НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Владимирского областного суда (Владимирская область) от 24.04.2014 № 33-1152/2014

  Дело № 33 - 1152/2014 год          Докладчик Гришина Г.Н.

          Судья Мысягина И.Н.

 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

 председательствующего Судаковой Р.Е.,

 судей Гришиной Г.Н. и Сергеевой С.М.,

 при секретаре Киселевой Т.А.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 24 апреля 2014 года дело по апелляционной жалобе военного прокурора Владимирского гарнизона на решение Октябрьского районного суда города Владимира от 13 января 2014 года, которым постановлено:

 Отказать Военному прокурору Владимирского гарнизона, обратившемуся в суд в интересах Верхова Н. И. к Управлению Федеральной службы безопасности России по Владимирской области о возложении обязанности с **** производить Верхову Н. И. выплату пенсии за выслугу лет с учетом надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания, предусмотренной ст. 2 Федерального Закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в размере ****%, взыскании недополученной пенсии за выслугу лет за период с **** по **** включительно с учетом индексации в сумме **** рублей.

 Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения помощника военного прокурора Владимирского гарнизона Паршакова А.А. и Верхова Н.И., просивших об отмене решения, представителей УФСБ России по Владимирской области Кафанова Е.Г. и Орлова С.К., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

 У С Т А Н О В И Л А:

 Военный прокурор Владимирского гарнизона интересах Верхова Н.И. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы безопасности России по Владимирской области о возложении обязанности с **** производить выплату пенсии за выслугу лет с учетом надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания, предусмотренной ст. 2 Федерального Закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», в размере ****%, взыскании недополученной пенсии за выслугу лет за период с **** по **** включительно с учетом индексации в сумме **** рублей.

 В обоснование своих требований ссылался на то, что прокурорской проверкой исполнения должностными лицами **** законодательства о социальной защите военнослужащих, членов их семей, их пенсионного обеспечения, установлено, что бывший военнослужащий (подполковник в отставке), пенсионер Верхов Н.И. с **** года получает пенсию за выслугу лет на территории Российской Федерации, куда переехал на постоянное место жительства.

 В ходе проведенной проверки было установлено, что Верхов Н.И. проходил **** с **** года по **** год в ****, с **** года по **** года в ****.

 Общая выслуга лет у Верхова Н.И. составляет 25 лет 07 месяцев 14 дней в связи с чем, при назначении пенсии последнему была установлена процентная надбавка за выслугу лет ****%.

 С **** был произведен перерасчет пенсии Верхова Н.И., при этом, при расчете размера пенсии в части определения размера денежного довольствия при расчете процентной надбавки за выслугу лет, был учтен не весь период военной службы Верхова Н.И., а его часть сроком 23 года 09 месяцев 02 дня, поскольку из выслуги лет для исчисления процентной надбавки за выслугу лет был исключен период службы Верхова Н.И. в **** с **** по ****, в связи с чем, процентная надбавка составила ****%.

 Военный прокурор полагает решение **** противоречащим ст. 2 ФЗ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Постановлению Правительства РФ № 1074 от 21 декабря 2011 года "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет" и международному Договору между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военном сотрудничестве от ****.

 Считает, что период службы Верхова Н.И. в **** должен быть включен в выслугу лет для назначения ежемесячной надбавки за выслугу лет на основании п.п. "д" п. 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1074 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет", как военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.

 В судебном заседании помощник военного прокурора Владимирского гарнизона Паршаков А.А., поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просил их полностью удовлетворить.

 В судебное заседание Верхов Н.И., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела не явился.

 Представители ответчика УФСБ России по Владимирской области Кафанов Е.Г. и Орлов С.К. исковые требования не признали, объяснив, со ссылкой на Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1074 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет", Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств, подписанного в Ташкенте 15 мая 1992 года, решение Экономического Суда Содружеств Независимых государств № 01-1/5-06 от 13 апреля 2007 года и консультативное заключение Экономического Суда Содружества Независимых Государств № 01-1/2-09 от 9 декабря 2009 года, что процентная надбавка за выслугу лет исчисляется по законодательству государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие. На территории Российской Федерации действуют Правила № 1074 от 21 декабря 2011 года, согласно подпункта «д» пункта 2 которых предусмотрено, что военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитывается в календарном исчислении: д) военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве. Верхов Н.И. гражданином Российской Федерации является с **** года и соответственно права на исчисление выслуги лет для назначения надбавки с учетом службы в **** не имеет.

 Суд постановил указанное выше решение.

 В апелляционной жалобе военный прокурор Владимирского гарнизона просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, что и в суде первой инстанции. Считает, что судом неверно применены нормы материального права, неправильно истолкован закон.

 В судебном заседании суда апелляционной инстанции помощник военного прокурора Паршаков А.А. и Верхов Н.И. заявили об отказе от исковых требований в части взыскания недополученной пенсии за выслугу лет за период с **** по **** включительно с учетом индексации в сумме **** рублей.

 В соответствии с ч. 1 ст. 326.1 ГПК РФ отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.

 Согласно ч. 2 ст. 326.1 ГПК РФ порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173 настоящего Кодекса. При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу. В случае признания ответчиком иска и принятия его судом апелляционной инстанции принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

 Согласно абз. 3 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 39 ГПК РФ).

 В силу ст. 221 ГПК РФ производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

 Обсудив заявление помощника военного прокурора Паршакова А.А. и Верхова Н.И. об отказе от иска в части взыскания недополученной пенсии за выслугу лет за период с **** по **** включительно с учетом индексации в сумме **** рублей, судебная коллегия принимает отказ вышеуказанных лиц от иска в указанной части, поскольку он не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц. Последствия отказа от иска помощнику военного прокурора Паршакову А.А. и Верхову Н.И. понятны, на что указано в их письменном заявлении.

 В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражении на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с неправильным применением судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).

 Из материалов дела следует, что Верхов Н.И. проходил **** в **** с **** по ****, **** в **** с **** по **** и в органах **** с **** по **** (л.д. 27).

 После увольнения с военной службы по возрасту Верхов Н.И., **** в отставке, переехал на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации во Владимирскую область и обратился в **** с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, которая ему была назначена **** с **** за 27 лет 06 месяцев 12 дней военной службы в размере ****% оклада. При этом, надбавка за выслугу лет была исчислена в размере ****% за 25 лет 07 месяцев 14 дней военной службы, в том числе, с учетом периода службы в ****. **** при расчете пенсии истцу общую выслугу лет не пересчитывало, оставив ее размер со дня назначения в том числе, и для определения размера денежного довольствия для назначения пенсии при расчете процентной надбавки за выслугу лет.

 До **** Верхов Н.И. получал пенсию за выслугу лет в размере **** рублей с установлением ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет (25 лет 07 месяцев 14 дней) к окладу денежного содержания равной ****%, рассчитанной на основании ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ (в редакции, действующей на момент назначения пенсии) "О статусе военнослужащих" с учетом выслуги более 25 лет.

 С **** **** был произведен перерасчет выслуги лет для определения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания и в расчет выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки за выслугу лет был взят период военной службы в календарном исчислении с **** по **** в **** ис **** по **** в органах ****, то есть, 23 года 09 месяцев 02 дня без учета военной службы в органах **** с **** по **** (1 год 10 месяцев 12 дней).

 С этого времени процентная надбавка за выслугу лет в соответствии с ч. 13 ст. 2 ФЗ от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ установлена ответчиком в размере ****% за 23 года 09 месяцев 02 дня военной службы и размер пенсии за выслугу лет составил **** рублей.

 Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции основывался на нормах межгосударственного Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств, подписанного в Ташкенте 15 мая 1992 года, решении Экономического Суда Содружеств Независимых государств № 01-1/5-06 от 13 апреля 2007 года, консультативном заключении Экономического Суда Содружества Независимых Государств № 01-1/2-09 от 9 декабря 2009 года, Правилах исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1074 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет", и пришел к выводу о том, что истец не представил документов, подтверждающих его перевод в установленном порядке в Вооруженные Силы РФ, другие воинские формирования и органы, в связи с чем, права на зачет в выслугу лет военной службы в Республике Казахстан в соответствии с п. «в» Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет от 21 декабря 2011 года № 1074, не имеет.

 Вместе с тем, УФСБ России по Владимирской области и судом первой инстанции, который согласился с позицией ответчика, при назначении процентной надбавки за выслугу лет не были учтены положения подпункта "д" п. 2 указанных Правил, в соответствии с которыми, военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитывается военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве, согласно которому и должна была исчисляться выслуга лет для назначения процентной надбавки Верхову Н.И.

 Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств, подписанного в Ташкенте 15 мая 1992 года, определен общий порядок пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей, а также порядок зачета в общую выслугу лет для назначения пенсий и не рассматривается вопрос определения ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания для исчисления пенсий.

 Вышеуказанным Соглашением предусмотрено, что каждым из государств СНГ наряду с пенсионным обеспечением военнослужащих собственных вооруженных сил и их семей должно осуществляться за счет своего бюджета также пенсионное обеспечение проживающих на его территории военнослужащих бывшего СССР. Пенсии указанным военнослужащим и их семьям назначаются и выплачиваются на условиях, в порядке и по нормам, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников СНГ, на территории которых они проживают.

 Согласно Соглашению в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим подлежат зачету как служба в собственных вооруженных силах, так и в вооруженных силах других государств. Этот вопрос нашел свое отражение в Соглашении. Вопросы определения размера ежемесячной надбавки за выслугу лет оставлены для рассмотрения и установления государствами - участниками Соглашения.

 В настоящее время в РФ порядок исчисления выслуги лет для определения размера процентной надбавки определяется ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 7 ноября 2011 года 306-ФЗ и принятым в его исполнение Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года № 1074 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет", которым утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки за выслугу, указанной в ч. 13 ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ.

 Пунктом 2 Правил, предусмотрено, что военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении следующие периоды:

 в) военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы).

 Ранее этот же вопрос регулировался Постановлением Правительства РФ "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" от 14 июля 2000 года № 524.

 В своем консультативном заключении № 01-1/2-09 от 9 декабря 2009 года Экономический Суд Содружества Независимых Государств однозначно заключил, что выслуга лет для определения процентной надбавки исчисляется в соответствии с ч. 2 ст. 2 Соглашения от 15 мая 1992 года по нормам законодательства государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие. В вышеуказанной статье Соглашения для исчисления выслуги лет в одном случае - для определения права на пенсию (часть первая), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (часть вторая) установлены отдельные правила относительно применяемого национального законодательства. По этой причине выслуга лет для назначения пенсий, исчисленная по законодательству государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсий, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет. Процентная надбавка за выслугу лет исчисляется по законодательству государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие. В таком же порядке исчисляется выслуга лет для определения размера процентной надбавки.

 8 декабря 1991 года было утверждено Соглашение о создании Содружества Независимых государств, которое было ратифицировано Постановлением Верховного Совета РСФСР № 2014-1 от 12 декабря 1991 года и с этого момента вступило в силу для Российской Федерации.

 Согласно протоколу к Соглашению о создании Содружества Независимых государств, в состав СНГ входит и ****. Соглашение подписано в г. Алма-Ате 21 декабря 1991 года президентом Казахстана и ратифицировано Республикой Казахстан 23 декабря 1991 года.

 Федеральным законом от 26 марта 1998 года № 39-ФЗ ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военном сотрудничестве, подписанный в городе Москве 28 марта 1994 года.

 На основании ст. 12 вышеуказанного Договора, стороны признают действительность присвоенных военнослужащим воинских званий, награждений государственными наградами, документов об образовании, а также гарантируют пенсионное обеспечение, предоставление льгот военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы и членам их семей в соответствии с действующим законодательством Сторон с учетом выслуги лет в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР, и последующего прохождения службы в вооруженных Силах Сторон, в том числе и по контракту.

 При таких обстоятельствах спорный период военной службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан необоснованно исключен ответчиком при исчислении выслуги лет Верхова Н.И. для определения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания, поскольку выслуга лет Верхова Н.И. для назначения надбавки подлежит исчислению в соответствии с подп. "д" п. 2 Правил.

 Утверждение ответчика о том, что спорный период военной службы Верхова Н.И. в **** не может быть учтен при подсчете процентной надбавки и в соответствии с пп. "д" Правил, поскольку Верхов Н.И. не являлся гражданином РФ, а приобрел гражданство только ****, является несостоятельным.

 Верхов Н.И. никогда не являлся гражданином ****, а после переезда в Российскую Федерацию до получения в **** году гражданства Российской Федерации имел паспорт гражданина СССР и военный билет.

 В случае коллизии норм внутреннего законодательства государств-участников СНГ с положениями Международных Соглашений применяются положения указанных Соглашений, что соответствует принципу Венской Конвенции о праве международных договоров 1969 года и обязательствам соблюдения общепризнанных принципов международного права, закрепленных в Конституциях государств-участников СНГ.

 В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

 Международным Договором между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военном сотрудничестве, подписанным в городе Москве 28 марта 1994 года и ратифицированным Федеральным законом от 26 марта 1998 года № 39-ФЗ, гарантировано пенсионное обеспечение, предоставление льгот военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы и членам их семей в соответствии с действующим законодательством Сторон с учетом выслуги лет в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР, и последующего прохождения службы в вооруженных Силах Сторон, в том числе и по контракту.

 Таким образом, данное международное соглашение относится к "соответствующим" международным соглашениям, предусмотренным вышеуказанным пунктом "д" статьи 2 Правил, так как регулирует пенсионное обеспечение и предоставление льгот военнослужащим в соответствии с действующим законодательством сторон с учетом выслуги лет в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР и последующего прохождения службы в Вооруженных Силах сторон, в том числе для начисления и выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет.

 С учетом изложенного, постановленное решение не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит отмене в силу ст. 328 ГПК РФ с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных Военным прокурором в интересах Верхова Н.И. требований о возложении на **** обязанности с **** производить выплату пенсии за выслугу лет с учетом надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания, предусмотренной ст. 2 Федерального Закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», при выслуге более 25 лет в размере ****%.

 Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 Решение Октябрьского районного суда города Владимира от 13 января 2014 года отменить.

 Принять отказ помощника военного прокурора Паршакова А.А. и Верхова Н.И. от исковых требований в части взыскания недополученной пенсии за выслугу лет за период с **** по **** включительно с учетом индексации в сумме **** рублей

 Производство по делу в данной части прекратить. Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

 В остальной в части постановить новое решение, которым исковые требования Военного прокурора Владимирского гарнизона в интересах Верхова Н. И. к Управлению Федеральной службы безопасности России по Владимирской области, удовлетворить.

 Обязать Управление федеральной службы безопасности России по Владимирской области произвести с **** Верхову Н. И. выплату пенсии за выслугу лет с учетом процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания, предусмотренной ст. 2 Федерального Закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», в размере ****%

 Председательствующий        Судакова Р.Е.

 Судьи           Гришина Г.Н.

 Сергеева С.М.