НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Владимирского областного суда (Владимирская область) от 16.06.2022 № 2-454/2022

Дело № 33-2184/2022 Докладчик Сергеева И.В.

(1 инст. №2-454/2022) Судья Пруцкова Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Яковлевой Д.В.

судей Сергеевой И.В.,Клоковой Н.В.

при секретаре Рачковой К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире
16 июня 2022 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области на решение Фрунзенского районного суда г.Владимира от 21 марта 2022 г., которым постановлено:

Исковые требования Эрдлей Дмитрия Петровича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда России в г.Коврове Владимирской области от 27.08.2019 № 190000100932 о прекращении ежемесячной денежной выплаты Эрдлей Дмитрию Петровичу с 01.09.2019.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области возобновить Эрдлей Дмитрию Петровичу ежемесячную денежную выплату по категории ветеран боевых действий с 01 сентября 2019 года.

Заслушав доклад судьи Сергеевой И.В., объяснения представителя Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области Усачевой С.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Эрдлея Д.П. Мамчича П.А., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Эрдлей Д.П. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Коврове о признании незаконным прекращения ежемесячной денежной выплаты социальной поддержки, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем восстановления ежемесячной денежной выплаты с даты прекращения.

В обоснование заявленных требований указано, что Эрдлей Д.П. постоянно зарегистрирован по адресу: ****. В настоящее время он проживает за пределами территории РФ по адресу: ****. Эрдлей Д.П. является ветераном боевых действий (удостоверение серии **** от ****), в связи с чем он получал соответствующие льготы и гарантии. В августе 2021 года ему стало известно о прекращении с 01.09.2019 ежемесячной денежной выплаты по категории «Ветеран боевых действий». Из ответа ответчика от 01.09.2021 на его обращение стало известно, что прекращение выплаты связано с проживанием за пределами РФ. Считает данные действия незаконными, нарушающими права как гражданина РФ, временно проживающего на территории другого государства, на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом.

Определением суда от 24.11.2021 произведена замена ответчика на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области.

В судебное заседание истец Эрдлей Д.П. не явился, направив представителя. Ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 129).

Представитель истца Мамчич П.А., действующий на основании доверенности от 18.08.2021 (л.д. 7-8), поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГУ ОПФР по Владимирской области Усачева С.А., исковые требования не признала. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Просила отказать истцу в удовлетворении иска.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. По мнению апеллянта в материалах дела имеются доказательства того, что Эрдлей Д.П. не проживает на территории Российской Федерации и тем самым у ответчика отсутствуют основания для выплаты ежемесячной денежной выплаты, поскольку Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2019 года N 414н утвержден "Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации", согласно которого ЕДВ, представляющие собой компенсацию взамен льгот и мер социальной поддержки не могут предоставляться гражданам в случае их постоянного проживания за пределами территории Российской Федерации.

Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, доводы возражений на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Эрдлей Д.П., **** года рождения, является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением ****, выданным ****.

27.08.2014 истец обратился в ГУ УПФР в г. Коврове Владимирской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты (далее – ЕДВ).

Решением ГУ УПФР в г. Коврове от 01.09.2014 г. №661 Эрдлею Д.П. была назначена ежемесячная денежная выплата по категории «Ветераны боевых действий» в размере 2 337,13 руб., в том числе 881,63 руб. на оплату набора социальных услуг с 27.08.2014 пожизненно (л.д.66).

Решением ГУ УПФР в г. Коврове от 27.08.2019 № 190000100932 указанная денежная выплата прекращена в связи с утратой Эрдлеем Д.П. права на такую выплату.

Разрешая спор и признавая исковые требования Эрдлея Д.П. обоснованными, суд первой инстанции исходил из того, что Эрдлей Д.П. является гражданином РФ, имеет постоянную регистрацию по месту жительства на территории РФ, статуса «ветеран боевых действий» не утратил. Суд первой инстанции пришел к выводу, что Административный регламент, определяющий порядок назначения соответствующих выплат, являясь подзаконным актом, не может устанавливать (изменять) основания назначения и прекращения соответствующих выплат по сравнению с действующим федеральным законом.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее – Федеральный закон от 12.01.195 № 5-ФЗ) с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 12.01.195 № 5-ФЗ государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в том числе реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.

В силу ст. 12 настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона.

Статьей 13 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ установлено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе получение ежемесячной денежной выплаты.

Согласно ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В силу п. 7 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации" утвержден Приказом Минтруда России от 22.01.2015 N 35н ( далее-Порядок осуществления ЕДВ№35н).

Согласно п.1 Порядка осуществления ЕДВ, он устанавливает правила осуществления ежемесячной денежной выплаты, включая процедуру перевода ежемесячной денежной выплаты с одного основания на другое, перерасчета размера ежемесячной денежной выплаты, а также начисления и организации доставки ежемесячной денежной выплаты гражданам, в частности, из числа ветеранов, имеющих право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.3 Порядка осуществления ЕДВ порядок подачи заявления, порядок взаимодействия территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации с гражданами, обратившимися за назначением ежемесячной денежной выплаты, переводом ежемесячной денежной выплаты с одного основания на другое,… перечень документов, подтверждающих право на получение ежемесячной денежной выплаты, сроки рассмотрения заявлений и вынесения решений Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами по результатам рассмотрения соответствующего заявления устанавливаются Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 августа 2019 г. N 414п.

Постановлением Правления ПФР от 19.08.2019 N 414п утвержден новый Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, действующий с 31.12.2019 (далее – Административный регламент № 414п), который определяет порядок предоставления ПФР и его территориальными органами государственной услуги, стандарт предоставления данной государственной услуги, сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий) при предоставлении ПФР, территориальными органами ПФР государственной услуги.

На положения указанного Административного регламента №414п указано ответчиком, как на основание к прекращению выплаты истцу ЕДВ, а именно пункт 2, согласно которого государственная услуга предоставляется гражданам Российской Федерации, за исключением граждан, выехавших на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, из числа ветеранов, инвалидов, а также граждан Российской Федерации из числа членов семей инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний и техногенных катастроф, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы и членов их семей, Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы (далее - граждане).

Вместе с тем, ни в Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ, ни в Порядок осуществления ЕДВ №35н, устанавливающие основания и правила осуществления ежемесячной денежной выплаты изменения не вносились, в связи с чем, по мнению судебной коллегии, Административный регламент № 414 п, как устанавливающий порядок подачи заявления, порядок взаимодействия территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации с гражданами, обратившимися за назначением ежемесячной денежной выплаты, переводом ежемесячной денежной выплаты с одного основания на другое,… перечень документов, подтверждающих право на получение ежемесячной денежной выплаты, сроки рассмотрения заявлений и вынесения решений Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами по результатам рассмотрения соответствующего заявления, как указано в п.3 Порядка осуществления ЕДВ, не может служить основанием к прекращению названных денежных выплат истцу, назначенных бессрочно. Необоснованна в этой связи также ссылка ответчика на Обзор практики применения законодательства, регулирующего вопросы осуществления социальных выплат и предоставления дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей за 2 полугодие 2018 и 1 полугодие 2019 года, подготовленный Пенсионным Фондом РФ, который не является нормативно-правовым актом.

Кроме того, в п. 19 Административного регламента № 414п приведен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, а именно:

заявление о назначении ЕДВ либо заявление о переводе ЕДВ с одного заявления на другое;

документы, удостоверяющие личность, подтверждающие возраст, гражданство гражданина;

документы, необходимые для предоставления государственной услуги, предусмотренные пунктом 22 Административного регламента (далее - документы, необходимые для предоставления государственной услуги).

Пунктом 22 предусмотрено, что для предоставления государственной услуги гражданином в зависимости от отнесения его к определенной категории лиц, имеющих право на ЕДВ, представляется документ о признании гражданина ветераном боевых действий.

Пунктом 24 Административного регламента № 414п установлено, что в качестве документа, подтверждающего место жительства на территории Российской Федерации гражданина Российской Федерации, гражданин вправе представить паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о месте регистрации по месту жительства.

Таким образом, порядок обращения за ЕДВ и перечень документов, необходимых для получения ЕДВ, с момента назначения истцу данной выплаты не изменились.

Кроме того, как указано истцом его проживание за пределами Российской Федерации является временным. Паспорт гражданина РФ Эрдлея Д.П. имеет отметку о регистрации с **** года по адресу: ****.

В силу статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также возможность свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Россию.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (определения от 27 декабря 2005 года N 502-О и от 13 октября 2009 года N 1125-О-О).

Следовательно, правовое регулирование, определяющее размеры и условия предоставления ветеранам боевых действий ежемесячной денежной выплаты, обеспечивает сохранение для них достигнутого уровня социальной защиты с учетом их особого статуса и заслуг перед обществом и государством, гарантируя в то же время возможность выбора предоставления социальных услуг в наиболее приемлемой для получателя форме - денежной или натуральной.

Судебная коллегия находит, что при разрешении рассматриваемого спора суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупности собранных по делу доказательств.

Доводы ответчика о том, что право на ЕДВ, как выплату компенсирующую льготы в натуральной форме, напрямую связано с фактом проживания гражданина на территории Российской Федерации и в этой связи не может предоставляться гражданам в период их проживания за пределами Российской Федерации, судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку федеральный законодатель, реализуя свои дискреционные полномочия в сфере установлении мер социальной защиты, в частности при выборе или изменении формы их предоставления - денежной или натуральной, принял Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" ( далее- Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", направленный на обеспечение социальной поддержки лиц, нуждающихся в ней в силу состояния здоровья и имеющих специальный статус, обусловленный, в частности, наличием заслуг перед государством и обществом. Указанным Законом основная часть ранее представлявшихся в натуральной форме льгот, в том числе по обеспечению санаторно-курортным лечением, не предусмотренным прямо Конституцией Российской Федерации, была заменена ежемесячной денежной выплатой. В то же время, Федеральный закон "О государственной социальной помощи" был дополнен главой 2, в соответствии с которой ряду категорий граждан (в том числе ветеранам боевых действий) предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг, в состав которого, в частности, включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 6.2). Одновременно гражданам предоставлено право выбора: получать набор социальных услуг или отказаться от его предоставления (полностью или в части) и воспользоваться правом на получение ежемесячной денежной выплаты (части 3 и 4 статьи 6.3). При этом закон не ограничивает право гражданина на выбор формы оказываемой ему социальной поддержки и предоставляет ему возможность неоднократного ее изменения исходя из имеющихся потребностей в конкретный период.

Анализ приведенных положений материального закона, позволяет судебной коллегии прийти к выводу о том, что установление Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Закона N 5-ФЗ, вместо некоторых натуральных льгот ежемесячной денежной выплаты само по себе не может расцениваться как факт взаимосвязи права на ЕДВ с фактом постоянного проживания гражданина на территории РФ. При этом, каких-либо изменений относительно особенностей статуса лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, указанным Федеральным законом в Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" не внесено.

С учетом изложенного доводы ответчика о том, что, поскольку в связи с проживанием лица на территории иностранного государства предоставление набора социальных услуг практически не представляется возможным, то правом на ЕДВ проживающие за пределами территории РФ лица не обладают, не основаны на нормах действующего федерального законодательства.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.

Доводы апелляционной жалобы ответчика касаются обстоятельств, установленных судом первой инстанции, повторяют доводы письменных возражений и являлись предметом подробного изучения суда первой инстанции, направлены на оспаривание выводов суда и не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку фактически сводятся к несогласию с той правовой оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда г.Владимира от 21 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области - без удовлетворения.

Председательствующий : Д.В.Яковлева

Судьи И.В.Сергеева

Н.В.Клокова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 июня 2022 года.