Дело № 33-3598/2021 докладчик Огудина Л.В.
(суд 1 инстанции № 2-830/2021) судья Афанасьева К.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Никулина П.Н.
судей Огудиной Л.В. и Михеева А.А.
при секретаре Гольцовой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 06.10.2021 гражданское дело по апелляционной жалобе Власова И. Г. на решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 08.07.2021, которым Власову И.Г. отказано в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Владимире Владимирской области (межрайонному) о включении периода работы с 01.01.2002 по 31.12.2002 в страховой стаж и назначении страховой пенсии по старости с 05.05.2020.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения истца Власова И.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя ответчика – ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Владимирской области как правопреемника ГУ УПФР в г. Владимире Владимирской области (межрайонное) – Усачевой С.А., судебная коллегия
установила:
Власов И.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владимире Владимирской области (далее - ГУ УПФР в г. Владимире Владимирской области) о включении в стаж для назначения пенсии периода работы с 01.01.2002 по 31.12.2002 и назначении страховой пенсии с 07.05.2020.
В обоснование требований указано, что по состоянию на 07.05.2020 страховой стаж истца составил более 42 лет, что достаточно для назначения пенсии по достижении 60 лет по ч. 1.2 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях». Ответчик решением от 07.05.2020 отказал истцу в назначении пенсии, поскольку не включил в страховой стаж период осуществления им предпринимательской деятельности с 01.01.2002 по 31.12.2002. Общий размер стажа по подсчетам ответчика составил 41 год 1 месяц 8 дней.
В судебном заседании суда первой инстанции Власов И.Г. и его представитель – адвокат Власова С.Б., исковые требования поддержали, поясняя, что истцом на основании полученного уведомления ИФНС был уплачен в 2002 г. за 2002 год единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет (Пенсионный фонд) в сумме 1152 руб., исполнив обязанность по уплате налоговых платежей в полном объеме. Полагали, что период работы в качестве индивидуального предпринимателя в 2002г. должен быть включен в страховой стаж.
Представитель ответчика - Усачева С.А. иск не признала. Пояснила, что за 2002 г. индивидуальные предприниматели обязаны были уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд. Уплата социального налога в 2002 г. не приравнивается к уплате страховых взносов. Полагала, что поскольку страховые взносы истцом не уплачены, спорный период не может быть включен в страховой стаж.
Определением суда первой инстанции от 12.05.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена МИФНС №10 по Владимирской области (л.д.39), представитель которой, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела (л.д.56), в суд не явился. В направленной информации на запрос указано, что Власов И.Г. уплатил ЕСН (ПФ) в сумме 1152 руб. 26.08.2002 и 18.10.2002. В настоящее время по налоговому обязательству «Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет» имеется переплата в сумме 1152 руб. (л.д.58).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Власов И.Г. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В качестве доводов указано, что в 2002г. истцом оплачены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, то есть был уплачен налог ЕСН (ПФ) в соответствии с налоговым уведомлением, который, по мнению апеллянта, включает в себя, в том числе, платежи в Пенсионный фонд. Указано, что в 2002 г. налоговые органы являлись агентами Пенсионного фонда РФ по сбору платежей. Также указано о добросовестном исполнении апеллянтом всех обязательств по оплате налогов и обязательных платежей.
В возражениях на апелляционную жалобу истца - в г. Владимире Владимирской области (межрайоное) полагает решение суда законным и обоснованным.
Апелляционное рассмотрение в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проведено в отсутствие не прибывшего представителя третьего лица - МИФНС России №10 по Владимирской области, извещенного о времени и месте судебного заседания по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании в порядке правопреемства на основании ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (реорганизация юридического лица) произведена замена ответчика с ГУ УПФР в г.Владимире Владимирской области (межрайонное) на ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Владимирской области (л.д.100).
Заслушав объяснения сторон, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно, мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 14 Федерального закона №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Частью 4 данной статьи предусмотрено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 были утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее – Правила). В силу п. 6 указанных Правил к уплате страховых взносов приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:
а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов;
г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Установлено судом и следует из материалов дела, что Власов И.Г. 21.04.2020 обратился в территориальный орган Пенсионного фонда с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в г.Суздале от 07.05.2020 истцу было отказано в назначении пенсии (л.д.6, 8). В страховой стаж не включен период осуществления им предпринимательской деятельности с 01.01.2002 по 31.12.2002, поскольку не представлена отчетность, не оплачены страховые взносы в пенсионный орган. Общий размер страхового стажа составил 41 год 1 месяц 8 дней, вместо требуемых 42 лет.
Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 20.06.2020 №371п ГУ - УПФР в г.Суздале Владимирской области реорганизовано в форме присоединения к ГУ - УПФР в г.Владимире Владимирской области (межрайонное), которое являлось ответчиком по заявленному иску.
Установлено, что Власов И.Г. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 05.12.1997.
В соответствии с выпиской ЕГРИП истец был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 23.11.2000 (л.д.16-20); в 2002 году он осуществлял индивидуальную предпринимательскую деятельность, получая соответствующий доход, что не оспаривалось.
Как следует из представленных ответов МИФНС №10 по Владимирской области (л.д.44,58) и квитанций об уплате денежных средств (л.д.48), Власовым И.Г. за 2002 год был уплачен единый социальный налог (далее - ЕСН) в федеральный бюджет в сумме 1152 руб. платежами от 15.07.2002 в размере 576 руб. и от 17.10.2002 в размере 576 руб.
Уплаченная сумма ЕСН соответствовала размеру ЕСН в федеральный бюджет, отраженному в налоговом уведомлении от 08.08.2002 (л.д.49).
В представленной в материалы дела выписке из индивидуального лицевого счета истца отсутствуют сведения об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2002 год (л.д.33-34).
Уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) за период с 01.01.2001 по 31.12.2001 и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», приравнивалась к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 2 ст. 29 Федерального закона № 173-ФЗ).
20.12.2001 вступил в законную силу Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Согласно п. 2 ст. 14 данного Закона (в редакции, применяемой к правоотношениям, возникшим с 01.01.2002) страхователи, к которым относились и индивидуальные предприниматели, обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
В силу ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Одновременно Федеральным законом от 31.12.2001 №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» внесены изменения в главу 24 Налогового кодекса РФ «Единый социальный налог», страховые взносы на обязательное пенсионное страхование исключены из состава единого социального налога.
Порядок уплаты единого социального налога по состоянию на 31.12.2001 регулировался главой 24 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со ст.234 Налогового кодекса РФ (в редакции, подлежащей применению к правоотношениям, возникшим с 31.12.2001) единый социальный налог был предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
В силу ст.243 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы (пункт 1).
Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года 3 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период (пункт 2).
Пунктом 1 Положения о порядке перечисления в 2002 году средств единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет и направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, утвержденного Минфином РФ N 17н, ПФ РФ № МЗ-03-25/2237 12.03.2002, установлено, что средства единого социального налога на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии в 2002 году зачисляются в установленном порядке на счета по учету доходов федерального бюджета, открытые органам федерального казначейства, и учитываются по коду 1010510 "Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет" бюджетной классификации Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в соответствии с действующим законодательством.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, установив юридически значимые обстоятельства по делу, исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности с доводами сторон по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав нормы материального права, приведенные в решении, сделал вывод об отсутствии оснований для включения заявленного периода работы в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.2002 по 31.12.2002 в страховой стаж и назначения страховой пенсии по старости с 05.05.2020, поскольку за указанный период отсутствуют сведения индивидуального (персонифицированного) учета об уплате страховых взносов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Положения действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение, возможность учета предпринимательской деятельности в страховой стаж ставят в зависимость от уплаты гражданином страховых взносов именно в период осуществления этой деятельности. При этом законодатель определил перечень документов, подтверждающих уплату таких взносов.
Согласно Федеральному закону №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» обязанность уплаты страховых взносов для индивидуальных предпринимателей установлена с 01.01.2002.
Сумма подлежащего уплате страхового взноса в виде фиксированного платежа определена ст. 28 Федерального закона от 29.05.2002 №57-ФЗ, а статьей 16 данного Федерального закона установлено, что действие положений, устанавливающих размер фиксированного платежа, распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2002.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей социально-правовой природе не являются налоговыми платежами и не отвечают понятию налога, закрепленному в ст. 8 Налогового кодекса РФ. Согласно ст. 3 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ и Федеральным законом от 31.12.2001 №198-ФЗ, которым внесены изменения в главу 24 Налогового кодекса РФ «Единый социальный налог», страховые взносы на обязательное пенсионное страхование исключены из состава единого социального налога.
Таким образом, суд первой инстанции правильно принял во внимание, что в 2002 году (с 01.01.2002) уплата единого социального налога уже не приравнивалась к уплате страховых взносов на государственной социальное страхование; уплачиваемый за 2002 год единый социальный налог направлялся на финансирование базовой части пенсии, а страховые взносы – на финансирование страховой и накопительной частей пенсии; обязанность исчислять и уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование была возложена Федеральным законом № 167-ФЗ на индивидуальных предпринимателей; уплата взносов на обязательное пенсионное страхование за 2002 год должна подтверждаться документами территориальных органов Пенсионного фонда.
Кроме того, как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в п.9 Постановления Пленума от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В настоящем случае, материалы дела доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих тот факт, что истец, являясь индивидуальным предпринимателем, оплачивал за 2002 год своевременно и в полном объеме страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, не содержат.
С учетом изложенного, доводы жалобы со ссылкой на оплату апеллянтом страховых взносов в 2002 г. в Пенсионный фонд РФ отклоняются как несостоятельные, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, направлены на переоценку установленных обстоятельств, к чему у судебной коллегии оснований не имеется. Уплата Власовым И.Г. за 2002 год ЕСН в налоговый орган не может быть признана в качестве доказательства надлежащей уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований о включении заявленного периода в страховой стаж Власова И.Г. у суда первой инстанции не имелось.
Кроме того, с учетом того, что по состоянию на 05.05.2020 (достижение Власовым И.Г. 60 лет) общий размер его страхового стажа составил 41 год 1 месяц 8 дней, что менее требуемых 42 лет, у истца не возникло право на назначение страховой пенсии по старости по части 1.2. ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в этой части исковых требований судом обоснованно отказано.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, принятым в пределах заявленных требований, в соответствии с установленными обстоятельствами, на основании надлежащей оценки доказательств, при правильном применении и толковании норм материального права. Какие-либо права и законные интересы истца в данном случае не нарушаются.
Существенных нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, по делу не допущено.
На основании изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 08.07.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Власова И. Г. – без удовлетворения.
Председательствующий П.Н. Никулин
Судьи: Л.В. Огудина
А.А. Михеев
Мотивированное апелляционное определение составлено 13.10.2021.
Судья Владимирского областного суда Л.В. Огудина