Дело №33-4028/2020 год Докладчик Сергеева С.М.
Дело №2-776/2020 (1 инст.) Судья Никулова Г.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Никулина П.Н.
и судей Сергеевой С.М. и Глебовой С.В.
при секретаре Гольцовой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в **** 12 ноября 2020 г. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации **** на решение Петушинского районного суда **** от 28 августа 2020 г., которым постановлено:
Исковые требования прокурора ****, в интересах Воронину А.Д. удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования «****» обеспечить по договору найма специализированного жилого помещения Воронину А.Д. благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям за счет бюджета ****.
В удовлетворении исковых требований к администрации **** отказать.
Заслушав доклад судьи Сергеевой С.М., возражения на жалобу прокурора Потапкова Г.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
****, действующий в интересах Ворониной А.Д., обратился в суд с иском, в котором просил обязать администрацию муниципального образования «****» обеспечить по договору найма специализированного жилого помещения Воронину А.Д. благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям за счет бюджета ****.
В обоснование требований указано, что прокуратурой **** проведена проверка исполнения жилищного законодательства в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что Воронина А.Д. является ребенком-сиротой, ее мать Воронина Л.А., отец Воронин Д.Н. решением Петушинского районного суда **** от **** лишены родительских прав в отношении дочери Ворониной А.Д., **** года рождения. Постановлением главы администрации ******** от **** Воронина А.Д. включена в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Несмотря на возникновение у Ворониной А.Д. права на предоставление благоустроенного жилого помещения, жилье ей не предоставлено до настоящего времени.
В судебном заседании старший помощник прокурора **** Глухова Г.В. поддержала требования прокурора ****, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Истец Воронина А.Д., извещенная надлежащим образом о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика- администрации ****Баринова Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Пояснила, что Воронина А.Д. включена в областной сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории ****. В списке указанных лиц на **** Воронина А.Д. состоит под номером ****, на территории **** состоит в очереди под номером ****. Указала, что удовлетворение требований прокурора будет нарушать права и законные интересы других детей-сирот, которые состоят в областном сводном списке до истца. При этом в настоящее время право Ворониной А.Д. на обеспечение жилым помещением специализированного фонда по договору найма специализированного жилого фонда не нарушено. Считала, что правовых оснований для предоставления администрацией **** по договору найма специализированного жилого помещения истцу благоустроенного жилого помещения вне областного списка не имеется. Просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель ответчика- администрации ****, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве от 07.08.2020 указали, что с исковыми требованиями не согласны, полагают требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, считают, что администрация **** является ненадлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям. Просили в удовлетворении исковых требований прокурора к администрации **** отказать, признать администрацию области ненадлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица- отдела опеки и попечительства- Управления образования администрации **** Батурина С.Н., действующая на основании доверенности, оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Представитель третьего лица- Департамента образования администрации ****, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве от 07.08.2020 с исковыми требованиями не согласился, полагая их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено указанное выше решение.
Главой администрации **** Великоцким С.Б. принесена апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований. Указано, что законодательно срок, в течение которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть обеспечены жилым помещением, не закреплен. **** в 2020 году приобретено и распределено 6 квартир для указанной категории граждан на сумму 7679046 руб. 96 коп. На 2020 год предусмотрены бюджетные ассигнования за счет средств областной субвенции для граждан данной категории в сумме 11991656 руб. 39 коп. В 2020 году было объявлено 14 электронных аукционов, 8 аукционов по итогам рассмотрения заявок на участие в аукционе признаны несостоявшимися в виду отсутствия заявок на участие в электронном аукционе. Данные обстоятельства делают невозможным исполнение решение суда.
В суд апелляционной инстанции истец Воронина А.Д., представители ответчиков- администрации ****, администрации ****, представители третьих лиц- Департамента образования администрации **** и органа опеки и попечительства администрации ****, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Заявлений об отложении слушания дела от них не поступило.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статья 20 «Конвенции о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) гласит, что ребенок, который временно или постоянно лишен своего окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством.
В силу ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (за исключением содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства, которое носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Следовательно, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами «ж», «к» ст.72 Конституции РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, установлены Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Воронину А.Д. родилась 02.07.2001, о чем произведена запись ****. Родители: отец - Воронин Д. Н., мать- Воронина Л. А.. Данное обстоятельство подтверждено свидетельством о рождении Воронину А.Д. серии I-НА **** от ****.
Мать Ворониной А.Д. - Воронина Л.А. и отец Воронин Д.Н. решением Петушинского районного суда **** от **** лишены родительских прав в отношении дочери.
В соответствии с постановлением главы администрации ******** от **** Воронина А.Д. включена в муниципальный список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно уведомлению от 16.08.2020, выданному Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии запрашиваемые сведения о зарегистрированных правах Ворониной А.Д. на объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Воронина А.Д. достигла совершеннолетнего возраста, включена в областной сводный Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в областном сводном списке значится под порядковым номером 574, в списке по муниципальному образованию **** значится под номером 36.
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст.19 Федерального закона от **** №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным названным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В соответствии с ч.3 ст.20 Федерального закона №131-ФЗ от **** "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных средств.
Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Следовательно, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Согласно ст.8 Федерального закона от **** №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от **** №15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1,3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом РФ списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд первой инстанции обоснованно не согласился с доводами представителя ответчика- администрации **** о том, что первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот, которые зарегистрированы до Ворониной А.Д., поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющее указанное право от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом. При этом отсутствие или нехватка денежных средств в бюджете не освобождает ответчика от предоставления жилья гражданам, имеющим право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.
Поскольку Ворониной А.Д. до настоящего времени благоустроенное жилое помещение не предоставлено, суд обоснованно обязал администрацию муниципального образования «****» обеспечить по договору найма специализированного жилого помещения Воронину А.Д. благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, за счет бюджета ****.
Также суд обоснованно оставил без удовлетворения заявленные исковые требования к администрации ****, поскольку доказательств того, что ответчиком- администрацией **** нарушены права истца материалы дела не содержат, не добыты они и судом.
Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен закон.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права. Кроме того, они были предметом исследования в суде первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Петушинского районного суда **** от 28 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации ****- без удовлетворения.
Председательствующий П.Н. Никулин
Судьи С.М. Сергеева
С.В. Глебова