ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Судья Акулова Е.А. УИД 18RS0009-01-2020-003705-52
Апелляц. производство: № 33-4262/2021
Первая инстанция: № 2-617/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 ноября 2021 года г. Ижевск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Глуховой И.Л.,
судей Гулящих А.В., Батршиной Ф.Р.,
при секретаре Рогалевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МВИ на решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 03 июня 2021 года, которым
исковые требования МВИ к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г.Воткинске Удмуртской Республики (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения представителя Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике ПКФ., полагавшей жалобу необоснованной, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
МВИ обратился с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонному) (далее- Управление) о восстановлении пенсионных прав. В обоснование указал, что с ДД.ММ.ГГГГ. на основании ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ему была назначена страховая пенсия по старости в размере <данные изъяты> рублей. Согласно записей в трудовой книжке его общий трудовой стаж составляет более 50 лет. Полагает, что ответчиком неверно рассчитана его пенсионная выплата, размер которой составил <данные изъяты> руб. 68 коп., что является крайне низким показателем и не соответствует его трудовому стажу, размеру его среднемесячного заработка. Ввиду несогласия с размером установленной пенсии он обращался к ответчику о предоставлении информации о расчете его пенсии и возможности ее перерасчета, в устном ответе сотрудники Управления указывали на соответствие расчета его пенсии действующему законодательству. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с письменным заявлением о перерасчете его пенсии, а также в Отделение Пенсионного фонда по Удмуртской Республике. На данное обращение ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. в его адрес был направлен ответ №, содержащий полный расчет размера его пенсии. При этом согласно предоставленного расчета размера страховой части его пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. при расчете учтена сумма страховых взносов на ДД.ММ.ГГГГ. на основании выписки из индивидуального лицевого счета по данным персонифицированного учета - <данные изъяты> рублей. Однако согласно предоставленных МАУК «<данные изъяты>» по его запросу сведений сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованного лица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб., из которой на страховую часть отчислено работодателем 22 %, а именно, <данные изъяты> руб. В связи с эти полагает, что при расчете пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. ответчиком учтены страховые взносы на ДД.ММ.ГГГГ. в меньшем размере, чем начислены работодателем на указанный период, что повлияло на размер его пенсии. Аналогично по информации ответчика при расчете размера страховой части его пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. ответчиком учтена сумма страховых взносов на ДД.ММ.ГГГГ. по сведениям персонифицированного учета в размере <данные изъяты> руб., тогда как согласно представленных ему работодателем МАУК «<данные изъяты>» сведений сумма начисленных в его пользу страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. составила <данные изъяты> руб., и по коду тарифа ОПС на страховую часть отчислено работодателем 22 %, а именно, <данные изъяты> руб. Поэтому полагает, что расчет страховой части его пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. произведен ответчиком неверно, без учета всей суммы начисленных работодателем страховых взносов, что привело к неправильному определению размера пенсии. Считая свои пенсионные права нарушенными, истец просил обязать ответчика произвести перерасчет размера назначенной пенсии по старости, и выплатить с учетом произведенного перерасчета суммы неполученной за прошедшее время пенсии без ограничения каким-либо сроком в полном размере.
В судебном заседании МВИ данные требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении. Полагал, что перерасчет его пенсии должен быть произведен ответчиком с 2013 года по день вынесения судебного решения, несмотря на то, что с заявлением о перерасчете он обратился только в 2019 году.
Представитель Управления САВ исковые требования не признал. Пояснил, что расчет размера страховой пенсии истца произведен правильно и оснований для ее перерасчета не имеется. Со ссылкой на установленный законом порядок учета и использования индивидуальных сведений застрахованных лиц, полагал, что доводы истца о необходимости учета перечисленных работодателем истца страховых взносов за 2 квартал каждого года при перерасчете, производимом с 01 августа каждого календарного года, начиная с 2013 года, противоречат нормам действующего законодательства.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе МВИ просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворив его исковые требования. Приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Полагает, что при разрешении дела судом неверно применены нормы материального права. Указывает, что при расчете размера пенсии с 01 августа каждого календарного года, начиная с 2013 года, ответчиком не в полном объеме учитывались суммы начисленных работодателем страховых взносов (не учитывались страховые взносы за 2 квартал текущего года), что привело к занижению величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) и размера его пенсии. Не согласен с выводом суда об отсутствии оснований для перерасчета пенсии и взыскании недополученной пенсии до его обращения к ответчику с заявлением о таком перерасчете, ссылаясь на предусмотренную законом обязанность ответчика выплатить не полученную пенсионером по вине пенсионного органа страховую пенсию за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление приводит доводы о законности принятого судом решения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований его отмены не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МВИДД.ММ.ГГГГ г.рождения с ДД.ММ.ГГГГ. является получателем назначенной ему в соответствии со ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовой пенсии по старости.
С ДД.ММ.ГГГГ. МВИ состоит в трудовых отношениях с МУК <данные изъяты>, в связи с чем размер страховой части его пенсии с 1 августа каждого года подлежит корректировке по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме поступивших в бюджет Пенсионного фонда РФ страховых взносов в соответствии со п.5 ст.17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в 01.01.2015г. – п.3 ч.2 ст.18 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Считая размер своей пенсии заниженным, МВИДД.ММ.ГГГГ. обращался к ответчику с заявлением о даче разъяснений относительно его общего стажа и расчета размера его пенсии, на которое Управлением был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ. №
ДД.ММ.ГГГГ. МВИ обратился к ответчику с заявление о перерасчете страховой пенсии по старости, на которое Управлением ему дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ. №, в котором приведен подробный расчет размера его пенсии и указано на отсутствие правовых оснований для ее перерасчета.
Полагая, что при расчете размера пенсии с 01 августа каждого календарного года, начиная с 2013 года, ответчиком не в полном объеме учитывались суммы начисленных работодателем страховых взносов, что привело к занижению величины ИПК и размера его пенсии и является основанием для перерасчета его пенсии, МВИ обратился в суд с настоящим иском
Разрешая спор, суд, признав расчет размера страховой пенсии по старости истца соответствующим требованиям пенсионного законодательства и не усмотрев установленных законом оснований для ее перерасчета, в удовлетворении исковых требований МВИ отказал.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и права, соответствуют фактическим обстоятельства дела и подтверждены исследованными доказательствами.
Право на назначение пенсии реализовано истцом в период действия Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 173-ФЗ).
С 01.01.2015г. основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ).
В пункте 5 статьи 17 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрено, что размер страховой части трудовой пенсии по старости и размер трудовой пенсии по инвалидности лиц, получающих указанную часть трудовой пенсии по старости или трудовую пенсию по инвалидности (за исключением лиц, имеющих право на установление (перерасчет) доли страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном статьями 17.1 и 17.2 настоящего Федерального закона), с 1 августа каждого года подлежат корректировке по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности при их назначении, переводе с одного вида трудовой пенсии на трудовую пенсию по старости или трудовую пенсию по инвалидности, перерасчете в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи и предыдущей корректировке, предусмотренной настоящим пунктом.
При этом в соответствии с положениями п. 5 ст.17 данного Федерального закона N 173-ФЗ при корректировке страховой части трудовой пенсии по старости ее размер определяется исходя из суммы расчетного пенсионного капитала, учтенного по состоянию на 1 июля года, с которого производится соответствующая корректировка.
При корректировке размера страховой части трудовой пенсии по старости по данным индивидуального (персонифицированного) учета сведения о сумме страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждаются на основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, где согласно ст.6 Федерального закона от 01.04.1996г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон N 27- ФЗ) отражаются суммы уплаченных и поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносов.
В настоящем деле, заявляя требования о перерасчете пенсии и взыскании сумм недополученной пенсии, истец оспаривает порядок учета пенсионным органом сумм страховых взносов при корректировке размера страховой части его трудовой пенсии по старости по данным индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с п.5 ст.17 Федерального закона N 173-ФЗ. Полагает, что при корректировке страховой части его пенсии с 01 августа каждого календарного года, начиная с 2013 года, ответчиком не в полном объеме учитывались суммы начисленных работодателем страховых взносов (не учитывались страховые взносы за 2 квартал текущего года), что привело к уменьшению размера его пенсии.
Разрешая спор, суд признал эти доводы истца основанными на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорных отношения, с чем судебная коллегия соглашается.
В соответствии со ст.8.1 данного Федеральный закон N 27- ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В рамках реализации этих полномочий Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 14 декабря 2009 г. N 987н была утверждена «Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» (далее – Инструкция N 987н) (действовала в спорный период до даты вступления в силу Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 г. N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах").
В разделе V данной Инструкции N 987н определен порядок предоставления страхователе индивидуальных сведений по застрахованным лицам.
Так, в соответствии с пунктом 30 Инструкции N 987н страхователь ежеквартально, до 1 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в территориальный орган фонда относящиеся к отчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работающего у него застрахованного лица.
Порядок учета и использования пенсионным органом индивидуальных сведений определен в разделе VIII указанной Инструкции N 987н.
Так, в соответствии с пунктом 61 Инструкции N 987н территориальный орган фонда ежеквартально:
а) до 1 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, осуществляет прием от страхователей, производящих выплаты физическим лицам, индивидуальных сведений, производит в отношении каждого страхователя сверку представленных им сведений о суммах начисленных и уплаченных им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за отчетный период с аналогичными данными, учтенными в базе данных территориального органа фонда. По результатам сверки составляет и передает страхователю протокол к расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
б) до 1 числа третьего календарного месяца, следующего за отчетным периодом, проверяет правильность заполнения форм документов персонифицированного учета, содержащих индивидуальные сведения, представленных страхователями, производящими выплаты физическим лицам;
в) до 1 числа четвертого календарного месяца, следующего за отчетным периодом, вносит в лицевые счета:
индивидуальные сведения за истекший отчетный период, представленные страхователями, производящими выплаты физическим лицам;
сведения о поступивших от страхователей, производящих выплаты физическим лицам, страховых взносах за застрахованное лицо.
С учетом изложенного, как верно указал суд, после внесения в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц сведений о страховых взносах, указанные взносы и, соответственно, расчетный пенсионный капитал считаются учтенными.
При этом согласно п.5 ст.17 Федерального закона N 173-ФЗ при корректировке страховой части трудовой пенсии по старости ее размер определяется исходя из суммы расчетного пенсионного капитала, учтенного по состоянию на 1 июля года, с которого производится соответствующая корректировка.
Поэтому, исходя из содержания приведенных выше норм закона, при корректировке страховой части трудовой пенсии истца с 01 августа соответствующего календарного года, начиная с 2013 года, пенсионным органом подлежали учету поступившие от работодателей страховые взносы, сведения о которых были внесены в индивидуальный лицевой счет истца по состоянию на 1 июля текущего года, с которого такая корректировка производится.
Соответственно, принимая во внимание предусмотренный пунктом 61 Инструкции N 987н порядок учета и использования пенсионным органом индивидуальных сведений, пенсионным органом при корректировке страховой части трудовой пенсии по старости по п.5 ст.17 Федерального закона N 173-ФЗ за текущий год могли быть учтены только сведения о начисленных страхователем страховых взносах за 1 квартал текущего года.
Поэтому при корректировке размера страховой части пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. ответчиком правомерно учтены страховые взносы в сумме <данные изъяты> (на основании выписки из индивидуального лицевого счета МВИ по данным индивидуального персонифицированного учета на ДД.ММ.ГГГГ., что учитывает страховые взносы по 1 квартал 2013 года включительно). При корректировке размера страховой части пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. ответчиком правомерно учтены страховые взносы в сумме <данные изъяты> (на основании выписки из индивидуального лицевого счета МВИ по данным индивидуального персонифицированного учета на ДД.ММ.ГГГГ., что учитывает страховые взносы по 1 квартал 2014 года включительно). При этом, исходя из установленного законодателем приведенного выше порядок учета и использования пенсионным органом индивидуальных сведений, суммы поступивших от работодателя страховых взносов за 2 квартал 2013 года обоснованно учтены пенсионным органом при корректировке размера страховой части пенсии с ДД.ММ.ГГГГ., а страховые взносы за 2 квартал 2014 года обоснованно учтены ответчиком при уточнении размера страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с ч.5 ст.35 Федерального закона N 400-ФЗ.
Аналогичные приведенным выше нормы о проверке и учете пенсионным органом на лицевых счетах застрахованных лиц индивидуальных сведений содержались и в последующих актах, регулирующих данные отношения.
Так, в пункте 35 «Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016г. № 766н (действовала до издания Приказа Минтруда России от 22 апреля 2020 года № 211н, утвердившего новую Инструкцию), предусматривалось, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет индивидуальные сведения и вносит их на лицевые счета застрахованных лиц ежеквартально - в течение месяца со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, представленных налоговым органом в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Аналогичные положения содержатся в п.36 «Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах», утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020г. № 211н.
Таким образом, на момент корректировки размера страховой части пенсии истца с 1 августа календарного года, начиная с 2013 года. в индивидуальном лицевом счете МВИ отсутствовали учтенные на 1 июля текущего года сведения о поступивших от страхователя страховых взносах за 2 квартал текущего года, в силу чего указанные страховые взносы не могли быть учтены пенсионным органом при перерасчете страховой части пенсии.
Совокупность изложенного свидетельствует о том, что установленный действующим законодательством порядок учета пенсионным органом сумм страховых взносов при корректировке размера страховой части его трудовой пенсии по старости по данным индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с п.5 ст.17 Федерального закона N 173-ФЗ ответчиком не нарушен, представленный ответчиком расчет размера пенсии МВИ является верным. Доводы истца о том, что суммы начисленных работодателем страховых взносов при перерасчете его пенсии учтены ответчиком не в полном объеме, основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих данные отношения, в силу чего обоснованно отклонены судом при разрешении данного спора.
С учетом изложенного требования истца в рамках заявленного предмета и оснований не подлежат удовлетворению.
Таким образом, при разрешении дела судом не допущено нарушений в применении норм материального и процессуального права. Выводы суда основаны на правильном установлении юридически значимых обстоятельств и подтверждены исследованными доказательствами, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Доводы жалобы сводятся к иному толкованию норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, которое не может быть признано судебной коллегией правильным. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы коллегия не находит.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 03 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МВИ – без удовлетворения.
Апелляционное определение в окончательном виде принято 30 ноября 2021 года.
Председательствующий Глухова И.Л.
Судьи Батршина Ф.Р
Гулящих А.В.
Копия верна:
Председательствующий судья Глухова И.Л.