НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Владимирского областного суда (Владимирская область) от 15.08.2019 № 33-3238/19ГОДДОК

Дело №33-3238/2019 год Докладчик Сергеева С.М.

Судья Шульга В.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Никулина П.Н.

и судей Сергеевой С.М. и Яковлевой Д.В.

при секретаре Дороховой В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 15 августа 2019 г. дело по апелляционным жалобам Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Тверской области и Барнягина М.В. на решение Собинского городского суда Владимирской области от 14 мая 2019 г., которым постановлено:

Исковые требования Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области удовлетворить частично.

Взыскать с Барнягина М.В. в пользу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области денежные средства в размере 970019 руб. 23 коп. в счет компенсации расходов за обучение в период с 05.08.2012 по июнь 2017 года в Федеральном казенном образовательном учреждении высшего образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» для последующего перечисления в доход федерального бюджета Российской Федерации.

Взыскать с Барнягина М.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 12900 руб.

Заслушав доклад судьи Сергеевой С.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области (далее- УФСИН России по Тверской области) обратилось в суд с иском к Барнягину М.В. о возмещении расходов, связанных с обучением.

В обоснование иска указано, что Барнягин М.В. с 2012 года по 2017 год обучался в федеральном казенном образовательном учреждении высшего образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» (далее- ВЮИ ФСИН России) по направлению УФСИН России по Тверской области. ВЮИ ФСИН России является ведомственным высшим учебным заведением уголовно-исполнительной системы. В соответствии со ст.11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1, для лиц, поступивших в учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации, другие учебные заведения с оплатой обучения Министерством внутренних дел Российской Федерации, в контракте должен предусматриваться срок службы в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания учебного заведения. Федеральным законом от 21.07.1998 №117-ФЗ вышеуказанное Положение распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Минюста России, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия Федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.

Согласно условиям контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от 13.07.2012 № 26 (пункт 6) Барнягин М. В. обязался прослужить в УФСИН России по Тверской области после окончания учебного заведения пять лет. Однако, на основании заключения проверки по факту нарушения условий контракта, он был уволен по п. «д» ч.1 ст.58 Положения (в связи с нарушение условий контракта). Таким образом, контракт, заключенный с ним по окончании учебного заведения с УФСИН России по Тверской области от 01.08.2017 № 202, был расторгнут досрочно по причине его нарушения условий сотрудником.

Пунктом 5.3. Инструкции о порядке применения Положения в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 06.06.2005 №76 установлено, что с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, с оплатой обучения органом уголовно-исполнительной системы, контракт заключается органами уголовно-исполнительной системы, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит. Тем самым, старший лейтенант внутренней службы Барнягин М. В. нарушил условия контракта №26 от 13.06.2012, в пункте 6 которого предусмотрено, что он обязуется по окончании учебного заведения прослужить в УФСИН России по Тверской области пять лет.

Согласно ст. 249 Трудового кодекса РФ, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.

В соответствии с представленными документами ВЮИ ФСИН России, затраты на обучение Барнягина М.В., обучавшегося с 2012 года по 2017 год, составили в общем размере 2144184 руб. 98 коп., в том числе: - денежное содержание- 908506 руб. 50 коп., продовольственное обеспечение - 88479 руб. 46 коп., вещевое обеспечение - 44602 руб. 47 коп., денежное довольствие- 749552 руб. 80 коп., оплата труда гражданских служащих - 135270 руб. 68 коп., страховые взносы - 39778 рублей 42 коп., - обмундирование - 41439 руб. 29 коп., услуги связи - 4702 руб. 80 коп., коммунальные услуги - 48114 руб. 41 коп., прочие услуги - 13238 руб. 38 коп., услуги по содержанию имущества - 79869 руб. 48 коп., увеличение стоимости основных средств - 18455 руб. 47 коп., увеличение стоимости материальных запасов - 16777 руб. 30 коп.

Согласно справке - расчету УФСИН России по Тверской области сумма возмещения расходов на обучение Барнягина М.В. за неотработанный период времени составляет 2053914 руб. 79 коп., которая подлежит взысканию с него, как работника, не исполнившего условия контракта.

Федеральная служба исполнения наказаний является главным распорядителем средств федерального бюджета и имеет право распределять средства Федерального бюджета по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств, в рамках действующего порядка применения бюджетной классификации (ст.158 Бюджетного кодекса РФ). ФСИН России финансирует обучение курсантов в ВИЮ ФСИН России, поступающих от УФСИН России по Тверской области, в рамках утвержденной сметы доходов и расходов на содержание ВИЮ ФСИН России, утвержденной на текущий год. Из пункта 1 раздела первого Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области следует, что УФСИН России по Тверской области является территориальным органом ФСИН России, пункт 4 раздел 1 Положения указывает, что УФСИН России по Тверской области организует финансовое обеспечение собственных расходов и расходов подведомственных учреждений. При оплате затрат, связанных с обучением Барнягина М. В., денежные средства направлялись с одной статьи федерального бюджета, по которой содержится уголовно-исполнительная система Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Приказа ФСИН России от 05.06.2015 № 512 «Об осуществлении бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы» за территориальными органами ФСИН России закреплены бюджетные полномочия администраторов доходов федерального бюджета по главе 320, Приложением №1 к указанному Приказу утвержден перечень учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, осуществляющих бюджетные полномочия администраторов доходов федерального бюджета, в том числе и УФСИН России по Тверской области.

Просили взыскать с Барнягина М.В. 2053914 руб.79 коп. в счет компенсации расходов за обучение с 2012 по 2017 год в ВЮИ ФСИН России, исчисленные пропорционально неотработанному периоду в УФСИН России по Тверской области, для последующего перечисления в доход федерального бюджета Российской Федерации.

Представитель истца - УФСИН России по Тверской области просил рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные требования поддержал полностью и просил удовлетворить.

Ранее в судебном заседании представитель истца по доверенности Соловьева Т.А. поддержала заявленные требования и просила удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Пояснила, что обучение ответчика в образовательном учреждении осуществлялось по направлению Управления, по окончании, по условиям контракта, ответчик был обязан отработать в уголовно- исполнительной системе пять лет. Увольнение ответчика ранее обусловленного контрактом времени произошло в связи с нарушением им условий контракта, в связи с чем расходы, связанные с обучением, подлежат возмещению ответчиком в полном объеме. Размер расходов рассчитан в связи с годовым объемом затрат на обучение одного курсанта за каждый год, который был предоставлен ВЮИ ФСИН России за период с 2012 по 2017 годы, и рассчитан по формуле, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1465, согласно утвержденным Правилам возмещение сотрудником затрат на обучение составит 2053914 руб. 79 коп.

Ответчик Барнягин М.В. в суд не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом по адресу регистрации по месту жительства по правилам ст.113 Гражданского процессуального кодекса РФ, представил письменное заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в настоящее время проходит действительную военную службу по призыву, с иском не согласен. Также в письменном заявлении просил допустить в качестве представителя мать Барнягину О.Ф., которая в судебном заседании от 26.04.2019 исковые требования не признала, полагала, что увольнение сына случилось вследствие стечения обстоятельств, он добросовестно учился и желал работать в уголовно- исполнительной системе, полагала размер затрат на обучение завышенным.

Судом постановлено указанное выше решение.

Барнягиным М.В. принесена апелляционная жалоба, в которой он просит об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований УФСИН России по Тверской области в полном объеме. По мнению апеллянта, в расходы за обучение необоснованно включены: оплата труда гражданских служащих, страховые взносы, увеличение стоимости основных средств, увеличение стоимости материальных запасов. Также в жалобе указано, что представленная стороной истца справка не является допустимым доказательством, так как она не отражает фактические расходы ВЮИ ФСИН России, связанные в том числе с оплатой труда профессорско-преподавательского состава, понесенные при обучении курсанта Барнягина М.В.

УФСИН России по Тверской области также принесена апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового, в связи с нарушением судом норм материального права. Апеллянт настаивает, что возмещению подлежат все фактически понесенные затраты на обучение Барнягина М.В. пропорционально отработанному времени в размере 2053914 руб. 79 коп.

В суд апелляционной инстанции стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились. От представителя истца- УФСИН России по Тверской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя. Ответчик Барнягин М.В. проходит военную службу по призыву, извещение о времени и месте рассмотрения дела получено его матерью Барнягиной О.Ф.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения суда.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 13.07.2012 между ФСИН России в лице заместителя начальника УФСИН России по Тверской области и Барнягиным М.В. заключен контракт № 26 о службе в уголовно-исполнительной системе в должности курсанта Владимирского юридического института ФСИН России на срок пять лет.

По условиям данного контракта Барнягин М.В. обязался по окончании образовательного учреждения прослужить в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы не менее пяти лет (п.6 - 6.4 контракта).

В период с 05.08.2012 по июнь 2017 года Барнягин М.В. обучался в ФКОУ «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», что подтверждается приказом о зачислении курсантами на первый курс факультета очного обучения от 05.08.2012 № 625-лс и приказом о выпуске специалистов от 29.06.2017 № 470-лс.

Приказом начальника УФСИН по Тверской области от 04.08.2017 № 301-лс о назначении сотрудников уголовно- исполнительной системы и зачислении в распоряжение Барнягин М.С. был зачислен на должность по контракту на пять лет с 01.08.2017 с соответствующим должностным окладом и надбавками за службу и выслугу лет.

Во исполнение приказа, между Барнягиным М.В. и УФСИН России по Тверской области был заключен соответствующий контракт о службе в уголовно-исполнительной системе от 01.08.2017 № 202, согласно которому срок действия контракта определен в пять лет (п.3 контракта ).

Приказом ФСИН России по Тверской области от 13.10.2017 № 409-лс Барнягин М.В. уволен из уголовно- исполнительной системы по пункту «д» ч. 1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел (в связи с нарушением условий контракта) 17.10.2017.

Федеральный закон от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» вступил в силу с 01 августа 2018 года.

Поскольку правоотношения, связанные с обучением Барнягина М.В. в образовательном учреждении ФСИН России, со службой в уголовно-исполнительной системе и ее прекращением, возникли до дня вступления названного закона в силу, и в этом законе отсутствует указание на придание его нормам обратной силы, суд первой инстанции правомерно руководствовался нормами Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1 и действовавшего на момент заключения ответчиком контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от 13.07.2012, и последующего контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от 01.08.2017, а также Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 06.06.2005 №76.

Приведенными нормативными правовыми актами, действовавшими в период спорных отношений, последствия невыполнения сотрудником уголовно-исполнительной системы, направленным для получения профессионального образования за счет бюджетных средств ФСИН России в образовательное учреждение ФСИН России, условия контракта о службе в органах уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения не определены, в связи с чем к этим отношениям в силу части седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации подлежат применению общие нормы трудового законодательства.

В силу ст. 249 Трудового кодекса РФ в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Статьей 7 Положения о службе было предусмотрено, что в целях укомплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел, которая включает в себя специальное первоначальное обучение, периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, подготовку специалистов в учебных заведениях, повышение квалификации и переподготовку. Организация и содержание профессиональной подготовки определяются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Положения о службе контракты о службе с гражданами, назначенными на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, заключаются как на определенный, так и на неопределенный срок. При этом для граждан, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, должен предусматриваться срок службы не менее трех лет. Для лиц, поступивших в учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации, другие учебные заведения с оплатой обучения Министерством внутренних дел Российской Федерации, в контракте должен предусматриваться срок службы в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания учебного заведения.

Пунктом 3.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы определено, что профессиональная подготовка сотрудников осуществляется в образовательных учреждениях профессионального образования, подведомственных ФСИН России, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании реализуют профессиональные образовательные программы.

Разделом 5 названной Инструкции установлен порядок и условия заключения контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, в том числе с лицами, проходящими обучение в образовательных учреждениях ФСИН России.

Согласно п. 5.3 Инструкции с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом уголовно-исполнительной системы, контракт заключается учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит. Иные условия контракта по согласованию сторон могут быть пересмотрены после окончания образовательного учреждения, но они не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное ранее при заключении контракта. В исключительных случаях по инициативе курсанта (слушателя) и с согласия руководителя учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, заключившего контракт, он может быть перезаключен с другим учреждением или органом уголовно-исполнительной системы.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, зачисленный на обучение в образовательную организацию высшего образования ФСИН России, считается проходящим службу в уголовно-исполнительной системе, отношения в период обучения между соответствующим руководителем и гражданином возникают в результате заключения контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе и являются служебными, соответственно, на них распространяются положения законодательства, регулирующего вопросы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, в том числе и по обязательствам, принятым на себя гражданином (сотрудником) по этому контракту.

В связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что при невыполнении сотрудником обязательства по контракту о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе в течение пяти лет после окончания образовательной организации высшего образования ввиду его увольнения без уважительных причин он должен возместить федеральному органу УИС затраченные на его обучение средства федерального бюджета, исчисляемые пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, так как он основан на правильно установленных по делу обстоятельствах и при правильном применении норм материального права.

Вместе с тем нормативными правовыми актами, регулировавшими порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе в спорный период, состав расходов, затраченных на обучение сотрудника в высшем образовательном учреждении ФСИН России, в случае невыполнения им условий контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, не определен. Конкретный перечень таких затрат нормами Трудового кодекса РФ также не установлен.

В материалы дела истцом представлена справка о стоимости обучения Барнягина М.В. с 2012 по 2017 годы в общем размере 2144184 руб. 98 коп., в том числе:

- денежное содержание 908506 руб. 50 коп.,

- продовольственное обеспечение 88479 руб. 46 коп.,

- вещевое обеспечение 44602 руб. 47 коп.,

- денежное довольствие 749552 руб. 80 коп.,

- оплата труда гражданских служащих 135270 руб. 68 коп.,

- страховые взносы 39778 рублей 42 коп.,

- обмундирование 41439 руб. 29 коп.,

- услуги связи 4702 руб. 80 коп.,

- коммунальные услуги - 48114 руб. 41 коп.,

- прочие услуги 13238 руб. 38 коп.,

- услуги по содержанию имущества 79869 руб. 48 коп.,

- увеличение стоимости основных средств 18455 руб. 47 коп.,

- увеличение стоимости материальных запасов 16777 руб. 30 коп.

Учитывая положения ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ, при определении затрат, связанных с обучением сотрудника в образовательном учреждении уголовно-исполнительной системы, суд первой инстанции правомерно руководствовался постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1465, которым утверждены Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования или научно-исследовательском учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации (название документа приводится в редакции, действовавшей до 20.03.2015) (далее - Правила № 1465).

Затраты на обучение определяются исходя из средств федерального бюджета, затраченных образовательным учреждением высшего профессионального образования, образовательным или научным учреждением на обучение сотрудника (п. 2 Правил № 1465). В данных Правилах приведены формулы расчета.

В соответствии с п. 7 Правил № 1465 в затраты на обучение сотрудника входят расходы образовательного учреждения высшего профессионального образования, образовательного или научного учреждения: на оплату труда профессорско-преподавательского состава, на амортизацию учебного оборудования в период обучения, на стоимость материальных запасов, использованных в образовательном процессе при обучении сотрудников, на коммунальные услуги, на услуги связи для целей образовательного процесса.

Размер средств федерального бюджета, подлежащих возмещению сотрудниками, окончившими образовательное учреждение высшего профессионального образования, с которыми расторгнут контракт и которые уволены в течение 5 лет по окончании срока обучения, определяется по формуле, приведенной в подпункте «б» п. 12 Правил № 1465, с учетом: количества полных лет службы в органах внутренних дел, прошедших со дня окончания сотрудником образовательного учреждения высшего профессионального образования; количества полных месяцев службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; количества дней службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; размера средств федерального бюджета, затрачиваемых на весь период обучения сотрудника в образовательном учреждении высшего профессионального образования, который подлежит включению в контракт.

Учитывая приведенные положения Правил № 1465, судом первой инстанции из общей суммы затрат на обучение Барнягина М.В. обоснованно исключены: его денежное содержание в размере 908506 руб. 50 коп., продовольственное обеспечение- 88479 руб. 46 коп., вещевое обеспечение- 44602 руб. 47 коп., обмундирование- 41439 руб. 29 коп., прочие услуги- 13238 руб. 38 коп., услуги по содержанию имущества- 79869 руб. 48 коп., поскольку данные затраты не входят в расходы образовательного учреждения высшего профессионального образования, подлежащие возмещению сотрудниками, окончившими образовательное учреждение высшего профессионального образования, с которыми расторгнут контракт и которые уволены в течение 5 лет по окончании срока обучения.

Доводы апелляционной жалобы УФСИН России по Тверской области в данной части основаны на неверном толковании и применении норм материального права и подлежат отклонению судебной коллегией.

В то же время заслуживают внимание доводы Барнягина М.В. о том, что представленная стороной истца справка не является допустимым доказательством, так как она не отражает фактические расходы ВЮИ ФСИН России, связанные в том числе с оплатой труда профессорско-преподавательского состава, понесенные при обучении курсанта Барнягина М.В.

В связи с чем судебной коллегией в ВЮИ ФСИН России затребована справка-расчет размера средств федерального бюджета, затраченных на обучение ответчика, выполненная с соблюдением Правил № 1465.

Согласно представленной в суд апелляционной инстанции справки (расчета) ВЮИ ФСИН России о стоимости обучения одного курсанта исходя из фактических затрат, стоимость обучения Барнягина М.В. в период с 2012 по 2017 годы составила 496268 руб. 26 коп., из которых: оплата труда профессорско-преподавательского состава в сумме 423663 руб. 53 коп. (состоит из денежного довольствия- 366524 руб. 98 коп., оплаты труда гражданских служащих- 43885 руб. 21 коп., страховых взносов- 13253 руб. 33 коп.) и материально-техническое обеспечение в сумме 72604 руб. 74 коп.(в том числе, услуги связи- 4714 руб. 74 коп., коммунальные услуги- 48336 руб. 59 коп., амортизация учебного оборудования- 15197 руб. 88 коп., материальные запасы, использованные в образовательном процессе, - 4355 руб. 53 коп.).

Проверив и проанализировав уточненную справку-расчет с учетом требований Правил № 1465, судебная коллегия находит расчет сумм правильным, основанным на положениях Правил № 1465. Для всего расчета верно приведена штатная численность переменного состава и применен коэффициент приведения для очной формы обучения - «1» (п. 10 Правил № 1465), в оплату труда профессорско-преподавательского состава включено денежное довольствие, получаемое аттестованными преподавателями, по которым ВЮИ ФСИН России не является плательщиком страховых взносов, а также оплата труда гражданских служащих, привлекаемых к образовательному процессу, то есть не аттестованных преподавателей, и уплачиваемые по данной категории лиц страховые взносы (п.10 Правил № 1465), обосновано включение стоимости материально-технического обеспечения.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что представленный расчет является достоверным, в отличие от первоначального расчета, приложенного к иску, отражает фактические расходы учреждения, затраченные на обучение выпускника ВЮИ ФСИН России Барнягина М.В., соответствует требованиям Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1465, и оснований не доверять данному расчету у судебной коллегии не имеется.

С учетом изложенного, решение суда полежит изменению в части размера подлежащих взысканию с ответчика расходов на обучение.

На основании пп. б п. 12 Правил № 1465 размер средств федерального бюджета, подлежащих возмещению сотрудниками, обучавшимися в образовательных организациях высшего образования, определяется для сотрудников, окончивших образовательную организацию высшего образования, с которыми расторгнут контракт и которые уволены в течение 5 лет по окончании срока обучения, - по формуле:

, где:

Гсл - количество полных лет службы в органах внутренних дел, прошедших со дня окончания сотрудником образовательной организации высшего образования;

Мсл - количество полных месяцев службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения;

Дсл - количество дней службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения;

РЗС - размер средств федерального бюджета, затрачиваемых на весь период обучения сотрудника в образовательной организации высшего образования, который подлежит включению в контракт.

Учитывая приведенную формулу и принимая во внимание период времени службы Барнягина М.В. с 01.08.2017 по 13.10.2017 - 2 месяца 16 дней, размер затрат составит 475424 руб. 99 коп.

(( 5- 0 – 2 /12 – 16/365=4,79) х (496268,26 / 5) = 475424,99

В силу ч. 3 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Учитывая приведенные требования закона, а также положения пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с Барнягина М.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 7954 руб.

Руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Собинского городского суда Владимирской области от 14 мая 2019 г. изменить.

Взыскать с Барнягина М.В. в пользу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области денежные средства в размере 475424 (четыреста семьдесят пять тысяч четыреста двадцать четыре) руб. 99 коп. в счет возмещения расходов за обучение в период с 2012 года по 2017 год в Федеральном казенном образовательном учреждении высшего образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России» для последующего перечисления в доход федерального бюджета Российской Федерации.

Взыскать с Барнягина М.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 7954 рубля.

Председательствующий П.Н. Никулин

Судьи С.М. Сергеева

Д.В Яковлева