НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Владимирского областного суда (Владимирская область) от 29.06.2023 № 2А-562/2023

Дело № 33а-2399/2023 (2 инстанция) Докладчик Емельянова О.И.

Дело №2а-562/2023 (1 инстанция) Судья Баларченко П.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Самылова Ю.В.,

судей Кутровской Е.В., Емельяновой О.И.,

при секретаре Уваровой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 29 июня 2023 года административное дело по апелляционной жалобе Мельника Евгения Ефимовича на решение Фрунзенского районного суда г.Владимира от 01 марта 2023 года, которым удовлетворен административный иск Межрайонной ФНС России № 14 по Владимирской области, с Мельника Е.Е. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2020 год в размере 40 950 руб., пени по данному налогу за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 в размере 133,09 руб., государственная пошлина в местный бюджет в размере 1432,49 руб.

Заслушав доклад судьи Емельяновой О.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

29.12.2022 МИФНС России № 14 по Владимирской области обратилась во Фрунзенский районный суд г.Владимира с административным иском о взыскании с Мельника Е.Е. задолженности по транспортному налогу за 2020 год в размере 40 950 руб., пени по данному налогу за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 в размере 133,09 руб.

В обоснование требований указано, что в налоговый период 2020 года на имя Мельника Е.Е. было зарегистрировано транспортное средство «****», гос.номер ****, мощностью 273 л.с., подлежащее налогообложению. Налоговый орган, руководствуясь ст.362 НК РФ, положениями Закона Владимирской области от 27.11.2020 №119-ОЗ «О введении на территории Владимирской области транспортного налога», исчислил транспортный налог и направил налоговое уведомление от 01.09.2021 № 11846294 с расчетом транспортного налога по сроку уплаты до 01.12.2021. В связи с неуплатой налога в установленный срок, налоговым органом начислены пени и в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ выставлено требование от 15.12.2021 № 42185, которым предложено уплатить недоимку по транспортному налогу в размере 40 950 руб. и пени в размере 133,09 руб. в срок до 08.02.2022. В рамках предусмотренного п.2 ст. 48 НК РФ срока мировым судьей судебного участка № 4 Фрунзенского района г.Владимира 08.06.2022 вынесен судебный приказ о взыскании с Мельника Е.Е. транспортного налога в размере 40 950 руб., пени по данному налогу в размере 133,09 руб. Определением мирового судьи от 05.07.2022 в связи с поступлением возражений налогоплательщика ранее вынесенный приказ отменен, что обусловило обращение в суд с настоящим административным иском о взыскании тех же сумм.

Административный истец МИФНС России №14 по Владимирской области, будучи надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила.

Административный ответчик Мельник Е.Е. в судебном заседании требования не признал. В обоснование возражений указал, что является пенсионером, в связи с чем имеет льготы по налогообложению. Полагал ставку налога в размере 150 руб. на 1 л.с. чрезмерно завышенной с учетом того, что транспортное средство 2011 года выпуска предметом роскоши не является. Также просил учесть дополнительные расходы по оплате операции на сетчатке и послеоперационном лечении, а также расходы по оплате коммунальных услуг.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Мельник Е.Е. просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Указывает, что налоговым органом при исчислении налога применена налоговая ставка 150 руб. на 1 л.с. для автомобилей не более 3-х лет с даты выпуска. Принадлежащий ему автомобиль 2011 года выпуска предметом роскоши не является, в связи с чем ставка налога не должна превышать 40 руб. за 1 л.с. как это распространено в международной практике (например, Германии), а также в Приморском крае и Республике Ингушетия. Отметил, что транспортный налог предназначен для компенсации вреда дорожному покрытию от колес транспортного средства. При этом принадлежащий ему автомобиль весом около 2 тонн наносит вреда дорожному покрытию в 20 раз меньше, чем грузовой автомобиль с аналогичным двигателем весом 40 тонн, при этом налог на грузовой автомобиль меньше в 2 раза. Полагал, что налог должен быть исчислен из размера не более 75 рублей за лошадиную силу (без учета налога на роскошь), а также с учетом скидки для пенсионера в размере 75%.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик Мельник Е.Е. доводы жалобы поддержал, просил решение отменить.

Представитель административного истца УФНС России по Владимирской области (правопреемник МИФНС России № 14 по Владимирской области) по доверенности Мартьянова О.А. просила оставить решение без изменения.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения в соответствии со ст.308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии со ст.3, п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ, ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Часть 1 ст.358 НК РФ предусматривает, что объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст. 6 Закона Владимирской области от 27.11.2002 № 119-ОЗ «О транспортном налоге» ставки транспортного налога установлены в следующих размерах: легковые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) – 150 руб.

Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2); требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 п. 3).

Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

По общему правилу, предусмотренному п.4 ст. 75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Из материалов дела следует, что согласно сведениям УМВД России по г.Владимиру в налоговый период 2020 года Мельник Е.Е. являлся собственником транспортного средства «********», гос.номер ****, мощностью 273 л.с. (дата возникновения права 17.03.2012) (л.д.70).

Налоговый орган в соответствии со ст.363 НК РФ, ст.6 Закона Владимирской области от 27.11.2020 №119-ОЗ «О введении на территории Владимирской области транспортного налога» исчислил транспортный налог за 2020 год на указанное транспортное средство в размере 40 950 руб. (150 руб. х 273 л.с.) исходя из налоговой ставки в размере 150 руб. на 1 л.с.

Налоговое уведомление от 01.09.2021 № 11846294 с расчетом транспортного налога за 2020 год направлено в адрес Мельника Е.Е., что подтверждается списком заказных писем от 24.09.2021 (л.д.22, 23).

В связи с неуплатой Мельником Е.Е. задолженности по транспортному налогу за 2020 год налоговым органом в соответствии со ст.ст.69,70 НК РФ начислены пени за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 в размере 133,09 руб. и выставлено требование об уплате налога от 15.12.2021 № 42185, в котором предлагалось погасить задолженность по транспортному налогу и пени в срок до 08.02.2022 (л.д.19).

Вышеуказанное требование об уплате налога от 15.12.2021 № 42185 направлено в адрес Мельника Е.Е. заказной корреспонденцией 24.12.2021 и в силу п.6 ст.69 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (л.д.20).

С учетом срока исполнения требования от 15.12.2021 № 42185 до 08.02.2022, установленный п.2 ст. 48 НК РФ срок обращения в суд истекал 08.08.2022 года.

08.06.2022 в рамках указанного срока мировым судьей судебного участка № 4 Фрунзенского района г.Владимира вынесен судебный приказ о взыскании с Мельника Е.Е. задолженности по транспортному налогу за 2020 год в размере 40 950 руб. и пени в размере 133,09 руб.

Определением мирового судьи от 05.07.2022 ввиду поступления возражений Мельника Е.Е., ранее вынесенный судебный приказ отменен (л.д.24).

29.12.2022 в рамках предусмотренного п.3 ст. 48 НК РФ шестимесячного срока после отмены судебного приказа налоговый орган обратился во Фрунзенский районный суд г.Владимира с административным иском о взыскании тех же сумм.

Соблюдение налоговым органом предусмотренного п.3 ст.48 НК РФ срока обращения с настоящим административным иском подтверждается копией конверта, а также надлежащий образом заверенной копией списка внутренних почтовых отправлений от 29.12.2022, заверенной печатью организации связи и подписью сотрудника, принявшего почтовые отправления (л.д.49, 124-127).

Разрешая заявленные налоговым органом требования, и удовлетворяя их в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что Мельник Е.Е. как собственник транспортного средства «****», гос.номер ****, является плательщиком транспортного налога за 2020 год; размер обязательств Мельника Е.Е. по транспортному налогу за 2020 год налоговым органом определен правильно исходя из размера налоговой ставки и периода владения; расчет налога приведен в налоговом уведомлении от 01.09.2021 № 11846294, проверен судом и признан обоснованным; на момент принятия решения задолженность по уплате транспортного налога за 2020 год Мельником Е.Е. не погашена.

Поскольку в установленный законом срок обязанность по уплате транспортного налога за 2020 год налогоплательщиком не выполнена, налоговый орган на основании ст.75 НК РФ правомерно начислил пени за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства, размер которых за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 составил 133,09 руб. (40 950 руб. х 7,5%: 300 х 13 дней просрочки).

Также судом принято во внимание, что налоговым органом соблюдены установленные законом требования к процедуре взимания налога, в том числе к уведомлению налогоплательщика о размере начисленного налога, направлении требования об уплате налога, а также соблюдены установленные нормами п.п. 2 и 3 ст. 48 НК РФ сроки обращения в суд.

При таких обстоятельствах правовых оснований для отказа в удовлетворении требований налоговой инспекции не имелось, ввиду чего обжалуемое судебное постановление является законным и обоснованным.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они подтверждены материалами дела, основаны на имеющихся в деле доказательствах, которым дана надлежащая судебная оценка в соответствии со ст. 84 КАС РФ.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с примененной налоговым органом при исчислении транспортного налога ставкой в размере 150 руб. на 1 л.с., которую административный ответчик полагает экономически необоснованной, не учитывающей год выпуска транспортного средства, а также не отражающей степень воздействия автомобиля на дорожное покрытие.

Между тем, размер налоговой ставки императивно установлен нормой статьи 6 Закона Владимирской области от 27.11.2002 № 119-ОЗ «О введении на территории Владимирской области транспортного налога». Применительно к легковым автомобилям с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 л. с. налоговая ставка установлена в размере 150 руб. и не зависит от года выпуска транспортного средства, его веса, иных технических характеристик.

УФНС России по Владимирской области (правопреемник МИФНС России № 14 по Владимирской области) является правоприменительным органом и не обладает полномочиями по снижению установленной Законом Владимирской области от 27.11.2002 № 119-ОЗ ставки налога.

Ссылка автора жалобы на дифференциацию размера транспортного налога в зависимости от года его выпуска в иных субъектах Российской Федерации (Приморский край, Республика Ингушетия), а также международное законодательство (Германия) безосновательна, ввиду того, что транспортный налог в силу ст. 14 НК РФ относится к региональным налогам, в связи с чем полномочиями на установление ставки транспортного налога на территории Владимирской области наделен представительный орган субъекта.

С учетом изложенного, не имеет правового значения приведенный в судебном заседании апелляционной инстанции довод о том, что автомобиль «Патриот» и принадлежащий Мельнику Е.Е. автомобиль приблизительно одинакового веса оказывают одинаковое воздействие на проезжую часть, однако транспортный налог на автомобиль «Патриот» в несколько раз меньше.

Довод апелляционной жалобы Мельника Е.Е. о том, что как получатель пенсии он освобожден (частично освобожден) от уплаты транспортного налога, основан на ошибочном применении норма налогового законодательства.

В соответствии с п. 2 ст.7 Закона Владимирской области от 27.11.2002 № 119-ОЗ «О введении на территории Владимирской области транспортного налога» в редакции, действующей в спорный налоговый период, пенсионеры и инвалиды всех категорий, а также мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, - владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя не более 150 л. с. (110,33 кВт), мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя не более 50 л. с. (36,78 кВт) - освобождаются от уплаты налога на одно транспортное средство в размере 75 процентов от суммы налога, исчисленного по ставкам, установленным статьей 6 настоящего Закона.

Ныне действующая редакция приведенной правовой нормы содержит аналогичное правовое регулирование относительно мощности автомобиля, не подлежащего налогообложению, принадлежащего лицу, соответствующему условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31.12.2018.

Поскольку принадлежащий Мельнику Е.Е. автомобиль «****», гос.номер ****, имеет мощность двигателя 273 л.с., административный ответчик не подлежит освобождению от уплаты полной суммы транспортного налога за 2020 год, равно как не имеется оснований для снижения данного налога.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что налоговым органом доказана как правильность исчисления транспортного налога, так и соблюдение принудительного порядка его взыскания.

Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебной коллегией не установлено, решение суда мотивировано и по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ, собранные по делу доказательства получили надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.

Нарушений процессуального характера, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Фрунзенского районного суда г.Владимира от 01 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мельника Евгения Ефимовича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Фрунзенский районный суд г.Владимира.

Председательствующий Ю.В.Самылов

Судьи Е.В.Кутровская

О.И.Емельянова