Судья Любченко А.А. № 33-10884/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 ноября 2020 года г. Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Станковой Е.А.,
судей: Грымзиной Е.В., Гулян Р.Ф.,
при секретаре Пахотиной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-2305/2020 по иску Высоцкого А.А. к государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по Центральному району Волгограда» о признании незаконными действий по удержанию социальных выплат, возложении обязанности перечислить ежемесячную денежную выплату,
по апелляционной жалобе Высоцкого А.А.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 14 июля 2020 года, которым постановлено:
исковое заявление Высоцкого А.А. к государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по Центральному району Волгограда» о признании незаконными действий, возложении обязанности – удовлетворить;
взыскать с государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по Центральному району Волгограда» в пользу Высоцкого А.А. ежемесячную денежную выплату в размере 7502 рубля;
в удовлетворении требований Высоцкого А.А. к государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по Центральному району Волгограда» о признании незаконными действия ГКУ ЦСЗН по Центральному району Волгограда, выразившееся в одностороннем удержании материальной помощи за оплату коммунальных услуг за период с октября 2015 года по июнь 2018 года по жилому помещению: квартира <адрес> и обязании ГКУ ЦСЗН по Центральному району Волгограда перечислить ежемесячную денежную выплату на компенсацию жилищных коммунальных услуг в размере 50% стоимости оплаты за коммунальные услуги и взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с апреля 2019 года по день вынесения решения суда – отказать.
Заслушав доклад судьи Грымзиной Е.В., выслушав объяснения представителя Высоцкого А.А. З.В.., поддержавшего доводы жалобы, представителя ГКУ «Центр социальной защиты населения по Центральному району Волгограда» Б.Е.., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам
установила:
Высоцкий А.А. обратился в суд с иском к ГКУ «Центр социальной защиты населения по Центральному району Волгограда» о признании незаконными действий по удержанию социальных выплат, возложении обязанности перечислить ежемесячную денежную выплату.
В обоснование исковых требований указал, что с 2000 года истец является получателем мер государственной социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере xxx рублей, а также ежемесячной денежной выплаты на компенсацию расходов в размере 50 % по оплате за коммунальные услуги и взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, в котором он проживает.
С апреля 2019 года была прекращена выплата компенсации за ЖКУ, а с августа 2019 года прекращена и выплата ежемесячной денежной поддержки в размере xxx рублей, в связи со сменой им регистрации по месту жительства с ноября 2015 года до июня 2018 года.
Считает указанные действия ответчика незаконными, нарушающими право истца на получение гарантированной государством меры социальной поддержки.
Уточнив требования, просил суд признать незаконными действия ГКУ ЦСЗН по Центральному району Волгограда, выразившееся в одностороннем удержании материальной помощи за оплату коммунальных услуг за период с октября 2015 года по июнь 2018 года по жилому помещению: <адрес>; обязать ГКУ ЦСЗН по Центральному району Волгограда перечислить ежемесячную денежную выплату в размере 529 рублей в месяц, а также, ежемесячную денежную выплату на компенсацию жилищных коммунальных услуг в размере 50 % стоимости оплаты за коммунальные услуги и взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с апреля 2019 года по день вынесения решения суда.
Центральным районным судом г. Волгограда постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Высоцкий А.А. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить в части отказа Высоцкому А.А. в удовлетворении исковых требований, принять по делу в указанной части новое решение об удовлетворении требований истца в полном объеме. В обоснование жалобы указано на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах).
Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» (пункт 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах»).
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном Федеральном законе (статья 8 Федерального закона «О ветеранах»).
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 9 Федерального закона «О ветеранах»).
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона «О ветеранах»).
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона «О ветеранах»).
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с пп. 1, 3 ч. 1 ст. 27 Закона Волгоградской области от 31 декабря 2015 года № 246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области», ветеранам труда и ветеранам военной службы предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 529 рублей; ежемесячной денежной выплаты на компенсацию 50 процентов платы за наем и (или) за содержание жилого помещения исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной Администрацией Волгоградской области; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного за один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной Администрацией Волгоградской области; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно приведенным нормативным положениям право ветеранов труда на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан (то есть возмещение произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов), источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Волгоградской области, имеющих, в частности, статус ветерана труда, порядок и условия компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг определены указанными выше нормативными правовыми актами Волгоградской области (Закон Волгоградской области от 31 декабря 2015 года № 246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области»), а так же Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан за счет средств областного бюджета, утвержденным приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 19 апреля 2016 года № 39. В этих нормативных правовых актах названы в том числе основания прекращения предоставления мер социальной поддержки гражданам (среди них: изменение места жительства (места пребывания) гражданина, переход на получение мер социальной поддержки из средств федерального бюджета, и другие случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации), а также установлена обязанность гражданина - получателя мер социальной поддержки - в десятидневный срок извещать орган социальной защиты населения муниципального образования Волгоградской области о перемене места жительства и иных обстоятельствах, имеющих отношение к реализации права на предоставление мер социальной поддержки.
Так, согласно ч. 4 ст. 3 Закона Волгоградской области от 31 декабря 2015 года № 246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области», получатель мер социальной поддержки и (или) социальной помощи обязан известить орган, уполномоченный на предоставление мер социальной поддержки и социальной помощи, об изменении сведений, содержащихся в ранее представленных им документах, влекущих за собой прекращение предоставления либо изменение объема предоставляемых мер социальной поддержки и социальной помощи, в десятидневный срок со дня наступления таких изменений.
Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан за счет средств областного бюджета утвержден приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 19 апреля 2016 года № 396.
Пунктом 1.2. Порядка предусмотрено, что меры социальной поддержки предоставляются постоянно проживающим на территории Волгоградской области ветеранам труда, ветеранам военной службы, труженикам тыла, жертвам политических репрессий, гражданам, имеющим статус «Дети Сталинграда», членам семей военнослужащих, в соответствии с нормами и в объемах, установленных статьями 27, 29, 32, 43, 44 Социального кодекса.
Меры социальной поддержки предоставляются государственным казенным учреждением центр социальной защиты населения, подведомственным комитету социальной защиты населения Волгоградской области, в том числе, в виде: ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе компенсацию части взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (п.1.3. Порядка).
Меры социальной поддержки назначаются гражданам на одно жилое помещение, являющееся их местом жительства (пребывания) (п.1.4. Порядка).
Согласно п. 3.1. Порядка, получатели ЕДВ на оплату ЖКУ обязаны извещать центр социальной защиты, производящий выплату ЕДВ на оплату ЖКУ, о наступлении обстоятельств, влияющих на право ее получения и ее размер, в течение 10 рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств.
Выплата ЕДВ на оплату ЖКУ прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором центром социальной защиты установлены, в том числе, изменение места жительства (места пребывания) гражданина.
В случае изменения места жительства в пределах Волгоградской области гражданам, обратившимся с заявлением, ЕДВ на оплату ЖКУ назначается с месяца их регистрации по новому месту жительства, но не ранее месяца выбытия с прежнего места жительства.
При прекращении выплаты ЕДВ на оплату ЖКУ из средств федерального бюджета ЕДВ на оплату ЖКУ за счет средств областного бюджета назначается с месяца прекращения на основании представленного гражданами документа, подтверждающего право на меры социальной поддержки, и платежного документа, подтверждающего ежемесячную плату за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 3.9. Порядка).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Высоцкий А.А. является получателем мер социальной поддержки, которые предоставляются ему по льготной категории «Ветеран труда» с декабря 2006 года.
На момент получения мер социальной поддержки Высоцкий А.А. был зарегистрирован в квартире, принадлежащей ему на праве собственности, расположенной по адресу: <адрес> (Центральный район г. Волгограда).
С 28 октября 2015 года Высоцкий А.А. зарегистрировался по адресу: <адрес> (Ворошиловский район г. Волгограда), с 5 июня 2018 года Высоцкий А.А. вновь зарегистрирован по прежнему адресу: <адрес>
После снятия с регистрационного учета в 2015 году по адресу: <адрес>, истец в ГКУ ЦСЗН по Центральному району Волгограда с заявлением о прекращении ему выплат мер социальной поддержки не обращался, равно, как и не обращался в ГКУ ЦСЗН по Ворошиловскому району Волгограда за получением мер социальной поддержки.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Согласно пункту 3.11. Порядка, Центр социальной защиты ежегодно осуществляет перерасчет ЕДВ на оплату ЖКУ (подтверждение ее размера) за предыдущий год на основании представленных гражданином платежных документов и (или) сведений, полученных в рамках информационного взаимодействия.
Перерасчет ЕДВ на оплату ЖКУ по инициативе гражданина за прошедший период осуществляется не более чем за три года, предшествующих месяцу обращения.
При выявлении центром социальной защиты случаев несоответствия расчетной суммы ЕДВ на оплату ЖКУ объему мер социальной поддержки гражданин уведомляется о необходимости представления в месячный срок документов, подтверждающих изменения, указанные в подпунктах "г", д" пункта 3.4. При непредставлении документов в месячный срок выплата ЕДВ на оплату ЖКУ приостанавливается до дня представления указанных документов (в ред. приказа комитета социальной защиты населения Волгоградской обл. от 26 ноября 2019 года № 2242).
По результатам перерасчета гражданам производится доплата или удержание из сумм последующих ЕДВ на оплату ЖКУ.
Гражданин, которому проавансирована сумма ЕДВ на оплату ЖКУ в размере, меньшем объема мер социальной поддержки, предусмотренного законодательными актами, указанными в пункте 1.2. настоящего Порядка, имеет право в любое время обратиться за перерасчетом ЕДВ на оплату ЖКУ в центр социальной защиты с заявлением и платежными документами, подтверждающими фактические расходы за жилищно-коммунальные услуги.
Перерасчет размера ЕДВ на оплату ЖКУ производится в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления гражданина или сведений в рамках информационного взаимодействия с 1-го числа месяца, следующего за месяцем наступления обстоятельств, дающих основание для перерасчета размера ЕДВ на оплату ЖКУ (п. 3.11 в ред. приказа комитета социальной защиты населения Волгоградской обл. от 5 июня 2018 года № 880).
Проавансированные суммы ЕДВ на оплату ЖКУ сверх объема мер социальной поддержки, предусмотренного действующим законодательством, при переезде гражданина учитываются в зачет осуществления последующей выплаты с месяца регистрации по новому месту жительства гражданина, а в случае образования недополученных сумм ему осуществляется доплата (3.12. Порядка).
Таким образом, при наличии у Высоцкого А.А. неоспариваемого ответчиком права на получение меры социальной поддержки в виде ЕДВ по оплате жилищных и коммунальных услуг в спорный период времени, излишне выплаченная сумма, которая и могла быть удержана ответчиком, составляла бы лишь разницу между полученными им суммами денежной компенсации, начисленными и выплаченными ему по адресу регистрации в Ворошиловском районе г. Волгограда в период с ноября 2015 года по июнь 2018 года.
При этом учитывая, что право на получение мер социальной поддержки в виде ЕДВ по оплате жилищных и коммунальных услуг Высоцкий А.А. не утратил, в случае выплаты ответчиком в спорный период денежных средств сверх объема, данные суммы могли учитываться в зачет осуществления последним выплат по новому месту регистрации истца по адресу: <адрес>
Таким образом, удержание Управлением социальной защиты населения сумм ежемесячной денежной компенсации в полном объеме и в связи с этим неполучение истцом с 1 апреля 2019 года по настоящее время причитающихся ежемесячных денежных выплат можно расценивать как фактический отказ ответчика в предоставлении ему мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг за спорный период, гарантированных Высоцкому А.А. федеральным законом и нормативными правовыми актами Волгоградской области как ветерану труда.
При таких обстоятельствах, учитывая правовой статус Высоцкого А.А. как ветерана труда, которому гарантирована мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг, наличие у него права на получение мер социальной поддержки, в том числе за период с 1 ноября 2015 года по 30 июня 2018 года, полученные им в спорный период суммы денежной компенсации по оплате за жилищные и коммунальные услуги излишне выплаченными не являются, а потому действия ответчика по удержанию сумм ежемесячной денежной выплаты в период с апреля 2019 года по настоящее время нельзя признать законными, в связи с чем, требования Высоцкого А.А. о возложении на ГКУ ЦСЗН по Центральному району Волгограда перечислить ежемесячную денежную выплату на компенсацию жилищных коммунальных услуг в размере 50 % стоимости оплаты за коммунальные услуги и взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с апреля 2019 года по день вынесения решения суда обоснованы и подлежат удовлетворению.
Более того, разрешая требования Высоцкого А.А. судебная коллегия учитывает, что перемена им регистрации истца имела место в пределах одного муниципального образования (населенного пункта), носила формальный характер, что было установлено в рамках разрешения настоящего спора судом первой инстанции, фактически места жительства Высоцкий А.А. не менял, своего согласия на удержание компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг не давал. При совершении регистрационных действий по снятию с учета и постановке на учет по новому месту жительства истец обращался в многофункциональный центр. При этом у органов социальной защиты населения в рамках межведомственного информационного взаимодействия с многофункциональными центрами имеется возможность получать информацию о совершении гражданами - субъектами мер социальной поддержки - названных действий без непосредственного обращения гражданина в орган социальной защиты, что особенно важно для ветеранов, инвалидов и пожилых граждан. Смена истцом регистрации по месту жительства в одном населенном пункте основанием для ограничения права на получение меры социальной поддержки служить не может.
При этом судебная коллегия отмечает, что в силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, решение суда в части отказа Высоцкому А.А. в удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий ГКУ ЦСЗН по Центральному району Волгограда, выразившееся в одностороннем удержании материальной помощи за оплату коммунальных услуг за период с октября 2015 года по июнь 2018 года по жилому помещению: <адрес> и возложении на ответчика обязанности перечислить истцу ежемесячную денежную выплату на компенсацию жилищных коммунальных услуг в размере 50 % стоимости оплаты за коммунальные услуги и взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с апреля 2019 года по день вынесения решения суда нельзя признать законным и обоснованным, а потому решение суда в указанной части подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении указанных требований Высоцкого А.А.
В остальной части решение суда не обжалуется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 14 июля 2020 года отменить в части отказа Высоцкому А.А. в удовлетворении требований к государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по Центральному району Волгограда» о признании незаконными действий по удержанию материальной помощи на оплату коммунальных услуг за период с октября 2015 года по июнь 2018 года по жилому помещению: <адрес> и возложении обязанности перечислить ежемесячную денежную выплату на компенсацию жилищных коммунальных услуг в размере 50 % стоимости оплаты за коммунальные услуги и взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с апреля 2019 года по день вынесения решения суда, принять в указанной части новое решение, которым исковые требования Высоцкого А.А. удовлетворить.
Признать незаконными действия государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по Центральному району Волгограда» по удержанию единовременной денежной выплаты на оплату жилищных и коммунальных услуг за период с октября 2015 года по июнь 2018 года по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>
Возложить на государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения по Центральному району Волгограда» обязанность перечислить Высоцкому А.А. ежемесячную денежную выплату на компенсацию жилищных и коммунальных услуг в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в размере 50 % стоимости оплаты за коммунальные услуги и взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с апреля 2019 года по день вынесения решения суда - по 5 ноября 2020 года
В остальной части решение Центрального районного суда г. Волгограда от 14 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Высоцкого А.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: