НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 08.08.2019 № 33-10655/19

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 августа 2019 года по делу № 33-10655\19

Судья Чурина Е.В.

8 августа 2019 года в г.Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе

председательствующего Ванюхина Н.Н.

судей Колгановой В.М. и Грымзиной Е.В.

при секретаре Лузине Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Янушевской В. В. к ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г.Волгограда о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии,

по апелляционной жалобе представителя Янушевской В. В. – Васильевой И.В. на решение Кировского районного суда г.Волгограда от 9 апреля 2019 года, которым:

в удовлетворении вышеуказанных исковых требований Янушевской В. В. было отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., выслушав представителя Янушевской В.В. – Васильеву И.В., поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г.Волгограда - Квочкиной Д.И. на доводы жалобы

установила:

Янушевская В.В. обратилась в суд с иском к ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г.Волгограда о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии, в обоснование требований указав на то, что с 30 августа 1996 года она является пенсионером. В настоящее время сумма пенсионного обеспечения составляет 18 451 рублей 04 копеек, из них 12158 рублей 23 копейки – страховая пенсия по старости, 6292 рублей 81 копейка – пенсия по потере кормильца. В соответствии с записями в трудовой книжке, выданной 18 октября 1966 года, её общий трудовой стаж на 1 января 2002 года составил 41 год 6 месяцев 21 день, общий трудовой стаж, приобретенный до 1 января 1991 года, составил 24 года 11 дней.

По её мнению, размер выплачиваемой пенсии по старости не отвечает продолжительности стажа работы, а также количеству страховых взносов, уплаченных работодателем, в связи с чем, ответчиком производится неправильное исчисление пенсии, в связи с чем, истце просила суд: обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с 1 июля 1996 года, взыскать с ответчика сумму ущерба в размере разницы назначенной пенсии и пенсии пересчитанной с момента назначения пенсии по настоящее время, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере 47750 рублей.

В ходе судебного разбирательства, в порядке ст.39 ГПК РФ, представитель истца исковые требования изменила и просила суд: обязать ответчика произвести перерасчет пенсии: соотношение заработной платы Янушевской В.В. за период с июля 1994 года по июнь 1996 года к заработной плате по стране в тот же период, что составляет 1,2, пенсионный капитал за период с 2002 года по 2014 год – 124090 рублей 49 копеек, в остальной части требования о взыскании расходов по оплате юридических услуг оставлены без изменения

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Янушевской В.В. – Васильева И.В. оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, постановить новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 ГК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

С 1 января 2015 года пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом N 400-ФЗ. При этом ранее действующий Закон N 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий в части, не противоречащей Закону N 400-ФЗ (часть 3 статьи 36 Закона N 400-ФЗ).

Согласно статье 30 Закона N 173-ФЗ, при назначении пенсии производится оценка пенсионных прав застрахованного лица с учетом общего трудового стажа, заработной платы по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, исходя из размера которого, определяется страховая часть трудовой пенсии.

Размер страховой (трудовой) пенсии определяется на основании индивидуального комплекта документов, имеющегося в распоряжении органа, осуществляющего пенсионного обеспечение с учетом пенсионных прав (продолжительности общего трудового стажа, сведений о заработной плате), приобретенных на 1 января 2002 года и преобразованных в расчетный пенсионный капитал в соответствии с нормами статьи 30 Закона N 173-ФЗ, и страховых взносов, начисленных (уплаченных) в Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2002 года (при наличии факта работы после 1 января 2002 года).

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона N 173-ФЗ, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела и установлено судом, с 1 июля 1996 года Янушевской В.В. назначена трудовая пенсия по старости по Списку №1 в соответствии с Федеральным Законом «О государственных пенсиях в РФ» №340-ФЗ от 20 ноября 1990 года.

С 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, в связи с чем трудовые пенсии, назначенные ранее, пересчитывались по нормам нового Федерального закона. Оценка пенсионных прав производилась по состоянию на 31 декабря 2001 года.

Для расчета пенсии истца ответчиком был учтен заработок с июля 1985 года по июнь 1990 года, как наиболее выгодный вариант. Отношение среднемесячного заработка истца за данный период работы к среднемесячной заработной плате по стране за этот период составляет 0,894, за июль 1994 года по июнь 1996 года - 0,628.

Согласно ст. 30 Закона №173-ФЗ среднемесячный размер заработной платы по стране за указанный период составлял 233 рублей 56 копеек. Размер средней заработной платы истца составил 208 рублей 91 копейка (208,91/233,56=0,894).

По состоянию на 31 декабря 2001 года общий трудовой стаж Янушевской В.В. составил 34 года 11 месяцев 12 дней, соответственно стажевый коэффициент - 0,74. (по списку № 1 женщине требуется 15 лет, 55+(34-15)=55+19=74%).

Трудовой стаж учтен по представленной трудовой книжке, неучтенных периодов нет. Оценка пенсионных прав истца произведена по нормам п.6 статьи 30 Закона №173-ФЗ на 1 января 2002 года.

Согласно представленного УПФР в Кировском районе г. Волгограда расчета размера страховой части пенсии Янушевской В.В. на 1 января 2002 года составляет: (0, 74 х 0,894 х1671) - 450,00 = 656 рублей 20 копеек, где 0,74- стажевый коэффициент; 0,894 - отношение среднемесячной заработной платы за период работы с июля 1985 года по июнь 1990 года к среднемесячной заработной плате по стране за этот же период; 1671 рубль - среднемесячная заработная плата в РФ за 3 квартал 2001 года (статистические данные); 450 рублей - базовый размер пенсии.

По состоянию на 1 января 2002 года размер пенсии истца составил 1106 рублей 20 копеек.

В последующий период размер страховой части пенсии увеличивался на основании принимаемых нормативных документов, в том числе за счет плановых индексаций и корректировок страховой части трудовой пенсии.

Как следует из пенсионного дела Янушевской В.В., общий трудовой стаж истца, сложившийся из периодов трудовой деятельности до 1 января 2002 года, составляет 34 года 11 месяцев.

В соответствии со статьей 12 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы засчитываются иные периоды (нестраховые периоды), перечень которых определен данной статьей. При этом на основании статьи 13 Закона № 400-ФЗ в случае совпадения по времени периодов работы и нестраховых периодов при исчислении страхового стажа, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.

На основании данной правовой нормы, с 1 января 2015 года пенсионер, имеющий «нестраховые периоды», в любое время может обратиться в территориальный орган ПФР с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии с приложением к нему всех необходимых документов, подтверждающих право на учет соответствующего «нестрахового» периода. Документы, подтверждающие «нестраховые периоды», определены законодательством. Например, для учета периода ухода одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет необходимы документы, удостоверяющие рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет.

В соответствии со статьей 23 Закона № 400-ФЗ перерасчет пенсии по указанному основанию производится с 1-ого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято соответствующее заявление от пенсионера с приложением к нему всех необходимых для такого перерасчета документов.

С заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости в связи с учетом периодов ухода за детьми, Янушевского С.В., 29 августа 1971 года рождения, и Янушевского А.В., 31 мая 1979 года рождения, истец Янушевская В.В. обратилась в УПФР в Кировском районе г. Волгограда 3 августа 2017 года.

При рассмотрении вышеуказанного заявления установлено, что учет периода ухода за детьми в возрасте до полутора лет вместо периодов работы определяет величину индивидуального пенсионного коэффициента заявителя в более высоком размере, в связи с чем, с 1 сентября 2017 года размер пенсии истца был пересмотрен и составил 12 158 рублей 23 копейки.

При этом, общий трудовой стаж, определенный по состоянию на 1 февраля 2002 года с исключением из него периодов ухода за детьми, составил 31 год.

С учетом государственной пенсии, установленной истцу в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», общая сумма пенсионных выплат составила 18 451 рубль 4 копейки (12 158 рублей 23 копейки – страховая пенсия по старости + 6292 рублей 81 копека – пенсия по государственному пенсионному обеспечению).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2014 года № 241 с 1 апреля 2014 года утвержден коэффициент дополнительного увеличения размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в размере 1,017.

Кроме того, коэффициент 1,114 – индекс роста потребительских цен за 2014 год для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2015 года (постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2014 г. № 241), не применяется при определении расчетного пенсионного капитала для расчета страховой части пенсии на 31 декабря 2014 года. Указанный индекс учитывается при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды после 1 января 2015 года. Пенсионный капитал, принятый при первоначальном назначении страховой пенсии, в дальнейшем индексации не подлежит. Впоследствии индексируется только страховая пенсия и фиксированная выплата к страховой пенсии.

С 1 января 2010 года в РФ проведена валоризация — переоценка пенсионных прав граждан, приобретенных до 1 января 2002 года.

В соответствии со статьей 30.1 Закона N 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о признании утратившими силу (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 1 января 2010 года проведена валоризация - переоценка пенсионных прав, приобретенных до 1 января 1991 года.

Согласно пункту 1 статьи 30.1. Закона N 173-ФЗ, сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 Закона N 173-ФЗ, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

При этом в общий трудовой (страховой) стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 Закона N 173-ФЗ. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.

Сумма валоризации определяется индивидуально, в зависимости от продолжительности трудового стажа до 1 января 1991 года и пенсионных прав застрахованных лиц в денежном выражении до 1 января 2002 года, преобразованных в расчетный пенсионный капитал согласно ст. 30 Закона №173-ФЗ (в ред. Закона №213-ФЗ).

Стаж истца, выработанный до 1 января 1991 года составил 24 года. Поэтому процент валоризации величины расчетного пенсионного капитала равен 34% (24% за стаж выработанный до 1991 года +10% за стаж работы до 2002 года)

С учётом валоризации и индексаций базовой и страховой частей пенсии по состоянию на 1 августа 2017 года размер пенсии истца составил 18 360 рублей 76 копеек, из них: 4 805 рублей 11 копеек - фиксированная выплата, 7 262 рублей 84 копейки - страховая пенсия, 6292 рубля 81 копейка государственная пенсия.

3 августа 2017 года Янушевская В.В. обратилась за перерасчетом пенсии по замене стажа на нестраховые периоды. После перерасчета по состоянию на 1 сентября 2017 года размер пенсии Янушевской В.В. составляет 18 451 рубль 4 копейки, из расчета: 4 805 рублей 11 копеек- фиксированная выплата, 7 353 рублей 12 копеек - страховая пенсия (в том числе 636 рублей 50 копеек -размер пенсии за нестраховые периоды ухода за двумя детьми, стаж на 1 января 2002 года стал составлять - 31 год, на 1 января 1991 года -21 год.), 6292 рубля 81 копейка - государственная пенсия по случаю потери кормильца, как вдове военнослужащего ЧАЭС в соответствии с Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении в РФ № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, которая индексируется в соответствии с Постановлением Правительства.

Материалами дела также установлено, что в связи с обращением Янушевской В.В. в ОПФР по Волгоградской области, была проведена дополнительная проверка правильности индексации размера страховой пенсии, в ходе которой каких-либо нарушений установлено не было.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что при назначении пенсии, а также индексации размера страховой пенсии, каких-либо нарушений пенсионного обеспечения истца со стороны ответчика допущено не было.

Доводы апелляционной жалобы о неверном исчислении ответчиком заработной платы истца к заработной плате по стране за периоды до 2001 года по причине не включения в заработную плату премий со ссылкой на справку о размере заработка, выданную ОАО «Химпром» от 12 августа 1996 года, не состоятельны, т.к. в среднемесячный заработок включаются только те премиальные выплаты, которые предусмотрены системой оплаты труда на данном предприятии - премии по итогам работы за месяц, квартал, год и т.д. Иные виды премий не предусмотрены системой оплаты труда и не учитываются при расчете среднемесячного заработка. Для расчета пенсии истца ответчиком был учтен заработок с июля 1985 года по июнь 1990 года, как наиболее выгодный вариант.

Иные доводы жалобы не опровергают выводов суда, которые были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется, поскольку они не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.

В целом доводы апелляционной жалобы, по сути выражают несогласие с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильной оценке фактических обстоятельств дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г.Волгограда от 9 апреля 2019 года по гражданскому делу по иску Янушевской В. В. к ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г.Волгограда о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Янушевской В. В.Васильевой И.В. – оставить без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –