Судья Земскова Т.В. №33-8621/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 2 сентября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Марчукова А.В.,
судей Гулян Р.Ф., Колгановой В.М.,
при секретаре Яковенко Н.В.,
с участием прокурора Брежневой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1295/2020 по иску Щепетнова Антона Николаевича к Астраханской таможне о восстановлении в должности, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Щепетнова Антона Николаевича в лице представителя Горожанкина Сергея Александровича
на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 26 мая 2020 г. которым, постановлено:
в удовлетворении исковых требований Щепетнова Антона Николаевича к Астраханской таможне о восстановлении в должности, взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Гулян Р.Ф., выслушав Щепетнова А.Н., представителя истца Горожанкина С.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Астраханской таможни Утешеву Р.А., возражавшую по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Щепетнов А.Н. обратился в суд с иском к Астраханской таможне о восстановлении в должности, взыскании компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Таможенных органах Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ, в должности главного государственного таможенного инспектора (ГГТИ) отдела таможенного досмотра таможенного поста Аэропорт Волгоград Астраханской таможни.
Согласно приказу начальника Астраханской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> истец был уволен с занимаемой должности на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Полагает, что увольнение является незаконным, поскольку при проведении сокращения численности штатов работников, истцу не были предложены все вакантные должности, равно как и должности государственной службы в иных государственных органах, что по мнению истца, свидетельствует о нарушении порядка и процедуры увольнения.
За годы службы в таможенных органах истец неоднократно проходил курсы повышения квалификации; имеет награды за безупречную службу и за добросовестное исполнение должностных обязанностей. Взысканий за весь период службы истец не получал. Истец имеет на иждивении малолетнего ребенка, на содержание которого выплачивает алименты.
Щепетнов А.Н. просил суд восстановить его на работе в должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра таможенного поста Аэропорт Волгоград Астраханской таможни, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с данным решением суда, Щепетнов А.Н. в лице представителя Горожанкина С.А. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что решение суда принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Учитывая положения ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (статья 2).
Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае упразднения государственного органа.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ).
Частью 4 статьи 31 Федерального закона предусмотрено, что преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же Закона (часть 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
По смыслу изложенных нормативных положений, в случае реорганизации государственного органа и сокращения должности гражданскому служащему, законом обеспечивается возможность продолжения службы в другой равнозначной должности в государственном органе. В этих целях представитель нанимателя государственного органа, обязан предложить гражданскому служащему, все имеющиеся у него вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. При этом обязанность предложить вакантные должности гражданской службы гражданскому служащему должна быть исполнена представителем нанимателя государственного органа, в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении до дня предстоящего увольнения.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции: с ДД.ММ.ГГГГ Щепетнов А.Н. проходил службу в Таможенных органах Российской Федерации, а с 26 декабря 2012 г. - в должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра таможенного поста Аэропорт Волгоград Астраханской таможни.
Во исполнение приказа Южного таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> «Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах Южного таможенного управления» Астраханской таможней ДД.ММ.ГГГГ постановлен приказ № <...> «Об организационно-штатных мероприятиях в Астраханской таможне».
В соответствии с приказом Астраханской таможни № <...> от ДД.ММ.ГГГГ из штатного расписания таможни должны были быть исключены 10 должностей главных государственных таможенных инспекторов на Астраханском таможенном посту, Красноармейском таможенном посту и таможенном посту Аэропорт Волгоград.
15 января 2020 г. Щепетнов А.Н. был письменно уведомлен о проведении организационно – штатных мероприятиях и возможном освобождении от занимаемой должности.
Для решения спора о законности увольнения Щепетнова А.Н. из органов федеральной таможенной службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе) юридически значимыми, подлежащими выяснению и доказыванию с учетом содержания правоотношений сторон и основания заявленного истцом иска являлись следующие обстоятельства: предлагались ли ответчиком вакантные должности гражданской службы, соответствующие категории и группе замещаемой Щепетновым А.Н. должности гражданской службы, уровню его квалификации, профессионального образования и стажу его гражданской службы, опыту работы по специальности, направлению подготовки; соглашался ли Щепетнов А.Н. занять какие-либо предложенные ему вакантные должности гражданской службы или отказался от их замещения.
12 марта 2020 г. Щепетнову А.Н. были предложены вакантные должности, имеющиеся в Астраханской таможне, а именно: ГГТИ ОТОиТК Дзержинского таможенного поста, ГГТИ отдела таможенных платежей, ГГТИ ОКВОТ СТК ПВТ, ГГТИ ППВТиДЛ, ГГТИ ОТОиТК Волжского таможенного поста, ГГТИ правового отдела, ГГТИ отдела таможенного досмотра Астраханского таможенного поста.
По результатам рассмотрения предложения о переводе на вышеуказанные должности, Щепетнов А.Н. выразил согласие на замещение вакантных должностей ГГТИ ОКВОТ СТК ПВТ и ГГТИ отдела таможенного досмотра Астраханского таможенного поста.
20 марта 2020 г. Щепетнову А.Н. также были предложены вакантные должности, имеющиеся в Астраханской таможне: ГГТИ отделения распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов и ГГТИ правового отдела, от предложенных должностей истец отказался.
Таким образом, истцу были предложены должности, соответствующие уровню его квалификации и профессионального образования.
27 марта 2020 г. истцом написано заявление об увольнении его в соответствии с проводимыми организационно-штатными мероприятиями и отказом от всех предложенных ему вакантных должностей.
В этой связи приказом Астраханской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> «Об увольнении должностных лиц таможни» служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> с Щепетновым А.Н. ДД.ММ.ГГГГ расторгнут.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь требованиями действующего законодательства регулирующего данные правоотношения, оценив в совокупности установленные обстоятельства и собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ответчиком были соблюдены предусмотренные законом порядок и процедура увольнения работника, так как о предстоящем расторжении трудовых отношений Щепетнов А.Н. был уведомлен в двухмесячный срок, неоднократно истцу предлагались вакантные должности, занять которые истец в установленном законом порядке не пожелал.
В силу ст. 12 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской федерации» для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя - к специальности, направлению подготовки.
Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной гражданской службы, устанавливаются указом Президента Российской Федерации, а для замещения должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего (далее - должностной регламент) могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.
Разрешая вопрос о правильности определения преимущественного права оставления на должности государственной гражданской службы Астраханской таможни суд указал, что 25 марта 2020 г. состоялось заседание комиссии по определению преимущественного права оставления на должности государственной гражданской службы Астраханской таможни в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которой были определены лица, имеющие более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
12 марта 2020 г. Щепетнову А.Н, были предложены вакантные должности, имеющиеся в Астраханской таможне, по результатам рассмотрения которых истец выразил согласие на замещение вакантных должностей ГГТИ ОКВОТ СТК ПВТ и ГГТИ отдела таможенного досмотра Астраханского таможенного поста.
По результатам заседания Комиссии было принято решение о переводе работника Щепетнова А.Н. на должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Астраханского таможенного поста.
По результатам проведенного Комиссией сравнительный анализ служебной деятельности и показателей работы Щепетного А.Н. установлено, что в сравнении с другими работниками - должностными лицами отдела таможенного досмотра у Щепетнова А.Н. прослеживались более низкие результаты профессиональной служебной деятельности.
Согласно выписке из протокола заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ существенных отличий от квалификации, производительности труда и показателей в сравнении с должностными лицами таможенных постов Астраханской таможни, занимавших равнозначные должности с Щепетновым А.Н. не усматривается.
Однако имеется более продолжительный стаж работы должностных лиц, соответственно и как вытекающее из этого последствие - опыт работы и профессионализм больший, чем у Щепетнова А.Н.
Кроме производительности труда, уровня квалификации, образования, профессиональных качеств критерием оценки было наличие иждивенцев у должностных лиц.
Щепетнов А.Н. замещал должность категории специалисты ведущей группы должностей.
Как следует, из материалов дела истцу предлагались вакантные должности соответственно этой категории и группы.
Нижестоящих вакантных должностей с местом дислокации г. Волгоград в период проведения организационно-штатных мероприятий в Астраханской таможне не имелось.
При этом, должность старший государственный таможенный инспектор отделения таможенного досмотра Красноармейского таможенного поста стала вакантной 7 апреля 2020 г., то есть, после увольнения истца.
Согласно письменному заявлению Щепетнова А.Н. от 27 марта 2020 г., он отказался от всех вакантных должностей, в том числе от тех, на которых изначально планировался его перевод, и впоследствии был уволен.
Кроме того, 27 марта 2020 г. в отдел государственной службы и кадров от Щепетнова А.Н. поступило заявление об увольнении по организационно-штатным мероприятиям.
Таким образом, решение об увольнении истцом было принято самостоятельно.
Доводам апелляционной жалобы о необоснованности принятого решения об оставлении на должности государственной гражданской службы Астраханской таможни должностного лица пенсионного возраста, судом первой инстанции дана правовая оценка.
Суд указал, что решение о преимущественном праве оставления на государственной службе в Астраханской таможне в отношении Ф.И.О. было принято в силу следующих обстоятельств: стаж работы в таможенном органе (25 л.) больше, чем у Щепетнова А.Н. (15л.); более высокие результаты профессиональной служебной деятельности в соответствии со служебной характеристикой, предоставленной начальником таможенного поста, в сравнении с истцом; имеет иждивенца, которого воспитывает и обеспечивает одна (сын Ф.И.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющий инвалидность, студент очной формы обучения Волгоградского государственного технического университета), тогда как у Щепетнова А.Н. ребенок фактически находится на воспитании и обеспечении другого родителя, истец только исполняет алиментные обязательства.
Учитывая изложенное, суд пришел к верному выводу, что при увольнении истца по указанному основанию, трудовые права Щепетнова А.Н. не нарушены, так как ему неоднократно предлагались должности соответствующие его квалификационным требованиям и уровню образования, изучен вопрос о наличии/отсутствии преимущественного права оставления на работе.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что предпочтение в оставлении на службе отдано другим служащим и впоследствии должностные лица пенсионного возраста будут уволены, в связи с присвоением специальных званий и возрастными ограничениями, правомерно не приняты судом первой инстанции, как необоснованные.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым решением, повторяют позицию требований, содержащихся в исковом заявлении, и на правильность решения не влияют. Всем доводам истца судом первой инстанции дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с данной оценкой у судебной коллегии не имеется.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, а указанные в апелляционной жалобе доводы не содержат ссылок на обстоятельства дела и доказательства, которым суд первой инстанции не дал бы оценку, сводятся к несогласию с постановленным решением и неправильному толкованию норм материального и процессуального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от
26 мая 2020 года по гражданскому делу по иску Щепетнова Антона Николаевича к Астраханской таможне о восстановлении в должности, взыскании компенсации морального вреда - оставить без изменения, апелляционную жалобу Щепетнова Антона Николаевича в лице представителя Горожанкина Сергея Александровича оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: