НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика) от 14.10.2020 № 33-3615/20

Судья Майорова Л.В. Дело № 33-3615/2020

УИД 18RS0023-01-2020-000148-87

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе

председательствующего Глуховой И.Л.,

судей Фроловой Ю.В., Рогозина А.А.,

при секретаре Вахрушевой Л.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 14 октября 2020 года дело по апелляционным жалобам истца ФИО1, поданной ее представителем ФИО2, и ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонное) (далее – «Управление Пенсионного фонда в г. Сарапуле», «Управление») на решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 29 июня 2020 года, которым

частично удовлетворены исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда в г. Сарапуле.

С Управления Пенсионного фонда в г. Сарапуле в пользу ФИО1 взыскана недополученная пенсия за период с 11 июля 2006 года по 21 апреля 2008 года в размере 2 708 рублей 32 копейки.

В удовлетворении требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда в г. Сарапуле о назначении страховой пенсии по старости, взыскании остальной части недополученной пенсии отказано.

С Управления Пенсионного фонда в г. Сарапуле в доход муниципального образования «г. Сарапул» взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.

Заслушав доклад судьи Рогозина А.А., объяснения представителя ФИО1 - ФИО2, доводы собственной жалобы ФИО1 поддержавшего и возражавшего против удовлетворения жалобы Управления Пенсионного фонда в г. Сарапуле; объяснения представителя Управления Пенсионного фонда в г. Сарапуле ФИО3, доводы жалобы Управления поддержавшей и возражавшей против удовлетворения жалобы ФИО1, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился к Управлению Пенсионного фонда в г. Сарапуле с иском о назначении ему с 1 января 2020 года страховой пенсии по старости в размере 23 096 рублей 78 копеек; взыскании недополученной пенсии за период с 11 июля 2006 года по 1 февраля 2020 года в размере 1 460 565 рублей.

В обоснование указал, что при назначении ему 11 июля 2006 года в возрасте 48 лет досрочной страховой пенсии по старости в размере 2 682 рубля 71 копейки ее размер был определен ответчиком неправильно ввиду не учета имеющегося у него специального трудового стажа, размера взносов на страховую часть пенсии за 2002 – 2014 годы и ожидаемого периода выплаты при исчислении расчетного страхового капитала.

На момент назначения ему 11 июля 2006 года пенсии общий трудовой стаж составил более 30 лет, из них 24 года 7 месяцев и 21 день он проработал на вредном производстве, включенном в Список № 1, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10; ответчик в расчете страховой пенсии указал продолжительность общего трудового стажа 24 года 7 месяцев и 7 дней без указания периодов, включенных и не включенных в него.

При расчете пенсии ответчик занизил общий размер страховых взносов, начисленных работодателями в сумме 28 822 рубля 39 копеек, до 10 368 рублей 74 копеек уплаченных.

При расчете пенсии величина пенсионного капитала должна была составлять 266 254 рубля 56 копеек, показатель ожидаемого периода выплат – 168 с добавлением 144 месяцев, поскольку на пенсию он вышел на 12 лет раньше общего для мужчин пенсионного возраста; с учетом индексаций величина пенсионного капитала должна была составить 514 230 рублей 95 копеек.

Соответственно, с учетом начисленных работодателем вносов размер назначенной ему пенсии должен составлять 4 612 рублей 58 копеек, их которых 1 380 рублей 12 копеек ее базовая часть.

С учетом последующих индексаций на 31 декабря 2009 года размер пенсии должен составлять 9 820 рублей 74 копейки.

С внесением изменений в ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» и введением ст. 30.1, предусматривающей валоризацию (разовое увеличение) расчетных пенсионных капиталов на 1 января 2002 года, с учетом суммы валоризации его пенсионного капитала 128 557 рублей 73 копейки, количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости в размере 168, с учетом индексаций до 1 января 2010 года сумма валоризации его пенсионного капитала должна составить 1 457 рублей 57 копеек.

Таким образом размер страховой части его трудовой пенсии увеличился до 7 862 рублей 31 копейки, а общий размер пенсии на 1 января 2010 года составил 11 278 рублей 31 копейку.

С учетом последующих индексаций на 31 декабря 2014 года размер его пенсии должен составлять 15 910 рублей 49 копеек.

С введением с 1 января 2015 года в действие Федерального закона «О страховых пенсиях» и установлением вместо базовой части трудовой пенсии фиксированной выплаты к страховой пенсии, по состоянию на 1 января 2015 года, стоимость пенсионного коэффициента составляла 64 рубля 10 копеек, а стоимость его индивидуального коэффициента - 187,210 баллов.

С учетом периодического увеличения в последующем размера страховой пенсии пропорционально стоимости одного пенсионного коэффициента размер его пенсии с 1 января 2020 года должен составлять 23 096 рублей 78 копеек; размер недополученной пенсии за период с 11 июня 2006 года по 1 февраля 2020 года составляет 1 460 565 рублей.

Ответчик против удовлетворения иска возражал, считая доводы истца не основанными на нормах пенсионного законодательства.

Указал, что досрочная трудовая пенсия истцу назначалась дважды – 11 июля 2006 года на основании направления Центра занятости населения в соответствии с пунктом 2 ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и подпунктом 1 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со снижением пенсионного возраста в связи с наличием нетрудоспособного иждивенца и 8 апреля 2008 года по достижении истцом возраста 50 лет в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; соответственно расчет пенсии производился два раза, с использованием разных данных о начисленных и уплаченных страховых взносах, истцом же представлен один расчет.

Истец необоснованно производит расчет пенсии с 2006 года исходя из специального стажа, несмотря на отсутствие у него в этот период права на досрочную пенсию, а также неверно рассчитывает специальный стаж, который на 1 января 2006 года составлял не 20, а 14 лет; неверно рассчитывает размер ожидаемого периода выплаты, умножая на 312 и деля на 168; неверно выбирает стажевый коэффициент 0,65 вместо 0,55.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело было рассмотрено судом в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец просит решение отменить и иск удовлетворить, ссылаясь на то, что суд дал лишь частичную оценку его доводам о занижении в расчете пенсии размера страховых вносов и произвел перерасчет пенсии лишь с учетом страховых вносов, начисленных до 21 апреля 2008 года и пришел к необоснованному выводу об отсутствии у ответчика задолженности по невыплаченной пенсии за период с 21 апреля 2008 года по 1 февраля 2010 года; самоустранился от оценки его доводов о занижении стажевого коэффициента и ожидаемого период выплат, указав, что его расчет, в отличие от расчета ответчика, не соответствует пенсионному законодательству.

Полагал, что решение подлежит отмене ввиду отсутствия в решении оценки его доводов о специальном страховом стаже, количестве лет, недостающих до общего пенсионного возраста в момент назначения досрочной пенсии, а также как несправедливое и неправосудное ввиду игнорирования судом правовой позиции участников процесса и представленных ими доказательств.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение в части возложения на него обязанности выплатить истцу недополученную пенсию за период с 11 июля 2006 года по 9 июля 2007 года в размере 1 432 рубля 28 копеек отменить как основанное на неверном толковании пенсионного законодательства и уменьшить размер недополученной истцом пенсии до 1 276 рублей 4 копеек, полагая, что постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 года № 9-П, на которое сослался суд, вступило в законную силу с момента его вынесения и обратной силы в силу пунктов 1 и 2 ст. 4 ГК РФ не имело, распространяясь лишь на отношения, возникшие после введения его в действие. В связи с этим ФИО1 имеет право на расчет размера пенсии исходя из начисленных страховых взносов только с 10 июля 2007 года.

В возражениях на апелляционную жалобу стороны выражают несогласие с доводами жалобы другой стороны, полагая что на законность и обоснованность решения они не влияют.

На основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения проверены судебной коллегией в обжалуемой части в пределах доводов апелляционных жалоб сторон.

Оснований для отмены решения по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с частью 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и вправе выйти за их пределы только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии со ст.ст. 3, 16, 99, 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утратившего силу в соответствии с пунктами 1, 2 ст. 31 вступившего в законную силу с 1 января 2002 года Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», расчет трудовых пенсий по старости производился исходя из среднемесячного заработка (определявшегося либо за 24 последних месяца работы, либо за любые 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за назначением пенсии) и общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии стаж.

Согласно пунктам 1- 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в связи с изменением пенсионного законодательства была произведена оценка пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал (РПК), трудовые пенсии стали исчисляться исходя из расчетного пенсионного капитала пенсионера, величина которого зависела от продолжительности трудового стажа (стажевый коэффициент), размера заработной платы пенсионера (среднемесячный заработок), учитываемых за период до 1 января 2002 года и общей суммы страховых взносов, начисленных работодателями (страхователями) за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ после 1 января 2002 года.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в редакции действовавшей на момент обращения ФИО1 с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года осуществляется путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле ПК = (РП - БЧ) х Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с пунктом 2 данной статьи; БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2002 года (450 рублей в месяц); Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 5 ст. 14 и пункт 1 ст. 32 данного Федерального закона).

Согласно пункту 2 ст. 30 указанного Федерального закона расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет по формуле РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20; отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

В соответствии с пунктом 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже (25 лет у мужчин), которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

В соответствии с пунктом 5 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 ст. 27 данного Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 ст. 27 данного Федерального закона.

При этом в целях исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованному лицу ожидаемый период выплаты пенсии по старости, определяемый в соответствии с пунктом 1 данной статьи, увеличивается на количество лет, недостающих при назначении досрочной пенсии до возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости, условно, подразделяется на базовую и страховую части.

Согласно пункту 3 ст. 29 Федерального закона «О трудовых пенсиях» расчетный пенсионный капитал (РПК) для определения страховой части трудовой пенсии, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается в соответствии со ст. 30 данного Федерального закона.

РПК состоит из двух частей: 1) пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 1 января 2002 года, выраженные в величине РПК, исчисленного по ст. 30 Закона «О трудовых пенсиях»; 2) суммы страховых взносов и иных средств Пенсионного фонда, начиная с 1 января 2002 года, поступивших за застрахованное лицо.

Начальный (расчетный) пенсионный капитал равен произведению ПК на коэффициент отношения неполного стажа к требуемому: РПК = 109 680,48 х 0,98411111 = 107 937,78 рублей.

РПК подлежит увеличению на утвержденные Правительством Российской Федерации коэффициенты индексации в период с 1 января 2002 года до даты установления пенсии, а именно: 1,307 (постановление Правительства РФ от 13 марта 2003 года № 152); 1,177 (постановление Правительства РФ от 15 марта 2004 года № 141); 1,114 (постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 года № 417); 1,127 (постановление Правительства РФ от 24 марта 2006 года № 166); 1,16 (постановление Правительства РФ от 27 марта 2007 № 183); 1,204 (постановление Правительства РФ от 25 марта 2008 № 205); постановление Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 548 об индексации страховой части на 1,08; постановление Правительства РФ от 21 марта 2009 года № 247 об индексации страховой части на 1,175; постановление Правительства РФ от 23 июля 2009 года № 611 об индексации страховой части на 1,075; постановление Правительства РФ от 18 марта 2010 года № 167 об индексации пенсии на 1,063; постановление Правительства РФ от 26 января 2011 года № 21 об индексации пенсии на 1,088; постановление Правительства РФ от 25 января 2012 года № 4 об индексации пенсии на 1,07; постановление Правительства РФ от 27 марта 2012 года № 237 об индексации пенсии на 1,0341; постановление Правительства РФ от 23 января 2013 года № 26 об индексации пенсии на 1,066; постановление Правительства РФ от 27 марта 2013 года № 264 об индексации пенсии на 1,033; постановление Правительства РФ от 23 января 2014 № 46 об индексации пенсии на 1,065; постановление Правительства РФ от 28 марта 2014 № 241 об индексации пенсии на 1,017.

В соответствии с пунктом 1 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в размере 1 560 рублей в месяц; согласно пункту 3 ст. 14 данного Федерального закона лицам на иждивении которых находится один нетрудоспособный член семьи, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 2 080 рублей.

Федеральным законом от 1 ноября 2007 года № 244-ФЗ размер базовой части трудовой пенсии по старости установлен в размере 1 794 рублей в месяц; согласно пункту 3 ст. 14 данного Федерального закона лицам на иждивении которых находится один нетрудоспособный член семьи, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 2 392 рубля.

Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 269-ФЗ размер базовой части трудовой пенсии по старости установлен в размере 1 950 рублей в месяц; согласно пункту 3 ст. 14 данного Федерального закона лицам на иждивении которых находится один нетрудоспособный член семьи, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 2 600 рубля.

Федеральным законом от 28 апреля 2009 года № 72-ФЗ размер базовой части трудовой пенсии по старости установлен в размере 2 562рублей в месяц; согласно пункту 3 ст. 14 данного Федерального закона лицам на иждивении которых находится один нетрудоспособный член семьи, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 416 рублей.

В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 32 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции на 11 июля 2016 года, по предложению органов службы занятости, при отсутствии возможности для трудоустройства, безработным гражданам – мужчинам, не достигшим возраста 60 лет, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 лет, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях», уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста; размер этой пенсии определяется по нормам базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях», при этом пункты 6, 7, 9, 10 и 11 ст. 14 указанного Федерального закона не применяются.

По достижении возраста, дающего право на установление досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, получатель пенсии, назначенной в соответствии с настоящим пунктом, вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости в соответствии с пунктом 7 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях».

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.

С вступлением в силу с 1 января 2010 года Федерального закона от 27 июля 2009 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» введена в действие ст. 30.1. Федерального закона «О трудовых пенсиях» «Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав», с 1 января 2010 года с целью повышения размера страховой части трудовых пенсий по старости величина РПК стала увеличиваться путем валоризации – повышения части РПК, определенной путем конвертации пенсионных прав граждан, приобретенных до 1 января 2002 года.

При этому сумма валоризации составила 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 указанного Федерального закона, и сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Кроме того, пунктом 6 ст. 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 1 января 2010 года вместо базовой части пенсии в общий размер страховой пенсии в качестве дополнительного обеспечения лиц, имеющих право на страховую пенсию в соответствии с данным Федеральным законом стала входить фиксированная выплата к страховой пенсии (ФП) устанавливаемая в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии, а также ст. 17 названного Федерального закона была закреплена возможность повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в том числе для лиц, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи.

Пунктом 3 ст. 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлен индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) – параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Кроме того, пенсионное законодательство предусматривает ежегодную индексацию всех видов выплачиваемых Пенсионным фондом РФ пенсий в связи с ростом цен и среднемесячной заработной платы; коэффициент индексации пенсий определяется исходя из цен, при определении которой уполномоченным органом учитываются инфляционные процессы, которые регистрируются Госкомитетом по статистике в целом по Российской Федерации; индексация установленных законом размеров пенсий осуществляется на основании постановлений Правительства Российской Федерации.

С 1 января 2015 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утратил силу; вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации».В соответствии с частью 3 ст. 36 Федерального закона «О страховых пенсиях» нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях» с 1 января 2015 года не применяются, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

Согласно ранее действовавшим положениям ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях», а также положениям ст. 3 Федерального закона № 400-ФЗ установлением страховой пенсии является назначение страховой пенсии, ее перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой.

Конституционный суд РФ в определении от 4 апреля 2017 года № 696-О сформулировал следующую правовую позицию, связанную с реализацией прав граждан на трудовые (страховые) пенсии: трудовая (страховая) пенсия по старости является индивидуализированной выплатой, компенсирующей застрахованному лицу предполагаемую утрату его заработной платы, иных выплат и вознаграждений в связи с наступлением такого страхового случая, как нетрудоспособность вследствие старости. Соответственно, размер трудовой (страховой) пенсии по старости должен определяться с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению данной пенсии; действовавшее до 1 января 2002 года правовое регулирование в области пенсионного обеспечения также предусматривало в качестве общего правила исчисление размера трудовой пенсии исходя из индивидуальной заработной платы гражданина.

В соответствии с пунктом 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях», при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пункта 2 резолютивной части постановления Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 № 9-П пункт 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях» и абзац 3 пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 13 июля 2006 года ФИО1, <данные изъяты>, на основании его заявления от 11 июля 2016 года по направлению Центра занятости населения в соответствии со ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и подпунктом 1 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом наличия у истца страхового стажа продолжительностью 28 лет 7 месяцев 6 дней, из требуемых 20 лет, специального стажа продолжительностью 16 лет 27 дней из требуемых 10 лет, а также наличия нетрудоспособного члена семьи, <данные изъяты>, с 11 июля 2006 года ФИО1 была пожизненно назначена пенсия по старости со снижением пенсионного возраста в связи наличием нетрудоспособного иждивенца – К.И.В.., <данные изъяты>.

Общий размер назначенной трудовой пенсии, с учетом ожидаемого периода выплаты 168 месяцев, ее накопительной части пенсии 1 302 рубля 59 копеек и базовой части 1 380 рублей 12 копеек, был исчислен в размере 2 682 рубля 71 копейка.

Вступившим в законную силу 22 января 2019 года решением Сарапульского городского суда от 11 декабря 2018 года ФИО1 было отказано в удовлетворении его требований к Управлению Пенсионного фонда в г. Сарапуле о назначении ему страховой пенсии по старости в размере 67 326 рублей 85 копеек, которые он мотивировал несогласием с оценкой Управлением его пенсионных прав на 1 января 2002 года по причине не учета при назначении пенсии среднемесячного заработка до 2002 года и снижения покупательной способности пенсии, приобретенной до 2002 года в связи с инфляционным процессами в период 1988 – 2002 годов; оснований для удовлетворения иска суд не усмотрел исходя из того, что требований об оспаривании решений пенсионного органа, к компетенции которого относится назначение пенсии, ФИО1 не заявлял и решение о назначении 11 июля 2016 года пенсии не оспаривал.

В связи с достижением возраста 50 лет ФИО1 на основании его заявления от 8 апреля 2008 года и наличием требуемого стажа на соответствующих видах работ 8 апреля 2008 года ему была назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в размере 4 284 рубля 41 копейки.

В последующем размер пенсии ФИО1, с учетом законодательного изменения базовой части пенсии, а также за счет индексации ее размера, валоризации, снятия надбавки за иждивенца с 1 июля 2011 года изменялся и на 31 марта 2018 года составил 12 184 рубля 58 копеек, включая ее страховую часть – 7201 рубль 68 копеек и фиксированную выплату к страховой пенсии– 4 982 рубля.

Расчет размера назначенной ФИО1 в 2006 году пенсии был произведен ответчиком со ссылкой на пункт 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях» исходя из уплаченных страховых взносов; при этом на дату назначения пенсии - 11 июля 2006 года, размер начисленных за ФИО1 страховых взносов составил 10 368 рублей 74 копейки.

РПК с учетом индексаций, на дату назначения истцу пенсии, составил 208 465,71 рублей (107 937 рублей 78 копеек x 1,307 x 1,177 x 1,114 x 1,127).

Размер страховой части трудовой пенсии по старости истца, исчисленный путем суммирования РПК и начисленных ФИО1 за 2002 - 2006 годы страховых взносов и деления полученного значения на ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составил 1 302 рубля 59 копеек (208 465 рубля 71 копейка + 10 368 рублей 74 копейки : 168).

Размер базовой части пенсии, в зависимости от наличия иждивенцев, установленный ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях» - 1 380 рублей 12 копеек исходя из базовой части трудовой пенсии ФИО1 - 1 035 рублей 9 копеек и фиксированной выплаты на иждивенца - дочь ДД.ММ.ГГГГ года рождения - 345 рублей 3 копейки.

Таким образом общий размер трудовой пенсии по старости ФИО1 на дату обращения 11 июля 2006 года, с учетом установленных законом индексаций, составил 2 682,71 рубля (базовая часть в сумме 1 380 рублей 12 копеек + страховая часть в сумме 1 302 рублей 59 копеек).

В связи с достижением истцом 22 апреля 2008 года возраста 50 лет и наличием требуемого стажа на работах по Списку № 1 у него возникло право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 «О трудовых пенсиях».

В связи с этим расчет размера пенсии на дату обращения истца 22 апреля 2008 года был произведен вновь: РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП = (0,55+0,04) х 1,2 х 1671 = 1 183 рублей 7 копеек; величина расчетного пенсионного капитала составила: ПК = (РП - БЧ) х Т = (1 183,07 — 450,00) х 180 = 131 952 рублей 60 копеек.

С учетом индексаций, на дату назначения истцу пенсии 22 апреля 2008 года по достижении им возраста 50 лет РПК составил 355 929 рублей 17 копеек (107 937,78 x 1,307 x 1,177 x 1,114 x 1,127 х 1,16 х 1,204).

Размер страховой части трудовой пенсии по старости, путем суммирования РПК и страховых взносов, начисленных ФИО1 за 2002-2008 годы и их деления на ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составил 2 204 рублей 41 копейка: (355 929 рублей 17 копеек + 40 865 рублей 29 копеек) : 180).

С учетом размера базовой части трудовой пенсии истца (1 560 рублей в месяц) и наличия на его иждивении одного нетрудоспособного члена семьи (фиксированная выплата 520 рублей), установленная ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях») базовая часть трудовой пенсии ФИО1 составила 2 080 рублей (1 560 рублей + 520 рублей).

Общий размер трудовой пенсии по старости ФИО1 на 22 апреля 2008 года составил 4 284 рубля 41 копейка (базовая часть в сумме 2 080 рублей + страховая часть в сумме 2 204 41 копейка, а с учетом перерасчета пенсии по взносам, которые были не учтены при назначении пенсии (доплата к страховой части) и установленной законом индексации – 6 453 рубля 14 копеек (базовая часть в сумме 3 416 рублей + страховая часть в сумме 3 037 рублей 14 копеек).

Размер валоризации в связи с вступлением в силу с 1 января 2010 года Федерального закона от 27 июля 2009 года № 213-ФЗ и дополнения Федерального закона «О трудовых пенсиях» ст. 30.1, с учетом того, что ФИО1 по состоянию на 1 января 1991 года было отработано 15 полных лет, составил 25 процентов (10 процентов + 15 процентов), а сумма валоризации - 494 рублей 35 копеек (РПК на 22 апреля 2008 года х индивидуальный размер валоризации : Т) - 355 929 рублей 17 копеек х 25 процентов : 180 месяцев). С учетом индексаций до 1 января 2010 года размер валоризации составил 674 рубля 38 копеек (494 рубля 35 копеек x 1,08 x 1,175 x 1,075).

Размер страховой части пенсии, с учетом увеличения на 674 рубля 38 копеек, составил 3 711 рублей 52 копейки.

Таким образом, общий размер пенсии на 1 января 2010 года составил 7 127 рублей 52 копейки.

С учетом снятия надбавки на иждивенца (в связи с прохождением обучения по 30 июня 2011 года) и установленных законом индексаций, на 1 января 2015 года – дату утраты действия Федеральный закон «О трудовых пенсиях» в вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» размер пенсии истца составил 9 599 рублей 85 копеек (базовая часть в сумме 3 935 рублей + страховая часть в сумме 5 664 рублей 85 копеек).

По состоянию на 1 января 2015 года в соответствии с пунктом 10 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» размер одного ИПК составлял 64,10 рублей.

Величина ИПК ФИО1, исчисляемого путем деления размера страховой части пенсии по состоянию на 1 января 2015 года на размер одного ИПК, составила 88,375 рублей (5 664 рублей 85 копеек : 64,10).

С учетом установления Федеральным законом «О страховых пенсиях» фиксированной выплаты (ранее составлявшей базовую часть пенсии) в сумме 3 935 рублей и стоимости одного пенсионного коэффициента 64 рубля 10 копеек; постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 года № 36 стоимости пенсионного коэффициента 71 рублей 41 копейка, индексации фиксированной выплаты постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 года № 40 на коэффициент 1,114; установления Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 385-ФЗ стоимости одного пенсионного коэффициента 74 рублей 27 копеек и индексации фиксированной выплаты на коэффициент 1,04; установления постановлением Правительства РФ от 19 января 2017 года № 35 стоимости пенсионного коэффициента78 рублей 28 копеек и индексации постановлением Правительства РФ от 19 января 2017 года № 36 фиксированной выплаты на коэффициент 1,054; установления ст. 8 Федерального закона от 19 декабря 2016 года № 416-ФЗ с 1 апреля 2017 года стоимости одного пенсионного коэффициента 78 рублей 58 копеек; установления Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 420-ФЗ стоимости одного пенсионного коэффициента 81 рубль 49 копеек и индексации фиксированной выплаты на коэффициент 1,037; установлении Федеральным законом от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ стоимости одного пенсионного коэффициента в 2019 году 87 рублей 24 копейки и индексации фиксированной выплаты на коэффициент 1,0705, стоимости одного пенсионного коэффициента в 2020 году 93 рубля и индексации фиксированной выплаты на коэффициент 1,066, по состоянию на 1 февраля 2020 года размер пенсии истца составляет 13 905 рублей 13 копеек.

В связи с несогласием истца с расчетом пенсии на его обращение Управление 10 апреля 2018 года сообщило о рассмотрении и проверке фактических обстоятельств его пенсионного обеспечения, и дало разъяснения относительно порядка исчисления суммы пенсии, указав, что с января 2018 года размер пенсии составляет 12184 рубля 58 копеек, пенсия исчислена верно в соответствии с нормами пенсионного законодательства.

Разрешая спор, суд руководствовался приведенными выше регулирующими спорные отношения нормами материального права, постановлениями Конституционного Суда РФ и пришел к выводу о том, что размер назначенной пенсии истцу за период с 11 июля 2006 года по 21 апреля 2008 года должен был быть пересчитан с учетом начисленных работодателями страховых взносов, и поскольку ответчиком в указанной части перерасчет произведен не был – выводу о наличии оснований для взыскания разницы между подлежащей выплате ФИО1 и выплаченной истцу за указанный период пенсией в размере 2 708 рублей 32 копейки (68 434 рублей 31 копейка – 65 725 рублей 99 копеек).

При этом размер подлежащей выплате ФИО1 пенсии за указанный период был определен судом исходя из суммирования РПК и начисленных ФИО1 за 2002 - 2006 годы страховых взносов и деления на ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости: (208 465,71 + 29 268,08) / 168 = 1 415 рублей 08 копеек, с учетом последующей индексации страховой части пенсии постановлением Правительства РФ от 28 июля 2006 № 466 на 1,062; постановлением Правительства РФ от 27 марта 2007 № 181 базовой части на 1,075, страховой части на 1,092); установления базовой части пенсии Федеральным законом от 24 сентября 2007 № 223-ФЗ в размере 1 260 рублей (с учетом иждивенца 1 680 рублей); установлении базовой части Федеральным законом от 1 ноября 2007 № 244-ФЗ в размере 1 560 рублей (с учетом иждивенца 2 080 рублей); индексации страховой части постановлением Правительства РФ от 25 января 2008 № 25 на 1,12; об индексации страховой части постановления Правительства РФ от 25 марта 2008 № 204 на 1,075 и определенного судом с учетом начисленных страховых взносов размера страховой пенсии в сумме 2 795 рублей 20 копеек (страховой части пенсии истца в сумме 1415 рублей 8 копеек и размера базовой части страховой пенсии в сумме 1 380 рублей 12 копеек) и выводу о взыскании с учетом изменения Пенсионным фондом РФ правоприменительной практики после принятия Конституционным Судом РФ 10 июля 2007 года постановления № 9-П и расчета ответчиком размера пенсии исходя из начисленных работодателями за застрахованных лиц страховых взносов, суд основания для перерасчета пенсии истца и удовлетворения требований истца за последующие периоды не усмотрел, установив, что трудовая пенсия по старости с 22 апреля 2008 года была рассчитана ФИО1 исходя из начисленных страховых взносов, размер которых составил 40 865 рублей 29 копеек, исходя из данных о стаже и заработной плате ФИО1 при назначении пенсии с 11 июля 2006 года - продолжительности общего трудового стажа на 1 января 2002 года 24 года 7 месяцев 7 дней; отношения заработков — 2,241 (средний фактический заработок по справке о заработной плате № 64 за период с января 1983 по декабрь 1987 делимый на размер среднемесячной зарплаты по стране за этот период (448 рубля 74 копейки : 200 рублей 24 копейки); максимального применяемого в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ отношения заработков при исчислении расчетного размера пенсии - не более 1,200; суммы страховых взносов, начисленных работодателями за 2002 - 2006 годы в размере 10 368 рублей 74 копейки; среднемесячной заработной платы по стране за период с 1 июля 2001 года по 30 сентября 2001 года в размере 1 671 рубль; при назначении пенсии истцу был выбран наиболее выгодный вариант исчисления размера трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях».

При этом суд установил, что расчетный размер пенсии ФИО1 на основании представленных параметров РП составил 1 102 рубля 86 копеек (0,55 х 1,2 х 1 671); величина расчетного пенсионного капитала ПК – 109 680 рублей 48 копеек (1 102 рубля 86 копеек – 450 рубля) х 168).

Исходя из положений пункта 1 ст. 32 Федерального закона «О трудовых пенсиях» показатель Т составил 168 (144 месяца на 1 января 2002 года + 6 месяцев на 1 января 2003 года + 6 месяцев на 1 января 2004 года + 6 месяцев на 1 января 2005 года + 6 месяцев на 1 января 2006 года).

Поскольку ожидаемый период выплаты установлен законодателем в фиксированном размере в зависимости от года, в котором назначается пенсия, и не может быть изменен в зависимости от возраста выхода на пенсию, суд обоснованно отклонил доводы истца о том, что данный показатель при расчете пенсионного капитала подлежит установлению в количестве 312 месяцев как безосновательные, и ввиду того, что общий стаж ФИО1 на 1 января 2002 года составил 24 года 7 месяцев 7 дней, что менее требуемых 25 лет, и указал, что подлежит применению коэффициент отношения неполного стажа к требуемому 0,98411111 (295,2333333 имеющихся месяцев стажа : 300 месяцев).

При этом суд также обоснованно отклонил доводы истца о необходимости принятия в расчет пенсионного капитала выработанного им на 1 января 2002 года специального стажа по Списку № 1 (по данным Управления составлявшем 14 лет 10 месяцев 28 дней), поскольку в 2006 году возраст истца составлял 48 лет и право на досрочное назначение пенсии по Списку № 1 у него на 11 июля 2006 года не возникло.

По мнению судебной коллегии также правомерно, исходя из положений части 3 ст. 196 ГПК РФ, суд не усмотрел оснований для удовлетворения требований ФИО4 о назначении ему пенсии по старости с 1 января 2020 года, исходя из того, что в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» и действовавшим до его принятия Федеральным законом «О трудовых пенсиях» принятие решения о назначении (отказе в назначении) пенсии относится к компетенции территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации; решения об отказе в назначении страховой пенсии истцу ответчиком не принималось, досрочная страховая пенсия была назначена ему 8 апреля 2008 года.

Проверяя законность решения ответчика в части размера назначенной истцу пенсии и наличия оснований для ее перерасчета и взыскании, в связи с этим, недополученной пенсии за период с 11 июля 2006 года по 1 февраля 2020 года в размере 1 460 565 рублей, суд обоснованно по приведенным выше основаниям удовлетворил их частично в размере 2 708 рублей 32 копейки за период с 11 июля 2006 года по 21 апреля 2008 года и отказал в части взыскания недополученной пенсии за последующий период, поскольку приведенный истцом в их обоснование расчет не основан на правильном применении регулирующих спорные отношения норм пенсионного законодательства, обоснованно приняв за основу представленный Управлением Пенсионного фонда расчет, соответствующий нормам пенсионного законодательства.

Доводы жалобы истца о незаконности принятого судом решения ввиду необоснованного отклонения его доводов о том, что при расчете размера пенсии расчет стажевого коэффициента необходимо было производить с учетом наличия у него специального стажа более 10 лет, а ожидаемый период выплаты в соответствии с абзацем 3 пункта 5 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» должен составлять 312 (168 месяцев + 144 месяца ввиду его выхода на пенсию на 12 лет раньше установленного для мужчин общего возраста выхода на пенсию 60 лет), судебной коллегией отклоняются как основанные на неправильном применении регулирующих спорные отношения норм материального права.

При этом судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что значение ожидаемого периода выплаты в 2006 году установлено законом и в соответствии с положениями пункта 1 ст. 32 Федерального закона «О трудовых пенсиях», с 1 января по 31 декабря 2006 года составляло 168 месяцев, а не 314 месяцев, как указал истец; поэтому расчет ожидаемого периода выплаты путем использования коэффициента 312 требованиям пенсионного законодательства не соответствует.

Также соглашается судебная коллегия и с выводами суда об отсутствии оснований для расчета стажевого коэффициента на момент назначения ему досрочной трудовой пенсии по его заявлению от 11 июля 2006 года с учетом его увеличения на 1 процент за каждый год специального стажа, превышающий 10 лет, поскольку на данную дату возраста 50 лет он не достиг и право на назначение досрочной страховой пенсии по старости у него не возникло; досрочная трудовая пенсия назначалась ему на основании пункта 2 ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Отклоняются судебной коллегией и доводы жалобы о необходимости учета при определении размера назначаемой ему пенсии уплаченных им в качестве индивидуального предпринимателя за период с 2006 по 2008 года страховых взносов, поскольку сведений об уплате за страховых вносов за данный период истцом не представлено и в материалах дела не содержится.

Не являются основанием для отмены решения и доводы представителя истца о наличии оснований для отвода судьи, председательствовавшего по делу, по мотиву отмены судом апелляционной инстанции постановленного судьей решения по другому делу, предвзятого отношения к представителю истца и необоснованного отклонения заявления об отводе, поскольку установленных ст. 16 ГПК РФ оснований для отвода судьи, в том числе по мотиву личной, прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела, а также наличия иных обстоятельств, вызывающих сомнение в его объективности и беспристрастности, не имеется.

С доводами апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия согласиться не может, поскольку определением Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2007 года № 798-О-О «По ходатайству Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П» разъяснено, что из содержания постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П однозначно следует, что начиная с данной даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10 июля 2007 года).

По приведенным выше основаниям соответствующие доводы апелляционных жалоб сторон судебной коллегией отклоняются.

Выводы суда соответствуют установленным судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении регулирующих спорные правоотношения норм материального права; доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения апелляционные жалобы не содержат.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, поэтому оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционных жалоб не имеется; решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы – оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 29 июня 2020 года оставить без изменения.

Апелляционные жалобы ФИО1 и Управления Пенсионного фонда в г. Сарапуле оставить без удовлетворения.

Председательствующий Глухова И.Л.

Судьи Фролова Ю.В.

Рогозин А.А.