НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика) от 28.12.2020 № 180004-01-2020-000819-51

№ 33-4512/2020 (суд апелляционной инстанции)

№ 2-1787/2020 (суд первой инстанции, судья Кочетков Д.В.)

№ 18RS0004-01-2020-000819-51 (уникальный идентификатор дела)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 декабря 2020 года г. Ижевск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего - судьи Солоняка А.В.,

судей: Гулящих А.В., Рогозина А.А.,

при секретаре Сергеевой О.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Езерского О. Ф. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонному) (далее – УПФ РФ в г. Ижевске, Управление) о восстановлении пенсионных прав, по апелляционной жалобе представителя истца Черновой Дарьи Сергеевны, действующей на основании доверенности от 30 сентября 2020 года, выданной на срок 3 года, на решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 3 сентября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Гулящих А.В., объяснения истца Езерского О.Ф. и его представителя Черновой Д.С., поддержавших доводы и требования жалобы, представителя ответчика Снисар Е.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

Езерский О.Ф. обратился в суд с иском к УПФ РФ в г. Ижевске о признании незаконными его решений № 238793/18 от 7 декабря 2018 года и № 238793/18 от 28 января 2019 года об отказе в досрочном назначении истцу страховой пенсии по старости и возложении на него обязанности назначить истцу страховую пенсию по старости со дня первого обращения за назначением данной пенсии – с 18 июня 2018 года, указывая в обоснование своих требований на обращение к ответчику с соответствующим заявлением и предоставление ему необходимых для назначения данной пенсии документов, необоснованное исключение из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода его работы с 1 февраля 1983 года по 21 августа 1986 года мотористом и механиком теплохода Азовского морского пароходства и периода его обучения на курсах повышения квалификации с 24 октября 1988 года по 14 декабря 1988 года.

Дело судом рассмотрено в отсутствие Езерского О.Ф., извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель истца Чернова Д.С. исковые требования поддержала, ссылаясь на основания, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Снисар Е.В. исковые требования не признала, полагала, что оспариваемые истцом решения об отказе в досрочном назначении ему страховой пенсии по старости являются законными и обоснованными.

Решением Индустриального районного суда г. Ижевска от 3 сентября 2020 года исковые требования Езерского О.Ф. к УПФ РФ в г. Ижевске удовлетворены частично. Решение УПФ РФ в г. Ижевске № 238793/18 от 28 января 2019 года признано незаконным в части отказа включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон о страховых пенсиях), период обучения истца на курсах повышения квалификации с 24 октября 1988 года по 14 декабря 1988 года. В остальной части исковые требования Езерского О.Ф. оставлены без удовлетворения. С УПФ РФ в г. Ижевске в пользу Езерского О.Ф. также взысканы расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

В апелляционной жалобе представитель истца просит данное решение суда изменить в части отказа включить в стаж, дающий Езерскому О.Ф. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов его работы мотористом и механиком теплохода в Азовском морском пароходстве с 1 февраля 1983 года по 21 августа 1986 года (за исключением периодов без оплаты с 30 марта по 4 апреля 1984 года, с 21 по 30 декабря 1985 года, с 6 по 15 января 1986 года), и удовлетворить требования истца в полном объеме, полагает, что у ответчика отсутствовали основания для отказа в назначении истцу страховой пенсии по старости при его обращении за назначением данной пенсии 18 июня 2018 года. Ответчиком истцу при обращении за назначением пенсии не была разъяснена обязанность предоставления дополнительных документов в подтверждение требуемого стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, полагает, что спорные периоды подтверждены представленной истцом трудовой книжкой, содержащей необходимые сведения.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Снисар Е.В. просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу представителя истца просит оставить без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Езерский О.Ф., родившийся 27 июня 1963 года, 18 июня 2018 года обратился в УПФ РФ в г. Ижевске за назначением страховой пенсии по старости.

Решением УПФ РФ в г. Ижевске № 238793/18 от 7 декабря 2018 года в назначении пенсии истцу отказано, поскольку УПФ РФ в г. Ижевске пришло к выводу об отсутствии у истца необходимого для назначения в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях стажа работы с тяжелыми условиями труда (12 лет 6 месяцев), установив данный стаж на дату обращения за назначением пенсии – 11 лет 5 месяцев 7 дней.

Данное решение отменено решением УПФ РФ в г. Ижевске № 238793/18 от 7 декабря 2018 года, которым истцу вновь отказано в назначении пенсии, поскольку УПФ РФ в г. Ижевске пришло к выводу об отсутствии у истца необходимого для назначения в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях стажа работы с тяжелыми условиями труда (12 лет 6 месяцев). Ответчиком признан данный стаж продолжительностью 9 лет 10 месяцев 5 дней.

Спор между сторонами возник относительно периодов работы истца мотористом и механиком теплохода в Азовском морском пароходстве с 28 января 1983 года по 21 августа 1986 года (в настоящее время территория Украины) и обучения истца на курсах повышения квалификации с 24 октября по 14 декабря 1988 года в период его работы мотористом-дизелистом буровых установок ОАО «Удмуртгеология».

13 февраля 2020 года Езерский О.Ф. вновь обратился в УПФ РФ в г. Ижевске за назначением страховой пенсии по старости, представив документы в подтверждение спорных периодов работы.

Решением УПФ РФ в г. Ижевске № 0001/019-70743/20 от 16 марта 2020 года истцу досрочно с 13 февраля 2020 года назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях.

Разрешая заявленные истцом требования, суд руководствовался статьями 21, 22, пунктом 2 части 1 статьи 30, пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях, Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 года № 258н «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», Приказом Минтруда России от 19 января 2016 года 14н «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению» и пришел к выводу об обоснованности отказа ответчика включить в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов его работы мотористом и механиком теплохода в Азовском морском пароходстве, поскольку истцом не представлены документы, подтверждающие условия и характер данной работы (о видах судов, на которых работал истец, и сведения о заработной плате в данный период).

В то же время суд пришел к выводу о необоснованности исключения ответчиком из стажа, дающего истцу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода, обучения истца на курсах повышения квалификации. Удовлетворяя в этой части требования истца, суд обоснованно исходил из того, что на курсы повышения квалификации истец направлялся в период его работы мотористом-бульдозеристом буровых установок ОАО «Удмуртгеология», данная работа дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на период обучения истцу предоставлялся дополнительный отпуск, на время которого сохранялась средняя заработная плата по месту работы, в соответствии с действовавшим в данный период Кодексом законов о труде РСФСР при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохранялось место работы (должность) и производились выплаты, предусмотренные законодательством (статья 112), включение в стаж, дающий право на досрочное назначение страховых пенсий по старости, периодов дополнительных оплачиваемых отпусков предусмотрено пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (далее – Правила № 516). В этой части решение суда сторонами не оспаривается.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях (в редакции, действовавшей на момент первого обращения истца за назначением пенсии) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (пункт 2);

мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет (пункт 6);

мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет (пункт 9);

Пунктом 3 Правил № 516 допускается суммирование указанных периодов работы.

Действующий с 1 января 2015 года порядок установления страховых пенсий в Российской Федерации определен статьей 21 Закона о страховых пенсиях.

Согласно части 1 статьи 21 названного закона установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Закона о страховых пенсиях в редакции на момент обращения истца за назначением страховой пенсии в 2018 году).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Закона о страховых пенсиях).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Закона о страховых пенсиях).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Закона о страховых пенсиях).

В соответствии частью 1 статьи 22 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 2 статьи 22 Закона о страховых пенсиях).

Частью 3 статьи 21 Закона о страховых пенсиях установлено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (часть 4 статьи 22 Закона о страховых пенсиях).

Согласно части 7 статьи 22 Закона о страховых пенсиях заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

В случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца (часть 8 статьи 22 Закона о страховых пенсиях).

Пунктом 2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н (далее - Перечень документов № 958н), предусмотрено, что для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно пункту 6 Перечня № 958н для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы:

а) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»;

б) об индивидуальном пенсионном коэффициенте.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Перечня № 958н для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы, в том числе, документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»);

В случае если необходимые для установления пенсии документы имеются в выплатном деле, их представление не требуется (пункт 50 Перечня № 958н в редакции на момент обращения истца за назначением пенсии в 2018 году). Приказом Минтруда России от 25 декабря 2019 года № 830н данный пункт изложен в новой редакции; «В случае если необходимые для установления пенсии документы (сведения) находятся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, их представление не требуется».

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня № 958н).

Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» (пункт 52 Перечня № 958н).

Пунктом 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 (далее Правила № 1015), установлено, что при подсчете страхового стажа подтверждаются:

а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности (пункт 8 Правил № 1015).

Пунктом 10 Правил № 1015 установлено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

Согласно пункту 11 Правил № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Периоды иной деятельности подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах иной деятельности либо отсутствуют сведения об отдельных периодах иной деятельности, периоды иной деятельности подтверждаются документами, указанными в пунктах 19 - 25 настоящих Правил (пункт 18 Правил № 1015).

Иные периоды подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения об иных периодах либо отсутствуют сведения об отдельных иных периодах, иные периоды подтверждаются документами, указанными в пунктах 27 - 36(2) настоящих Правил (пункт 26 Правил № 1015).

В соответствии с частью 6 статьи 21 Закона о страховых пенсиях приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).

Пунктом 22 Правил N 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе; приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации; возвращает заявителю подлинники представленных им документов; приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.

Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

При рассмотрении исковых требований Езерского О.Ф. приведенные нормативные положения, регулирующие порядок установления гражданам страховых пенсий по старости, судом первой инстанций применены не были.

По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований Езерского О.Ф., возражений ответчика относительно иска и приведенных выше норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление, в том числе, обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению Езерскому О.Ф. как лицу, обратившемуся за назначением страховой пенсии по старости, вопроса относительно того, какие документы, подтверждающие льготный характер работы истца в спорные периоды, ему необходимо предоставить с целью определения его права на досрочное назначение страховой пенсии по старости; предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу таких документов в органах и организациях, в распоряжении которых находятся необходимые документы.

Как следует из материалов дела и установлено судебной коллегией, трудовая книжка истца содержит сведения о его работе в плавсоставе на судах морского флота. Однако данных сведений недостаточно для решения вопроса о наличии у истца права на досрочное назначение страховой пенсии. Для решения данного вопроса необходимо представление документов, подтверждающих, что суда, на которых работал истец, не относятся к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.

Доказательств того, что при обращении истца за назначением пенсии ему была разъяснена обязанность предоставления данных документов, ответчик суду не предоставил.

Уведомление, которое было выдано истцу при обращении за назначением пенсии, не содержит ни сведений о перечне представленных истцом документов, ни разъяснения истцу его обязанности или праве предоставления дополнительных документов в подтверждение его права на досрочную страховую пенсию по старости.

Из материалов дела усматривается, что необходимые сведения ответчик пытался получить самостоятельно путем направления запросов в Главное управление Пенсионного фонда Украины в Донецкой области, однако, не дождавшись получения данных сведений и документов, их подтверждающих, принял оспариваемые истцом решения. При этом действия ответчика по получению документов нельзя признать исчерпывающими, своевременными и эффективными. Первый запрос ответчиком направлен 6 июля 2018 года, второй - 15 октября 2018 года, третий - 18 января 2019 года.

После принятия ответчиком решений об отказе истцу в досрочном назначении страховой пенсии истцом необходимые документы были получены самостоятельно и представлены ответчику. При повторном обращении истцу страховая пенсия по старости истцу была назначена с учетом представленных им документов.

В такой ситуации, когда ответчик не выполнил возложенную на него законом и подзаконными нормативными актами обязанность разъяснить истцу его обязанность предоставить документы, подтверждающие его право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, судебная коллегия полагает, что отказ истцу в досрочном назначении данной пенсии при его первом обращении нельзя признать законным и обоснованным.

При этом судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы истца о том, что он был введен сотрудником ответчика в заблуждение относительно его обязанности предоставить документы, подтверждающие льготный характер его работы в Азовском морском пароходстве, о его уведомлении о том, что данные документы ответчиком будут запрошены самостоятельно. На это указывают факты направления ответчиком данных запросов при отрицании представителем ответчика такой обязанности у пенсионного органа.

Ссылку представителя ответчика на расписку-уведомление Езерского О.Ф. от 29 марта 2018 года, выданную в рамках предварительной проверки документов, в которой содержится указание на необходимость предоставления дополнительных документов о работе в Украине в 1983-1986 году, судебная коллегия отклоняет.

Данная расписка-уведомление получена от истца до его обращения за назначением пенсии, не освобождает пенсионный орган от исполнения возложенных на него обязанностей при обращении к нему лиц за назначением пенсии, в том числе обязанности разъяснения необходимости предоставления дополнительных документов в случае их непредставления заявителем, и также не содержит указания на конкретные документы, которые истец должен будет предоставить при обращении за назначением пенсии.

Поскольку решением УПФ РФ в г. Ижевске № 238793/18 от 7 декабря 2018 года отменено решением УПФ РФ в г. Ижевске № 238793/18 от 7 декабря 2018 года, оснований для удовлетворения требования истца о признании данного решения незаконным не имеется. Отмененное решение правовых последствий для истца не влечет.

При таких обстоятельствах судебная коллегия признает требования истца и апелляционную жалобу его представителя подлежащими частичному удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 3 сентября 2020 года изменить.

Исковые требования Езерского О.Ф. к УПФ РФ в г. Ижевске удовлетворить частично.

Решение УПФ РФ в г. Ижевске № 238793/18 от 28 января 2019 года об отказе истцу в досрочном назначении страховой пенсии по старости признать незаконным.

Обязать УПФ РФ в г. Ижевске назначить истцу страховую пенсию по старости в соответствии пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня первого обращения за назначением данной пенсии – с 18 июня 2018 года.

Взыскать с УПФ РФ в г. Ижевске в пользу Езерского О.Ф. расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.

Апелляционную жалобу представителя истца Черновой Д.С. удовлетворить частично.

Председательствующий А.В. Солоняк

Судьи А.В. Гулящих

А.А. Рогозин