НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Владимирского областного суда (Владимирская область) от 14.08.2014 № 33-2801/2014

     Дело № 33-2801/2014                       Докладчик Емельянова О.И.

            Судья Ильина Н.В.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

 председательствующего                                            Сергеевой С.М.

 судей                                                                Огудиной Л.В., Емельяновой О.И.,

 при секретаре                                                               Кузьминых Е.Л.

 рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 14 августа 2014 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Владимира от 12 мая 2014 года, которым постановлено:

 В иске ФИО1 к Военному комиссариату Владимирской области о возмещении ущерба и компенсации морального вреда, причиненных неправомерными действиями, отказать

 Заслушав доклад судьи Емельяновой О.И., выслушав объяснения представителя Военного комиссариата Владимирской области по доверенности ФИО2, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 ФИО1 обратился в Селивановский районный суд с иском к отделу Военного комиссариата Владимирской области по Селивановскому району о возмещении материального вреда в размере ****., компенсации морального вреда в размере ****.

 В обоснование исковых требований указал, что в 2001-2002 году участвовал в контртеррористических операциях на территории Северо - Кавказского региона РФ, после возвращения в ноябре - декабре 2002 года обратился в военный комиссариат с просьбой выдать ему удостоверение ветерана боевых действий. Однако в выдаче удостоверения ему было отказано, как следует из ответа Военного комиссариата от **** за исх.**** на том основании, что в военном билете имелась только запись о военной службе, дающей право на льготное исчисление выслуги лет. Полагает данный отказ незаконным, поскольку в его военном билете стоит отметка о реализованном наградном материале за службу на Кавказе. Военным комиссариатом в нарушение Директивы Министерства обороны РФ от **** №**** не была выполнена обязанность по направлению запросов для подтверждения факта непосредственного участия в боевых действиях на территории ****. Необходимые запросы в военный архив были сделаны лишь после его вторичного обращения в военный комиссариат **** Удостоверение «Ветеран боевых действий» он получил только в ноябре 2011 г., сразу обратился в Пенсионный фонд однако первая выплата в сумме ****. была произведена лишь в апреле 2012 г. Полагает, что в результате неправомерных действий отдела военного комиссариата по Селивановскому району он лишился всех льгот, на которые имел право с **** в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», что обусловливает законность его требования о взыскании недополученной ежемесячной денежной компенсации, исчисленной в рамках срока исковой давности за период с **** по **** в размере ****. (**** х 13 мес.). Также истцу причинен моральный вред в виду ущемления на протяжении 11 лет его нематериальных прав, который он оценивает в размере ****.

 Определением Селивановского районного суда от **** с согласия истца произведена замена ненадлежащего ответчика отдела Военного комиссариата Владимирской области по Селивановскому району на надлежащего Военный комиссариат Владимирской области с передачей дела по подсудности в Ленинский районный суд г. Владимира (л.д.53-54).

 В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель адвокат Насонова В.П. поддержали исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.

 Представитель ответчика Военного комиссариата Владимирской области по доверенности ФИО2 в     возражениях относительно исковых требований указал, что статус ветерана боевых действий для лиц, принимавших участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики и Северо-Кавказского региона, впервые установлен Федеральным законом от 27.11.2002г. № 158-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах».Образец удостоверения и порядок его выдачи утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003г. № 763, на основании которого издан Приказ Министра обороны РФ от 15.03.2004г. № 77 «О выдаче удостоверения ветерана боевых действий». Данным приказом определен порядок и основания (документы), необходимые для выдачи данного удостоверения Министерством обороны РФ.Впервые бланки удостоверения «Ветерана боевых действий» были получены Военным комиссариатом Владимирской области в апреле 2004года, поэтому обращение граждан по данному вопросу в 2002году было бы беспредметным. До 2011 г. ФИО1 в военный комиссариат по вопросу выдачи удостоверения ветерана боевых действий не обращался. При обращении ФИО1 в июне 2011 г. военный комиссариат оказал содействие в сборе и запросе необходимых документов, после поступления которых выдано удостоверение, в связи с чем действиями военного комиссариата права истца не нарушены. Указал, что ежемесячная денежная выплата введена Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, носит заявительный характер, устанавливается и выплачивается с 01.01.2005 г. территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Никакие выплаты по линии военного комиссариата согласно действующему законодательству истцу не положены, в связи с чем требования истца о взыскании с военного комиссариата ****. лишены оснований.

 Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Селивановском районе Владимирской области просил рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.78).

 Судом постановлено указанное выше решение.

 В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права. Указывает, что его право на получение льготы по пенсионному обеспечению возникло с 01.01.2004 г., сослался на п. 18 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 г. № 142, согласно которому денежная компенсация назначается со дня возникновения права на неё.

 Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения в рамках доводов апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы в отсутствие ФИО1, представителя Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) РФ в Селивановском районе, извещенных о дате и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

 В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 27.11.2002 года N 158-ФЗ) к ветеранам боевых действий относятся, в том числе, военнослужащие, уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

 Приложением N 1 к указанному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.

 Федеральным законом от 27.11.2002 года N 158-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2004 г., в раздел III названного Перечня включено выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.

 Согласно ст. 28 Федерального закона "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством Российской Федерации.

 Правительство РФ, действуя в рамках предоставленных федеральным законодателем полномочий, приняло Постановление от 19.12.2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", согласно п.п.2, 3 которого меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий. Выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца лицам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо выполнявшим задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, осуществляется федеральным органам исполнительной власти, направлявшим указанных лиц для выполнения задач в районах вооруженных конфликтов и контртеррористических операций.

 Согласно п. 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной вышеуказанным Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 г. N 763, выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

 В соответствии как с ранее действовавшими Инструкциями о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утвержденными Приказами Минобороны РФ от 15.03.2004 г. № 77, от 02.11.2009 г. № 1177, так и ныне действующим Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 11.08.2012 года № 2288, к заявлению о выдаче удостоверения ветерана боевых действий прилагаются документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления.

 Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2005 г., Федеральный закон «О ветеранах» дополнен нормой ст. 23.1, которой установлена ежемесячная денежная компенсация ветеранам боевых действий, а также определен её размер.

 Из материалов дела следует, что **** ФИО1 обратился в отдел Военного комиссариата Владимирской области по Селивановскому району по вопросу выдачи удостоверения ветерана боевых действий. На основании указанного обращения военным комиссариатом в целях подтверждения непосредственного участия заявителя в боевых действиях на территории **** направлены запросы в Центральный архив МО РФ **** (исх. **** от **** г.) и архив Северо-Кавказского военного округа **** (исх.**** от **** г.) (л.д.21).

 По мере получения архивной справки от **** за **** письмом отдела Военного комиссариата Владимирского области по Селивановскому району от **** за **** ФИО1 проинформирован о получении ответа из Центрального архива МО РФ, подтверждающего его непосредственное участие в контртеррористических операциях на территории ****, заявителю предложено прибыть в отдел Военного комиссариата Владимирской области по Селивановскому району для оформления документов на получение удостоверения ветерана боевых действий (л.д.22).

 На основании заявления от **** года, поданного в Военный комиссариат Владимирской области, ФИО1 Министерством обороны РФ выдано удостоверение «Ветеран боевых действий» от **** серии БК № ****, подтверждающее права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.12,24).

 С апреля 2012 года истцу Управлением Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Селивановском районе Владимирской области выплачивается ежемесячная денежная компенсация как ветерану боевых действий (л.д.14-20).

 Разрешая заявленные ФИО1 требования, суд первой инстанции проанализировал вышеприведенные нормативные правовые акты, определяющие правовое положение ветеранов боевых действий, и привел аргументированное суждение о том, что до **** военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях на территории Российской Федерации, не принадлежали к лицам, которые могли приобрести статус ветерана боевых действий, а, значит, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.

 Нормами Постановления Правительства РФ от 19.12.2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", а также принятыми в его развитие Приказами Минобороны РФ от 15.03.2004 г. № 77, от 02.11.2009 г. № 1177, от 11.08.2012 года № 2288 предусмотрено, что выдача удостоверения ветерана боевых действий носит заявительный характер, с представлением соответствующих документов, в частности, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях.

 Данных о том, что до **** ФИО1 обращался в военный комиссариат по вопросу выдачи удостоверения ветерана боевых действий, в материалах дела не имеется.

 Письмо Военного комиссариата Владимирской области от **** № ****, на которое ссылается истец, факт надлежащего обращения ФИО1 в военный комиссариат до 2011 г., а также дату обращения, не подтверждают (л.д.21).

 На основе тщательного анализа имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции установил, что до июня 2011 г. ФИО1 в военный комиссариат с письменным заявлением по поводу выдачи удостоверения ветерана боевых действий и направлении запросов в войсковую часть или архивные учреждения для подтверждения его участия в контртеррористических операциях не обращался, объективных препятствий к обращению с такими заявлениями у истца не имелось, в принятии заявлений ему не отказывалось, в судебном порядке он действия (бездействие) органов и должностных лиц не оспаривал.

 Суд также установил, что по мере обращения ФИО1 в июне 2011 г. должностными лицами отдела Военного комиссариата Владимирской области по Селивановскому району своевременно приняты необходимые меры для подтверждения факта непосредственного участия истца в боевых действиях в целях реализации его права на получение мер социальной поддержки, установленных для данной категории ветеранов.

 Учитывая необходимость направления запросов в архивные учреждения, суд обосновано не усмотрел нарушений порядка и сроков рассмотрения должностными лицами военного комиссариата обращения ФИО1 от **** по вопросу выдачи удостоверения ветерана боевых действий.

 Установив, что должностными лицами Военного комиссариата Владимирской области и отдела в Селивановском районе права истца не нарушены, а также приняв во внимание, что назначение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной нормой ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах», носит заявительный характер, производится территориальным органом Пенсионного фонда РФ, не входит в функции Военного комиссариата Владимирской области, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

 Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными.

 Довод апелляционной жалобы о необходимости назначения ежемесячной денежной выплаты со дня возникновения права на неё, мотивированный ссылкой на п. 18 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 г. № 142, основан на ошибочном толковании норм материального права. Приведенные Правила определяют порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9,10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», и не регулируют порядок назначения ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах».

 Иные доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, о незаконности принятого решения не свидетельствуют,     аналогичны тем, которые излагались истцом в суде первой инстанции, получили судебную оценку, изложенную в мотивировочной части решения, с которой соглашается судебная коллегия.

 Таким образом, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, всем доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, судом правильно применен материальный закон.

 Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда, в том числе по доводам апелляционных жалоб, не имеется.

 Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Ленинского районного суда г. Владимира от 12 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

 Председательствующий                                                  Сергеева С.М.

 Судьи:                                                                            Огудина Л.В.

                                                                                                 Емельянова О.И.

 Копия верна. Судья                                                               Емельянова О.И.