ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Судья Сентякова Н.А. УИД 18RS0№-48
Апелляц. производство: №
Первая инстанция: №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 ноября 2021 года г. Ижевск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Глуховой И.Л.,
судей Гулящих А.В., Батршиной Ф.Р.,
при секретаре Сергеевой О.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) на решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 21 апреля 2021 года, которым
исковые требования ШБА к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворены.
Признаны незаконными решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) возложена обязанность назначить ШБА страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, бессрочно, включив в страховой стаж истца период работы учителем в средней школе № имени <данные изъяты><данные изъяты> района Республики Таджикистан с 22 января 1980 года по 17 августа 2016 года, исключая периоды с июня 1990 года по май 1991 год, с июня 1995 года по декабрь 1997 года, март- апрель 1999 года, февраль- март 2000 года, с июля по октябрь 2000 года, февраль- март 2001 года, с декабря 2002 года по август 2003 года, с февраля по апрель 2004 года, с февраля по апрель 2004 года, с июля по октябрь 2004 года, май 2005 года, с июля 2005 года по август 2006 года, с декабря 2006 года по май 2007 года, июль 2007 года, ноябрь 2007 года, июль 2008 года, с октября 2008 года по март 2009 года, июль 2009 года, декабрь 2009 года, с февраля по март 2015 года, с ноября по декабрь 2015 года, с января по февраль 2016 года.
Взысканы с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) в пользу ШБА судебные расходы в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения представителя Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике СЕВ., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ШБА обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонному) (далее – Управление) о восстановлении пенсионных прав. В обоснование указал, что ДД.ММ.ГГГГ. обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях», представив необходимые документы, подтверждающие наличие основания для назначения пенсии. Решением Управления № от ДД.ММ.ГГГГ. в назначении данной пенсии ему отказано со ссылкой на то, что представленные документы не подтверждают наличие страхового стажа. При этом ответчик не включил в стаж для назначения пенсии период его работы в Республике Таджикистан с 01.01.1980г. по 17.08.2016г. в должности учителя в средней школе №<данные изъяты> района. Считая, что представленные им документы подтверждают его право на страховую пенсию по старости, истец просил признать незаконным решение Управления № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в установлении пенсии, включить период его работы с 01.01.1980г. по 17.08.2016г. в качестве учителя в средней школе №<данные изъяты> района Таджикистана в стаж для назначения страховой пенсии по старости и обязать ответчика назначить ему указанную пенсию с 19.06.2019г.
В ходе рассмотрения дела истец свои требования в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил, просил признать незаконными решения Управления № от ДД.ММ.ГГГГ. и № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в установлении страховой пенсии по старости, обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости, включив в страховой стаж период работы в должности учителя в школе №<данные изъяты> района, с даты возникновения права на ее назначение, взыскать судебные расходы.
В судебном заседании представитель истца КЗГ данные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Управления СЕВ исковые требования не признала. Полагала, что при обращении за назначением пенсии истцом не представлены надлежащие документы в подтверждение страхового стажа по спорному периоду его работы в Республике Таджикистан. Поэтому право на страховую пенсию по старости у истца отсутствует, и отказ пенсионного органа в назначении ШБА данной пенсии является законным.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда первой инстанции отменить, отказав истцу в удовлетворении заявленных требований. Приводит доводы о нарушении судом норм материального и процессуального права. Считает, что что представленные истцом доказательства являются недопустимыми и недостаточными для установления факта наличия у него страхового стажа по спорному периоду. Указывает, что в выплатном деле Республики Таджикистан на ШБА нет распорядительного документа о прекращении выплаты ему пенсии на территории Республики Таджикистан. Данное выплатное дело истца было направлен ответчику не Управлением Агентства социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан, куда ими направлялся запрос, а иным органом в отсутствие сообщений о перенаправлении запроса. Трудовая книжка ШБА заполнена с нарушением установленных требований. Первичные документы (копии лицевых счетов, приказов) не содержат полных сведений истца (нет отчества, даты рождения), что не позволяет установить их принадлежность истцу, имеются противоречия в сведениях представленных документов. Представленные в подтверждение стажа архивные выписки и архивные копии документов не заверены в соответствии с установленными требованиями. Кроме того, в рамках действующего законодательства включение в стаж периодов работы истца в Республике Таджикистан после 01.01.2002г. возможно при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы этой страны. Между тем, в представленных документах имеются сведения об уплате страховых взносов лишь за отдельные периоды работы истца, иные периоды необоснованно включены судом в стаж независимо от факта уплаты за эти периоды страховых взносов. Судом не учтено, что при обращении за назначением пенсии истец предоставлял документы об осуществлении ухода за инвалидом 1 группы в г.Ижевске с 01.09.2012г. по 31.07.2017г., что совпадает с заявленным им спорным периодом работы в Республике Таджикистан. Поскольку паспорт гражданина РФ выдан истцу ДД.ММ.ГГГГ, полагает, что истец с 2002г. должен был постоянно проживать на территории РФ, что противоречит его требованиям о включении в стаж периодов работы в указанное время в Республике Таджикистан. Оспаривает вывод суда о том, что истец не был уведомлен ими о необходимости предоставления дополнительных документов для назначения пенсии. Указывает на предоставление истцом в пенсионный орган части документов без перевода их с таджикского на русский язык.
На стадии апелляционного рассмотрения определением Верховного Суда Удмуртской Республики от 27.10.2021г. ввиду реорганизации ответчика в порядке процессуального правопреемства произведена его замена на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, находит данное решение в части подлежащим изменению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ. ШБА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по достижении им возраста 60 лет обратился с заявлением в Управление о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
По данному обращению решением Управления № от ДД.ММ.ГГГГ. ШБА в установлении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» отказано со ссылкой на отсутствие у него на дату обращения требуемого стажа для назначения пенсии.
При повторном обращении ШБАДД.ММ.ГГГГ. за назначением пенсии Управлением вновь принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в установлении пенсии в соответствии со ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» со ссылкой на отсутствие документального подтверждения требуемого страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента.
При этом ответчик не включил в страховой стаж ШБА период его работы в Республике Таджикистан с 01.01.1980г. по 17.08.2016г. в должности учителя в школе №<данные изъяты> района <данные изъяты> области, указав, что трудовая книжка заполнена с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях или организациях от ДД.ММ.ГГГГ№; в архивных копиях лицевых счетов и приказах ФИО указано не верно и отсутствует дата рождения; имеются несоответствия записей трудовой книжки истца и приказа о его приеме на работу.
Отказ в назначении страховой пенсии по старости в связи с исключением указанного периода из страхового стажа послужил поводом для обращения ШБА в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд, придя к выводу, что страховой стаж по части спорного периода его работы в Республике Таджикистан подтвержден надлежащими документами, и решения пенсионного органа об отказе включить эти периоды в страховой стаж не соответствуют закону, а также установив наличие у ШБА права на назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ., исковые требования ШБА удовлетворил
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда о незаконности оспариваемых решений пенсионного органа об отказе в установлении пенсии истцу и наличии у истца права на назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ., вместе с тем, считает данное решение в части подлежащих исключению из страхового стажа части спорных периодов работы истца после 01.01.2002г., по которым отсутствуют сведения об уплате страховых взносов, подлежащим изменению с исключение этих периодов из страхового стажа.
С 01.01.2015г. основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28.12.2013г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ).
В соответствии со ст.8 данного Федерального закона N 400-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Согласно ст.35 названного Федерального закона основанием для назначения страховой пенсии по старости в 2017 году являлось наличие не менее 8 лет страхового стажа, а также наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 11,4.
В соответствии с положениями ч.1 ст.4 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.11 данного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу положений ч. 2 ст.11 Федерального закона N 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета ч.2 ст.14 Федерального закона N 400-ФЗ)
В силу ч.1 ст.22 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и ч. 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержден Приказом Минтруда России от 28.11.2014г. № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному обеспечению». В подп. «а» п.6 данного Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы, в том числе, документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 0210.2014г. N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (далее – Правила N 1015).
Согласно п.11 данных Правил N 1015 основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами,выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с положениями п.22 «Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии», утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014г. N 884н (далее - Правила N 884н), при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов. При этом территориальные органы ПФР в соответствии с ч.9 ст.21 Федерального закона N 400-ФЗ вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений
Пунктом 31 данных Правил N 884н установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 25 - 28 настоящих Правил.
ШБА претендует на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона N 400-ФЗ.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. ШБА выдан паспорт гражданина Российской Федерации, что подтверждает его принадлежность к гражданству РФ с указанной даты, с ДД.ММ.ГГГГ. ШБА зарегистрирован по месту постоянного жительства на территории Российской Федерации.
В настоящем деле истец оспаривает отказ пенсионного органа включить в стаж для назначения страховой пенсии по старости период его работы в Республике Таджикистан с 01.01.1980г. по 17.08.2016г. в должности учителя в школе №<данные изъяты> района <данные изъяты> области, который исключен ответчиком из подсчета стажа со ссылкой на то, что страховой стаж по данному периоду не подтвержден надлежащими документами.
Поскольку спорный период работы истца имел место за пределами Российской Федерации на территории Республики Таджикистан, включение его в страховой стаж возможно с учетом приведенных выше положений п.2 ст.11 Федерального Закона N 400-ФЗ.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств были урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение, Соглашение от 13.03.1992г.), которое подписано, в том числе, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан.
В соответствии со с.1 названного Соглашения от 13.03.1992г. пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (статья 6 Соглашения).
Статья 7 данного Соглашения от 13.03.1992г. предусматривает, что переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст.11 Соглашения).
В соответствии с пунктом 1 Письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31 января 1994 года N 1-369-18 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004г. N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (далее - Рекомендации N 99р).
Согласно пункту 5 данных Рекомендаций N 99р по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" (далее – Рекомендации от 22.06.2004г. №99р) для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Таким образом, в силу приведенных выше норм международного договора и пенсионного законодательства РФ при новом установлении пенсий территориальным органом Пенсионного фонда РФ необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников Соглашения, при этом периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ за пределами территории РФ (в данном случае в Республике Таджикистан) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Кроме того, 20.10.1993г. между Министерством социальной защиты населения РФ и Министерством социальной защиты населения Республики Таджикистан заключено Административное соглашение о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, в соответствии с которым пенсионное обеспечение в случаях, предусмотренных Соглашением от 13.03.1992г., производится по месту постоянного жительства (прописки) на территории Договаривающейся Стороны и по ее законодательству (статья 6),
Основанием для назначения пенсии гражданам в соответствии с Соглашением от 13.03.1992г. является наличие в паспорте или ином документе, заменяющем паспорт, сведений о прописке в государстве проживания. Назначение пенсии производится со сроков и по представлении необходимых документов, подтверждающих право на нее, согласно законодательству государства проживания. При переселении пенсионера с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца прописки на территории одной из Договаривающихся Сторон. Назначение пенсии в порядке, изложенном в п. 3 настоящей статьи, производится на основании сведений о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства (пенсионное дело, справка) (статья 9).
Из материалов дела следует, что до обращения за назначением пенсии на территории Российской Федерации ШБА с ДД.ММ.ГГГГ. являлся получателем пенсии за выслугу лет в Республике Таджикистан, что подтверждено выданным ему пенсионным удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.26) и направленным по запросу ответчика выплатным (пенсионным) делом Республики Таджикистан на ШБА (л.д.113-133). Из материалов данного пенсионного дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ. ШБА снят с регистрационного учета в связи с выездом в Россию и выплата пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. на территории Республики Таджикистан ему прекращена. Указанные сведения о прекращении выплаты ШБА с ДД.ММ.ГГГГ. указанной пенсии пенсионными органами Республики Таджикистан отражены в ответе Управления Агентства социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан <данные изъяты> района <данные изъяты> области (л.д.137). При этом из пенсионного дела Республики Таджикистан на ШБА следует, что в страховом стаже для назначения ему пенсии был учтен являющийся предметом данного спора период его работы с 01.01.1980г. по 17.08.2016г. в должности учителя в школе №<данные изъяты> района <данные изъяты> области.
Согласно записей трудовой книжки ШБА с 01.01.1980г. по 17.08.2016г. значится работающим учителем школы №<данные изъяты> района <данные изъяты> области Республики Таджикистан
Из ответа Межведомственного Архива по личному составу при Исполнительном Органе Государственной власти <данные изъяты> района <данные изъяты> области Республики Таджикистан № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в документах фонда Аштского РайОНО средней школы № им. <данные изъяты><данные изъяты> района за 1980-2003 г.г. по данным книги приказов по личному составу и в книге лицевого счета заработной платы имеются сведения о работе ШБАДД.ММ.ГГГГ года рождения. Книги лицевого счета заработной платы средней школы № имени <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по 30 мая 1991 года, с 01 июня 1995 года по 31 июня 1996 года уничтожены в результате стихийного бедствия- селя ДД.ММ.ГГГГ. Документы личного состава <данные изъяты> РайОНО за 1987_1988 г.г., 2004-2011 г.г. в архив не поступали (л.д.52).
По сведениям Межведомственного Архива по личному составу при Исполнительном Органе Государственной власти <данные изъяты> района <данные изъяты> области Республики Таджикистан (ответа № от ДД.ММ.ГГГГ.) в документах архивного фонда Отдела народного образования в книгах приказов по личному составу за 1980 год, Отделе народного образования средней школы № имени <данные изъяты> в лицевых счетах по заработной плате за 1980- 2003 г.г., фонде джамоат кишлака <данные изъяты> средней школы № имени <данные изъяты> за 2003-2009 г.г. значится ШБАДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеются начисления заработной платы за период с января 1980 года по ноябрь 2009 года. Книги лицевые счета заработной платы средней школы № имени <данные изъяты> с 01 июня 1990 года по 30 мая 1991 года, с 01 июня 1995 года по 31 июня 1996 года уничтожены в результате стихийного бедствия-селя ДД.ММ.ГГГГ. За 1986, 1995-2009 г.г. первичные документы копировать невозможно (л.д.35).
Из вышеуказанной архивной справки следует, что в документах архива имеется приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ШБА с ДД.ММ.ГГГГ воспитателем группы продленного дня в средней школе им. <данные изъяты>
Из пенсионного дела истца в Республике Таджикистан следует, что пенсионным органом Республики Таджикистан при назначении пенсии признавался стаж истца для назначения пенсии «41. 05- 10» (л.д.116).
Из справки о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ., выданной образовательным учреждением СООУ № в материалы пенсионного дела истца, следует, что ШБА как учителю начислялась заработная плата за период с августа 2014 года по январь 2015 года, с апреля 2015 года по июнь 2015 года, с августа 2015 года по октябрь 2015 года, с марта 2016 года по июнь 2016 года (л.д.121).
Согласно справки среднего общеобразовательного учреждения № села <данные изъяты><данные изъяты> района <данные изъяты> области Республики Таджикистан, ШБА, учитель таджикского языка и литературы в июле 2014, 2015, 2016 г.г. находился в оплачиваемом отпуске (л.д.121).
Согласно свидетельства о государственном социальном страховании истец был зарегистрирован в Государственном Агентстве социального страхования и пенсии ДД.ММ.ГГГГ (л.д.130).
Согласно представленных лицевых счетов за 1980- 1986 г.г., с 1988- май 1990 г.г., с июня 1991г. по май 1995г. истец значится работающим в должности учителя средней школы им. <данные изъяты> (л.д.63-79).
Разрешая спор, суд, оценив в совокупности приведенные выше доказательства пришел к правильному выводу о доказанности факта осуществления истцом трудовой деятельности на территории Республики Таджикистан в спорный период с начислением и выплатой заработной платы, что позволяет включить подтвержденные периоды трудовой деятельности истца в страховой стаж для назначения пенсии
При этом суд обоснованно исключил из подсчета стажа периоды работы истца с июня 1990г. по май 1991г., с июня 1995г. по декабрь 1997г., март - апрель 1999г., февраль- март 2000г., с июля по октябрь 2000г., февраль- март 2001г., с декабря 2002г. по август 2003г., с февраля по апрель 2004г., с февраля по апрель 2004г., с июля по октябрь 2004г., май 2005г., с июля 2005г. по август 2006г., с декабря 2006г. по май 2007г., июль 2007г., ноябрь 2007г., июль 2008г., с октября 2008г. по март 2009г., июль 2009г., декабрь 2009г., с февраля по март 2015г. с ноября по декабрь 2015г., с января по февраль 2016г., поскольку представленные в материалы архивные документы о заработке истца не содержат сведений о начислении и выплате ему заработной платы в вышеуказанные периоды. Поэтому в отсутствие доказательств выплаты истцу с эти периоды заработной платы с отчисление с этих сумм взносов на пенсионное обеспечение, факт трудовой деятельности истца в эти периоды нельзя считать установленным, что не позволяет включить их в подсчет страхового стажа для назначения пенсии.
Также, учитывая, что имеющийся в архивных документах работодателя приказ о приеме на работу ШБА содержит сведений о приеме истца на работу с 22.01.1980г., что согласуется со сведениями его лицевого счета о выплате ему заработной платы в январе 1980г. за неполный месяц, суд пришел к правильному выводу о выполнении истцом трудовой функции с 22.01.1980г., а не с 01.01.1980г., в связи с чем правомерно включил в подсчет стажа период работы истца с 22.01.1980г.
Оспаривая выводы суда, ответчик указывает на то, что представлена истцом подтверждение стажа по спорному периоду работы трудовая книжка заполнена с нарушение Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановление Госкомтруда СССР от 20.06.1974 №162.
Между тем, эти доводы ответчика на выводы суда по существу настоящего спора не влияют.
Так, факт нарушения работодателем установленного срока заполнения трудовой книжки, на что указывает ответчик, не свидетельствует о недействительности содержащихся в ней записей. Доводы ответчика о том, что запись в трудовой книжке истца о приеме его на работу в должности учителя с 01.01.1980г. не соответствует имеющемуся в архивных документах работодателя приказу о приеме на работу ШБА с 22.01.1980г. в качестве воспитателя группы продленного дня школы им.<данные изъяты> на разрешение данного спора не влияют и не свидетельствуют о необоснованности иска, поскольку, как верно указал суд, совокупность иных представленных в материалы дела письменных доказательств, включая имеющееся пенсионное дело Республики Таджикистан на ШБА, бесспорно подтверждают факт работы истца учителем средней школы № им.<данные изъяты><данные изъяты> района Республики Таджикистан, которые судом в решении дана полная и правильная оценка.
Доводы ответчика о том, что в представленном им пенсионном деле Республики Таджикистан на ШБА отсутствует распорядительный документ, подтверждающий прекращении выплаты пенсии истцу на территории Республики Таджикистан, также не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное пенсионное дело содержит сведения о выплате истцу пенсии по ДД.ММ.ГГГГ. и о снятии ШБА с регистрации в пенсионном органе с ДД.ММ.ГГГГ. в связи с выездом в Россию (л.д.114). Аналогичные сведения о прекращении выплаты пенсии ШБА с ДД.ММ.ГГГГ. на территории Республики Таджикистан и снятии его с учета с ДД.ММ.ГГГГ. представлены по запросу ответчика Управлением Агентства социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан <данные изъяты> района <данные изъяты> области (л.д.137). Ссылки ответчика на факт направления им пенсионного дела Республики Таджикистан на ШБА не Управлением Агентства социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан, куда ими направлялся запрос, а иным органом в отсутствие сообщений о перенаправлении запроса, правового значения для разрешения данного спора не имеют, поскольку эти обстоятельства не могут свидетельствовать о недостоверности содержащихся в указанном пенсионном деле документов, которые были учтены судом при разрешении настоящего спора.
Также судебная коллегия не находит оснований согласиться с доводами истца о том, что ввиду отсутствия в некоторых архивных документах полных сведений об истце (не указано отчество, нет даты рождения), эти документы не могут быть признаны принадлежащими истцу и не могут быть приняты в подтверждение факта его трудовой деятельности в спорный период.
Эти доводы ответчика не соответствуют положениям ст.67 ГПК РФ об оценке доказательств, согласно которым суд оценивает относимость допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оценивая представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу, что совокупность представленных в материалы дела архивных документов позволяет установить их принадлежность истцу. Поэтому указанные документы обоснованно приняты судом в подтверждение страхового стажа истца по спорному периоду его работы.
Разрешая спор, суд также дал правильную оценку доводам ответчика о непредоставлении истцом необходимые документов при обращении за назначением пенсии как основание отказа в назначении данной пенсии, признав их несостоятельными, с чем судебная коллегия соглашается.
Так, положения п.3 ст. 22 Федерального закона N 400-ФЗ и пункта 31 Правил N 884н, предусматривают, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.
Между тем, надлежащих доказательств того, что при обращении истца за назначением пенсии ему разъяснялась необходимость представления дополнительных документов, ответчик не представил. Так, в уведомлении от 02.11.2017г. (л.д.49) в разделе « Документы, которые необходимо представить дополнительно для назначения пенсии по ст.8 Закона N 400-ФЗ) имеются дописки в части предоставления национального паспорта, нотариального перевода печатей в трудовой книжке. Однако сведения о том, что истец ознакомлен с этими записями отсутствуют, его подписи об ознакомлении с этими записями нет. Все иные документы, которые необходимо было представить истцу дополнительно (справка о заработке, трудовая книжка, документ об образовании, выплатное дело) были представлены истцом в пенсионный орган, что ответчик не оспаривает. При таких обстоятельствах доводы ответчика об отсутствии оснований для назначения пенсии истцу по мотиву не предоставления им необходимых документов подлежат отклонению как необоснованные.
Оспаривая выводы суда, ответчик в подтверждение необоснованности требований истца о включении спорного периода в страховой стаж ссылается на то, что при обращении за назначением пенсии истец предоставлял документы об осуществлении ухода за инвалидом 1 группы в г.Ижевске с 01.09.2012г. по 31.07.2017г., что совпадает с заявленным им спорным периодом работы в Республике Таджикистан.
Вместе с тем, по мнению коллегии, эти доводы истца на выводы суда об исчислении страхового стажа не влияют, поскольку требований о включении периода с 01.09.2012г. по 31.07.2017г. в стаж для назначения пенсии как периода ухода за инвалидом 1 группы истцом не заявлялось. При доказанности факта осуществления истцом в заявленный им в настоящем деле спорный период трудовой деятельности в Республике Таджикистан, приведенные выше обстоятельства осуществления в этот период ухода за инвалидом 1 группы в г.Ижевске следует считать недостоверными и не влияющими на право истца на включение в страховой стаж спорного периода его работы в Республике Таджикистан.
Между тем, разрешая требования истца о включении в стаж для назначения пенсии спорных периодов его работы, судом не в полной мере учтены положения пенсионного законодательства, изложенные в Рекомендациях N 99р, согласно которым периоды работы граждан, прибывших в РФ из государств - участников Соглашения от 13.03.1992г., выполняемой ими за пределами РФ после 01 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа лишь при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Для установления указанных юридически значимых обстоятельств определением апелляционной инстанции от 27.10.2021г. дополнительно распределено бремя доказывания. на истца возложена обязанность представить надлежащие доказательства уплаты страховых взносов по месту осуществления трудовой деятельности после 01.01.2002г. Во исполнение указанного определения истцом представлен нотариально заверенный перевод справки Агентства социального страхования и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан, содержащаей сведения о периодах работы истца в школе № (с 1999г. по 2016г.), за которые работодателем произведена уплата страховых взносов.
Из содержания данной справки, выданной компетентным органом Республики Таджикистан, следует, что после 01.01.20020г. работодателем истца не производилась уплата страховых вносов по следующим периодам: февраль - март 2001г., с января по август 2002г., с декабря 2002г. по август 2003г., октябрь 2003г., март-апрель 2004г., с июля по октябрь 2004г., с мая 2005г. по август 2006г., с декабря 2006г. по май 2007г., июль и ноябрь 2007г., июль 2008г., с ноября 2008г. по март 2009г., июль 2009г., с декабря 2009г. по март 2010г., с ноября 2010г. по февраль 2011г., июль и декабрь 2011г., с декабря 2012г. по февраль 2013г., июль 2013г., с ноября 2013г. по январь 2014г., июль 2014г., февраль-март 2015г., июль 2015г., с ноября 2015г. по февраль 2016г., июль 2016г.
Поэтому оснований для включения указанных периодов в страховой стаж для назначения пенсии ШБА не имеется. Решение суда в указанной части подлежит изменению, требования истца о включении в страховой стаж вышеуказанных периодов ввиду отсутствия в эти периоды уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение удовлетворению не подлежат.
Между тем, исключение вышеуказанных периодов из страхового стажа истца не влияет на вывод суда о наличии у ШБА на дату его обращения за назначением пенсии (02.11.2017г.) предусмотренных ст.8 Федерального закона N400-ФЗ условий для назначения страховой пенсии по старости, а именно, наличие страхового стажа не менее 8 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 11,4.
Поэтому требования ШБА о признании незаконными оспариваемых решений Управления об отказе в установлении пенсии и назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона N400-ФЗ подлежат удовлетворению.
При этом, учитывая, что ШБА как пенсионер Республики Таджикистан переселился в Российскую Федерацию, при этом выплата пенсии ему прекращена по прежнему месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, и он снят с учета в пенсионном органе Республики Таджикистан с ДД.ММ.ГГГГ, суд правомерно признал его право на назначение пенсии в РФ с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с месяца следующего за прекращением выплаты пенсии в Республике Таджикистан.
С учетом изложенного решение суда в части требований истца о включении в страховой стаж периодов работы как постановленное при неправильном применении норм материального права и неверной оценке юридически значимых для дела обстоятельств, подлежит изменению с исключение части периодов работы истца из подсчета страхового стажа для назначения пенсии. В остальной части выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и не подлежат пересмотру судебной коллегией. Апелляционная жалоба ответчика по изложенным в ней доводам подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 21 апреля 2021 года изменить в части.
Изложить абзац 3 резолютивной части решения в следующей редакции: «Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) назначить ШБА страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, бессрочно, включив в страховой стаж истца период работы учителем в средней школе № имени <данные изъяты><данные изъяты> района Республики Таджикистан с 22 января 1980 года по 17 августа 2016 года, исключая периоды с июня 1990 года по май 1991 год, с июня 1995 года по декабрь 1997 года, март - апрель 1999 года, февраль - март 2000 года, с июля по октябрь 2000 года, февраль - март 2001 года, с января по август 2002 года, с декабря 2002 года по август 2003 года, октябрь 2003 года, март-апрель 2004 года, с июля по октябрь 2004 года, с мая 2005 года по август 2006 года, с декабря 2006 года по май 2007 года, июль и ноябрь 2007 года, июль 2008 года, с ноября 2008 года по март 2009 года, июль 2009 года, с декабря 2009 года по март 2010 года, с ноября 2010 года по февраль 2011 года, июль и декабрь 2011 года, с декабря 2012 года по февраль 2013 года, июль 2013 года, с ноября 2013 года по январь 2014 года, июль 2014 года, февраль-март 2015 года, июль 2015 года, с ноября 2015 года по февраль 2016 года, июль 2016 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ответчика удовлетворить частично.
Апелляционное определение в окончательном виде принято 13 декабря 2021 года
Председательствующий Глухова И.Л.
Судьи
Гулящих А.В.
Батршина Ф.Р.