Дело № 33а-4193/2023 (2 инстанция ) Докладчик Емельянова О.И.
Дело №2а-1008/2023 (1 инстанция) Судья Игнатович М.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Астровко Е.П.,
судей Самылова Ю.В., Емельяновой О.И.,
при секретаре Павловой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 28 ноября 2023 года административное дело по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной налоговой службы России по Владимирской области на решение Октябрьского районного суда г.Владимира от 31 мая 2023 года, которым постановлено:
Административный иск ФИО1 к УФНС России по Владимирской области удовлетворить.
Признать незаконным требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 38449 от 15.12.2021.
Признать незаконными решения налогового органа о зачете налогоплательщику (плательщику сбора) налога (сбора), пеней: № 1327 от 12.01.2022; № 1328 от 12.01.2022 в оставшейся части суммы 3 856; № 1329 от 12.01.2022 в оставшейся части суммы 37 730,54; № 182427 от 18.09.2021; № 182428 от 18.09.2021; № 182620 от 18.09.2021; № 182623 от 18.09.2021; № 53803 от 28.04.2022; № 53804 от 28.04.2022 в оставшейся части суммы 22 709,19 руб.; № 53806 от 28.04.2022.
Обязать УФНС России по Владимирской области предоставить ФИО1 причитающиеся налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц в упрощенном порядке в виде инвестиционного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ за период 2020-2021 гг. в общей сумме 104 000,00 рублей.
Заслушав доклад судьи Емельяновой О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Октябрьский районный суд г. Владимира с вышеуказанным административным иском к МИФНС России № 14 по Владимирской области, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ.
В обоснование требований указал, что налоговый орган при исчислении земельного налога за налоговые периоды 2019-2020 годы в отношении земельного участка с кадастровым номером **** ошибочно применил налоговую ставку в размере 1,5 вместо полагающейся ставки в размере 0,3. В связи с этим 25.09.2021 истец обратился в УФНС России по Владимирской области с соответствующим заявлением.
13.10.2021 УФНС России по Владимирской области проинформировало ФИО1 о том, что сведения об указанном земельном участке актуализированы и произведен перерасчёт налога за налоговые периоды 2019 - 2020 годы.
01.01.2021 ФИО1 посредством Сбербанк Онлайн оплатил земельный налог за 2019 год в размере 38 565,05 руб., самостоятельно применив ставку в размере 0,3, указав УИН, приведенный в налоговом уведомлении от 03.08.2020 № 39170399. Также он оплатил налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 7 539,00 руб.
09.12.2021 административный истец, полагаясь на предоставленные УФНС России по Владимирской области сведения о проведении перерасчета, посредством Сбербанк Онлайн оплатил земельный налог за 2020 год в размере 38 566,00 руб., указав УИН, приведенный в налоговом уведомлении от № 01.09.2021 № 11858864. В отношении налога на имущество физических лиц за 2020 год в налоговом уведомлении от 01.09.2021 № 11858864 значилась переплата в размере 7 442,25 руб.
Отметил, что земельный налог за 2018 год в размере 179 250 руб. оплачен платежным поручением от 30.12.2019 № 65; земельный налог за 2017 год в размере 174 827 оплачен 28.12.2018. Земельный налог за 2016 год уплачен на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского района г.Владимира от 27.04.2018 № 2а-930/18-5 путем списания денежных средств в период с 19.10.2018 по 20.03.2019 с расчетных счетов в Сбербанке РФ, в который налоговым органом (МИФНС России № 11 по Владимирской области) был направлен судебный приказ. Земельный налог за 2015 год в размере 315 908 руб. и пени по земельному налогу в размере 6949,98 руб., всего в размере 322 857 руб., были уплачены на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского района г.Владимира № 2а-618/17-5 в рамках исполнительного производства № 65268630/3302, которое окончено надлежащим исполнением 05.03.2019.
Несмотря на полное погашение задолженности по налоговым обязательствам за налоговые периоды 2015 - 2016 годы, оплату налогов в полном объеме за налоговые периоды 2017 - 2020 годы, налоговый орган безосновательно 15.12.2021 выставил требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 38449, которым предложил оплатить задолженность по земельному налогу за 2020 год в размере 38 564 руб., пени по данному налогу в размере 125,33 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 3 856 руб., пени по данному налогу в размере 12,53 руб.
Считает вышеуказанное требование об уплате налога от 15.12.2021 № 38449 незаконным, поскольку на момент его выставления задолженность по налоговым обязательствам за 2020 год и предшествующие налоговые периоды отсутствовала, в связи с чем оснований для выставления требования не имелось.
Также указал, что 05.01.2022 и 01.04.2022 по телекоммуникационным каналам связи представил в Инспекцию налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц за 2020 и 2021 годы и соответствующие заявления на получение инвестиционных налоговых вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке в размере 104 000 руб.
Однако, налоговый орган безосновательно, при наличии переплаты по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 7 442,25 руб. и отсутствии задолженности по земельному налогу за налоговые периоды 2015-2020 годов, сформировал следующие решения о зачете переплаты по НДФЛ в счет погашения задолженности по налогам и пени за налоговые периоды 2015-2019 годы, а также в счет налоговых обязательств за 2020 год: от 18.09.2021 № 182427 на сумму 225,49 руб., от 18.09.2021 № 182428 на сумму 579,51 руб., от 18.09.2021 № 182620 на сумму 1 081 руб., от 18.09.2021 № 182623 на сумму 1 127,66 руб., от 12.01.2022 № 1327 на сумму 1 612 руб., от 12.01.2022 № 1328 на сумму 11 790,29 руб., от 12.01.2022 № 1329 на сумму 38 597,71 руб., от 28.04.2022 № 53803 на сумму 4 078,86 руб., от 28.04.2022 № 53804 на сумму 23 899,60 руб., от 28.04.2022 № 53806 на сумму 1 252,78 руб.
Не согласившись с действиями и решениями Инспекции, административный истец 12.09.2022 обратился с жалобой в УФНС России по Владимирской области, которая по результатам рассмотрения жалобы вынесла решение от 06.10.2022 № 13-10-05/1065/ЗГ@, в котором жалобу ФИО1 удовлетворила частично: отменила в части решения Инспекции о зачете от 12.01.2022 № 1328, от 12.01.2021 № 1329, от 28.04.2022 № 53804; признала незаконными действия Инспекции, выразившиеся в невозврате ФИО1 инвестиционного налогового вычета за 2020-2021 годы в размере 32 747,36 руб. и возложила на Инспекцию обязанность возвратить ФИО1 излишне уплаченный налог на доходы физических лиц за 2020-2021 годы в размере 32 747,36 руб.
Полагает вышеуказанные решения налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога незаконными в полном объеме по основаниям ст.ст.48,78,79 НК РФ ввиду уплаты налогов за налоговые периоды 2019, 2020 годы, соответственно, 01.01.2021 и 09.12.2021, отсутствии задолженности по налогам за налоговые периоды 2016 - 2018 годы, а также ввиду не принятии налоговым органом своевременно мер для принудительного взыскания пеней, начисленных на задолженность по налогам за налоговые периоды 2015-2016 годы, пропуск предусмотренного налоговым законодательством срока на принудительное взыскание пени.
Указывает, что оспариваемые решения Инспекции о зачете суммы излишне уплаченного налога нарушают права административного истца, поскольку влекут невозможность получения инвестиционного налогового вычета за 2020-2021 годы в полном объеме в размере 104 000 руб.
Определением суда от 05.04.2023 произведена замена ненадлежащего административного ответчика МИФНС России № 14 по Владимирской области правопреемником УФНС России по Владимирской области (л.д.248 т.1).
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика УФНС России по Владимирской области по доверенности ФИО2 требования не признала. В представленных письменных возражениях, поддержанных в судебном заседании, просила отказать в удовлетворении иска. Пояснила, что 05.01.2022 ФИО1 по телекоммуникационным каналам связи представил налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2020 год, в которой заявил к возврату НДФЛ за 2020 год в размере 52 000 руб. Камеральная проверка по налоговой декларации окончена 11.01.2022, расхождений не выявлено, сумма излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2020 год в размере 52 000 руб. подтверждена. Вместе с тем, по состоянию на 11.01.2022 по данным налогового органа у ФИО1 имелась задолженность по уплате налогов в размере 131 109,73 руб., в том числе, задолженность по земельному налогу в размере 61 177,54 руб., пени по земельному налогу в размере 48 649,35 руб., пени по транспортному налогу в размере 4 119,3 руб., пени по иным налогам (сборам) в размере 21 282 руб. Учитывая наличие вышеуказанной задолженности, налоговый орган принял решения о зачете от 12.01.2022 №№ 1327, 1328, 1329.
01.04.2022 ФИО1 представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2021 год, в которой заявил к возврату НДФЛ за 2021 год в размере 52 000 руб. Камеральная проверка окончена 28.04.2022, расхождений не выявлено, сумма излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2021 год в размере 52 000 руб. подтверждена. Вместе с тем, учитывая, что за налогоплательщиком числилась задолженность по уплате налогов в размере 79 838,29 руб., налоговым органом были приняты решения о зачете от 28.04.2022 №№ 53803, 53804, 53806.
Также налоговым органом 18.09.2021 были приняты решения о зачете №№ 182427, 182428, 182620, 182623 на общую сумму 3 013,66 руб. С учетом произведенных зачетов в налоговое уведомление от 01.09.2021 № 11858864 к оплате включен транспортный налог в размере 23 184 руб., земельный налог в размере 102 840 руб. и налог на имущество в размере 40,75 руб.
Указала, что оспариваемые ФИО1 решения о зачете переплаты по НДФЛ в счет имеющейся задолженности за 2015 - 2019 годы и текущих платежей за 2020 год приняты в соответствии с положениями п.п.1,5,6 ст.78 НК РФ, требование об уплате налога от 15.12.2021 № 38449 правильно отражает размер задолженности по налогам за 2020 год, в связи с чем оснований для признания их незаконными не имеется.
Пояснила, что по состоянию на 14.10.2022 за налогоплательщиком числится переплата по налогу на доходы физических лиц за 2020 - 2021 годы в размере 32 747,36 руб., для возврата которой налогоплательщику необходимо представить заявление на указанную сумму с реквизитами для перечисления денежных средств.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе УФНС России по Владимирской области просит решение суда отменить и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных ФИО1 требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что 01.01.2021 ФИО1 уплачен земельный налог за 2019 год в размере 38 565,05 руб., налог на имущество в размере 7 539 руб.; 09.12.2021 уплачен земельный налог за 2020 год в размере 38 566 руб. Поскольку указанные суммы были оплачены без привязки к определенному периоду, они были направлены на погашение задолженности по налогам за предыдущие налоговые периоды. В связи с тем, что момент образования переплаты по НДФЛ за 2020 год в размере 52 000 руб. и за 2021 год в размере 52 000 руб. у ФИО1 имелась задолженность по уплате налогов по состоянию на 11.01.2022 в размере 131 109,73 руб. МИФНС России № 10 по Владимирской области в порядке ст.ст.78, 221.1 НК РФ правомерно были приняты решения о зачете переплаты по НДФЛ в счет имеющейся задолженности от 12.01.2022 № 1327, от 12.01.2022 № 1328, от 12.01.2022 № 1329, от 28.04.2022 № 53803, от 28.04.2022 № 53804, от 28.04.2022 № 53806. Решением УФНС России по Владимирской области от 06.10.2022 № 13-10-05/1065/ЗГ@ решения о зачете от 12.01.2022 № 1328, от 12.01.2022 № 1329, от 28.04.2022 № 53804 были отменены в части, размер задолженности по налогам скорректирован. Решения о зачете от 12.01.2022 и от 28.04.2022 (в редакции решения УФНС России от 06.10.2022 № 13-10-05/1065/ЗГ@,)приняты в соответствии с п.6 ст.221.1 НК РФ, введенной Федеральным законом от 20.01.2021 № 100-ФЗ, который не содержит обязательного условия о том, что зачет сумм НДФЛ, подлежащего возмещению, может быть осуществлен налоговым органом только в счет погашения задолженности, в отношении которой налоговым органом ранее осуществлялись процедуры принудительного взыскания. Отмечает, что решения налогового органа о зачете от 18.09.2021 №№ 182427, 182428, 182620, 182623 на общую сумму 3 013,66 руб. приняты с учетом имеющейся у ФИО1 переплаты по налогу на имущество, что отражено в налоговом уведомлении от 01.09.2021 № 11858864. Норма п.2 ст.52 НК РФ позволяет производить зачеты в счет будущих платежей, а не только по имеющейся задолженности. При таком положении оснований для признания оспариваемых решений о зачете от 18.09.2021, от 12.01.2022, от 28.04.2022, требования об уплате налога от 15.12.2021 № 38449 незаконными не имелось. ФИО1 имеет право на возврат переплаты по НДФЛ за 2020-2021 годы в размере 32 747,36 руб., для получения которой налогоплательщику необходимо направить в налоговый орган соответствующее заявление.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика УФНС России по Владимирской области по доверенности ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение отменить.
Административный истец ФИО1 отказался от исковых требований в части признания незаконными решений о зачете суммы излишне уплаченного налога от 12.01.2022 № 1327 на сумму 1 612 руб., от 28.04.2022 № 53806 на сумму 1252,78 руб. Пояснил, что не оспаривает решение налогового органа о зачете от 28.04.2022 № 53804 в счет погашения пени по земельному налогу в размере 10 453,53 руб., которая была взыскана решением Октябрьского районного суда г.Владимира от 10.08.2020 по делу № 2а-2273/2020. Данное решение считает незаконным в размере 12 255,66 руб., поскольку пени в указанной сумме взысканы на основании судебного приказа по делу № 2а-618/17-5, судебного приказа от 21.12.2018 по делу № 2а-373/18-5, которые исполнены в полном объеме. С учетом проведенной с налоговым органом сверки полагает, что возврату из бюджета подлежит переплата по НДФЛ за 2020 - 2021 годы в общей сумме 90 668,13 руб. (л.д. 4 т.3).
Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения в соответствии со ст.308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав дополнительно представленные в суд апелляционной инстанции документы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.3, п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ, ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Нормой ст. 78 НК РФ в редакции, действующей в период спорных правоотношений, было предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам, погашения недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей (пункт 1).
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога (пункт 5).
Пунктом 6 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
В соответствии со 221.1 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.1 и подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в упрощенном порядке, установленном настоящей статьей (пункт1).
Налоговые вычеты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предоставляются налогоплательщику налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке по окончании налогового периода не более чем за три года, предшествующие году подачи заявления, при наличии в налоговом органе представленных в соответствии с пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса за соответствующие периоды сведений о доходах физического лица и суммах налога, исчисленных и удержанных налоговым агентом. В заявлении налогоплательщик указывает для возврата денежных средств реквизиты открытого им счета в банке. Заявление должно быть сформировано и представлено налогоплательщиком в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика по формату, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 2).
Из материалов дела следует, что ФИО1 состоял на налоговом учете в МИФНС России № 10 по Владимирской области, которая реорганизована путем присоединения к ИФНС России по Октябрьскому району г.Владимира, которая, в свою очередь, переименована в Межрайонную ИФНС России № 14 по Владимирской области (приказ ФНС России от 02.06.2022 № ЕД-7-4/458 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области») (л.д.227-243 т.1).
ФИО1 является плательщиком с 2015 года земельного налога, ему на праве собственности принадлежит, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 33:13:080238:48, кадастровая стоимость которого составляет 12 855 018 руб.
Также ФИО1 является плательщиком с 2010 года транспортного налога и с 2002 года налога на имущество физических лиц.
Налоговым органом в адрес ФИО1 было направлено налоговое уведомление от 03.08.2020 № 39170399 с расчетом налогов за 2019 год, а именно, земельный налог в размере 193 630 руб. (в том числе, 192 825 руб. - земельный налог по земельному участку с кадастровым номером 33:13:080238:48, рассчитанный по ставке 1,5); налог на имущество физических лиц в размере 7 539 руб., транспортный налог в размере 18 531 руб. В налоговом уведомлении указан УИН для оплаты земельного налога №18203316200005841671 (л.д.77-79 т.1).
29.12.2020 налоговым органом выставлено требование об уплате налогов, пени № 53121, которым налогоплательщику предлагалось уплатить задолженность по земельному налогу в размере 192 825 руб., пени на данную задолженность в размере 737,56 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 7 539 руб., пени по данному налогу в размере 28,84 руб. в срок до 08.02.2021 (л.д.85-86 т.1).
01.01.2021 ФИО1 посредством Сбербанк Онлайн оплатил земельный налог за 2019 год в размере 38 565,05 руб., самостоятельно применив ставку в размере 0,3, указав приведенный в налоговом уведомлении от 03.08.2020 № 39170399 УИН № 18203316200005841671 (л.д.35 т.1). Также произведена оплата налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 7 539 руб. (л.д.36,37 т.1).
01.09.2021 налоговым органом сформировано налоговое уведомление № 11858864 с расчетом налогов за 2020 год, а именно, земельный налог в размере 102 840 руб. (в том числе, 80 344 руб. - земельный налог по земельному участку с кадастровым номером ****, рассчитанный по ставке 1,5), налог на имущество физических лиц в размере 40,75 руб. (с учетом переплаты 7 442,25 руб.), транспортный налог в размере 23 184 руб. Указан УИН для оплаты земельного налога №18203316210034401233 (л.д.80-84 т.1).
25.09.2021 ФИО1 обратился в УФНС России по Владимирской области с заявлением об ошибочном применении при исчислении земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером ****, имеющего вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, вместо налоговой ставки 0,3 налоговой ставки 1,5 (л.д.27 т.1).
13.10.2021 Межрайонная ИФНС России № 10 Владимирской области проинформировала ФИО1 о произведенном перерасчете земельного налога за налоговый период 2019-2020 годы (л.д.29).
09.12.2021 административный истец, полагаясь на представленные УФНС России по Владимирской области сведения о проведении перерасчета земельного налога, посредством Сбербанк Онлайн оплатил земельный налог за 2020 год в размере 38 566,00 руб., указав приведенный в налоговом уведомлении от № 01.09.2021 № 11858864 УИН № 18203316210034401233 (л.д.38).
15.12.2021 налоговым органом в адрес ФИО1 выставлено требование об уплате налога № 38449, которым налогоплательщику предложено уплатить задолженность по земельному налогу за 2020 год в размере 38 564 руб., пени по данному налогу в размере 125,33 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 3 856 руб., пени по данному налогу в размере 12,53 руб.(л.д.87-89 т.1).
Административный истец полагает требование об уплате налога от 15.12.2021 № 38449 незаконным как выставленное при отсутствии задолженности по налогам за 2020 год.
Признавая вышеуказанное требование незаконным в полном объеме, суд первой инстанции исходил из вывода об отсутствии у ФИО1 задолженности по налогам и пени за налоговый период 2020 года.
Судебная коллегия, исследовав в совокупности и взаимосвязи имеющиеся в материалах дела и дополнительно представленные в суд апелляционной инстанции документы, соглашается с выводом суда первой инстанции о признании незаконным требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 15.12.2021 № 38449 в части уплаты недоимки по земельному налогу в размере 38 564 руб., налогу на имущество физических лиц в размере 3 856 руб., исходя из следующего.
Необходимость указания реквизита «код» - уникальный идентификатор начисления (УИН), состоящий из 20 или 25 знаков, предусмотрена пунктом 4.10 Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н.
Факт оплаты ФИО1 земельного налога за налоговый период 2020 года с достоверностью подтверждается чеком по операции Сбербанк Онлайн от 09.12.2021 на сумму 38 566 руб., оформленным с соблюдением требований Приказа Минфина России от 12.11.2013 № 107н.
Поскольку при оплате земельного налога за 2020 год ФИО1 правильно указал УИН, отраженный в налоговом уведомлении от 01.09.2021 № 11858864, у налогового органа не имелось оснований для направления поступивших от налогоплательщика денежных средств на иные цели.
Доводы представителя налогового органа о том, что налогоплательщиком при оплате земельного налога 09.12.2021 в размере 38 566 руб. «не осуществлена привязка к конкретному налоговому периоду», опровергаются содержанием платежного документа и не могут быть приняты во внимание.
В налоговом уведомлении от 01.09.2021 № 11858864 с расчетом налогов за 2020 год содержались сведения о наличии у ФИО1 переплаты по налогу на имущество физических лиц в размере 7 442,25 руб., налог на имущество физических лиц указан в сумме 40,75 руб. (л.д.80 т.1)
Исходя из понятия требования об уплате налога, приведенного в норме статьи 69 НК РФ, как извещения налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также принимая во внимание, что в силу статьи 52 НК РФ размер имущественных налогов исчисляется налоговым органом, при этом у налогоплательщика не возникает обязанность по уплате налога ранее получения налогового уведомления, судебная коллегия полагает, что включение в требование об уплате налога от 15.12.2021 № 38449 налога на имущество физических лиц в размере 7 539 руб., не основано на вышеприведенных нормах налогового законодательства.
Отклоняя довод представителя налогового органа о том, что в требование об уплате налога от 15.12.2021 № 38449 включена задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год, судебная коллегия исходит из того, что налог на имущество физических лиц за 2019 год ФИО1 оплачен 01.01.2021 в полном объеме в размере 7 539 руб., с указанием в платежном документе УИН, приведенного в налоговом уведомлении за 2019 год (от 03.08.2020 № 39170399).
Из изложенного следует, что требование об уплате налога за 2020 год от 15.12.2021 № 38449 в нарушение предписаний ст.ст.52,69 НК РФ, выставлено при отсутствии у ФИО1 задолженности по земельному налогу за 2020 год в размере 38 564, руб., отсутствии задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019,2020 годы в размере 3 856 руб., в связи с чем является незаконным в части задолженности по налогам в указанных суммах.
Вместе с тем, представленными административным истцом платежными документами подтверждается, что земельный налог за 2020 год в размере 38566 руб. в нарушение установленного налоговым законодательством срока до 01.12.2021 оплачен 09.12.2021, налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 7 539 руб. в нарушение установленного налоговым законодательством срока до 01.12.2020 оплачен 01.01.2021, что обуславливает правомерность начисления пени за каждый день просрочки в соответствии со ст. 75 НК РФ.
Следовательно, включение в требование об уплате налога от 15.12.2021 № 38449 пени по земельному налогу в размере 125,33 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 12,53 руб. согласуется с предписаниями ст.75 НК РФ, а также не противоречит акцессорной природе пеней с учетом того, что обязательство по уплате налога исполнено с незначительным нарушением предусмотренного налоговым законодательством срока.
Исходя из изложенного, требования об уплате налога от 15.12.2021 № 38449 в части пени по земельному налогу в размере 125,33 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 12,53 руб. является законным, административный иск в указанной части удовлетворению не подлежит.
Удовлетворяя в полном объеме требования ФИО1 о признании незаконными всех принятых налоговым органом решений о зачете переплаты по НДФЛ в счет задолженности по налогам, суд первой инстанции не дал правовую оценку законности каждого оспариваемого административным истцом решения о зачете, выводы суда, изложенные в решении, не подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств, в связи с чем решение суда подлежит отмене и изменению в части.
Разрешая административные требования ФИО1 о признании незаконным решений налогового органа от 18.09.2021 № 182427, от 18.09.2021 № 182428, от 18.09.2021 № 182620, от 18.09.2021 № 182623, судебная коллегия исходит из следующего.
Налоговым органом при формировании налогового уведомления от 01.09.2021 № 11858864 с учетом имеющейся в ФИО1 переплаты по налогу на имущество и транспортному налогу в размере 2 788,17 руб. (л.д.223 т.1) были приняты решения о зачете, датированные 18.09.2021, в счет налоговых обязательств за 2020 год, начисленных по сроку уплаты 01.12.2021:
№ 182427 в счет погашения недоимки по земельному налогу за 2020 год в размере 225,49 руб. (л.д.96 т.1);
№ 182428 в счет погашения недоимки по земельному налогу за 2020 год в размере 579,51 руб.(л.д.98 т.1);
№ 182620 в счет погашения недоимки по налогу на имущество за 2020 год в размере 1 081 руб.(л.д.88 т.2);
№ 182623 в счет погашения недоимки по налогу на имущество за 2020 год в размере 1 127,66 руб.(л.д.100 т.1).
Норма пункта 2 статьи 52 НК РФ предусматривает возможность при формировании налогового уведомления учитывать имеющиеся у налогоплательщика на дату формирования налогового уведомления суммы излишне уплаченных налогов в счет будущих платежей.
Произведенные на основании вышеуказанных решений зачеты повлекли уменьшение налоговых обязательств ФИО1 по имущественным налогам за 2020 год, включенным в налоговое уведомление от 01.09.2021 № 11858864.
Имущественные налоги за 2020 год административным истцом оплачены в полном объеме. Оспариваемые решения о зачете от 18.09.2021 на размер заявленного ФИО1 налогового вычета по НДФЛ за 2020-2021 годы не влияют.
Учитывая, что вышеуказанные решения о зачете от 18.09.2021 № 182427, от 18.09.2021 № 182428, от 18.09.2021 № 182620, от 18.09.2021 № 182623 приняты с учетом действующего правового регулирования, закону не противоречат, права и законные интересы административного истца не нарушают, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания указанных решений незаконными.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконными решений налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога от 18.09.2021 № 182427, от 18.09.2021 № 182428, от 18.09.2021 № 182620, от 18.09.2021 № 182623.
Разрешая требования ФИО1 о признании незаконными решений налогового органа зачете суммы излишне уплаченного налога от 12.01.2022 №№1327, 1328, 1329, от 28.04.2022 №№ 53803, 53804, 53806, а также о возложении обязанности выплатить излишне уплаченный НДФЛ за 2020 - 2021 годы в размере 104 000 руб., судебная коллегия исходит из следующего.
05.01.2022 ФИО1 по телекоммуникационным каналам связи представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2020 год, в которой заявил к возврату НДФЛ за 2020 год в размере 52 000 руб.
11.01.2022 по налоговой декларации окончена камеральная проверка, в ходе которой подтвержден размер излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2020 год в размере 52 000 руб., подлежащий возврату (л.д.43,44 т.3).
Вместе с тем, установив наличие у ФИО1 задолженности по налогам и пени за налоговые периоды 2015 - 2019 годы, налоговым органом были приняты следующие решения о зачете сумм излишне уплаченного налога, датированные 12.01.2022:
№ 1327 в счет погашения недоимки по налогу на имущество за налоговый период 2018 года в размере 1 612 руб.(л.д.91 т.1);
№ 1328 в счет погашения недоимки по налогу на имущество за налоговые периоды 2017-2019 годы в размере 11 790,29 руб.(л.д.93 т.1);
№ 1329 в счет погашения недоимки по земельному налогу за налоговый период 2019 года в размере 38 597,71 руб.(л.д.92 т.1).
01.04.2022 ФИО1 представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2021 год, в которой заявил к возврату НДФЛ за 2021 год в размере 52 000 руб.
28.04.2022 по налоговой декларации окончена камеральная проверка, в ходе которой подтверждена сумма излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2021 год в размере 52 000 руб., подлежащая возврату (л.д.155 т.1).
Вместе с тем, установив наличие у ФИО1 задолженности по налогам и пени за предыдущие налоговые периоды, налоговым органом были приняты следующие решения о зачете сумм излишне уплаченного налога, датированные 28.04.2022:
№ 53803 в счет погашения задолженности по пеням, начисленным по транспортному налогу в размере 4 078,86 руб. (л.д. 99 т.1);
№ 53804 в счет погашения задолженности по пеням, начисленным за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 - 2016 годы, в размере 23 899,60 руб.(л.д.94 т.1);
№ 53806 в счет погашения задолженности по пеням, начисленным за несвоевременную уплату налога на имущество за 2015 - 2016 годы, в размере 1 252,78 руб. (л.д.96 т.1).
12.09.2022 ФИО1, не согласившись с вышеуказанными решениями о зачете, обратился с жалобой в УФНС России по Владимирской области (л.д.30-34 т.1).
УФНС по Владимирской области, рассмотрев жалобу ФИО1, приняло решение от 06.10.2022 № 13-10-05/1065/ЗГ@, которым отменило решения Межрайонной ИФНС России № 10 по Владимирской области в части:
решение от 12.01.2022 № 1328 в части суммы 7 934,29 руб. (пени по налогу на имущество);
решение от 12.01.2022 № 1329 в части суммы 867,17 руб. (земельный налог);
решение от 28.04.2022 № 53804 в части суммы 1 190,41 руб. (пени по земельному налогу);
Также УФНС России по Владимирской области признало незаконными действия Инспекции, выразившиеся в невозврате ФИО1 инвестиционного налогового вычета за 2020-2021 годы в сумме 32 747,36 руб. и возложило на Межрайонную ИФНС России № 14 по Владимирской области обязанность возвратить ФИО1 излишне уплаченный налог на доходы физических лиц за 2020-2021 годы в сумме 32 747,36 руб. (л.д.40-43, 136-143 т.1
Административный истец полагает решения налогового органа, датированные 12.01.2022 и 28.04.2022, незаконными в редакции решения УФНС России по Владимирской области от 06.10.2022 № 13-10-05/1065/ЗГ@. Ссылаясь на отсутствие задолженности по налогам и пени, ФИО1 просил признать незаконными решения о зачете:
от 12.01.2021 № 1327;
от 12.01.2022 № 1328 в оставшейся части суммы 3 855,71 руб.;
от 12.01.2022 № 1329 в оставшейся части суммы 37 730,54 руб.;
от 28.04.2022 № 53803;
от 28.04.2022 № 53804 в оставшейся части суммы 22 709,19 руб.;
от 28.04.2022 № 53806.
Также просил возложить на УФНС России по Владимирской области обязанность предоставить ФИО1 причитающиеся налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц в упрощенном порядке в виде инвестиционного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ, за период 2020-2021 годы в общей сумме 104 000 рублей.
Давая оценку законности решения о зачете от 12.01.2022 № 1328 в оставшейся части 3 855,71 руб. в счет погашения недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2019 год, судебная коллегия, установив, что налог на имущество в размере 7 539 руб. оплачен ФИО1 01.01.2021 через сервис Сбербанк Онлайн, с указанием УИН 18203316200005841663, приведенным в налоговом уведомлении от 03.08.2020 № 39170399, приходит к выводу о незаконности указанного решения.
Давая оценку законности решения о зачете от 12.01.2022 № 1329 в оставшейся части 37 730,54 руб. в счет погашения недоимки по земельному налогу за налоговый период 2019 года, судебная коллегия исходит из следующего.
Как указано выше, в адрес ФИО1 было направлено налоговое уведомление от 03.08.2020 № 39170399 с расчетом налогов за 2019 год, включая земельный налог в размере 193 630 руб. (в том числе, 192 825 руб. - земельный налог по земельному участку с кадастровым номером ****, рассчитанный по ставке 1,5). Для уплаты земельного налога указан УИН №18203316200005841671 (л.д.77-79 т.1).
01.01.2021 ФИО1 посредством Сбербанк Онлайн оплатил земельный налог за 2019 год в размере 38 565,05 руб., самостоятельно применив налоговую ставку 0,3, указав приведенный в налоговом уведомлении от 03.08.2020 № 39170399 УИН № 1820331 6200005 841671 (л.д.35 т.1).
Письмом от 13.10.2021 налоговый орган подтвердил право ФИО1 на перерасчет земельного налога за 2019 год по ставке 0,3.
Таким образом, обязанность по уплате земельного налога за 2019 год ФИО1 выполнена надлежащим образом в полном объеме.
Из материалов дела также следует, что земельный налог за 2018 год в размере 179 250 руб. оплачен ФИО1 платежным поручением от 30.12.2019 № 65 (л.д.93 т.2).
Земельный налог за 2017 год в размере 174 827 оплачен ФИО1 28.12.2018, что подтверждается чеком по операции Сбербанк Онлайн (л.д.28 т.3).
Задолженность по земельному налогу за 2016 год в размере 174 827 руб., пени по данному налогу в размере 480,77 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 45 738 руб., пени по данному налогу в размере 17,29 руб., всего в размере 221 063,06 руб. взысканы с ФИО1 судебным приказом мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского района г.Владимира от 27.04.2018 по делу № 2а-930/18-5 (л.д.29 т.2).
Погашение вышеуказанной задолженности осуществлено путем списания денежных средств в период с 19.10.2018 по 20.03.2019 с расчетных счетов ФИО1 в Сбербанке РФ, в который налоговым органом (МИФНС России № 11 по Владимирской области) был направлен судебный приказ, что подтверждается представленными налоговым органом сведениями о перечислении денежных средств по судебном приказу от 27.04.2018 по делу № 2а-930/18-5 (л.д.191 т.1).
Задолженность по земельному налогу за 2015 год в размере 315 908 руб. и пени поданному налогу в размере 6949,98 руб., всего в размере 322 857 руб., взысканы с ФИО1 судебным приказом мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского района г.Влаимира от 05.05.2017 по делу № 2а-618/17-5 (л.д.31 т.3).
18.10.2017 на основании указанного судебного приказа возбуждено исполнительное производство № 57562/17/33002-ИП, которое окончено 29.06.2018 фактическим исполнением требований исполнительного документа в полном объеме (л.д.32 т.3).
Из изложенного следует, что у ФИО1 не имеется задолженности по земельному налогу за 2019 год и налоговые периоды 2015-2018 годы.
Вместе с тем, из письменных объяснений УФНС России по Владимирской области от 23.11.2023 № 09-22/0706/ПД, представленных в суд апелляционной инстанции, следует, что в рамках судебного приказа от 05.05.2017 по делу № 2а-618/17-5 были взысканы все денежные средства в размере 322 857,98 руб., которые были распределены программным комплексом АИС Налог-3 следующим образом:
- 255 182,39 руб. в счет земельного налога за 2015 год;
- 50 000 руб. в счет транспортного налога;
- 17 675,59 в счет налога на имущество.
В рассматриваемом случае зачисление налоговым органом удержанной с ФИО1 задолженности по земельному налогу за 2015 год в счет погашения задолженности по иным имущественным налогам является неправомерным, в связи с чем неблагоприятные последствия таких действий, включая начисление пени за нарушение срока оплаты земельного налога, не могут быть возложены на административного истца.
Поскольку задолженности по земельному налогу за 2015 - 2020 годы у ФИО1 не имеется, решение о зачете от 12.01.2022 № 1329 в оставшейся сумме 37 730,54 руб. является незаконным и подлежит отмене.
Давая оценку законности решения о зачете от 28.04.2022 № 53804 в оставшейся части 22 709,19 руб. в счет погашения задолженности по пеням, образовавшимся ввиду несвоевременного исполнения налоговых обязательств за налоговые периоды 2015 - 2016 годов, судебная коллегия исходит из следующего.
Решением Октябрьского районного суда г.Владимира от 10.08.2020 по делу № 2а-2273/2022 с ФИО1 взысканы пени на задолженность по земельному налогу. Указанное решение в сумме 10 453,53 руб. не исполнено, данное обстоятельство подтверждено материалами дела и признано административным истцом (л.д.4 т.3).
Следовательно, решение о зачете от 28.04.2022 № 53804 в сумме 10 453,53 руб. является законным и оснований для его отмены не имеется.
Решение о зачете от 28.04.2022 № 53804 в сумме 12 255,66 руб. является незаконным, поскольку пени по земельному налогу взысканы с ФИО1 в рамках исполнения судебного приказа от 05.05.2017 № 2а-618/17-5 и судебного приказа от 27.04.2018 № 2а-930/18-5.
Давая оценку законности решения о зачете от 28.04.2022 № 53803 на сумму 4078,86 руб. в счет погашения задолженности по пеням, начисленным по транспортному налогу за налоговые периоды 2015 - 2016 годы, судебная коллегия, установив, что пени по транспортному налогу были взысканы с ФИО1 судебным приказом от 07.05.2018 № 2а-1446/18-5, который исполнен в рамках исполнительного производства № 1060930/20/33002-ИП (л.д.193 т.2), а также судебным приказом № 2а-1341/21-5, который был отменен и меры взыскания по нему не применялись, приходит к выводу о незаконности указанного решения о зачете.
Из изложенного следует, что налоговым органом в счет возврата из бюджета излишне уплаченного НДФЛ на основании решения о предоставлении инвестиционного налогового вычета за 2020 и 2021 годы (всего на сумму 104 000 руб.) неправомерно были приняты следующие решения о зачете:
от 12.01.2022 № 1328 в части суммы 3 855,71 руб.;
от 12.01.2022 № 1329 в части суммы 37 730,54 руб.;
от 28.04.2022 № 53803 на сумму 4 078,86 руб.;
от 28.04.2022 № 53804 в части суммы 12 255,66 руб.
Всего на сумму 57 920,77 руб.
Кроме того, УФНС России по Владимирской области решением от 06.10.2022 №13-10-05/1065/ЗГ@, признало незаконными действия Инспекции, выразившиеся в невозврате ФИО1 инвестиционного налогового вычета за 2020-2021 годы в размере 32 747,36 руб.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности требования ФИО1 о предоставлении инвестиционного налогового вычета за 2020-2021 годы в размере 90 668,13 (32 747,36 руб. + 57 920,77 руб.) и возлагает на Управление Федеральной налоговой службы России по Владимирской области обязанность возвратить ФИО1 излишне уплаченный налог на доходы физических лиц за 2020 - 2021 годы в размере 90 668,13 руб.
Учитывая, что ФИО1 в налоговый орган направлено заявление о предоставлении налогового вычета, доводы представителя административного ответчика о необходимости обращения ФИО1 с повторным заявлением не основаны на предписаниях п. 6 ст.78 НК РФ
В удовлетворении требования ФИО3 о взыскании переплаты по НДФЛ в размере 13 331,87 руб. (104 000 руб. - 90 668,13 руб.) судебная коллегия полагает необходимым отказать, поскольку решение налогового органа о зачете от 28.04.2022 № 53804 на сумму 10 453,35 руб. является законным, от требований о признании незаконными решений о зачете от 12.01.2022 № 1327 на сумму 1 612 руб., от 28.04.2022 № 53806 на сумму 1 252,78 руб. административный истец отказался.
В судебном заседании апелляционной инстанции ФИО1 отказался от требований о признании незаконными решений о зачете от 12.01.2022 № 1327 на сумму 1 612 руб., от 28.04.2022 № 53806 на сумму 1 252,78 руб.
Согласно статье 304 КАС РФ отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком или соглашение о примирении сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком, условия соглашения сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно административным истцом, административным ответчиком, сторонами соглашения (часть 1).
Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьей 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу (часть 2).
Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено запрета на отказ от административного о признании действий (решений) государственного органа незаконными.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает возможным принять отказ административного истца ФИО1 от исковых требований о признании незаконными решений о зачете от 12.01.2022 № 1327 на сумму 1 612 руб., от 28.04.2022 № 53806 на сумму 1 252,78 руб., поскольку данный отказ не противоречит требованиям закона, не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, совершен в надлежащей процессуальной форме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Принять отказ ФИО1 от исковых требований в УФНС России по Владимирской области в части признания незаконными решений налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога от 12.01.2022 № 1327 на сумму 1 612 руб., от 28.04.2022 № 53806 на сумму 1252,78 руб.
Решение Октябрьского районного суда г.Владимира от 31 мая 2023 года в части признания незаконными решений налогового органа от 12.01.2022 № 1327, от 28.04.2022 № 53806 отменить, производство по делу в указанной части прекратить.
В остальной части решение Октябрьского районного суда г.Владимира от 31 мая 2023 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Признать незаконным требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 15.12.2021 № 38449 в части уплаты недоимки по земельному налогу в размере 38 564 руб., налогу на имущество физических лиц в размере 3 856 руб.
Признать незаконными решения налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (пеней):
- от 12.01.2022 № 1328 в части суммы 3 855,71 руб.;
- от 12.01.2022 № 1329 в части суммы 37 730,54 руб.;
- от 28.04.2022 № 53803 на сумму 4 078,86 руб.;
- от 28.04.2022 № 53804 в части суммы 12 255,66 руб.
Обязать Управление Федеральной налоговой службы России по Владимирской области возвратить ФИО1 излишне уплаченный налог на доходы физических лиц за 2020 - 2021 годы в размере 90 668 (девяносто тысяч шестьсот шестьдесят восемь) рублей 13 копеек.
В остальной части иска ФИО1 отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Октябрьский районный суд г. Владимира.
Председательствующий Е.П.Астровко
Судьи Ю.В.Самылов
О.И.Емельянова