НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика) от 20.07.2022 № 2-610/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Судья Бекмансурова З.М. УИД 18RS0011-01-2022-000369-92

Апел.производство: № 33-2017/2022

1-я инстанция: № 2-610/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июля 2022 года г.Ижевск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Копотева И.Л.,

судей Пашкиной О.А., Нургалиева Э.В.,

при секретаре Лопатиной Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске Удмуртской Республики гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 14 марта 2022 года, которым отказано в удовлетворении искового заявления ФИО2 к казенному учреждению Удмуртской Республики «Республиканский центр социальных выплат» о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, возложении обязанности по назначению в выплате ежемесячной выплате в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Нургалиева Э.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к казенному учреждению Удмуртской Республики «Республиканский центр социальных выплат» (далее по тексту КУ УР «Республиканский центр социальных выплат»), которым, с учетом уточнения требований, просила:

1. Признать незаконным решение филиала в городе Глазове КУ УР «Республиканский центр социальных выплат» от 21 января 2022 года № ПКУ 20200112955 об отказе в назначении ФИО2 ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка;

2. обязать филиал в городе Глазове КУ УР «Республиканский центр социальных выплат» произвести ФИО2 выплату ежемесячного пособия в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в соответствии с ФЗ от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» даты обращения от 10 января 2022 года.

Требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ у нее родился первый ребенок (дочь) ФИО1.

03.07.2020 она обратилась с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, выплата назначена с 03.07.2020 до достижения ребенком двух лет, до 23.07.2021.

28.07.2021 по достижении ребенком двух лет она снова обратилась с заявлением о назначении указанной выплаты. 06.08.2021 в назначении выплаты отказано, поскольку размер среднедушевого дохода семьи превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения по региону.

10 января 2022 года посредством интерактивного портала социальной защиты населения Удмуртской Республики она обратилась в Филиал в городе Глазове в КУ УР «Республиканский центр социальных выплат» с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка. 25 января 2022 года получено Решение об отказе в удовлетворении ее заявления в связи с превышением среднедушевого дохода семьи получателя. Расчет среднедушевого дохода истца произведен исходя из состава семьи 3 человека (ФИО2, супруг ФИО3, общий ребенок ФИО1) Доходы семьи за 12 месяцев предшествующих шести месяцам до подачи заявления о назначении указанной выплаты (с 01 июля 2020 года по 30 июня 2020 года) взяты без исключения уплаченных алиментов ФИО3 на первого ребенка ФИО1, в связи с чем решение принято о превышении среднедушевого дохода семьи получателя.

С указанным решением истец не согласна по следующим основаниям. В состав семьи ФИО2 входит ее супруг ФИО3, их общий ребенок ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Кроме того, считает необходимым включение в состав их семьи ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ребенка от первого брака ФИО3, на которого он выплачивает алименты. При исключении суммы алиментов, уплаченных ФИО3 его несовершеннолетнему ребенку от первого брака из дохода семьи, размер среднедушевого дохода семьи не будет превышать двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения. Указывает, что при расчете среднедушевого дохода должен учитываться отдельно проживающий ребенок ФИО1 и оплаченные на его содержание ежемесячные алименты.

В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика КУ УР «Республиканский центр социальных выплат» ФИО4 исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Представила в суд письменные возражения, в которых указано, что норм, исключающих из дохода семьи суммы уплаченных алиментов, Федеральный закон № 418-ФЗ не содержит, поэтому при расчете среднедушевого дохода семьи учтена начисленная заработная плата обоих родителей с учетом начисленных сумм алиментов.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО2 просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. При этом ссылается на следующие обстоятельства.

Не согласна с выводом суда о том, что Федеральным законом № 418-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень выплат, которые не учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи.

Однако среди перечня выплат, которые также и учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты (п. 1 ст. 4), среди пяти пунктов, ничего не сказано об алиментных обязательствах, о необходимости их включения в доход семьи.

При исключении сумм алиментов, уплаченных супругом истца - ФИО3 его несовершеннолетнему ребенку от первого брака (116130,82 руб.) из доходов семьи, среднедушевой доход семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения. Ведь фактически сумма уплаченных алиментов является расходом семьи и доход семьи значительно уменьшается, тогда как Закон принят напрямую для повышения благосостояния, поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.

В возражениях на апелляционную жалобу КУ УР «Республиканский центр социальных выплат» выражает несогласие с содержащимися в ней доводами.

В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело по апелляционной жалобе рассмотрено в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

На основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё. Изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО2 и ФИО3 являются родителями ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о рождении (л.д.19).

10 января 2022 года ФИО2 обратилась в филиал в городе Глазове ГУ УР «Республиканский центр социальных выплат» с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка (л.д.49,50). В числе прочих документов представлены справки о доходах своей семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, из которых усматривается, что доход ФИО2 за указанный период составил: пособие по уходу за ребенком до 1,6 лет в размере 122322,67 рублей, пособие на ребенка в сумме 690 руб., прочие доходы 23576,82 руб., доход ФИО3 составил: заработная плата 799068,46 рублей, сумма страховых выплат 5936,45 руб. (л.д.51-56).

Рассчитав среднедушевой доход семьи в размере 26439,98 рублей (951839,40 рублей : 12 месяцев : 3 члена семьи), что превышает 2 кратный размер прожиточного минимума трудоспособного населения в Удмуртской Республике, филиалом в городе Глазове ГУ УР «Республиканский центр социальных выплат» было отказано заявителю в предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка (л.д.46-48).

Согласно справке, выданной АО «Глазовский завод Металлист», из дохода ФИО3 удержаны алименты в размере 116130,82 руб. (л.д.52).

Наличие у ФИО3, сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подтверждено свидетельством о рождении (л.д.18). Наличие алиментных обязательств ФИО3 на содержание сына ФИО1 подтверждено решением Глазовского районного суда Удмуртской республики от 06.11.2019 (л.д.31,32).

Разрешая спор, суд руководствовался Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», Порядком осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. № 889н, определением Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2019 года N 3576-О.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что несовершеннолетний ребенок ФИО3 от предыдущего брака (ФИО1) совместно с отцом в семье ФИО2 не проживают (проживают с со своей матерью), в связи с чем в качестве члена семьи ФИО2 для расчета среднедушевого дохода семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка учитываться не может.

Среднедушевой доход семьи ФИО2 составом 3 человека, подтвержденный представленными в деле доказательствами, выше установленного в законе ограничения, что не позволяет истцу реализовать право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка. При этом суд первой инстанции исходил из того, что алиментные платежи производимые ФИО3 на содержание сына в другой семье не подлежат вычету из суммы доходов семьи истца.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что алиментные платежи производимые ФИО3 на содержание сына в другой семье не подлежат вычету из суммы доходов семьи истца.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (далее по тексту – Федеральный закон от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ) установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.

Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ в редакции действующей с 01.01.2022).

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребенка (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ).

Частью 6 статьи 1 этого же Федерального закона предусмотрено, что порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 года №889н, утвержден Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат, а также перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка (далее по тексту - Порядок).

Пунктом 21 Порядка предусмотрено, что расчет среднедушевого дохода семьи производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруг (супруга) такого гражданина, несовершеннолетние дети.

Аналогичные положения содержатся в пункте 22 Порядка.

В соответствии с ч. ч. 1-5 ст.4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются следующие доходы семьи, полученные в денежной форме:

1) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;

2) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;

3) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

4) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;

5) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации.

При расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ).

Сумма вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренная системой оплаты труда и выплачиваемая по результатам работы за месяц, учитывается в доходах семьи в месяце ее фактического получения, который приходится на расчетный период (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ).

При иных установленных сроках расчета и выплаты заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, сумма полученной заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, делится на количество месяцев, за которые она начислена, и учитывается в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ).

Суммы доходов, полученных от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ).

Таким образом, в части 2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ установлены виды выплат, которые не учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи, среди которых алиментные выплаты в другую семью законодателем не предусмотрены.

Из приведенных нормативных положений в их системной связи следует, что алименты на содержание несовершеннолетних детей учитываются при определении дохода семьи их получающей.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» порядок исчисления среднедушевого дохода семьи устанавливается федеральным законом.

Статьей 5 Федерального закона от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитывается сумма доходов каждого члена семьи, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Из пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» следует, что из дохода семьи исключается сумма уплаченных алиментов.

В этой связи, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости применения аналогии закона, поскольку вышеприведенные нормы права по своему содержанию не противоречат требованиям Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ.

Как следует из вышеприведенных положений, алименты на содержание несовершеннолетних детей учитываются при определении дохода семьи их получающей и не могут учитываться в виде дохода семьи, в которой один из родителей производит их уплату.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что указанные платежи подлежат вычету из суммы доходов семьи истца.

Семья ФИО2 состоит из трех членов семьи: ФИО2, ФИО3 и их общий ребенок ФИО1

Доход ФИО3 за период с 01.07.2020 по 30.06.2021 составил 804904,91 руб. (5836,45 руб. (страховые выплаты)+799068,46 руб. (заработная плата)) (л.д.47-49, 52). Доход ФИО2 за период с 01.07.2020 по 30.06.2021 составил 146934,49 руб. (690 руб. (заработная плата)+122322,67 (пособие из фонда социального страхования) + 23576,82 руб. (пособие по уходу за ребенком до достижения им полутора лет) (л.д.47-49,51,53-56). Общий доход составил 951839,40 руб. (804904,91 руб. + 146934,49 руб.).

Судебной коллегией установлено, что размер среднедушевого дохода семьи ФИО2 за вычетом суммы выплаченных алиментов составляет 23214,13 руб. (804904,91+146934,49-116130,82 руб.) : 12 месяцев : 3 члена семьи), что не превышает 2-кратный размер прожиточного минимума трудоспособного населения в Удмуртской Республике за период с 01.01.2022 по 31.05.2022, утвержденного Постановлением Правительства УР от 10.08.2021 № 406, (12276 рублей х 2 = 24552 руб.) на дату обращения с заявлением – 10.01.2022.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец имеет право на назначение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, соответственно на КУ УР «Республиканский центр социальных выплат» подлежит возложению обязанность назначить и осуществить ФИО2 данную ежемесячную выплату.

При определении даты, с которой подлежит начислению данная выплата, судебная коллегия руководствуется положениями части 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», в соответствии с которой ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.

Из материалов дела следует, что 10 января 2022 года истец обратилась в филиал в г.Глазове КУ УР «Республиканский центр социальных выплат» с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ первого ребенка, что свидетельствует о том, что факт обращения истца имел место по истечении шести месяцев со дня рождения ребенка, соответственно ежемесячная выплата подлежит назначению со дня обращения истца с заявлением – с 10 января 2022 года.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 14 марта 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО2 к казенному учреждению Удмуртской Республики «Республиканский центр социальных выплат» о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, возложении обязанности по назначению и выплате ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка удовлетворить.

Признать незаконным решение филиала в городе Глазове казенного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский центр социальных выплат» от 21 января 2022 года № ПКУ 20200112955 об отказе в назначении ФИО2 ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.

Обязать казенное учреждение Удмуртской Республики «Республиканский центр социальных выплат» назначить и осуществить ФИО2 ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» с 10 января 2022 года.

Апелляционную жалобу удовлетворить.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 июля 2022 года.

Председательствующий И.Л. Копотев

Судьи О.А. Пашкина

Э.В. Нургалиев