НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 03.11.2017 № 33-17731/17

Судья Малышева Е.А. дело № 33-17731/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


«3» ноября 2017 г. судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего: Ванюхина Н.Н.,

судей: Марчукова А.В., Сукачева Д.Ю.,

при секретаре: Бобровской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буша В. О. к ГУ УПФР в Тракторозаводском районе г. Волгограда о признании незаконным расчета размера пенсии, взыскании суммы недоплаченной пенсии,

по апелляционной жалобе Буша В. О.

на решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 9 августа 2017 года, которым:

было отказано в удовлетворении вышеуказанных исковых требований Буша В. О..

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав представителя ГУ УПФР в Тракторозаводского районного суда г. Волгограда по доверенности Квочкину Д.И., полагавшую, что решение является законным, обоснованным и отмене не подлежит, судебная коллегия

установила:

Буш В.О. обратился с иском к ГУ УПФР в Тракторозаводском районе г. Волгограда о признании незаконным расчета размера пенсии, взыскании суммы недоплаченной пенсии.

В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании решения ГУ УПФР в Тракторозаводском районе г. Волгограда от 19 июля 2016 г. является получателем досрочной страховой пенсии по старости с 14 июля 2016 г. по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ. При назначении пенсии сумма выплаты составляла <.......> рублей <.......> копеек.

Однако, 20 февраля 2017 г. ответчиком принято решение о перерасчете размера пенсии сторону уменьшения выплаты. В этой связи, с 1 марта 2017 г. размер страховой пенсии по старости составил <.......> рублей <.......> копеек.

Истец полагал, что действия ответчика по снижению стажевого коэффициента с 0,58 до 0,55 являются незаконными и необоснованными, нарушающими его права и законные интересы в области пенсионного обеспечения.

На основании изложенного, истец просил признать незаконным расчет размера пенсии в сторону уменьшения с 1 марта 2017 г., а также взыскать с ответчика недоплаченную пенсию за период с марта 2017 г. по июнь 2017 г. включительно в размере 3 529 рублей.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Буш В.О. оспаривает законность и обоснованность решения суда и со ссылкой на основания указанные в иске, просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Полагает, что с учетом выработанного им страхового стажа, действия ответчика по перерасчету размера пенсии являются незаконными и противоречат требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

В силу ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не подлежит применению за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г. определяется исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), исчисленной по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Согласно п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п. 1 ст. 27 настоящего закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения ст. 28.1 настоящего Федерального закона и застрахованных лиц, указанных в ст. 27.1 настоящего закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

Согласно п.п. 7 п. 28 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в п. 1 ст. 27 и ст. 27.1, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 г. у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).

Как установлено судом, расчетный размер трудовой пенсии был истцу определен в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц составляет:

в соответствии с абз. 3 - из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

в соответствии с абз. 4 - из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (ст. 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в ст. 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20.

Таким образом, п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ предусмотрены варианты определения расчетного размера трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2002 г. и установлен разный порядок исчисления стажевого коэффициента для застрахованных лиц, имеющих общий трудовой стаж (абз. 3), а также для застрахованных лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (абз. 4).

В силу п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.

Поскольку, по состоянию на 1 января 2002 г. истец не имел специального стажа на соответствующих видах работ по списку № 1 (не менее 10 лет), требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, то при расчете стажевого коэффициента положения абз. 4 п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, согласно которому стажевый коэффициент определяется исходя из продолжительности общего трудового стажа равного продолжительности страхового стажа, указанного в ст. 27 - 28 настоящего закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости - не менее 20 лет, применению не подлежат.

На 1 января 2002 г. у истца имелся общий трудовой стаж в календарном исчислении 23 года 17 дней, то есть менее 25 лет установленного абз. 3 п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, но с учетом п. 1 ст. 30 того же закона, при определении расчетного размера трудовой пенсии застрахованному лицу, имеющему неполный общий трудовой стаж, величина расчетного пенсионного капитала определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

Таким образом, величина расчетного пенсионного капитала при неполном трудовом стаже определяется из стажевого коэффициента равного 0,55, после чего, полученная сумма делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

Расчетный размер трудовой пенсии истцу должен определяться в порядке, предусмотренном абз. 3 п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет по состоянию на 1 января 2002 г., с применением стажевого коэффициента 0,55 с учетом отношения имеющегося у него неполного стажа к полному, составляющему 25 лет.

Как установлено судом, при назначении пенсии Бушу В.О. стажевый коэффициент был ошибочно определен ответчиком по абз. 4 п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

В последующем ошибка была обнаружена и исправлена на основании распоряжения ГУ УПФР в Тракторозаводском районе г. Волгограда от 20 мая 2017 г. № 0001/17.

В этой связи, с 1 марта 2017 г. размер досрочной страховой пенсии по старости Бушу В.О. был приведен в соответствие с требованиями закона, на основании вышеуказанного распоряжения.

Согласно п. 5 ст. 24 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166 – ФЗ, в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством РФ. Установление пенсии в размере, предусмотренном законодательством РФ, или прекращение выплаты указанной пенсии в связи с отсутствием права на нее, производится с 1 – го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. № 1-П, сам по себе такой способ исправления подобных ошибок, не может рассматриваться как несовместимый с требованиями Конституции Российской Федерации, однако в системе действующего правового регулирования он является единственно возможным и применяется независимо от каких бы то ни было обстоятельств. Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению.

В соответствии со ст. 26.1. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным ч. 2, 5 - 8 ст. 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 6 и 7 ст. 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с ч. 10 ст. 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Поскольку, истец является работающим пенсионером, то ему в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном ч. 18 ст. 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию.

Принимая во внимание, что при назначении страховой пенсии по старости расчетный размер страховой пенсии Бушу В.О. должен был быть определен в порядке абз. 3 п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ для мужчин, имеющий общий трудовой стаж не менее 25 лет, с применением стажевого коэффициента 0,55, но с учетом неполного общего трудового стажа, перерасчет размера страховой пенсии с 1 марта 2017 г. в сторону уменьшения суммы выплаты до 11 776 рублей 86 копеек (с учетом стажевого коэффициента – 0,55) пенсионным органом произведен правильно, в соответствии с требованиями закона и в рамках предоставленных полномочий.

В этой связи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности действий пенсионного органа по перерасчету размера получаемой истцом пенсии, с учетом фактически выработанного им страхового стажа.

Учитывая вышеизложенное, производные требования истца о взыскании недоплаченной пенсии за период с марта 2017 г. по июнь 2017 г. включительно, в размере 3 529 рублей удовлетворению не подлежат.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности действий пенсионного органа по перерасчету размера пенсии, являются несостоятельными.

Как указано ранее, при отсутствии у истца специального стажа на соответствующих видах работ, пенсия подлежит назначению в соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, а не в соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 30 того же закона.

В силу вышеуказанных норм материального права, выявив ошибку при проведении расчета размера пенсии, пенсионный орган вправе произвести перерасчет и корректировку размера получаемой истцом пенсии, с учетом фактически выработанного им страхового стажа.

Иных доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения, в апелляционной жалобе не указано.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 9 августа 2017 года по гражданскому делу по иску Буша В. О. к ГУ УПФР в Тракторозаводском районе г. Волгограда о признании незаконным расчета размера пенсии, взыскании суммы недоплаченной пенсии оставить без изменения, апелляционную жалобу Буша В. О. оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

<.......>

<.......>

<.......>


<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>