НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика) от 16.08.2023 № 180001-01-2022-001637-19

ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Судья Арефьева Ю.С. УИД № 18RS0001-01-2022-001637-19

дело № 2а-2452/2022 (суд первой инстанции)

дело № 33а-2544/2023 (суд апелляционной инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Машкиной Н.Ф.,

судей: Захарчука О.В., Чегодаевой О.П.,

при секретаре Адиевой Л.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 16 августа 2023 года административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика ЕАВ на решение Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 18 августа 2022 года, которым требования Межрайонной ИФНС России по УР Республике о взыскании задолженности удовлетворены:

Взыскана с ЕАВ задолженность в размере 38278,67 руб., в том числе:

- налог на доходы физических лиц в размере 31435,50 руб. за 2020 год, пени по налогу на доходы физических лиц в размене 518,68 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на недоимку 2020 года;

- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 2929 руб. за 2019 год, пени по земельному налогу в размере 31,12 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на недоимку 2019 года;

- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 371 руб. за 2019 год, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 3,94 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на недоимку 2019 года;

- транспортный налог с физических лиц в размере 2958,00 руб. за 2019 год, пени по транспортному налогу в размере 31,43 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на недоимку 2019 года.

Взыскана с ЕАВ в доход местного бюджета муниципального образования <адрес> государственная пошлина в размере 1348,36 руб.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Чегодаевой О.П., изложившей обстоятельства дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного ответчика ЕАВ, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца НИВ, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по УР Республике обратилась в суд с административным исковым заявлением к ЕАВ, которым просит взыскать задолженности в размере 38 278,67 руб., в том числе:

- налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ в размере 31435,50 руб. за 2020 год, пени по налогу на доходы физических лиц в размене 518,68 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на недоимку 2020 года;

- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 2929 руб. за 2019 год, пени по земельному налогу в размере 31,12 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на недоимку 2019 года;

- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 371 руб. за 2019 год, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 3,94 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на недоимку 2019 года;

- транспортный налог с физических лиц в размере 2958,00 руб. за 2019 год, пени по транспортному налогу в размере 31,43 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на недоимку 2019 года.

Требования мотивированы тем, что ЕАВ имеет статус адвоката с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГЕАВ представлена первичная налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2020 год, исчислен налог к уплате 39625 руб. В уточненной (корректировка ) налоговой декларации, представленной ДД.ММ.ГГГГ, налогоплательщик налог к уплате не определил. Уточненной (корректировка ) налоговой декларации, представленной ДД.ММ.ГГГГ, исчислена сумма налога к уплате в размере 31 439 руб. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у налогоплательщика имелась переплата в сумме 3,50 руб., в связи с чем, сумма налога, подлежащая к уплате, составила 31435,50 руб. В установленный ст. 227 НК РФ срок налог НДФЛ ЕАВ не уплачен. Согласно сведениям ГИБДД МВД УР ЕАВ является собственником транспортного средства, по сведениям Управления Росреестра по УР ЕАВ владеет на праве собственности земельными участками, жилым домом, гаражом. Межрайонной ИФНС России по УР Республике административному ответчику были начислены транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц за 2019 год и направлено налоговое уведомление с расчетом налога. В установленный срок налоги налогоплательщиком уплачены в полном размере не были. Налоговым органом рассчитаны пени за неуплату налога в установленные сроки. В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ административному ответчику было вручено требование об уплате налога и пени с указанием срока уплаты. Обязанность по уплате транспортного налога, земельного налога, налога на имущество, НДФЛ, пени за просрочку уплаты налога административным ответчиком не исполнена. Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании налога, пени, который был отменен по заявлению должника.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указывает, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №<адрес> выдан судебный приказ, сумма государственной пошлины в котором указана 674,18 руб., а не 1 348,36 руб. МРИ ФНС по УР обратилась с заявлениями о выдаче судебных приказов: ДД.ММ.ГГГГа-/2022, ДД.ММ.ГГГГа-/2022, периоды взыскания в которых повторяются, однако суммы искажены и не корректны. Подобная ситуация имеет место по вине налогового орган, по чьей инициативе выдан судебный приказ, незаконно удержаны денежные средства. Кроме того, указывает, что не был извещен надлежащим образом о дате судебного заседания, в его адрес не направлена копия решения. Срок хранения почтового отправления в отделении постовой связи был нарушен, не направлено повторное извещение при первой неудачной попытке вручения.

В своих возражениях на апелляционную жалобу налоговый орган, полагая её не подлежащей удовлетворению, указывает, что перечисленные административным истцом судебные приказы не относятся к рассматриваемому административному делу.

Определением судебном коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 5 июля 2023 года в соответствии со ст. 44 КАС РФ произведена замена административного истца МРИ ФНС по УР на Управление Федеральной налоговой службы по УР Республике.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с ч.6 ст.289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкции, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно п.4 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (ч.2).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, в соответствии со ст. 52 НК РФ МРИ ФНС по УР Республике направлено ЕАВ налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о расчете транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2019 год.

Основанием для направления указанного налогового уведомления послужило то, что ЕАВ в 2019 году являлся лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации было зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения: <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , 2008 года выпуска, с мощностью двигателя 102 л.с. (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГг.).

Данные сведения получены налоговым органом от соответствующих органов в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 85 НК РФ, в силу которой органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Кроме того, он являлся собственником признаваемых объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц:

- гаража, расположенного по адресу: УР Республика, <адрес>, тер. <адрес>, , кадастровый , кадастровая стоимость 174 617 рублей, 12 месяцев владения;

- жилого дома, расположенного по адресу: УР Республика, <адрес>, <адрес>, <адрес>, кадастровый , кадастровая стоимость 941 908 рублей, 12 месяцев владения.

Также, ЕАВ в 2019 году являлся собственником признаваемых объектами налогообложения по земельному налогу:

- земельного участка, находящегося по адресу: УР Республика, <адрес>, <адрес>, <адрес>, кадастровый ;

- земельного участка, находящегося по адресу: УР Республика, <адрес>, <адрес>, <адрес>, кадастровый .

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований Межрайонной ИФНС по УР Республике о взыскании с ЕАВ налога на доходы физических лиц за 2020 год, имущественных налогов и пени по ним за расчетный период 2019 в полном объеме.

Судебная коллегия по административным делам соглашается с выводами судьи районного суда.

В соответствии со ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу ч.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По смыслу вышеупомянутых положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств.

В соответствии со ст. 359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в пп. 1.1 настоящего пункта), налоговая база определяется - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 360 НК РФ).

В п. 1 ст. 361 НК РФ определены налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Согласно п. 2 ст. 361 НК РФ налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

В соответствии с п.п. 1,2 ст. 362, п.п. 1, 3 ст. 363 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

На территории Удмуртской Республики транспортный налог установлен и введен в действие, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу Законом Удмуртской Республики от 27 ноября 2002 года № 63-РЗ «О транспортном налоге в Удмуртской Республике».

Ставки налога установлены в статье 2 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2002 года № 63-РЗ «О транспортном налоге в Удмуртской Республике», исходя из которой для автомобилей определены следующие ставки: для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно применяется налоговая ставка 29 руб.

Налоговым органом, исходя из сведений представленных органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, исчислен транспортный налог в отношении транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак за 2019 год 2 958 руб. (102 л.с. * 29 руб. /12*12, где: 102 – мощность в лошадиных силах, 29 – налоговая ставка в рублях, 12 – количество месяцев в году, 12 – количество месяцев регистрации).

В силу ст. 400, ст. 388 НК РФ ЕАВ является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2019 год.

Согласно части 1 статьи 401 НК РФ, если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В силу статьи 405 Кодекса налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии со статьей 408 Кодекса сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.

Согласно статье 409 Кодекса налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно статьи 401 Кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно пункту 8 статьи 408 Кодекса сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле: Н = (H1 - Н2) х К + Н2, где Н - сумма налога, подлежащая уплате. Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи; Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4-6 настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 настоящего Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса начиная с 1 января 2015 года; К - коэффициент, равный:.. .0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 8.1 статьи 408 Кодекса в случае, если сумма налога, исчисленная в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1 сумма налога подлежит уплате в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости этого объект? налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетов положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога. Положения настоящего пункта применяются при исчислении налога, начиная с третьего налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса.

В силу пункта 9 статьи 408 Кодекса в случае, если исчисленное в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи в отношении объекта налогообложения значение суммы налога Н2 превышает соответствующее значение суммы налога Н1, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисляется без учета положений пункта 8 настоящей статьи.

Согласно пункту 3 статьи 403 Кодекса налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома.

Решение Городской думы г. Ижевска от 20 ноября 2014 года № 658 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Город Ижевск» установлена ставка налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах 0,11 процента - в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; гаражей, машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в пп. 2.2.3 настоящего решения; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Налоговым органом административному ответчику был начислен налог на имущество за 2019 год в размере 371 руб., в том числе: 120 руб. за гараж исходя из кадастровой стоимости объекта в размере 174617 руб., налоговой ставки 0,11 %, доли в праве 1, количества месяцев владения 12, в размере 251 руб. за жилой дом исходя из кадастровой стоимости объекта в размере 941908 руб., налоговой ставки 0,11 %, доли в праве 1/2, количества месяцев владения 12.

В соответствии со ст. 338 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков: занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

Решением Городской думы г. Ижевска от 23 ноября 2005 года № 24 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования «Город Ижевск» с 1 января 2006 года на территории муниципального образования «Город Ижевск» введен земельный налог (ч. 1), установлены ставки земельного налога на территории муниципального образования «Город Ижевск», предусмотренные ст. 394 НК РФ (ч. 2).

Поэтому налог за 2019 года в отношении земельного участка, находящегося по адресу: УР Республика, <адрес>, <адрес>, <адрес>, кадастровый составляет 1 240 рубля, исчислен по формуле: – 826 851*0,3%*12/12* ?, где: 826 851– кадастровая стоимость в рублях, 0,3% - налоговая ставка, 12 – количество месяцев владения, 12 – количество месяцев в году, ? - доля в праве. Налог подлежал уплате в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ (п.1 ст. 409 НК РФ).

В отношении земельного участка находящегося по адресу: УР Республика, <адрес>, <адрес>, <адрес>, кадастровый сумма земельного налога составляет 1 689 рубля, исчислен по формуле: – 563 003*0,3%*12/12*1, где: 563 003– кадастровая стоимость в рублях, 0,3% - налоговая ставка, 12 – количество месяцев владения, 12 – количество месяцев в году, 1 - доля в праве.

Направленное ДД.ММ.ГГГГ в адрес ЕАВ налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о расчете имущественных налогов за 2019 год (л.д.22,23), в силу положений п.4 ст. 52 НК РФ считается полученным ЕАВ по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Пунктом 4 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчёт суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Таким образом, у ЕАВ в силу изложенных обстоятельств возникла обязанность по уплате названных налогов на основании указанного налогового уведомления, поскольку он считается лицом, получившим данное налоговое уведомление.

Проверив расчет сумм налогов, судебная коллегия признает его соответствующим как периоду образования задолженности, так и требованиям законодательства, регулирующего порядок исчисления суммы налога, арифметически верным и обоснованно положенным в основу оспариваемого судебного акта.

Учитывая заявленный к рассмотрению административным истцом период уплаты имущественных налогов, срок исполнения обязанности административным ответчиком по их уплате за 2019 год – ДД.ММ.ГГГГ. Данная обязанность налогоплательщиком не исполнена, доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с ч.1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 227 НК РФ исчисление и уплату налога производят адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса (пункт 2).

В силу пункта 5 статьи 227 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.

В пункте 6 статьи 227 НК РФ установлено, что общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за отчетным периодом.

ЕАВ имеет статус адвоката, зарегистрирован в Реестре адвокатов УР с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГЕАВ в налоговый орган представлена первичная налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2020 год, исчислен налог к уплате в размере 39 625 руб. В уточненной (корректировка ) налоговой декларации, представленной в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ, налогоплательщик налог к уплате не определил. Уточненной (корректировка ) налоговой декларации, представленной в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ, исчислена сумма налога к уплате в размере 31 439 руб.

В установленный ст. 227 НК РФ срок налог НДФЛ ЕАВ не уплачен, что подтверждается выпиской из КРСБ.

По сведениям налогового органа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у налогоплательщика имелась переплата в сумме 3,50 руб., в связи с чем, сумма налога, подлежащая к уплате, составляет 31 435,50 руб.

В силу ч.2 ст.58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

На основании п. 3 ст. 75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае неуплаты причитающихся сумм налогов или сборов, или уплаты в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Проанализировав представленный административным истцом расчет, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что расчет суммы пени по налогам на имущество физических лиц в размере 3,94 руб., транспортному налогу в размере 31,43 руб., земельному налогу в размере 31,12 руб. за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГм, а также налогу на доходы физических лиц в размере 518,68 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, соответствует как периоду образования задолженности, так и требованиям законодательства, регулирующего порядок исчисления суммы налога и пени, является арифметически верным.

Порядок исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога в случае нарушения им установленных законом сроков уплаты, предполагает обязанность налогового органа направить в адрес налогоплательщика в соответствии со ст.ст.69,70 НК РФ требование с указанием суммы недоимки и срока для ее добровольного погашения. В случае неисполнения налогоплательщиком налогового требования в установленный срок, обязанность по уплате возникшей недоимки реализуется путем принудительного взыскания с должника налога в порядке, предусмотренном ст.48 НК РФ.

Неуплата должником в срок, указанный в уведомлении, начисленных налогов послужила основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога и пени от ДД.ММ.ГГГГ:

- транспортный налог за 2019 в размере 2 958,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 31,43 руб.;

- земельный налог за 2019 год в размере 2 929,00 руб., пени по земельному налогу в размере 31,12 руб.;

- налог на имущество за 2019 год в размере 371,00 руб., пени по налогу на имущество в размере 3,94 руб.

Кроме того, в связи с неисполнением обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, налоговым органом в адрес ЕАВ направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога в размере 31 435,50 руб. и пени в размере 518,68 руб.

С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии у административного ответчика обязанности по уплате имущественных налогов и налога на доходы физических лиц, размер которых определен верно. Данные выводы являются правильными, основаны на нормах действующего законодательства и подтверждены материалами административного дела.

Требования об уплате налога направлены в адрес налогоплательщика в срок, установленный ст. 70 НК РФ, заказным письмом (л.д.14-17, 20), налогоплательщиком не исполнены.

В соответствии с ч.3 ст. 48 НК рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии законодательством об административном судопроизводстве Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее – заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

В силу ч.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены и при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.

Применительно к настоящему делу, из требований об уплате налога и пени, направленных налоговыми органами, сумма подлежащей взысканию недоимки превысила 10 000 руб. после направления в адрес ЕАВ требования от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок обращения в суд определяется шестимесячным сроком со дня истечения срока исполнения указанного требования – ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки истекал ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно материалам административного дела а-/2021 года хранящегося в архиве судебного участка №<адрес>УР Республики, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогам и пени налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный ч.2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения налогового требования.

Судебный приказ по вышеназванным требованиям был вынесен мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ и отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ на основании поступивших возражений должника, что свидетельствует о наличии у налогового органа права на обращение в районный суд с административным иском в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

С административным исковым заявлением Межрайонная ИФНС по УР Республике обратилась в Ленинский районный суд <адрес>УР Республики ДД.ММ.ГГГГ, то есть с соблюдением установленного п. 3 ст. 48 НК РФ, ч. 1 ст. 286 КАС РФ срока.

Достоверность и правильность представленного расчета административным ответчиком не опровергнута, доказательства, подтверждающие, как отсутствие задолженности, так и иной её объем по каждому из налогов, суду не представлены. Доказательств, неправильного применения при исчислении сумм налогов кадастровой стоимости объектов налогообложения, которая получена налоговым органом в порядке ст. 85 НК РФ от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, административным ответчиком не представлено.

Доводы апелляционной жалобы о повторном взыскании сумм недоимок проверены судебной коллегией и не нашли своего подтверждения.

Проанализировав приведенные выше положения закона, и установив, что налоговым органом была соблюдена процедура и сроки обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по налогам и пени; расчет налогов и пени произведен правильно; ответчиком не исполнена в добровольном порядке обязанность по уплате налогов и пени, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований.

Судебная коллегия указанные выводы суда находит правомерными и не усматривает оснований не согласиться с ними, полагая, что они сделаны с учетом нормативных положений главы 32 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (ст.ст. 62 и 289 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.

Довод апелляционной жалобы о не извещении ЕАВ о рассмотрении дела судом первой инстанции, является необоснованным и опровергается материалами дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

В силу разъяснений, содержащихся в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлено лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (ч. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 62 КАС РФ).

Из материалов административного дела следует, что ЕАВ о времени и месте судебного заседания на ДД.ММ.ГГГГ извещен судом заблаговременно путем направления извещения ДД.ММ.ГГГГ с уведомлением о вручении. При этом извещение, адресованное ЕАВ, им не получено и возвращено в суд по истечении срока хранения (л.д. 95).

Доводы апелляционной жалобы о нарушении положений Приказа Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года № 234 в части срока хранения почтового отправления разряда «судебное» и отсутствии сведений направления вторичного извещения о поступлении в его адрес судебной корреспонденции подлежат отклонению.

Согласно п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года № 234, почтовые отправления разряда «судебное» при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.

При этом вопреки доводам жалобы, Правилами не предусмотрено исчисление указанного срока в рабочих днях.

Из материалов дела усматривается, что данный срок был соблюден, «судебное» почтовое отправление о рассмотрении дела, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ, поступившее в отделение почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ, возвращено с отметкой об истечении срока его хранения в почтовом отделении ДД.ММ.ГГГГ.

Направление вторичного извещения Правилами в редакции действующий в период рассмотрения административного не предусмотрено.

Таким образом, вернувшееся в суд в связи с истечением срока хранения почтовое отправление разряда «судебное» считается доказательством надлежащего уведомления о поступлении в адрес ответчика судебного извещения. Неполучение корреспонденции ЕАВ в связи с отсутствием его по месту жительства является риском ответчика, все неблагоприятные последствия которого несет сам ответчик.

Поскольку в данном случае судебное извещение было направлено административному ответчику по адресу его места жительства, доказательств нарушения Правил оказания услуг почтовой связи (утв. Приказ Минкомсвязи России от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком не представлено, суд первой инстанции правомерно расценил надлежащим извещение административного ответчика о времени и месте рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах приведенный в жалобе довод о допущенных судами процессуальных нарушениях несостоятелен. Административный ответчик не был лишен предоставленного процессуальным законодательством права на участие в судебном заседании (доказательства обратного в деле отсутствуют), однако таким правом распорядился по своему усмотрению.

Нарушений норм материального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Вопрос о взыскании с административного ответчика государственной пошлины судом разрешен правильно, с учетом положений п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 18 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ЕАВ – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, через суд принявший решение.

Председательствующий судья Н.Ф. Машкина

Судьи: О.В. Захарчук

О.П. Чегодаева