). В случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.
Вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с пунктом 1 части 2 указанной нормы налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества (пункт 2 части 2 статьи 220 НК РФ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 220 НК РФ в фактические расходы на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или доли (долей) в нем могут включаться следующие расходы: расходы на разработку проектной и сметной документации; расходы на приобретение строительных и отделочных материалов; расходы на приобретение жилого дома или доли (долей) в нем, в том числе не оконченного строительством; расходы, связанные с работами или услугами по строительству (достройке жилого дома или доли (долей) в нем, не оконченного строительством) и отделке; расходы на подключение к сетям электро-, водо- и газоснабжения и канализации или создание автономных источников электро-, водо- и газоснабжения и канализации.
Подпунктом 7 пункта 3 статьи 220 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании документов, подтверждающих возникновение права на указанный вычет, платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих произведенные налогоплательщиком расходы (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
В силу статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
В соответствии с пунктом 3 статьи 228 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи (физические лица, получившие доходы от продажи недвижимого имущества, принадлежащего им на праве собственности), обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Согласно пункту 1 статьи 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными, в том числе в пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.
Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Кроме того, в силу положений пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со статьей 219 ГК РФ установлено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Следовательно, право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права собственности на данное имущество.
Статья 235 ГК РФ предусматривает основания прекращения права собственности: отчуждение собственником своего имущества другим лицам, отказ собственника от права собственности, гибель или уничтожение имущества, утрата права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
С 1 января 2017 г. в соответствии с частью 8 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее-Федеральный закон № 218-ФЗ) снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства и государственная регистрация прекращения прав на этот объект, если государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении его были осуществлены ранее, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом созданных в результате завершения строительства этого объекта здания, сооружения или всех помещений либо машино-мест в них и государственной регистрацией прав на них.
Частью 3 статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
При этом, исходя из части 5 статьи 1 Федерального закона №218-ФЗ, государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
В связи с изложенным, если в результате действий с объектами недвижимого имущества образуются новые объекты недвижимого имущества, а старые объекты прекращают свое существование, то минимальный предельный срок владения такими новыми объектами исчисляется с даты государственной регистрации на них права собственности.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, 29апреля 2022 г. Панченко М.Н. представлена налоговая декларация по НДФЛ за 2021 год в связи с получением дохода в размере <.......> рублей от продажи жилого дома, расположенного по адресу: г<адрес>, кадастровый номер № <...> (находившегося в собственности с 15 января по 25 декабря 2021 г.).
Одновременно в представленной декларации Панченко М.Н. воспользовалась правом, установленным пунктом 2 части 2 статьи 220 НК РФ и заявила об уменьшении суммы своих облагаемых налогом доходов на 6918790 руб. фактически произведенных расходов, связанных со строительством реализованного жилого дома, исчислив налог, подлежащий уплате в бюджет в размере 10557 рублей. В подтверждение расходов налогоплательщиком представлены платежные документы с реестрами по 319 позициям, а также договор купли-продажи от 5 июня 2020 г. жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером № <...>.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации заявителя Панченко М.Н. по НДФЛ за 2021 год Инспекцией подтверждена сумма фактически произведенных расходов, связанных со строительством реализованного жилого дома, в размере 5023558 руб.
При этом налоговым органом не приняты к уменьшению и исключены расходы на приобретение жилого дома площадью 33 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № <...>, в размере <.......>., а также расходы на приобретение котла, сантехники, забора, тротуарной плитки, жалюзи и т.д. в общей сумме 395232руб., как не относящиеся к расходам, связанным со строительством реализованного дома.
Согласно договору купли-продажи от 24 декабря 2021 г. Панченко М.Н. продала за <.......>. жилой дом, по адресу: <адрес>, общей площадью 188,9 кв.м, кадастровый номер № <...>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № <...>
В ходе проверки также установлено, что реализованный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 188,9 кв.м имел кадастровый номер № <...>, поставлен на кадастровый учет 15 января 2021 г. в связи с его созданием на основании технического плана здания от 26 октября 2020г., а также в этот же день в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности.
Жилым домом по адресу: <адрес> площадью 33 кв.м с кадастровым номером № <...> Панченко М.Н. владела с 9 июня по 9 декабря 2020 г.
Решением МИФНС России №9 по Волгоградской области № 20 от 10января 2023 г. Панченко М.Н. привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и ей начислена недоимка в размере 246380 руб., а также штраф в размере 12319 руб. в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Несмотря на то, что при проверке доводов апелляционной жалобы Панченко М.Н. на приведенное выше решение УФНС России по Волгоградской области установлено, что не подлежали принятию документы на большую сумму (427220,50руб.), решением УФНС России по Волгоградской области № <...> от 28 февраля 2023г. апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение МИФНС России №9 по Волгоградской области без изменения.
Судебная коллегия находит выводы суда верными, основанными на установленных по делу обстоятельствах при правильном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Разрешая публично-правовой спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решений налогового органа МИФНС России №9 по Волгоградской области от 10 января 2023г., поскольку Панченко М.Н. правомерно доначислена недоимка по налогу на доходы физических лиц, ввиду необоснованного включения в состав имущественного налогового вычета расходов на приобретение котла, сантехники, забора, тротуарной плитки, электротоваров, светильников, жалюзи и т.д. в общей сумме 395232 руб., а также штраф, в связи с чем отказал в удовлетворения административного иска в полном объеме.
При этом судом правомерно отклонен довод административного истца о необоснованном исключении из имущественного налогового вычета расходов в размере 1500000 руб. на приобретение жилого дома с кадастровым номером № <...>, расположенного на арендованном земельном участке, который впоследствии снят с кадастрового учета 9 декабря 2020 г., поскольку у налогового органа отсутствовали правовые основания для предоставления заявителю права на включение в расход этой суммы.
Судебная коллегия находит выводы суда верными, основанными на установленных по делу обстоятельствах, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами и законе, подлежащем применению, с учетом определения юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами, достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, с приведением надлежащей правовой аргументации изложены в принятом судебном акте.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Из содержания вышеприведенных норм права следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В рассматриваемом случае совокупность обязательных вышеприведенных условий по административному делу не установлена, данные о том, что оспариваемые действия (бездействие), решения административного ответчика нарушили права административного истца, отсутствуют в материалах административного дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что расходы в размере 395323 руб. на приобретение электрооборудования, санитарно-технического оборудования, тротуарной плитки для благоустройства дворовой территории приусадебного участка и т.д. относятся к строительным расходам и должны быть учтены при предоставлении имущественного налогового вычета, несостоятельны, основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Установленный подпунктом 3 пункта 3 статьи 220 НК РФ перечень расходов на новое строительство жилого дома и его отделку для целей получения имущественного налогового вычета является закрытым, иные расходы, в частности на приобретение инструментов и оборудования, к вычету не принимаются.
Налогоплательщик вправе включить в состав имущественного налогового вычета расходы, связанные с выполнением налогоплательщиком строительных и отделочных работ, относимых к таким работам Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014, и (или) приобретением соответствующих строительных и отделочных материалов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что затраты на покупку электроприборов, сантехнического оборудования и жилого дома на арендованном земельном участке, который впоследствии прекратил свое существование, не могут включаться в сумму затрат на получение имущественного налогового вычета в качестве расходов на новое строительство жилого дома и его отделку.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию истца с решением суда, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу заявленных требований, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 26 июля 2023г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Короткова М.Я. – без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы в порядке, установленном главой 35 КАС РФ, через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Судьи