НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Владимирского областного суда (Владимирская область) от 02.03.2022 № 2-1563/2021

Дело № 33-898/2022 Докладчик Глебова С.В.

Суд I инстанции дело № 2-1563/2021 Судья Синягин Р.А.

УИД 33RS0003-01-2021-002576-03

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего судьи Никулина П.Н.

судей Глебовой С.В., Огудиной Л.В.

при секретаре Ворониной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 2 марта 2022 г. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области на решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 15 декабря 2021 г., которым постановлено:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области включить в страховой стаж ФИО1 периоды:

- работы на Алма-Атинском заводе «Металлист» с 13 июня 1985 года по 21 августа 1986 года;

- регистрации в качестве безработной в Гродненском городском центре занятости с получением пособия по безработице с 27 февраля 1996 года по 27 ноября 1996 года (включая период профессиональной переподготовки с выплатой стипендии с 10 апреля 1996 года по 30 июля 1996 года).

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с ****.

В остальной части в удовлетворении исковых требований – отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.

Заслушав доклад судьи Глебовой С.В., судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимире Владимирской области (межрайонное), в котором с учетом уточнений исковых требований просила обязать ответчика включить в страховой стаж периоды: с 13.06.1985 года по 21.08.1986 года – работа на Алма-Атинском заводе «Металлист»; с 27.02.1996 года по 09.04.1996 года – получение пособия по безработице; с 10.04.1996 года по 30.07.1996 года – профессиональная переподготовка; с 31.07.1996 года по 27.11.1996 года – получение пособия по безработице; с 24.04.1998 года по 07.09.1998 года – работа в Жилищном ремонтно-строительном управлении Кастриничского района г. Гродно; обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с даты достижения возраста 55,5 лет; взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в сумме 30 000 рублей.

В обоснование исковых требований указала, что 07.09.2020 года обращалась к ответчику за назначением страховой пенсии по старости, однако ответчик отказал в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимых для этого условий. С данным решением не согласна, поскольку ответчиком не были учтены все периоды трудовой деятельности истца и периоды получения пособия по безработице.

Определением суда от 05.10.2021 произведена замена ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимире Владимирской области (межрайонное) на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области в порядке правопреемства в связи с реорганизацией юридического лица путем присоединения (л.д. 58).

Истец ФИО1, ее представитель ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали, указав, что при принятии заявления истца о назначении пенсии ответчик был обязан дать соответствующие разъяснения истцу, чтобы она могла выбрать наиболее выгодный для нее вариант, и назначить ей пенсию, независимо от того, что было указано истцом в заявлении.

Представитель ответчика – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области (далее – ОПФР по Владимирской области, пенсионный орган) – ФИО3 в судебном заседании уточненные исковые требования не признала. Пояснила, что вопрос о назначении страховой пенсии по старости истцу разрешался исключительно на основании ее заявления, в котором истец указала правовые основания для назначения пенсии. Период после распада СССР не может быть включен в страховой стаж истца, поскольку не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России, что противоречит пункту 3.5 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области просит решение суда отменить в части включения в страховой стаж периода работы на Алма-Атинском заводе «Металлист» с 13.06.1985 по 21.08.1986; периода получения пособия по безработице в Гродненском городском центре занятости с 27.02.1996 по 27.11.1996 (включая период профессиональной переподготовки с выплатой стипендии с 10.04.1996 по 30.07.1996), а также в части назначения страховой пенсии по старости с ****.

В обоснование несогласия с решением суда в обжалуемой части указывает, что при обращении за назначением пенсии истец выбрала пропорциональный принцип назначения пенсии, предусмотренный пунктом 1 статьи 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «О сотрудничестве в области социального обеспечения». После 13.03.1992 истец работала на территории Республики Беларусь, в связи с чем данный период в соответствии подпунктом 2 пункта 1 статьи 23 Договора от 24.01.2006 каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории. Общий страховой стаж истца с учетом пункта 11 Договора от 24.01.2006 составляет 12 лет 6 месяцев 22 дня. Для назначении пенсии в Российской Федерации на 2020 год величина требуемого ИПК составляет 18,6. С учетом положений пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 23 Договора от 24.01.2006, в целях назначения и исчисления страховой пенсии, подлежащей выплате на территории Российской Федерации, исчислен ИПК. При этом страховой стаж для расчета ИПК истца учитывался по пропорциональному принципу, исходя из страхового стажа на территории Российской Федерации, без учета стажа на территории Республики Беларусь. ИПК составил 7,425, что менее требуемого 18,6. В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представителем пенсионного органа пояснялось, что при обращении в клиентскую службу гражданам даются все необходимые разъяснения по вопросу пенсионного обеспечения. После получения разъяснения порядка назначения пенсии сотрудники приняли заявление ФИО1 о назначении пенсии в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Договора. Доказательств тому, что данное заявление является недействительным, суду не представлено. С заявлением о назначении пенсии по пункту 2 статьи 23 Договора ФИО1 не обращалась, отказ в назначении пенсии по данному основанию ответчиком не принимался.

Суд первой инстанции, включая в спорные периоды в стаж истца по законодательству Российской Федерации, не учел, что исключительным условием для включения периодов работы в страховой стаж является уплата страховых взносов в Пенсионный фонд России. В связи с тем, что за периоды работы ФИО1 на территории Республики Беларусь отсутствуют начисления и уплата страховых взносов в пользу Пенсионного фонда России, указанные периоды не могут быть включены в страховой стаж истца. При рассмотрении требований ФИО1 о назначении страховой пенсии у суда первой инстанции отсутствовали основания для применения положений Соглашения СНГ от 13.03.1992, поскольку имеется специальный двусторонний Договор от 24.01.2006.

Включая в страховой стаж период получения пособия по безработице в Гродненском городском центре занятости с 27.02.1996 по 27.11.1996 (включая период профессиональной переподготовки с выплатой стипендии с 10.04.1996 по 30.07.1996), суд первой инстанции нарушил нормы международного соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, приняв к зачету в страховой стаж спорный период без получения официального формуляра из компетентного органа Республики Беларусь, предусмотренного абзацем 7 пункта 1 Временного порядка реализации отдельных статей Договора от 24.01.2006.

Также ОПФР по Владимирской области не согласен с выводом суда о включении в страховой стаж периода работы истца на Алма-Атинском заводе «Металлист» с 13.06.1985 по 21.08.1986, поскольку в трудовой книжке истца имеется запись о приеме на работу и увольнении, однако имеются незаверенные надлежащим образом исправления в месяце, оттиск печати не читаем. В связи с наличием исправлений в трудовой книжке указанный период подлежит дополнительной проверке, однако каких-либо документов, подтверждающих трудовую деятельность, истцом не представлено.

В письменном отзыве ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно них.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно частям 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

13.03.1992 между государствами – участниками СНГ, в том числе, Республикой Беларусь, Российской Федерацией подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее – Соглашение от 13.03.1992).

В соответствии со статьей 1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно статье 5 Соглашения от 13.03.1992 соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

Пунктами 1, 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 предусмотрено, что назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

В силу статьи 10 Соглашения от 13.03.1992 государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

24.01.2006 между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен Договор «О сотрудничестве в области социального обеспечения» (далее – Договор от 24.01.2006).

Статьей 23 Договора от 24.01.2006 установлено, что назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:

1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;

2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором (пункт 1).

По желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (пункт 2).

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Частями 1-4 статьи 35 «Переходные положения» Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.

С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

В период с 2015 по 2020 год максимальное учитываемое значение индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год, указанный в части 19 статьи 15 настоящего Федерального закона, определяется согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону.

Таким образом, в 2020 году застрахованным лицам, достигшим возраста 60,5 и 55,5 лет (соответственно, мужчины и женщины) может быть назначена страховая пенсия по старости при наличии страхового стажа не менее 11 лет и величины ИПК не ниже 16,6.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Исходя из положений статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период получения пособия по безработице,

Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 3 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.

Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).

Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» предусмотрено, что прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров Российской Федерации осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.

Согласно статье 13 Соглашения от 13.03.1992 каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления. Пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.

Правовая позиция Конституционного Суда РФ по вопросу законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения исходит из принципов, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции.

Учитывая, что спорный период регистрации истца в качестве безработного имел место на территории Республики Беларусь, наличие Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 года не исключает возможность применения к данным правоотношениям Соглашения от 13 марта 1992 года, участником которого является Республика Беларусь.

При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.

Таким образом, при назначении страховой пенсии по старости периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Беларусь) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевшие место за пределами Российской Федерации до 01.01. 2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно частям 7, 8 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее – Правила № 1015).

В силу пункта 4 указанных Правил № 1015 при подсчете страхового стажа подтверждаются:

а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пунктами 10, 11 Правил № 1015 установлено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 07.09.2020 ФИО1, **** года рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Договора от 24.01.2006 (л.д. 71).

ФИО1 зарегистрирована в системе обязательно пенсионного страхования 25.10.2002 (л.д. 53).

ФИО1 в пенсионный орган представлена трудовая книжка (л.д. 17-21).

Согласно записи № 7 в трудовой книжке ФИО1 13.06.1985 принята в тех. отдел **** на Алма-Атинский завод «Металлист».

21.08.1986 ФИО1 уволена с завода по ст. 32 КЗОТ Казахской ССР (собственное желание) (запись № 8 в трудовой книжке).

Согласно записи № 17 в трудовой книжке ФИО1 27.02.1996 зарегистрирована в качестве безработной с выплатой пособия по безработице. Получала пособие по безработице в течение шести календарных недель одного дня. Прошла профессиональную подготовку с выплатой стипендии с 10.04.1996 по 30.07.1996.

Получала пособие по безработице в течение семнадцати календарных недель одного дня.

Период регистрации ФИО1 (ФИО4 – до заключения брака) в качестве безработной и получения пособия по безработице, период профессиональной подготовки с выплатой стипендии подтверждается также информацией Управления по труду, занятости и социальной защите Гродненского горисполкома Республики Беларусь, поступившей в материалы гражданского дела по запросу суда первой инстанции. Согласно указанной информации ФИО1 была зарегистрирована в качестве безработной с выплатой пособия по безработице в период с 27.02.1996 по 30.11.1996. Получала пособие в течение 23 календарных недель и 1 дня. По направлению органов государственной службы занятости населения прошла профессиональную подготовку с выплатой стипендии в период с 10.04.1996 по 30.07.1996. Выплата пособия, стипендии не прекращалась, не приостанавливалась, размер выплаты пособия не снижался. Выплата пособия прекращена 17.12.1996 в связи с окончанием срока выплат (л.д. 113).

Решением УПФР в г. Владимире Владимирской области (межрайонное) от 01.12.2020 № 251042/20 ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости с учетом обращения заявителя за назначением пенсии по пункту 1 статьи 23 Договора (л.д. 66-68).

В решении об отказе в назначении пенсии УПФР указал, что в страховой стаж истца не включены, в том числе, периоды работы ФИО1 на Алма-Атинском заводе «Металлист» с 13.06.1985 по 21.08.1986, так как в трудовой книжке в дате приказа о приеме исправлен месяц, исправление не заверено, кроме того не прочитывается наименование организации в оттиске печати, заверяющей запись об увольнении. Подтверждающие документы за указанный период не представлены.

Страховой стаж истца с учетом периодов работы в Республике Беларусь составляет 12 лет 06 месяцев 22 дня, общий стаж для конвертации пенсионных прав на 01.01.2002 составляет 14 лет 7 месяцев 8 дней, величина ИПК, рассчитанного из продолжительности страхового стажа в 6 лет 10 месяцев 24 дня, имевшего место на территории Российской Федерации, на 07.09.2020 составляет 7,425 вместо требуемых 18,6, в связи с чем правовых оснований для назначения страховой пенсии по нормам законодательства РФ не имеется.

Разрешая спор и удовлетворяя требования в части включения в страховой стаж периода работы на Алма-Атинском заводе «Металлист» с 13.06.1985 по 21.08.1986, периода регистрации в качестве безработного с получением пособия по безработице в Гродненском городском центре занятости с 27.02.1996 по 27.11.1996 (включая период профессиональной подготовки с выплатой стипендии с 10.04.1996 по 30.07.1996), суд первой инстанции исходил из того что спорные периоды подтверждены записями в трудовой книжке, информацией Управления по труду, занятости и социальной защиты Гродненского горисполкома Республики Беларусь, и, руководствуясь положениями Соглашения от 13.03.1992, пункта 2 статьи 23 Договора от 24.01.2006, пришел к выводу, что указанные периоды подлежат включению в страховой стаж.

Поскольку на момент обращения ФИО1 в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии ее возраст составлял более 55,5 лет, страховой стаж с учетом вышеуказанных периодов составил 18 лет 11 месяцев 26 дней, ИПК – 19,6, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для назначения страховой пенсии с даты обращения, то есть с ****.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют имеющимся в деле доказательствам и основаны на верном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

В абзаце втором пункта 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года.

Из анализа разъяснений, содержащихся в пункте 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР», в пункте 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», которые для территориального пенсионного органа являются руководящими, общепризнанных принципов и норм международного права, буквального толкования положений части 2 статьи 6 Соглашения, содержащих указание на ограничение действия Соглашения до 13.03.1992, исключительно в отношении учета трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории бывшего СССР, следует, что приобретенный после указанной даты трудовой (страховой) стаж на территории любого из государств - участников Соглашения учитывается независимо от времени его приобретения, в данном случае в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Поскольку период работы ФИО1 на Алма-Атинском заводе «Металлист» с 13.06.1985 по 21.08.1986, период получения пособия по безработице в Гродненском городском центре занятости с 27.02.1996 по 27.11.1996 (включая период профессиональной подготовки с выплатой стипендии с 10.04.1996 по 30.07.1996) имели место на территории Республики Беларусь до 01.01.2002, они учитываются при исчислении страхового стажа истца в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Доводы жалобы о том, что в связи с наличием исправлений в трудовой книжке период работы на Алма-Атинском заводе «Металлист» с 13.06.1985 по 21.08.1986 не подлежит включению в страховой стаж не являются основанием для отмены обжалуемого решения.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 № 656 (ред. от 15.08.1990) «О трудовых книжках рабочих и служащих» (действовавшего на дату возникновения спорных правоотношений) ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и выдаче трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации.

Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации.

За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а в предусмотренных законом случаях иную ответственность.

Таким образом, неисполнение работодателем обязанности по ведению и правильному оформлению трудовой книжки истца не должно влиять на пенсионные права истца, ненадлежащее исполнение работодателем обязанностей по оформлению трудовых книжек является виной работодателя и не может являться основанием для отказа во включении указанных периодов в общий трудовой стаж работы. Ответственность за неправильность заполнения трудовой книжки лежит на работодателе, а не на работнике.

Согласно записи № 7 в трудовой книжке ФИО1 13.06.1985 она принята в тех. отдел **** на Алма-Атинский завод «Металлист». Запись внесена на основании приказа 71 от 17.06.83. Имеет место исправление в указании месяца даты издания приказа – «07» на «06»; исправление не заверено. Однако, исправление в указании месяца в дате приказа на «06» соответствует месяцу в дате приема истца на работу – «06». Кроме того, при рассмотрении заявления ФИО1 о назначении пенсии пенсионный орган не истребовал дополнительные документы в подтверждение указанного периода работы ни у истца, ни в соответствующих органах. Вопреки выводам, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии, печать организации, заверившей запись об увольнении ФИО1 с Алма-Атинского завода «Металлист», читаема (л.д. 18).

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции нарушил нормы Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, приняв к зачету в страховой стаж спорный период получения пособия по безработице без получения официального формуляра из компетентного органа Республики Беларусь, не влекут отмену обжалуемого решения.

Согласно абзацу 7 пункта 1 Временного порядка реализации отдельных статей Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 компетентные органы (организации) Сторон в ходе сотрудничества по вопросам назначения и выплаты пенсий обмениваются соответствующими формулярами (прилагаются).

Оснований не доверять представленной в материалы дела по запросу суда первой инстанции Управлением по труду, занятости и социальной защите Гродненского горисполкома Республики Беларусь информации о регистрации ФИО1 в качестве безработной от 19.11.2021 исх. № 01-05/55 не имеется. Кроме того, как указывалось выше, периоды регистрации в качестве безработной, получения пособия по безработице, профессиональной подготовки и получения стипендии ФИО1 подтвержден записью трудовой книжки.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при обращении ФИО1 в клиентскую службу пенсионного органа ей давались все необходимые разъяснения по вопросу пенсионного обеспечения, и после разъяснения порядка назначения пенсии сотрудники приняли заявление ФИО1 о назначении пенсии в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Договора, не представлено доказательств тому, что данное заявление является недействительным, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», действововшие в период обращения ФИО1 за назначением страховой пенсии (далее - Правила № 884н).

Пунктом 22 Правил № 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Исходя из приведенных нормативных положений, назначение и выплата страховой пенсии осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам положения пенсионного законодательства по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность представить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

Таким образом, правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Из материалов дела следует, что пенсионный орган, принимая решение об отказе в назначении пенсии ФИО1, указанные выше положения закона не учел, исходил лишь из того, что в заявлении указывалось о назначении пенсии в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Договора.

Вместе с тем, пенсионный орган с учетом возложенных на него законом полномочий оценку правильности оформления ФИО1 заявления и расчет по наиболее выгодному варианту пенсионного обеспечения не произвел.

В материалах дела отсутствуют доказательства тому, что при обращении за назначением пенсии ФИО1 пенсионным органом разъяснялись положения пенсионного законодательства по вопросам, отнесенным к его компетенции, в частности, все возможные варианты пенсионного обеспечения, необходимость и возможность предоставления ею дополнительных документов.

С учетом изложенного решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 15.12.2021 в обжалуемой части является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными. Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется. Апелляционная жалоба Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 15 декабря 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области – без удовлетворения.

Председательствующий П.Н. Никулин

Судьи С.В. Глебова

Л.В. Огудина

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.03.2022 г.