Дело №33а-2692/2023 (суд 2 инстанции) Докладчик Семёнов А.В.
Дело № 2а-325/2023 (суд 1 инстанции) Судья Глебовский Я.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Морковкина Я.Н.,
судей Семёнова А.В. и Емельяновой О.И.,
при секретаре Яблоковой О.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 13.07.2023 административное дело по апелляционной жалобе Владимирской таможни на решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 28.02.2023 по административному исковому заявлению Владимирской таможни к Мкртчяну Карлену Григорьевичу о взыскании таможенных платежей и пени, утилизационного сбора и пени,
Заслушав доклад судьи Семёнова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Владимирская таможня обратилась в суд с административным иском к Мкртчяну К.Г. о взыскании таможенных платежей, утилизационного сбора и пени.
В обоснование указывает, что в 2018 году Мкртчян К.Г. ввез из Армении на территорию Российской Федерации автомобиль. В ходе оперативно-розыскных мероприятий 22.06.2021 остановлен автомобиль **** г/н **** под управлением Мкртчяна К.Г. без документов, подтверждающих таможенное декларирование, который он приобрел по договору купли-продажи в октябре 2018 года в Республике Армения. Указанный автомобиль был оформлен в соответствии с таможенным законодательском Республики Армения. После приобретения автомобиль был перемещен на территорию Российской Федерации. Указанный автомобиль был задекларирован в Армении по таможенной процедуре «для внутреннего потребления», поэтому на территории Российской Федерации указанный автомобиль имеет статус иностранного товара.
Мкртчян К.Г. 15.02.2017 получил вид на жительство в Российской Федерации, 23.10.2019 принял гражданство Российской Федерации, постоянная регистрация по месту жительства в России получена им 20.11.2019. Поскольку Мкртчян К.Г. не обладал статусом лица, постоянно проживающего на территории Армении при использовании указанного автомобиля, он обязан доплатить таможенные платежи в соответствии с едиными ставками таможенных пошлин, установленных приложением 2 таблицы 2 к решению Совета ЕАЭК от 20.12.2017 №107, действующими на дату перемещения автомобиля под таможенную процедуру для внутреннего потребления - 26.03.2018.
Код ТЕ ВЭД для его декларирования определен в отношении товара ****, **** куб.см, «бывший в употреблении» - позиция 8703 24 909 3 - бывшие в употреблении автомобили с ДВС объемом двигателя более 3л, с момента выпуска которых прошло более 7 лет. Таможенная пошлина составляет 5,7 Евро за 1 л.с. по курсу 70,43 руб. Подлежащая уплате доплата таможенной пошлины составит 1 795 563,10 руб., определенной за вычетом уплаченной таможенной пошлины в Армении - 76 812,34 руб. (1 872 375,44 - 76 812,34).
09.02.2022 Мкртчян К.Г. уведомлен о необходимости доплаты таможенных платежей, сроком исполнения до 15.03.2022, что им сделано не было.
Кроме того, в отношении автомобилей при их ввозе на территорию Российской Федерации предусмотрена уплата утилизационного сбора, которая в отношении данного автомобиля составляет 5 200 руб. В уведомлении от 18.03.2022 Мкртчяну К.Г. предложено уплатить в срок до 24.04.2022 утилизационной сбор, который не уплачен.
Судебный приказ от 27.05.2022 отменен 21.10.2022 определением мирового судьи.
Просит суд взыскать с Мкртчяна К.Г. таможенные платежи в сумме 1795 563,10 руб., пени в сумме 1 020 807,26 руб., утилизационный сбор в сумме 5200 руб., пени в сумме 2 109,60 руб. Поскольку судебный приказ исполнен частично путем принудительного взыскания до его отмены в сумме 415 883,88 руб. административный истец просит суд взыскать с административного ответчика: таможенные платежи в сумме 1 379 679,22 руб., пени в сумме 1020 807,26 руб., утилизационной сбор в сумме 5 200 руб., пени в сумме 2 109,60 руб.
Решением Фрунзенского районного суда г. Владимира от 28.02.2023 в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель Владимирской таможни просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Представителем административного ответчика Мкртчяна К.Г. Абгаряном А.А. подан отзыв на апелляционную жалобу.
Жалоба рассмотрена в отсутствие административного ответчика Мкртчяна К.Г., извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы.
Исследовав письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, выслушав объяснения представителя административного истца Владимирской таможни Виноградовой Е.А., представителя административного ответчика адвоката Абгаряна А.А., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Основания для отмены, изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке предусмотрены статьей 310 КАС РФ. К таким основаниям относятся, в том числе несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, недоказанность установленных судом обстоятельств, нарушение норм материального права или норм процессуального права.
В данном случае имеются такие обстоятельства, что влечет отмену решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что, поскольку Мкртчян К.Г. не обладал статусом лица, постоянно проживающего на территории Армении в связи с выданным видом на жительство на территории Российской Федерации, при использовании указанного автомобиля он обязан доплатить таможенные платежи и утилизационный сбор в соответствии с едиными ставками таможенных пошлин установленных приложением 2 таблицы 2 к решению ЕЭК от 20.12.2017 №107, действующих на дату перемещения товара, то есть на 24.10.2018 в соответствии с подпунктом 2 пункта 13 статьи 136 ТК ЕАЭС, а также был обязан уплатить утилизационной сбор.
Указанный вывод суда является обоснованным, соответствует требованиям действующего таможенного права ЕАЭС и обстоятельствам дела.
Порядок и условия перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров для личного пользования определены главой 37 ТК ЕАЭС, решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», а также Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, подписанным в г. Минске 10.10.2014 (дата вступления в силу Договора 02.01.2015).
Транспортные средства, зарегистрированные в государстве-члене ЕАЭС и имеющие статус товаров ЕАЭС, в рамках таможенной территории ЕАЭС перемещаются свободно.
В соответствии с Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о присоединении) Республика Армения присоединилась в Договору о ЕАЭС, а также к другим международным договорам, входящим в право ЕАЭС.
Вопросы статуса автомобилей, ввезенных в Республику Армению для личного пользования и размера подлежащих уплате таможенных платежей в переходный период присоединения Республики Армения к праву Евразийского экономического союза, регламентированы Приложениями 3 и 4 к Договору о присоединении, который подписан 10.10.2014, а также решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».
Положения, регулирующие условия и переходные положения в части, касающейся статуса автомобилей для личного пользования, ввозимых из Республики Армения на территорию государств-участников ЕАЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан), определены пунктами 30 - 37 Приложения № 3 к Договору.
Из положений пунктов 30 - 31 приложения № 3 к Договору ставки таможенных пошлин, налогов, установленные приложением № 5 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного Союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18.06.2010 не применяются в Республике Армения в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и субпозициях 8704 21, 8704 31 товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского Экономического Союза, ввозимых физическими лицами для личного пользования, до начала применения Республикой Армения ставок, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС (далее - ЕТТ ЕАЭС) в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и субпозициях 8704 21, 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
Ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных ЕТТ ЕАЭС, в других государствах-членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами: до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным ЕТТ ЕАЭС до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
Так, в соответствии с пунктами 30, 31 и 35 Условий и переходных положений предусмотрена возможность временного ввоза легковых автомобилей, зарегистрированных на территории Республики Армения и сохранивших статус иностранных товаров, с территории Республики Армения на территории других государств-членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств-членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств-членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов, с учетом пункта 31 Условий и переходных положений, по ставкам, установленным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».
Суд установил, что Мкртчян К.Г. являлся гражданином Республика Армения, с 15.02.2017 получил вид на жительство в Российской Федерации.
С 13.03.2017 по 23.10.2019 был зарегистрирован как иностранный гражданин, согласно сведениям УМВД России по Владимирской области (л.д.54 КУСП №29).
23.10.2019 принял гражданство Российской Федерации, зарегистрирован по месту жительства в России с 20.11.2019.
Мкртчян К.Г. являлся участником государственной программы по оказанию содействия добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, ему выдано свидетельство **** с датой постановки на учет в УМВД России по Владимирской области Мкртчяна К.Г. и членов его семьи с 08.07.2019 (л.д.207-209 материал КУСП №29).
18.03.2018 в Республику Армения ввезен автомобиль **** г/н ****, растаможен по ставкам, отличным в сторону уменьшения от общих ставок таможенных пошлин ЕАЭС, выпущен под таможенную процедуру – для внутреннего потребления.
22.10.2018 по договору купли-продажи Мкртчян К.Г. приобрел автомобиль у гражданина Армении, автомобиль пересек границу Российской Федерации 24.10.2018 под управлением Саакяна С.А., который 25.10.2018 передал автомобиль Мкртчяну К.Г., что установлено материалами проверки КУСП №29, объяснениями Мкртчяна К.Г. (л.д.40, 192), фиксацией автомобиля 24.10.2018 в районе с. Чми Республика Северная Осетия-Алания (район перехода Верхний Ларс).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Мкртчан К.Г. на момент ввоза автомобиля на таможенную территорию Российской Федерации, хотя и являлся гражданином Республики Армения, не являлся лицом, постоянно проживающим в Республике Армения, поскольку постоянно проживал в РФ. Указанные обстоятельства также подтвердил представитель административного ответчика суду апелляционной инстанции.
Судебной коллегией установлено, что транспортное средство выпущено в свободное обращение на территории Республики Армения 18.03.2018 с уплатой ставок на 18.03.2018, установленных в Республике Армения и отличных от ставок, установленных приложением № 2 к Решению Совета ЕЭК от 20.12.2017 №107 или ЕТТ ЕАЭС, что определяет условия ввоза такого транспортного средства, обладающего статусом иностранного товара.
Транспортное средство автомобиль **** г/н ****, **** года выпуска, принадлежащее Мкртчяну К.Г. с 22.10.2018 (фактически передан 25.10.2018), статусом товара ЕАЭС не обладает, разница в таможенных платежах не уплачена.
Принимая во внимание, что спорное транспортное средство было помещено под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на территории Республики Армения после 10.10.2014 и в силу пункта 31 Условий и переходных положений имеет статус иностранного товара, в отношении него административным ответчиком, являющимся резидентом Российской Федерации, при ввозе на территорию Российской Федерации необходимо было осуществить таможенное декларирование такого транспортного средства и уплатить таможенные пошлины, налоги в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в Республике Армения и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в таблице 2 приложения № 2 «Единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа» к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».
При таких обстоятельствах, ввезенный Мкртчаном К.Г. на территорию РФ автомобиль подлежал таможенному декларированию в таможенных органах РФ с уплатой таможенных пошлин, налогов, с учетом пункта 31 Условий и переходных положений, по ставкам, установленным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее - Решение № 107).
Согласно Решению № 107, в отношении автомобилей легковых (за исключением автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей) и прочих моторных транспортных средств, предназначенных главным образом для перевозки людей, классифицируемых в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ЕАЭС, таможенные пошлины, налоги, подлежат уплате по единой ставке. Размер единой ставки в отношении автомобилей, рабочий объем двигателя которых превышает 3 000 куб.см, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, составляет 5,7 евро за 1 куб.см рабочего объема двигателя.
Соответственно, размер подлежащих уплате таможенных платежей при ввозе физическим лицом для личного пользования данного транспортного средства на таможенную территорию ЕАЭС (за исключением территории Республики Армения), в том числе в Российскую Федерацию, составляет:
5,7 евро х **** куб.см х 70,4303 руб./евро = 1 872 375,44 руб.
Курс армянского драма 26.03.2018 составлял за 100 AMD = 11,8874 руб.
Исходя из сведений, указанных в ДТ:
- размер таможенных сборов за таможенные операции (код платежа 1010) составил 8 500,00 AMD: 100*11,8874= 1 010,43 руб.;
- размер ввозной таможенной пошлины (код платежа 2010) составил 199 271,00 AMD: 100*11,8874=23 688,14 руб.;
- размер налога на добавленную стоимость (код платежа 5010) составил 438 395,00 AMD:100*11,8874= 52 113,77 руб.
Итого: 76 812,34 руб.
Путем математических расчетов установлена разница сумм таможенных пошлин, налогов фактически уплаченных при таможенном декларировании автомобиля в Республике Армения (с учетом курса валют Центрального банка России), и подлежащих уплате при таможенном декларировании указанного автомобиля на территории России, и которая составила:
1 872 375,44 руб. - 76 812,34 руб. = 1 795 563, 10 руб. (Один миллион семьсот девяносто пять тысяч пятьсот шестьдесят три руб. 10 коп.).
Таким образом, таможенным органом правильно определен размер подлежащих уплате в связи с ввозом на территорию РФ транспортного средства таможенных платежей.
В соответствии со статьей 72 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федерального закона № 289-ФЗ) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей плательщик со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, обязан уплатить пени в размере одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения.
Кроме того, согласно части 11 статьи 72 Федерального закона № 289-ФЗ начиная со дня, следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей применяется ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения.
В силу пункта 12, подпункта 2 пункта 13 статьи 136 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз ввозных таможенных пошлин по более низким ставкам ввозных таможенных пошлин, чем установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин подлежит исполнению с первого дня нарушения ограничений по использованию товаров, установленных пунктом 4 статьи 126 Кодекса, а если этот день не установлен, - день помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В данном случае автомобиль пересек границу Российской Федерации 24.10.2018 под управлением Саакяна С.А., который 25.10.2018 передал автомобиль Мкртчяну К.Г., что установлено материалами проверки КУСП №29, объяснениями Мкртчяна К.Г. (л.д.40, 192), фиксацией автомобиля 24.10.2018 в районе с. Чми Республика Северная Осетия-Алания (район перехода Верхний Ларс).
Таким образом, обязанность по уплате таможенных платежей возникла с 24.10.2018г., а пени по ставке одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации подлежат исчислению с 25.10.2018.
Таможенным органом 07.02.2022 принято решение по результатам таможенного контроля в отношении автомобиля ****», **** г.в., г/н **** о доплате таможенных пошлин по курсу доллара США на 26.03.2018 в сумме 1 795 563, 10 руб. и утилизационного сбора в сумме 5 200 руб.
09.02.2022 Мкртчяну К.Г. направлено уведомление №13-23/4353 об уплате таможенных платежей и утилизационного сбора, сроком исполнения в течение 15 рабочих дней со дня его получения, с указанием срока исполнения обязанности -26.03.2018, которое не исполнено. Повторное уведомление от 18.03.2022 не исполнено. Вынесенный по обращению таможенного органа судебный приказ от 27.05.2022 о взыскании с Мкртчана К.Г. указанных платежей отменен определением мирового судьи от 21.10.2022.
Таким образом, обязанность по уплате пени по ставке одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации подлежат исчислению с 09.02.2022.
С учетом изложенного из представленного административным истцом расчета пени (т.2 л.д.212) подлежат исключению суммы, начисленные с 18.03.2018 по 24.10.2018, то есть за период, когда обязанность по уплате таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, не наступила.
В остальной части расчет пени произведен таможенным органом правильно, административным ответчиком за период с 25.10.2018 по 24.11.2022 подлежат уплате пени в сумме 806 885,87 руб.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, осуществившие ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, являются плательщиками утилизационного сбора.
Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора установлены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 (далее – Правила). Согласно перечню видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного указанным Постановлением, размер утилизационного сбора равен произведению базовой ставки для расчета размера утилизационного сбора и коэффициента расчета суммы утилизационного сбора.
В отношении легковых автомобилей базовая ставка составляет 20 000,00 руб. Коэффициент для автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного пользования, составляет: 0,17 (для новых автомобилей) и 0,26 (для автомобилей, с даты выпуска которых прошло более трех лет).
В рассматриваемом случае подлежит уплате утилизационный сбор в размере 5 200,00 руб. без учета пени.
В соответствии с пунктом 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется) необходимые для этого документы.
Срок представления документов установлен пунктом 11(2) Правил и составляет 15 дней с момента:
а) выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования);
б) фактического пересечения колесными транспортными средствами (шасси) и прицепами к ним государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае, если декларирование колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
В данном случае в связи с ввозом на территорию РФ автомобиля 24.10.2018, до 08.11.2018 необходимо было представить в таможенный орган документы, предусмотренные пунктами 11 и 14 Правил.
Таким образом, в данном случае пени за неуплату утилизационного сбора подлежат уплате с 09.11.2018.
С учетом изложенного из представленного административным истцом расчета пени (т.2 л.д.211) подлежат исключению суммы, начисленные с 18.03.2018 по 08.11.2018, то есть за период, когда обязанность по уплате таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, не наступила.
В остальной части расчет пени произведен таможенным органом правильно, административным ответчиком за период с 09.11.2018 по 24.11.2022 подлежат уплате пени в сумме 1385,02 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд пришел к выводу, что Мкртчян К.Г. освобожден от уплаты таможенных платежей и утилизационного сбора, как лицо, подпадающее под действие Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Кроме того, суд счел, что таможенным органом пропущен срок принудительного взыскания таможенных платежей, пени, утилизационного сбора, пени. Оснований для восстановления указанного срока судом не установлено.
Указанные выводы судебная коллегия находит ошибочными.
Федеральным законом от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» на органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по содействию добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию (статья 13.1).
Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников определяет Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и приведенным федеральным законом (пункт 1 статьи 14).
Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 в целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Целями Государственной программы являются: стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию; содействие социально-экономическому развитию регионов; решение демографических проблем, в первую очередь на территориях приоритетного заселения (пункт 7).
Участник Государственной программы и члены его семьи, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, при ввозе товаров для личного пользования, включая транспортные средства, освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (подпункт «а» пункта 19, пункт 44 в редакции на день возникновения спорных правоотношений).
Исходя из пункта 6 Приложения № 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» правом ввозить на таможенную территорию Союза любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов транспортные средства наделены иностранные физические лица, признанные переселившимися на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена.
Такое освобождение предоставляется при соблюдении определенных условий, в том числе:
- ввоз на таможенную территорию ЕАЭС из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член ЕАЭС, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС;
- транспортное средство находилось в собственности и было зарегистрировано на иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член ЕАЭС или получившее статус беженца, вынужденного переселенца, в стране предыдущего проживания в течение не менее 12 месяцев до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого иностранного лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член ЕАЭС, или документа, подтверждающего получение таким физическим лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС.
На основании статьи 5 ТК ЕЭАС Единую таможенную территорию Евразийского экономического союза составляют территории государств-членов: Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Киргизской Республики. Пределы таможенной территории ЕАЭС являются таможенной границей ЕАЭС.
Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС иностранным лицом признается лицо, не являющееся лицом государства-члена.
Согласно подпункту 17 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве-члене, является лицом государства-члена.
В данном случае Мкртчан К.Г., как лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве-члене ЕАЭС, является лицом государства-члена ЕАЭС, и в соответствии с правом ЕАЭС иностранным лицом, для которых установлена указанная выше льгота, не является.
Также необоснованным является вывод суда о пропуске таможенным органом срока на обращение в суд.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно части 1 статьи 270 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования исполняется плательщиком таможенных пошлин путем их уплаты в порядке и сроки, которые установлены статьями 266, 268 и 269 Кодекса, в размерах сумм, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с Кодексом.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный Кодексом срок уплачиваются пени.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 270 ТК ЕАЭС, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 6 статьи 270 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 5 указанной статьи уведомление не направляется в следующих случаях:
1) выявление после выпуска товаров для личного пользования факта неуплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленных в одном таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 Кодекса, в размере, не превышающем в совокупности сумму, эквивалентную 2 евро по курсу валют, действующему на день применения курса валют для исчисления таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом;
2) выявление факта неуплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленных в одном расчете таможенных пошлин, налогов, указанном в пункте 26 статьи 266 Кодекса, в размере, не превышающем в совокупности сумму, эквивалентную 2 евро по курсу валют, действующему на день применения курса валют для исчисления таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом.
Законодательством государств-членов могут устанавливаться иные случаи, при которых уведомление не направляется.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования в срок, указанный в уведомлении, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 71 Федерального закона № 289-ФЗ меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 указанного Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.
Согласно части 1 статьи 73 Федерального закона № 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее для главы 12 также - уведомление (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
На основании части 15 статьи 73 Федерального закона № 289-ФЗ уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.
Направление уведомления (уточнения к уведомлению) после истечения сроков, установленных данной статьей, не является основанием для признания такого уведомления (уточнения к уведомлению) незаконным (часть 16 статьи 73 Федерального закона № 289-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 74 Федерального закона № 289-ФЗ днем обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок признается день регистрации таможенным органом: корректировки декларации на товары (пункт 1); корректировки таможенного приходного ордера (пункт 2); расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (пункт 3); расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам (пункт 4); изменений в заявление, предусмотренное пунктом 4 статьи 277 Кодекса Союза (пункт 5); иного таможенного документа, определенного Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 Кодекса Союза (пункт 6).
В данном случае днем обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней согласно пункту 4 части 2 статьи 74 Федерального закона № 289-ФЗ является день регистрации таможенным органом расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам – РТП.
РТП в отношении таможенных платежей Мкртчяна К.Г. сформирован Владимирской таможней 08.02.2022 за №Ф-00001 и направлен в его адрес письмом 09.02.2022 №13-23/1978. Таким образом, нарушения срока направления уведомления, указанного в части 15 статьи 73 Федерального закона № 289-ФЗ Владимирской таможней не допущено.
Предусмотренных пунктом 5 статьи 270 ТК ЕАЭС, а также законодательством Российской Федерации оснований для невыставления уведомлений исходя из размера начисленных таможенных платежей, не имелось.
Направление таможенным органом уведомлений за пределами трехлетнего срока со дня истечения срока уплаты таможенных пошлин с учетом положений пункта 1 части 8 статьи 71 Федерального закона № 289-ФЗ само по себе не свидетельствует о несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов административного ответчика.
В соответствии с уведомлением от 08.02.2022 (т.2 л.д.208) срок уплаты таможенных платежей и пени установлен до 26.03.2018.
18.03.2022 Мкртчану К.Г. направлено повторное уведомление о необходимости в срок, не превышающий 20 дней со дня его получения уплатить утилизационный сбор. Уведомление получено адресатом 21.03.2022 (Т.2 л.д.203-206).
Судебный приказ о взыскании с Мкртчана К.Г. указанных платежей вынесен 27.05.2022 и отменен 21.10.2022, что свидетельствует о соблюдении административным истцом срока обращения в суд, состоявшегося посредством почтового отправления 30.11.2022 (Т.2 л.д.221).
Также не является основанием для отказа во взыскании таможенных платежей и утилизационного сбора совершенный впоследствии вывоз транспортного средства с территории РФ, поскольку это не предусмотрено законодательством РФ и правом ЕАЭС.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административного иска в части.
Руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 28.02.2023 отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Владимирской таможни к Мкртчяну Карлену Григорьевичу о взыскании таможенных платежей и пени, утилизационного сбора и пени удовлетворить в части.
Взыскать с Мкртчяна Карлена Григорьевича таможенные платежи в сумме 1 795 563 (один миллион семьсот девяносто пять тысяч пятьсот шестьдесят три) рубля 10 копеек, пени в сумме 806 885 (восемьсот шесть тысяч восемьсот восемьдесят пять) рублей 87 копеек, утилизационный сбор в сумме 5200 (пять тысяч двести) рублей, пени в сумме 1 385 (одна тысяча триста восемьдесят пять) рублей 02 копейки.
Взыскать с Мкртчяна Карлена Григорьевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 21 245 (двадцать одна тысяча двести сорок пять) рублей 17 копеек.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Фрунзенский районный суд г.Владимира.
Председательствующий: Я.Н. Морковкин
Судьи: А.В. Семёнов
О.И. Емельянова