Дело № 33-3631/2019 Докладчик Сергеева И.В.
Судья Колупаева С.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Бочкарёва А.Е.
и судей Сергеевой И.В., Фирсовой И.В.
при секретаре Волковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 17 сентября 2019 года дело по апелляционной жалобе администрации Кольчугинского района Владимирской области на решение Кольчугинского городского суда Владимирской области от 13 июня 2019 года, которым удовлетворены исковые требования Агаповой Анны Вячеславовны, Агапова Владимира Геральдовича, Щегловой Веры Геральдовны. На администрацию Кольчугинского района Владимирской области возложена обязанность предоставить в общую долевую собственность Агаповой Анне Вячеславовне (доля в праве ****), Агапову Владимиру Геральдовичу (доля в праве ****), Щегловой Вере Геральдовне (доля в праве ****) равнозначное благоустроенное жилое помещение, взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, расположенного по адресу: ****, общей площадью 50,3 кв.м.
Заслушав доклад судьи Сергеевой И.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Агапова А.В., Агапов В.Г., Щеглова В.Г. обратились в суд с иском к администрации Кольчугинского района Владимирской области с требованиями о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что им на праве общей долевой собственности принадлежит квартира ****, расположенная в доме ****. Указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу распоряжением администрации Кольчугинского района № 123-р от 28.10.2015г. Дом включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Несмотря на то, что проживание в указанном аварийном доме создает угрозу жизни проживающей там Агаповой А.В.( иные лица выехали в связи с опасностью проживания в квартире), до настоящего времени истцы из указанной квартиры не отселены, считают, что они подлежат обеспечению жилым помещением, равнозначным занимаемому.
Истцы Агапова А.В., Агапов В.Г., Щеглова В.Г., извещенные надлежащим образом, в суд не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика – администрации Кольчугинского района Владимирской области Шустрова Е.Н. возражала против иска. Указала, что 28 октября 2015 года распоряжением администрации Кольчугинского района №123-р указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации Владимирской области № 235 от 28 марта 2019 г. утверждена областная адресная программа «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области», срок реализации программы установлен с 2019 по 2025 годы. Очередность расселения из аварийного жилищного фонда осуществляется исходя из даты признания домов аварийными. Расселение дома истцов запланировано на 2020 год, после расселения в 2019 году жителей аварийного дома ****.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе администрация Кольчугинского района Владимирской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, а именно неправильным толкованием ст.32 ЖК РФ. Судом не принято во внимание, что в настоящее время на **** фактически проживают только в квартире **** также проживают только в квартире ****, то есть оба собственника находятся в равных условиях, при этом дом **** признан аварийным раньше, чем дом ****
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены заблаговременно и надлежащим образом: истцы путем получения СМС-извещения (л.д.194), ответчик путем получения извещения посредством факсимильной связи (л.д.195-196), сведения о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства были размещены в открытом доступе на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 16 августа июля 2019 года (л.д.193), лица, участвующие в деле о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела видно и установлено судом, что квартира ****, общей площадью 50,3 кв.м, принадлежит истцам на праве общей долевой собственности: Агаповой А.В. – **** доли, Агапову В.Г. – **** доли, Щегловой В.Г. – **** доли.
14 октября 2015 года заключением межведомственной комиссии вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с распоряжением администрации Кольчугинского района от 28 октября 2015 г. №123-р указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, отделу жилищной политики администрации района предписано произвести отселение нанимателей из жилых помещений, расположенных в аварийном многоквартирном доме в срок до 31 декабря 2016 года.
13 июня 2016 года администрация Кольчугинского района направила собственникам квартиры **** требование о том, что они обязаны совместно с собственниками других помещений дома своими силами и за свой счет в срок до 1 января 2020 года осуществить снос их аварийного дома.
Постановлением администрации Владимирской области от 6 июля 2016 г. № 585 в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. №1743-р и в целях создания безопасных условий проживания граждан утверждена областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2016-2022 годах».
Спорный жилой дом включен в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках указанной программы.
Постановлением администрации Владимирской области от 28 марта 2019 № 235 утверждена областная адресная программа «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области», признано утратившим силу постановление администрации области от 6 июля 2016 г. № 585. Сроки реализации программы 2019-2025 установлены в 6 этапов, в состав участников областной адресной программы включен г. Кольчугино.
Постановлением администрации Кольчугинского района от 16 апреля 2019 г. № 329 утверждена муниципальная программа по переселению «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области». Многоквартирный дом № 11 на ул. Пархоменко включен с данную программу. Конкретный срок расселения указанного дома не определен.
Согласно технического заключения ООО «Стройэкспертиза» от 25 августа 2015 г. «Обследование технического состояния жилого дома по адресу: г. Кольчугино, ул. Пархоменко, д.11», составленного по результатам обследования данного жилого здания, физический износ здания за время, прошедшее с начала его эксплуатации, составил 81%, при максимально допустимом износе для деревянных конструкций – 65%. Техническое состояние фундамента, междуэтажных перекрытий, стропильных конструкций, кровли, стен оценивается как аварийное. Установленные в здании инженерные коммуникации и оборудование не позволяют создать комфортные условия в помещениях здания для пребывания людей. По формальным признакам дом исчерпал свой технический ресурс. Моральный и физический износ достигли максимальной величины, и здание не соответствует своему функциональному назначению по требованиям, предъявляемым действующими строительными нормативами. Кроме того, по противопожарным нормам огнестойкость здания не отвечает требованиям к многоквартирным домам и дом не пригоден к дальнейшей эксплуатации. Вследствие потери прочностных качеств материалами возможно обрушение деревянных элементов дома.
Разрешая спор,возлагая обязанность на ответчика предоставить истцам равнозначное занимаемому жилое помещение, суд первой инстанции со ссылкой на пункт 3 статьи 2, статью 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" указал, что поскольку жилой дом, в котором находится принадлежащее истцам жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, физическое состояние жилого дома угрожает жизни и здоровью проживающих в нем граждан, истцами сделан выбор в пользу предоставления жилого помещения, следовательно, имеются правовые основания для возложения на администрацию Кольчугинского района Владимирской области обязанности предоставить им другое благоустроенное равнозначное жилое помещение на праве собственности.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм закона и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Применительно к настоящему спору, истцы выбрали способ обеспечения жилищных прав именно в виде предоставления другого жилого помещения на праве собственности.
При решении вопроса о размере предоставляемого жилого помещения, суд первой инстанции правомерно исходил из равнозначности предоставления жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством предусмотрена возможность предоставления собственникам помещений в аварийных многоквартирных домах другого жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения только с зачетом его стоимости в выкупную цену, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Не заслуживают внимания также доводы жалобы о том, что расселение дома, в котором проживают истцы, запланировано после расселения жильцов дома, признанного аварийным ранее, а также ссылка на общий порядок предоставления жилых помещений гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, поскольку при рассмотрении дела установлено, что помещение, принадлежащее истцам на праве собственности, представляет опасность для жизни проживающих в нем по причине его аварийного состояния вследствие возможности обрушения деревянных конструкций, в связи с чем, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, наступления сроков расселения дома, установленных органом местного самоуправления.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, оценка доказательствам дана с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, то оснований для отмены постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Кольчугинского городского суда Владимирской области от 13 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кольчугинского района Владимирской области – без удовлетворения.
Председательствующий: А.Е. Бочкарёв
Судьи: И.В.Сергеева
И.В.Фирсова