Дело № 33 –4851/2018 г. Докладчик Гришина Г.Н.
Судья Игнатович М.С.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Лепёшина Д.А.,
судей Гришиной Г.Н. и Никулина П.Н.,
при секретаре Амелиной Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 12 декабря 2018 года дело по апелляционной жалобе Грачева Е. И. на решение Октябрьского районного суда города Владимира от 17 сентября 2018 года, которым постановлено:
Иск Грачева Е. И. к администрации Владимирской области об обязании включить в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет иных периодов трудовой деятельности оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения истца Грачева Е.И., просившего об отмене решения, представителя администрации Владимирской области по доверенности Изюменко Н.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Грачев Е.И. обратился в суд с иском к администрации Владимирской области о включении в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет иных периодов трудовой деятельности.
В обоснование заявленных требований Грачев Е.И. указал, что с 1 октября 2012 года работал в администрации Владимирской области в должности заведующего отделом правовой экспертизы актов органов местного самоуправления комитета по взаимодействию с органами федеральной государственной власти и органами местного самоуправления, откуда 2 июня 2014 года был уволен в связи с сокращением должности. С 25 июля 2014 года он является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной на общих основаниях в связи с достижением пенсионного возраста и с 26 июля 2014 года получает пенсию за выслугу лет к трудовой пенсии по старости, при этом его стаж государственной гражданской службы составил 20 лет 09 месяцев 13 дней.
7 августа 2014 года он обратился в администрацию Владимирской области с заявлением о включении в стаж государственной гражданской службы иных периодов работы в соответствии с Указом Президента РФ «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» от 20 сентября 2010 года № 1141, а именно, периодов работы в должностях: начальника отдела служебных расследований контрольно-ревизионного управления (КРУ) «СААЗ» Скопинский автоагрегатный завод, заместителя генерального директора – начальника КРУ этого предприятия с 20 июля 2001 года по 6 декабря 2002 года; директора по контроллингу и внутреннему аудиту – начальника контрольно-ревизионного управления ОАО «Нытва –Нытвенский металлургический завод» с 26 февраля 2003 года по 16 сентября 2003 года; заместителя директора по контроллингу и аудиту – начальника контрольно-ревизионного управления ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» с 19 апреля 2004 года по 21 сентября 2004 года; заместителя генерального директора по правовым вопросам ООО «Бизнес-агентство «Профи» со 2 июня 2008 года по 3 августа 2009 года; юрисконсульта филиала ОАО КБ «МАСТ-Банк» в г. Владимире с 3 августа 2009 года по 9 октября 2009 года и начальника отдела юридической поддержки Владимирского филиала закрытого акционерного общества Московский коммерческий банк «Москомприватбанк» с 9 февраля 2011 года по 22 августа 2011 года, с приложением к заявлению соответствующих должностных инструкций и локальных актов, регламентирующих работу структурных подразделений, в которых проходила работа. Письмом администрации Владимирской области от 15 июля 2015 года ему было отказано в удовлетворении данного заявления со ссылкой на то, что опыт и знания работы, полученные в вышеуказанных должностях, не согласовываются с перечнем служебных обязанностей по занимаемой им в администрации Владимирской области должности, с чем он категорически не согласен.
В судебном заседании истец Грачев Е.И. поддержал исковые требования. Дополнительно пояснил, что Губернатор Владимирской области не вправе принимать решения при рассмотрении данных заявлений по своему усмотрению, а должен руководствоваться при этом правовыми нормами.
Представитель ответчика администрации Владимирской области Изюменко Н.С. исковые требования Грачева Е.И. не признала. Возражения мотивировала тем, что замещаемая истцом должность требовала знаний в организациях местного самоуправления, земельного, градостроительного законодательства, в сфере публичного права, что не предусматривалось представленными должностными инструкциями коммерческих организаций, в которых Грачев Е.И. занимал различные должности.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Грачев Е.И. ставит вопрос об отмене решения, считая его незаконным, полагая, что выводы суда первой инстанции не соответствуют нормам материального права и обстоятельствам дела, при этом ссылается на те же доводы, что и в суде первой инстанции.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Разрешая исковые требования Грачева Е.И., исследовав доводы и возражения сторон, суд первой инстанции исходил из того, что должностные обязанности Грачева Е.И. по должности заведующего отделом вытекали из публичных правоотношений, в то время как обязанности по должностям, занимаемые истцом в коммерческих организациях, носили хозяйственно-правовой характер, направленный на обеспечение работы коммерческой организации.
Также, суд первой инстанции сослался на имеющее преюдициальное значение для разрешения настоящего спора апелляционное определение Владимирского областного суда от 9 июня 2015 года, которым на администрацию Владимирской области возложена обязанность рассмотреть по существу заявление Грачева Е.И. от 7 августа 2014 года о включении иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, но полагает верным оспариваемое решение суда и по иным основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации (п. «ж» ч. 1 ст. 72) и Федеральному закону от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (п. 4 ст. 2) социальная защита, включая социальное обеспечение, а также правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим, к числу которых относятся и гражданские служащие субъектов Российской Федерации, гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.
Специальный закон, регулирующий вопросы пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих Российской Федерации и ее субъектов, на федеральном уровне отсутствует.
Гражданский служащий, т.е. гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы, имеет право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ст. ст. 13, 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), введенным в действие с 1 января 2002 года, который регламентирует условия назначения пенсии за выслугу лет только федеральным государственным гражданским служащим.
Что касается государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, то согласно п. 4 ст. 7 данного Федерального закона и ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", введенного в действие с 1 января 2015 года, условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим (в том числе ежемесячную доплату к трудовой пенсии, пенсию за выслугу лет и др.)
Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим Владимирской области в настоящее время урегулированы Законом Владимирской области от 27 августа 2004 года № 135-ОЗ «О государственной гражданской службе Владимирской области», вступившим в силу 1 февраля 2005 года (далее – Закон Владимирской области № 135-ОЗ).
Согласно ст. 1 вышеуказанного Закона государственная гражданская служба Владимирской области – это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Владимирской области по обеспечению исполнения полномочий Владимирской области, а также государственных органов Владимирской области и лиц, замещающих государственные должности Владимирской области.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона Владимирской области № 135-ОЗ, гражданские служащие и лица, замещающие государственные должности области, имеют право на пенсию за выслугу лет.
Согласно пп. 6 п. 3 ст. 16 данного закона гражданские служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с гражданской службы, в том числе, по основанию перевода гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида.
Лица, уволенные с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2 - 9 части 3 настоящей статьи, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности гражданской службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.
Согласно статье 19 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.
Пунктом 20 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1141, предусмотрено, что в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
В соответствии с п. 8 ст. 16 Закона Владимирской области от 27 августа 2004 года № 135-ОЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Распоряжением Губернатора Владимирской области № 164-р от 11 мая 2011 года утвержден Порядок включения периодов службы (работы) в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим, замещавшим должности государственной гражданской службы в органах и структурных подразделениях администрации Владимирской области.
Согласно п. 1 указанного Порядка включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих замещавших должности государственной гражданской службы в администрации Владимирской области периодов службы (работы), определенных Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих", осуществляется по заявлению гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет комитетом государственной и муниципальной службы администрации области либо органом администрации области, в котором этот служащий замещал должность непосредственно перед увольнением, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа администрации области - органом администрации области, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации были переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа.
В соответствии с п. 6 Положения - на основании распоряжения Губернатора области в стаж включаются периоды службы (работы) на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, в совокупности не превышающие пять лет.
Если Губернатором области принято решение об отказе во включении периодов службы (работы) на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, комитет государственной и муниципальной службы администрации области в сроки, установленные Инструкцией по работе с документами в администрации Владимирской области, уведомляет об этом решении соответствующего руководителя органа или структурного подразделения администрации Владимирской области, который в свою очередь информирует гражданского служащего.
Распоряжением администрации Владимирской области № 648 от 30 декабря 2014 года был утвержден новый Порядок включения периодов службы (работы) в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим, замещавшим должности государственной гражданской службы Владимирской области в администрации Владимирской области, аналогичный вышеуказанному Порядку, который также устанавливал, что решение Губернатора области о включении в стаж иных периодов работы принимается на основании представления курирующего заместителя Губернатора области с приложением должностного регламента гражданского служащего с обозначением служебных обязанностей, согласующихся с периодами замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание в которых необходимы для исполнения служебных обязанностей по должности государственной гражданской службы.
Из материалов дела следует, что распоряжением Губернатора Владимирской области от 2 июня 2014 года № 272-рк Грачев Е.И. освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы заведующего отделом правовой экспертизы актов органов местного самоуправления комитета по взаимодействию с органами федеральной государственной власти, с 25 июля 2014 года является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной на общих основаниях в связи с достижением пенсионного возраста, а с 26 июля 2014 года Грачеву Е.И. назначена пенсия за выслугу лет к трудовой пенсии по старости.
7 августа 2014 года Грачев Е.И. обратился с заявлением на имя Губернатора Владимирской области, в котором просил включить в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов его работы в должностях начальника отдела служебных расследований контрольно-ревизионного управления (КРУ) «СААЗ» Скопинский автоагрегатный завод, заместитель генерального директора – начальника КРУ этого предприятия с 20 июля 2001 года по 6 декабря 2002 года, директора по контроллингу и внутреннему аудиту – начальника контрольно-ревизионного управления ОАО «Нытва –Нытвенский металлургический завод» с 26 февраля 2003 года по 16 сентября 2003 года, заместителя директора по контроллингу и аудиту – начальника контрольно-ревизионного управления ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» с 19 апреля 2004 года по 21 сентября 2004 года, заместителя генерального директора по правовым вопросам ООО «Бизнес-агентство «Профи» со 2 июня 2008 года по 3 августа 2009 года, юрисконсульта филиала ОАО КБ «МАСТ-Банк» в г. Владимире с 3 августа 2009 года по 9 октября 2009 года и начальника отдела юридической поддержки Владимирского филиала закрытого акционерного общества Московский коммерческий банк «Москомприватбанк» с 9 февраля 2011 года по 22 августа 2011 года.
На свое обращение Грачев Е.И. получил отказ от 15 июля 2015 года во включении в стаж государственной гражданской службы вышеуказанных периодов работы, со ссылкой на то, что сравнительный анализ служебных обязанностей, опыт работы и знания, полученные в должностях руководителей и специалистов в организациях, в которых работал истец, не согласовываются с перечнем служебных обязанностей по должности государственной гражданской службы заведующего отделом правовой экспертизы актов органов местного самоуправления комитета по взаимодействию с органами федеральной государственной власти, которую занимал Грачев Е.И. до увольнения.
Из вышеизложенного следует, что заявление Грачева Е.И. о включении спорных периодов в стаж государственной гражданской службы было рассмотрено, проведен сравнительный анализ служебных обязанностей всех должностей, занимаемых Грачевым Е.И., и по результатам этого анализа правомочным органом истцу было отказано во включении в стаж государственной гражданской службы спорных периодов работы.
Суд первой инстанции, проанализировав отказ ответчика, а также соответствующие должностные инструкции и локальные акты, регламентирующие работу структурных подразделений, в которых проходила работа истца, совершенно обоснованно согласился с решением администрации Владимирской области об отказе в удовлетворении заявления Грачева Е.И. во включении в стаж государственной гражданской службы периодов работы истца в коммерческих организациях, полагая, что, в том числе, должностные обязанности Грачева Е.И. в должности заведующего отделом правовой экспертизы актов органов местного самоуправления комитета по взаимодействию с органами федеральной государственной власти вытекали из публичных правоотношений, тогда как работа в коммерческих организациях носила хозяйственно-правовой характер.
Таким образом, установив вышеуказанные обстоятельства, суд обоснованно отказал Грачеву Е.И. в удовлетворении исковых требований о включении в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет иных периодов трудовой деятельности, поскольку оснований для их удовлетворения не имелось.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправильно истолковал Указ Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1141, и, фактически, ввел дополнительное условие при его применении, является несостоятельным, поскольку согласно абз. 1 п. 9 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих № 1648н от 26 декабря 2011 года, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих могут быть включены периоды службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы.
Следовательно, правомочный орган, в данном случае администрация Владимирской области, самостоятельно принимает порядок подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим и определяет соответствие должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения, а сводятся к изложению правовой позиции истца, выраженной им в суде первой инстанции.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Октябрьского районного суда города Владимира от 17 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Грачева Е. И.– без удовлетворения.
Председательствующий Лепёшин Д.А.
Судьи Гришина Г.Н.
Никулин П.Н.