№ 33-2554/2020 Докладчик - Бибеева С.Е.
Судья - Маулина М.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 августа 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Никулина П.Н.
судей Бибеевой С.Е., Сергеевой С.М.
при секретаре Яблоковой О.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело № 2-1516/2019 по иску Давыдова Дениса Александровича и Громова Александра Валентиновича к Управлению Росгвардии по Владимирской области, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, Управлению Министерства внутренних дел России по Владимирской области, Департаменту строительства Федеральной службы войск национальной гвардии о признании действий незаконными и постановке на учет с даты обращения с заявлением,
по апелляционным жалобам Управления Министерства внутренних дел России по Владимирской области, Управления Росгвардии по Владимирской области на решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 27 ноября 2019 г., которым постановлено:
исковые требования Давыдова Дениса Александрова и Громова Александра Валентиновича удовлетворить.
Признать незаконными действия УМВД России по Владимирской области в части даты постановки Давыдова Дениса Александрова с составом семьи из трех человек и Громова Александра Валентиновича составом семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 29.03.2013.
Обязать Управление Росгвардии России по Владимирской области принять решение о постановке Давыдова Дениса Александровича на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 3 человека с даты подачи заявления – с 03.09.2012 и внесении соответствующих изменений в книгу учета сотрудников, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать Управление Росгвардии России по Владимирской области принять решение о постановке Громова Александра Валентиновича на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 3 человека с даты подачи заявления – с 06.09.2012 и внесении соответствующих изменений в книгу учета сотрудников, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Дополнительным решением Фрунзенского районного суда г. Владимира от 19 мая 2020 г. Давыдову Денису Александровичу и Громову Александру Валентиновичу в иске к Федеральной службе войск национальной гвардии РФ и Департаменту строительства Федеральной службы войск национальной гвардии РФ о признании действий незаконными и постановке на учет с даты обращения с заявлением отказано.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е., выслушав объяснения представителя ответчика УМВД России по Владимирской области Ивановой И.В., представителя Управления Росгвардии по Владимирской области и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Панина И.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, объяснения представителя истцов Давыдова Д.А. и Громова А.В. - Деминой Н.В., возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда
у с т а н о в и л а:
Давыдов Д.А. и Громов А.В. обратились в суд с самостоятельными исками к Управлению Росгвардии по Владимирской области, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, Управлению Министерства внутренних дел России по Владимирской области (далее – УМВД России по Владимирской области), Департаменту строительства Федеральной службы войск национальной гвардии, в котором с учетом уточнения исковых требований просили:
- признать действия УМВД России по Владимирской области незаконными в части даты постановки Громова А.В. и Давыдова Д.А. в книге учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей: Давыдова Д.А. в составе 3-х человек, а Громова А.В. в составе 4-х человек с 29.03.2013;
- обязать Управление Росгвардии по Владимирской области принять решение о постановке Давыдова Д.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты обращения с заявлением - 03.09.2012 и внесении соответствующих изменений в книгу учета сотрудников, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
- обязать Управление Росгвардии по Владимирской области принять решение о постановке Громова А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты обращения с заявлением - 06.09.2012 и внесении соответствующих изменений в книгу учета сотрудников, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д. 6-8, 108-110, 209, том 1).
В обоснование заявленных требований указали, что проходили службу в органах внутренних дел. 03.09.2012 Давыдовым Д.А. были сданы документы и заявление в ЦЖБК УМВД России по Владимирской области для рассмотрения на комиссии вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно справке № 79 от 07.08.2019 Давыдов Д.А. состоит на учете в указанной очереди с 03.09.2012, т.е. с даты подачи заявления, однако в соответствии с данными единого реестра лиц, состоящих на жилищном учете, дата принятия его на учет - 29.03.2013, номер очереди -1813. Громовым Д.А. были сданы документы и заявление для рассмотрения на комиссии вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 06.09.2012. Согласно справке № 78 от 07.08.2019 Громов Д.А. состоит на учете в указанной очереди с 06.09.2012, т.е. с даты подачи заявления, однако в соответствии с данными единого реестра лиц, состоящих на жилищном учете, дата принятия его на учет - 29.03.2013, номер очереди -1820.
Полагали, что действия УМВД России по Владимирской области в части даты постановки их на учет с даты утверждения решения комиссии о постановке на учет нарушают их права на своевременное получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Определением Фрунзенского районного суда г. Владимира от 18.10.2019 гражданские дела по иску Давыдова Д.А. и Громова А.В. объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением единого номера 2-1516/2019 (л.д. 103-104, том 1).
Представитель ответчика УМВД России по Владимирской области Иванова И.В. иск не признала, полагая, что отсутствует предмет спора, поскольку права Давыдова Д.А. и Громова А.В. на получение единовременной социальной выплаты согласно установленной очередности, определенной исходя из стажа службы в органах внутренних дел и даты подачи заявления, не нарушено. Дополнительно указала, что истцы переведены для дальнейшего прохождения службы в Управление Росгвардии по Владимирской области и протоколом жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Владимирской области от 08.02.2017 № 1/2017, утвержденным распоряжением УМВД России по Владимирской области от 10.02.2017 № 152-Р, Давыдов Д.А. и Громов А.В. сняты с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в УМВД России по Владимирской области, в связи с чем между истцами и ответчиком прекращены правоотношения. Заявила о пропуске истцами срока исковой давности на обращение в суд.
Представитель ответчика Управления Росгвардии по Владимирской области Панин И.В. иск не признал, поддержал позицию представителя ответчика УМВД России по Владимирской области, дополнительно пояснил, что при получении единовременной социальной выплаты будет учитываться стаж работы и даты подачи заявления.
Представитель ответчиков Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Симонов М.С. иск не признал, поддержав позицию представителей УМВД России по Владимирской области и Управления Росгвардии по Владимирской области.
Третьи лица Давыдова У.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО а также Громова А.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО и ФИО исковые требования поддержали.
Судом постановлено указанное выше решение и дополнительное решение.
В апелляционной жалобе представитель УМВД России по Владимирской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя жалобы, выводы суда о незаконности действий УМВД России по Владимирской области в части принятия истцов на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты утверждения решения жилищно-бытовой комиссии основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих порядок и условия принятия на учет для получения единовременной выплаты; судом не учтено, что право истцов на получение единовременной социальной выплаты согласно установленной очередности, определенной исходя из стажа службы в органах внутренних дел и даты подачи заявления о принятии на учет, не нарушено; судом неправомерно не применен срок исковой давности по заявленным требованиям; дело подлежало рассмотрению в порядке административного судопроизводства (л.д. 23-28, том 2).
В апелляционной жалобе представитель Управления Росгвардии по Владимирской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя жалобы, выводы суда о незаконности действий в части принятия истцов на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты утверждения решения жилищно-бытовой комиссии основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих порядок и условия принятия на учет для получения единовременной выплаты (л.д. 43-46, том 2).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истцы Давыдов Д.А., Громов А.В., представитель ответчика Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии, третьи лица Давыдова У.В., Громова А.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, не явились, сведений о причинах неявки не представили, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (пункты 3, 4 части 1 статьи 330).
Рассмотрев дело в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда находит апелляционные жалобы подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Громов А.В. с 23 августа 2000 г. проходил службу в органах внутренних дел (л.д. 111, том 1).
По состоянию на 6 сентября 2012 г. стаж службы Громова А.В. в органах внутренних дел составил 14 лет 0 месяцев 16 дней.
6 сентября 2012 г. Громов А.В. обратился к начальнику УМВД России по Владимирской области с заявлением о принятии его на учет с составом семьи 4 человека для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, к заявлению приложил необходимые документы (л.д. 111 оборот, том 1).
Решением центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Владимирской области, оформленным протоколом заседания от 29 ноября 2012 г. № 26, Громов А.В. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи 4 человека (л.д. 87-88, том 1).
Распоряжением начальника УМВД России по Владимирской области от 29 марта 2013 г. № 185-р утверждено решение ЦЖБК УМВД России по Владимирской области (протокол заседания комиссии от 29 ноября 2012 г. № 26) о принятии Громова А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты (л.д. 86, том 1).
Сведения о Громове А.В., принятого на учет для получения единовременной выплаты, занесены в книгу учета, в том числе сведения об уникальном номере - ****, стаже службы - 14 лет 0 месяцев 16 дней, даты подачи заявления – 6 сентября 2012 г., даты принятия на учет – 29 марта 2013 г. (л.д. 61, том 1).
В адрес Громова А.В. секретарем ЦЖБК УМВД России по Владимирской области направлено письмо от 22 апреля 2013 г. № 16/316 о том, что он распоряжением УМВД России по Владимирской области от 29 марта 2013 г. № 185-р принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья (л.д. 85, 59 том 1).
С 1 октября 2016 г. Громов А.В. проходит службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации (л.д. 259, том 2).
Решением центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Владимирской области, оформленным протоколом заседания от 8 февраля 2017 г. № 1/2017 и утвержденным распоряжением начальника УМВД России по Владимирской области от 10 февраля 2017 г. № 152-р, Громов А.В. снят с учета очередников УМВД России по Владимирской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д. 137-138, 145 том 1).
20 декабря 2016 г. учетное дело Громова А.В. в связи с его переводом было направлено из УМВД России по Владимирской области в Управление Росгвардии по Владимирской области (л.д. 139, том 1).
Решением жилищно-бытовой комиссии Управления Росгвардии по Владимирской области, оформленным протоколом заседания от 20 января 2017 г. № 1 и утвержденным распоряжением начальника Управления Росгвардии по Владимирской области от 20 января 2017 г. № 1, Громов А.В. принят на учет очередников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи из 4 человек с даты принятия распоряжения УМВД России по Владимирской области от 29 марта 2013 г. № 185-р (л.д. 194 том 1, л.д. 257 том 2).
Сведения о Громове А.В., принятого на учет для получения единовременной выплаты, занесены в книгу учета сотрудников Управления Росгвардии по Владимирской области, в том числе сведения о стаже службы по состоянию на 14.06.2019 – 18 лет 9 месяцев 22 дня, дате подачи заявления – 06.09.2012, дате принятия на учет – 29.03.2013 (л.д. 93, том 1).
По результатам рассмотрения обращения Громова А.В. ему письмом от 03.09.2019 сообщено, что он принят на учет для получения единовременной социальной выплаты с 29.03.2013 – даты утверждения протокола жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Владимирской области, единая очередь лиц, принятых на учет сформирована по дате подачи заявления – 06.09.2012 и году принятия на учет – 2013 (л.д. 116-117, том 1).
Судом также установлено и материалами дела подтверждается, что Давыдов Д.А. проходил службу в органах внутренних дел с 22 февраля 1999 г.
По состоянию на 20 августа 2012 года стаж службы Давыдова Д.А. в органах внутренних дел составил 15 лет 5 месяцев 1 день.
3 сентября 2012 г. Давыдов Д.А. обратился к начальнику УМВД России по Владимирской области с заявлением о принятии его на учет с составом семьи 3 человека для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, к заявлению приложил необходимые документы (л.д. 181 том 1).
Решением центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Владимирской области, оформленным протоколом заседания от 29 ноября 2012 г. № 26, Давыдов Д.А. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи 3 человека (л.д. 158 том 1).
Распоряжением начальника УМВД России по Владимирской области от 29 марта 2013 г. № 185-р утверждено решение ЦЖБК УМВД России по Владимирской области (протокол заседания комиссии от 29 ноября 2012 г. № 26) о принятии Давыдова Д.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты (л.д. 86 том 1).
Сведения о Давыдове Д.А., принятого на учет для получения единовременной выплаты, занесены в книгу учета, в том числе сведения об уникальном номере - ****, стаже службы - 15 лет 5 месяцев 1 день, даты подачи заявления – 3 сентября 2012 г., даты принятия на учет – 29 марта 2013 г. (л.д. 62 том 1).
В адрес Давыдова Д.А. секретарем ЦЖБК УМВД России по Владимирской области направлено письмо от 22 апреля 2013 г. № 16/316 о том, что он распоряжением УМВД России по Владимирской области от 29 марта 2013 г. № 185-р принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья (л.д. 175, 59 том 1).
С 1 октября 2016 г. Давыдов Д.А. проходит службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации (л.д. 258 том 2).
Решением центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Владимирской области, оформленным протоколом заседания от 8 февраля 2017 г. № 1/2017 и утвержденным распоряжением начальника УМВД России по Владимирской области от 10 февраля 2017 г. № 152-р, Давыдов Д.А. снят с учета очередников УМВД России по Владимирской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д. 188-189, 145 том 1).
20 декабря 2016 г. учетное дело Давыдова Д.А. в связи с его переводом было направлено из УМВД России по Владимирской области в Управление Росгвардии по Владимирской области (л.д. 139, том 1).
Решением жилищно-бытовой комиссии Управления Росгвардии по Владимирской области, оформленным протоколом заседания от 20 января 2017 г. № 1 и утвержденным распоряжением начальника Управления Росгвардии по Владимирской области от 20 января 2017 г. № 1, Давыдов Д.А. принят на учет очередников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи из 3 человек с даты принятия распоряжения УМВД России по Владимирской области от 29 марта 2013 г. № 185-р (л.д. 196-197, 194 том 1).
Сведения о Давыдове Д.А., принятого на учет для получения единовременной выплаты, занесены в книгу учета сотрудников Управления Росгвардии по Владимирской области, в том числе сведения о стаже службы по состоянию на 14.06.2019 – 20 лет 3 месяца 23 дня, дате подачи заявления – 03.09.2012, дате принятия на учет – 29.03.2013 (л.д. 93, том 1).
По результатам рассмотрения обращения Давыдова Д.А. ему письмом от 03.09.2019 сообщено, что он принят на учет для получения единовременной социальной выплаты с 29.03.2013 – даты утверждения протокола жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Владимирской области, единая очередь лиц, принятых на учет, сформирована по дате подачи заявления – 03.09.2012 и году принятия на учет – 2013 (л.д. 13-14 том 1).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования к УМВД России по Владимирской области, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Громов А.В. и Давыдов Д.А. подлежали принятию на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления о принятии их на учет с соответствующими документами, поскольку правовое значение для определения момента возникновения у сотрудника органов внутренних дел права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения имеет дата приема заявления от сотрудника внутренних дел на получение единовременной социальной выплаты, в связи с чем признал действия УМВД России по Владимирской области в части определения даты постановки истцов на учет незаконными и нарушающими права истцов на своевременное получение единовременной социальной выплаты.
Учитывая, что Громов А.В. и Давыдов Д.А. с 1 октября 2016 года проходят службу в войсках национальной гвардии, суд первой инстанции обязанность по устранению нарушений прав истцов, а именно по принятию решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты обращения с заявлением, возложил на Управление Росгвардии по Владимирской области, признав при этом Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации и Департамент строительства Федеральной службы войск национальной гвардии ненадлежащими ответчиками по делу.
Отклоняя заявление УМВД России по Владимирской области о пропуске срока исковой давности, суд первой инстанции указал на то, что о нарушении своего права относительно даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты истцы узнали в сентябре 2019 года и сразу же обратились в суд с настоящим иском.
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на неправильном применении и толковании норм материального права исходя из следующего.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ установлено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Во исполнение нормы части 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 30 декабря 2011 г. N 1223, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее – Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Согласно пункту 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты (здесь и далее положения Правил приведены в редакции на момент подачи заявления о принятии на учет) принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа. К заявлению прилагаются поименованные в данном пункте Правил документы.
Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия) (пункт 10).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11).
В силу пп. «в» пункта 14 Правил комиссия принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета; ведет книгу учета сотрудников, принятых на учет для получения единовременной выплаты, по форме согласно приложению (далее - книга учета) (пп. «г» пункта 14 Правил).
В соответствии с пунктом 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Заверенная в установленном порядке копия правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты или о снятии с учета направляется в уполномоченное подразделение в недельный срок с даты принятия соответствующего решения (пункт 17 Правил).
Выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения (пункт 18 Правил).
В соответствии с пунктами 20 - 22 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления. Книга учета ведется комиссией и является документом строгой отчетности. Изменения, вносимые в книгу учета, заверяются печатью и подписью должностного лица, на которое возложена ответственность за ведение книги учета. На каждого сотрудника, принятого на учет для получения единовременной выплаты, заводится учетное дело, в котором содержатся заявление и документы, представленные в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге учета.
Согласно пункту 25 Правил уполномоченное подразделение формирует и ведет базу данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной выплаты, а также снятых с такого учета (далее - база данных), на основании информации, представляемой органами вместе с копиями правовых актов, указанных в пункте 17 настоящих Правил. Информация, содержащаяся в базе данных, представляется ежегодно в Министерство финансов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2018 № 1596 пункт 25 Правил дополнен абзацем, согласно которому для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пунктом 31 Правил установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно пункту 16 указанного Указа за лицами, переведенными в войска национальной гвардии Российской Федерации из органов внутренних дел Российской Федерации, состоявшими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сохранено право на включение в список очередников по новому месту службы с даты постановки на учет по прежнему месту службы для получения жилого помещения либо предоставления единовременной социальной выплаты для его приобретения или строительства.
В соответствии с пунктом 22(1) Правил при переводе сотрудников в пределах системы одного федерального органа исполнительной власти к новому месту службы, в котором постановка сотрудников на учет для получения единовременной выплаты осуществляется иными комиссиями, сведения об указанных сотрудниках на основании учетного дела вносятся в книгу учета по новому месту службы с даты принятия правового акта федерального органа исполнительной власти, органа, утвердивших решение о принятии их на учет по прежнему месту службы.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что порядок и условия принятия на учет сотрудников органов внутренних дел для получения единовременной социальной выплаты регулируются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты; сотрудники органов внутренних дел принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании решения комиссии не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и соответствующих документов; решения комиссии о принятии сотрудников внутренних дел на учет для получения единовременной социальной выплаты утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти; очередность предоставления сотрудникам органов внутренних дел единовременной социальной выплаты определяется датой принятия на учет, а дата принятия на учет определяется датой принятия правового акта, утвердившего решение комиссии о принятии на соответствующий учет.
При этом положениями Правил устанавливается обязанность уполномоченного подразделения федерального органа исполнительной власти вести книгу учета и базу данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной выплаты, в порядке очередности с учетом стажа службы и даты подачи заявления о принятии на учет, а единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, формировать с учетом даты подачи заявления и года принятия на учет.
За лицами, переведенными в войска национальной гвардии Российской Федерации из органов внутренних дел Российской Федерации, сохранено право на включение в список очередников по новому месту службы с даты постановки на учет по прежнему месту службы, т.е. с даты принятия правового акта, утвердившего решение комиссии о принятии на соответствующий учет.
Из материалов дела следует, что Давыдов Д.А. и Громов А.В. с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты обратились в УМВД России по Владимирской области 03.09.2012 и 06.09.2012 соответственно, решением жилищно-бытовой комиссии от 29 ноября 2012 г. № 26 Давыдов Д.А. и Громов А.В. приняты на учет для получения единовременной социальной выплаты, указанное решение комиссии утверждено распоряжением начальника УМВД России по Владимирской области от 29 марта 2013 г. № 185-р; на каждого из истцов по прежнему и новому месту службы были заведены учетные дела, в книгу учета занесены сведения об уникальном номере, стаже службы, даты подачи заявления и даты принятия на учет; в единой очереди на получение единовременной социальной выплаты Давыдов Д.А. и Громов А.В. учтены по дате подачи заявления – 03.09.2012 и 06.09.2012 и году принятия на учет - 2013.
Таким образом, действия УМВД России по Владимирской области по принятию истцов на учет и определению очередности на получение единовременной социальной выплаты соответствуют порядку, установленному Правилами предоставления единовременной социальной выплаты.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о незаконности действий УМВД России по Владимирской области в части принятия Давыдова Д.А. и Громова А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты с 29 марта 2013 г. - даты принятия правового акта, утвердившего решение комиссии о принятии на соответствующий учет, является ошибочным, основан на неправильном толковании нормативных положений, регулирующих порядок и условия постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Ссылка истцов и суда на то обстоятельство, что решение о принятии Давыдова Д.А. и Громова А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты принято жилищно-бытовой комиссией УМВД России по Владимирской области с нарушением установленного двухмесячного срока (заявления поданы – 3 и 6 сентября 2012 г., решение принято – 29 ноября 2012 г.), само по себе не может расцениваться как нарушающее право истцов на своевременное получение единовременной социальной выплаты в порядке очередности исходя из стажа службы, даты подачи заявления, года принятия на учет, и не является основанием для возложения на ответчика обязанности поставить их на учет с даты подачи ими заявления.
Из материалов дела следует, что сведения о Давыдове Д.А. и Громове А.В. занесены в книгу учета в соответствии с пунктом 20 Правил в порядке очередности с учетом стажа их службы и даты подачи заявления, а единая очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, сформирована в соответствии с пунктом 25 Правил по дате подачи заявления и принятия на учет (даты принятия правового акта, утвердившего решение комиссии о принятии на соответствующий учет). При этом срок для утверждения правовым актом федерального органа исполнительной власти решения жилищно-бытовой комиссии о принятии на учет в пункте 15 Правил (в редакции на момент подачи и рассмотрения заявления) установлен не был.
Возлагая на Управление Росгвардии по Владимирской области обязанность по устранению допущенных УМВД России по Владимирской области нарушений путем принятия решения о постановке Давыдова Д.А. и Громова А.В. на учет с даты подачи заявления и внесении соответствующих изменений в книгу учета, суд первой инстанции не принял во внимание, что наличие условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией после подачи им заявления и документов, перечисленных в пункте 5 Правил, заявленное истцами требование о принятии их на учет с даты подачи заявления не основано на положениях Правил, регулирующих условия и порядок принятия на учет, и фактически направлено на изменение установленного порядка принятия на учет, что не входит в компетенцию суда.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда полагает, что при установленных по делу обстоятельствах нарушений прав истцов на своевременное получение единовременной социальной выплаты ответчиками не допущено.
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда не может согласиться и с выводом суда о том, что истцами не пропущен срок исковой давности по требованиям, заявленным к УМВД России по Владимирской области.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, действующее законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, либо с момента, когда лицо в силу объективных обстоятельств должно было узнать о таком нарушении права.
Определяя начало течения срока исковой давности по заявленным к УМВД России по Владимирской области требованиям, суд первой инстанции исходил из того, что о нарушении своего права относительно даты постановки на учет Давыдов Д.А. и Громов А.В. узнали из полученных в сентябре 2019 года по их запросам ответов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, в то время как согласно положениям пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации для установления начала течения срока исковой давности должны приниматься во внимание не только день, когда истцу стало известно о нарушении своего права, но и день, когда истец должен был узнать о таком нарушении права.
Учитывая данные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Давыдов Д.А. и Громов А.В. имели реальную возможность своевременно получить сведения относительно даты принятия на учет, следовательно, должны были узнать о возможном нарушении УМВД России по Владимирской области их права на получение единовременной выплаты ранее сентября 2016 года. В суд с настоящим иском Давыдов Д.А. и Громов А.В. обратились 4 сентября 2019 г., т.е. за пределами установленного законом трехлетнего срока исковой давности, что в силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске к УМВД России по Владимирской области.
С учетом изложенного обжалуемое судебное постановление и дополнительное решение подлежат отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные УМВД России по Владимирской области в обоснование того, что дело подлежало рассмотрению в порядке административного судопроизводства, не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.
В силу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В соответствии с абзацем первым части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в абзаце пятом пункта 1 разъяснено, что, по смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Принимая во внимание, что заявленные Громовым А.В. и Давыдовым Д.А. исковые требования направлены на защиту права на получение единовременной социальной выплаты, то эти требования подлежат рассмотрению в суде по правилам гражданского судопроизводства.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 27 ноября 2019 г. и дополнительное решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 19 мая 2020 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым Давыдову Денису Александровичу и Громову Александру Валентиновичу в удовлетворении исковых требований к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Владимирской области, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, Департаменту строительства Федеральной службы войск национальной гвардии о признании незаконными действий в части даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, принятии решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления, внесении изменений в книгу учета – отказать.
Председательствующий П.Н. Никулин
Судьи С.Е. Бибеева
С.М. Сергеева