НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 07.09.2022 № 2А-2372/2022

УИД 34RS0011-01-2022-002687-13 Административное дело 2а-2372/2022

Судья Милованова Ю.В. Дело № 33а-9815/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Волгоград 7 сентября 2022г.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Сергеева С.С., Гоношиловой О.А.

при ведении протокола помощником судьи Собяниной Т.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г.Волжскому Волгоградской области к Сандаковой И.И. о взыскании задолженности по налогам и пени

по апелляционной жалобе административного ответчика Сандаковой И.И.

на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 16 мая 2022 г., которым с Сандаковой И.И. в пользу ИФНС России по г.Волжскому Волгоградской области взыскана задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса РФ за 2018-2019 годы в размере <.......> рублей, по сроку уплаты 15 июля 2019 г., пеня в размере 614769 рублей 36 копеек, штраф по сроку уплаты 6 сентября 2021 г. в размере 442906 рублей 00 копеек, штраф по сроку уплаты 6 сентября 2021 г. в размере 664359 рублей 00 копеек.

В доход бюджета городского округа - город Волжский Волгоградской области с Сандаковой И.И, взыскана государственная пошлина в размере 38 955 рублей 45 копеек.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области обратилась в суд с административным иском к Сандаковой И.И. о взыскании задолженности по налогам и пени, в обоснование требований указав, что согласно данным регистрирующих органов, Сандакова И.И. являлась собственником имущества – земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 17987 кв.м., и здания оздоровительного лагеря (нежилое помещение), кадастровый номер № <...>, площадью 3223,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 6 сентября 2021 г. № <...> о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации, с учетом обстоятельств смягчающих ответственность в виде штрафа в размере 1107265 рублей. Кроме того налогоплательщику предложено уплатить недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2018-2019 года в сумме <.......> рублей, а также пени за несвоевременную уплату налогов в размере 614769 рублей 36 копеек. До настоящего времени задолженность не погашена. ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области просила суд взыскать с Сандаковой И.И. в свою пользу задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса РФ за 2018-2019 года в размере <.......> рублей, по сроку уплаты 15 июля 2019 г., пени в размере 614769 рублей 36 копеек, штраф по сроку уплаты 6 сентября 2021 г. в размере 442906 рублей, штраф по сроку уплаты 6 сентября 2021 г. в размере 664359 рублей.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик Сандакова И.И. просит об отмене постановленного по делу решения. В обоснование жалобы указывает на необоснованность применения налоговым органом для расчета налога на доходы физических лиц, полученных от продажи земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 17987 кв.м. и здания оздоровительного лагеря (нежилое помещение), кадастровый номер № <...>, площадью 3223,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровой стоимости, поскольку расчетов рыночной стоимости в материалы дела не представлено.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Выслушав представителя административного истца Сандаковой И.И. – Горину Л.М., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области Максименко О.В., изучив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в официально опубликованном Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; плательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Статьей 13 Налогового кодекса РФ установлены виды федеральных налогов и сборов, подлежащих уплате на территории Российской Федерации, среди которых значится налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).

В силу пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.

К доходам от источников в Российской Федерации относятся, в том числе, доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации (подпункт 5 пункт 1 статьи 208 Налогового кодекса РФ).

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период, от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса (пункт 17.1 статьи 217 Налогового кодекса РФ).

Согласно пункту 2 статьи 217.1 Налогового кодекса РФ доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

В силу пункта 4 этой же статьи в случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.

Пунктом 5 статьи 217.1 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

Статьей 228 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что физические лица, получившие доход от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет (пункт 2); обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (пункт 3); обязаны уплатить общую сумму налога в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4).

За невыполнение требований налогового законодательства и совершение налоговых правонарушений Налогового кодекса РФ предусмотрена ответственность.

В частности, пункт 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса.

Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (пункт 3 статьи 108 Налогового кодекса РФ).

В соответствии пунктом 2 статьи 229 Налогового кодекса РФ физические лица не позднее 30 апреля следующего за истекшим налоговым периодом представляют декларацию о доходах.

Таким образом, срок представления декларации по форме 3-НДФЛ за 2018 год - 30 апреля 2019 г., за 2019 год на основании постановления Правительства РФ № 409 от 2 апреля 2020 г. продлен до 30 июля 2020 г.

Из материалов дела следует, что в период с 4 февраля 2021 г. по 7 мая 2021 г. ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области в отношении Сандаковой И.И. проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности и своевременности исчисления и уплаты всех налогов, сборов, страховых взносов за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2019 г.

В ходе проведения проверки установлено, что в проверяемом периоде Сандаковой И.И. производилась реализация объектов недвижимости, находящихся в ее собственности менее предельного срока владения имуществом – 5 лет.

Из анализа данных ЕГРН, имеющихся первичных документов установлено, что 5 объектов (3 земельных участка и 2 объекта недвижимости) реализованных Сандаковой И.И. в 2018 году находились в собственности менее 5 лет. В связи с данным фактом, у Сандаковой И.И. имеется обязанность декларировать за 2018 год, 2019 год полученные доходы от реализации указанных объектов собственности.

Согласно материалам дела, декларация по форме 3-НДФЛ за 2018 год представлена Сандаковой И.И. с нарушением установленного Налогового кодекса РФ срока, а именно 10 июня 2021 г. В соответствии с пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, Сандаковой И.И. необходимо было представить декларацию по форме 3-НДФЛ за 2018 год не позднее 30 апреля 2019 г.

К декларации по форме 3 НДФЛ за 2018 год Сандаковой И.И. приложены документы, подтверждающие приобретение и реализацию объектов недвижимости: земельного участка с кадастровым номером № <...>, здания общежития с кадастровым номером № <...> Доход полученный Сандаковой И.И. от реализации данных объектов недвижимости отражен в декларации 3-НДФЛ за 2018 год. А также, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиком заявлен имущественный налоговый вычет в размере доходов, полученных от реализации здания общежития с кадастровым номером № <...> Доходы, полученные Сандаковой И.И. от реализации земельного участка с кадастровым номером № <...> в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса РФ уменьшены налогоплательщиком на сумму фактически понесенных расходов при приобретении данного объекта. Подтверждающие документы представлены. В отношении определения налоговой базы для расчета НДФЛ по объектам данным объектам недвижимости нарушений налоговым органом не установлено. Однако зафиксирован факт несвоевременного предоставления налоговой декларации.

Земельный участок с кадастровым номером № <...> а также трехэтажное кирпичное основное строение оздоровительного лагеря с кадастровым номером № <...> расположенные по адресу: <адрес> приобретены Сандаковой И.И. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества № <...> от 16 августа 2017 г. у Сандаковой С.Б.

Реализация земельного участка с кадастровым номером № <...> здания с кадастровым номером № <...> произведена Сандаковой И.И. на основании договора купли-продажи от 6 апреля 2018 г в адрес Пепелова Е.В. В договоре от 15 марта 2018 г. указано, что Сандаковой И.И. деньги в сумме <.......> рублей получены полностью. В договоре № 5 от 16 августа 2017 г. указано, что Сандаковой С.Б. деньги в сумме 6700000 рублей получены.

Таким образом, при реализации в 2018 году земельного участка с кадастровым номером № <...> расположенного по адресу: <адрес> Сандаковой И.И. получен доход в размере 4447000 рублей, что больше кадастровой стоимости земельного участка.

При этом установлено, что для приобретения данного земельного участка Сандакова И.И. понесла расходы в размере 1700000 рублей, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса РФ признается налоговым вычетом. Таким образом, налоговая база составляет: 4470000 рублей – 1700000 рублей = 2747000 рублей. Сумма налога на доходы физических лиц за 2018 год (в отношении реализации указанного земельного участка) составит: 2747000 рублей * 13 % = 357110 рублей.

Расчет НДФЛ в отношении реализации здания кадастровый номер № <...> расположенного по адресу: <адрес>: доход, полученный Сандаковой И.И. от реализации здания с кадастровым номером № <...> по договору купли-продажи составляет 50000 рублей, что меньше кадастровой стоимости объекта на 1 января 2018 г., умноженной на коэффициент 0,7 (49746663 рубля 75 копеек * 0,7 = 34822664 рублей 63 копейки).

Следовательно, в соответствии с пунктом 2 статьи 214.10 Налогового кодекса РФ в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества. Таким образом, сумма дохода для определения налоговой базы для исчисления НДФЛ по указанному объекту составляет 34 822 665 рублей.

Согласно ответам, полученным от Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером № <...> с видом объекта «Здание», с назначением «Нежилое», площадью 3223,5 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> внесены в ЕГРН 18 декабря 2013 г. Кадастровая стоимость объекта движимости кадастровый номер № <...> внесена на основании постановления Губернатора Волгоградской области от 21 марта 2013 г. № 253, и в соответствии с пунктом 2.1 Приказа министерства экономического развития РФ от 18 марта 2011 г. № 113 и составляет 49746 663 рублей 75 копеек. Дата определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости – 18 декабря 2013 г.

Для приобретения данного здания кадастровый номер № <...> Сандакова И.И. понесла расходы в размере 5000000 рублей, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса РФ признается налоговым вычетом. Таким образом, налоговая база составляет: 34 822 665 рублей – 5 000 000 рублей = 29 822 665 рублей. Сумма налога на доходы физических лиц за 2018 год (в отношении реализации указанного здания № <...>) составит: 29822665 рублей * 13 % =3876946 рублей.

При этом Сандаковой И.И., позже установленного Налоговым кодексом РФ срока, представлена налоговая декларация за 2018 год, с приложением документов. В отношении земельного участка с кадастровым номером № <...> здания с кадастровым номером № <...> Сандаковой И.И. представлен только договор купли-продажи от 6 апреля 2018 г., подтверждающий реализацию указанных объектов в адрес Пепелова Е.В. Документы, подтверждающие расходы на приобретение данных объектов к декларации не представлены.

Таким образом, в ходе проведения проверки установлено, нарушение Сандаковой И.И. пункта 2 статьи 214.10 Налогового кодекса РФ при определении доходов от реализации недвижимого имущества, а также нарушение подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса РФ при определении документально подтвержденных расходов. Вышеизложенное привело к неправомерному занижению налогооблагаемой базы для исчисления НДФЛ, чем нарушен пункт 6 статьи 210 Налогового кодекса РФ.

На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 13 января 2019 г. Сандакова И.И. реализовала в адрес Зимовец Е.А. объекты, расположенные по адресу: <адрес> земельный участок с кадастровым номером № <...> площадью 29440 кв.м. Стоимость реализации 3000000 рублей; здание склада и овощехранилища с кадастровым номером № <...> площадью 116.2 кв.м. Стоимость реализации 700000 рублей; здание электрощитовой с кадастровым номером № <...> площадью 24.8 кв.м. Стоимость реализации 150000 рублей.

В договоре от 13 января 2019 г. указано, что денежные средства получены Сандаковой И.И. полностью. Указанные объекты недвижимости приобретены Сандаковой И.И. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества № <...> от 16 августа 2017 г. у Сандаковой С.Б. Цена приобретения объектов недвижимости аналогична цене реализации. Следовательно, налоговая база для определения НДФЛ в отношении зданий (с кадастровыми номерами № <...> и № <...>) равна нулю.

Однако у Сандаковой И.И. имелась обязанность представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2019 год с произведенным расчетом, а также копии документов, подтверждающие полученные доходы от реализации указанного недвижимого имущества, и копии документов, подтверждающие затраты на приобретение указанного недвижимого имущества. Декларация Сандаковой И.И. не представлена.

В отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> установлено, что его часть сдавалась Сандаковой И.И. в аренду в адрес <.......> на длительный срок 2017-2019 года с систематическим (ежемесячным) получением доходов в течение всего указанного периода, что в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса РФ признается предпринимательской стельностью.

Следовательно, налоговая база для исчисления НДФЛ в отношении доходов, полученных от реализации земельного участка кадастровый номер № <...> составляет 3000000 рублей. Сумма налога на доходы физических лиц за 2019 год (в ношении реализации указанного земельного участка) составит: 3000000 рублей * 13 % = 390000 рублей.

Также в ходе проведения выездной налоговой проверки установлено, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 14 февраля 2019 г. Сандакова И.И. реализовала в адрес Грачева М.Н. объекты, расположенные по адресу: <адрес> земельный участок с кадастровым номером № <...> площадью 9500 кв.м. Стоимость реализации 2500000 рублей; здание дома директора с кадастровым номером № <...> площадью 24.7 кв.м. Стоимость реализации 50000 рублей; здание котельной с кадастровым номером № <...> площадью 887.6 кв.м. Стоимость реализации 450000 рублей; здание склада с кадастровым номером № <...> площадью 450.2 кв.м. Стоимость реализации 500000 рублей.

В договоре от 14 февраля 2019 г. указано, что денежные средства получены Сандаковой И.И. полностью. В отношении земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес> установлено, что часть данного участка сдавалась Сандаковой И.И. в аренду в адрес <.......> на длительный срок 2017-2019 года, с систематическим (ежемесячным) получением доходов в течение всего указанного периода, что в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса РФ признается предпринимательской деятельностью.

Следовательно, налоговая база для исчисления НДФЛ в отношении доходов, полученных от реализации земельного участка с кадастровым номером № <...> составляет <.......> рублей. Сумма налога на доходы физических лиц за 2019 год (в отношении реализации земельного участка) составит: 2500000 рублей * 13 % = 325000 рублей.

Однако у Сандаковой И.И. имелась обязанность представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2019 год с произведенным расчетом, а также копии документов, подтверждающие полученные доходы от реализации указанного недвижимого имущества, и копии документов, подтверждающие затраты на приобретение указанного недвижимого имущества. Декларация Сандаковой И.И. не представлена.

Таким образом, в ходе проверки установлено, что Сандаковой И.И. налоговая декларация 3-НДФЛ за 2018 год представлена с нарушением установленного пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса РФ срока, кроме того декларация содержит недостоверные сведения, в связи с чем Сандаковой И.И. неправомерно не исчислен и не уплачен НДФЛ с доходов от продажи недвижимого имущества за 2018 год.

В нарушении пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса РФ налоговая декларация за 2019 год Сандаковой И.И. не представлена, НДФЛ с доходов от продажи недвижимого имущества не исчислен и не уплачен.

Таким образом, в ходе проведения выездной налоговой проверки Сандаковой И.И. установлена неуплата НДФЛ за период 2018-2019 года в размере <.......> рублей, в том числе: за 2018 год – <.......> рублей; за 2019 год – 715000 рублей.

По итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 6 сентября 2021 г. № <...> о привлечении к ответственности, за совершение налогового правонарушения предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации, с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность в виде штрафа в размере 1107265 рублей. Кроме того налогоплательщику предложено уплатить недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2018-2019 года в сумме <.......> рублей, а также пени за несвоевременную уплату налогов в размере 614769 рублей 36 копеек.

В адрес Сандаковой И.И. налоговым органом направлено требование от 22 ноября 2021 г. № <...> об уплате в срок не позднее 13 января 2022 г. сумм налога в размере <.......> рублей, по сроку уплаты 15 июля 2019 г., пени в размере 614769 рублей 36 копеек, штраф по сроку уплаты 6 сентября 2021 г. в размере 442906 рублей, штраф по сроку уплаты 6 сентября 2021 г. в размере 664359 рублей.

Данное налоговое требование оставлено Сандаковой И.И. без исполнения, в связи с чем ИФНС России по г.Волжскому Волгоградской области обратилась к мировому судье судебного участка № 74 судебного района города Волжского Волгоградской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Сандаковой И.И. указанной задолженности по налогам, пени и штрафа.

24 января 2022 г. мировым судьей судебного участка № 74 судебного района города Волжского Волгоградской области был выдан судебный приказ № <...> о взыскании с Сандаковой И.И. задолженности по налогу, пени и штрафу.

Определением мирового судьи судебного участка № 74 судебного района города Волжского Волгоградской области от 21 февраля 2022 г. судебный приказ № <...> от 24 января 2022 г. о взыскании с Сандаковой И.И. задолженности отменен, основанием для отмены послужили возражения ответчика, относительно судебного приказа.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для взыскания с Сандаковой И.И. отраженных в налоговом требовании от 22 ноября 2021 г. № <...> денежных сумм.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что доход для определения налоговой базы за проданные объекты с кадастровыми номерами № <...>, № <...> подлежит исчислению исходя из рыночной стоимости, судебная коллегия находит не основанными на нормах права.

Положения пункта 5 статьи 217.1 Налогового кодекса РФ регламентировали определение дохода исходя из кадастровой стоимости проданного в налоговом периоде объекта, определенной по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость объекта недвижимости это полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Из приведенного правового регулирования следует, что кадастровая стоимость и рыночная стоимость недвижимости - это два разных понятия и две разные величины. Кадастровая стоимость не является рыночной стоимостью, но механизм ее определения предполагает, что она должна быть максимально приближена к ней.

При этом кадастровая стоимость может быть оспорена, либо установлена по заявлению заинтересованного лица в размере рыночной стоимости в порядке статей 22, 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Между тем, из материалов дела не следует, что Сандакова И.И. обращалась в указанном порядке с заявлениями об оспаривании, либо установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами № <...>, № <...> равной их рыночной стоимости.

Исходя из императива установленного пунктом 5 статьи 217.1 Налогового кодекса РФ налоговый орган при определении налоговой базы обязан руководствоваться кадастровой стоимостью объектов недвижимости, сведения о которой предоставляются в порядке статьи 85 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского городского суда Волгоградской области от 16 мая 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Сандаковой И.И. - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья

Судьи: