НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика) от 11.03.2019 № 33-1154/19

Судья Сабрекова Е. А. Дело № 33-1154/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего Копотева И. Л.,

судей Нартдиновой Г. Р., Нургалиева Э. В.,

при секретаре Рогалевой Н. В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 11 марта 2019 года гражданское дело

по апелляционным жалобам ответчиков Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике, государственного учреждения «Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Кезский»

на решение Кезского районного суда Удмуртской Республики от 11 октября 2018 года, которым

исковые требования Перевозчикова А. И. к государственному учреждению «Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дела Российской Федерации «Кезский», Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о взыскании денежного довольствия (денежной компенсации) за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, компенсации морального вреда, удовлетворены частично.

Взысканы с государственного учреждения «Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дела Российской Федерации «Кезский» в пользу Перевозчикова А. И. денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх нормальной продолжительности служебного времени в выходные и нерабочие праздничные дни в размере 106656 рублей 21 копейки, компенсация морального вреда в размере 3000 рублей.

В удовлетворении остальных исковых требований Перевозчикова А. И. отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Копотева И. Л., объяснения истца Перевозчикова А. И. и его представителя – адвоката Касаткина С. В., представителя ответчика государственного учреждения «Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Кезский» Гущиной Е. А., представителя ответчика Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике Сингатуллиной Л. Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

истец Перевозчиков А. И. обратился в суд с иском к ответчикам государственному учреждению «Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дела Российской Федерации «Кезский» (далее – ММО МВД России «Кезский»), Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике (далее – МВД по Удмуртской Республики) о взыскании денежного довольствия (денежной компенсации) за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за период с января 2017 года по июль 2018 года в размере 416024 рублей 59 копеек, компенсации морального вреда в размере 20000 рублей.

Требования мотивированы тем, что с 01 декабря 2007 года по 08 июля 2018 года истец проходил службу в органах внутренних дел, замещал должность заместителя начальника отделения полиции «<данные изъяты>» ММО МВД России «Кезский».

При увольнении с истцом был произведен расчет, с которым Перевозчиков А. И. не согласился, полагая, что выплачены денежные средства не в полном объеме, так как работодатель не в полном объеме учел сверхурочную работу, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а так же в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

18 мая 2018 года истцом на имя руководителя ММО МВД России «Кезский» был направлен рапорт с просьбой о предоставлении в соответствии с части 6 статьи 53 Закона «О службе в органах внутренних дел» оплачиваемого отпуска за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2017-2018 годы.

На данный рапорт был получен ответ за подписью начальника ММО МВД России «Кезский», согласно которому истцу было отказано в предоставлении оплачиваемого отпуска за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а так же в ночное время и нерабочие праздничные дни за 2017-2018 годы, а также был осуществлен неверный перерасчет количества отработанных часов за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а так же в ночное время и нерабочие праздничные дни за 2017-2018 годы.

Согласно новых расчетов в выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени были включены только выходные и нерабочие праздничные дни за 2017-2018 годы. Дежурства в качестве ответственного от руководства в период времени с 08-00 часов до 22-00 часов в рабочие дни были учтены как ненормированный рабочий день, не смотря на наличие графиков, утвержденных руководством ММО МВД России «Кезский», то есть в нарушение Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, дежурства в качестве ответственного от руководства истцом в рабочие дни в период времени с 18-00 часов до 22-00 часов за период 2017-2018 годы учтены не были.

После получения ответа об отказе в предоставлении отпуска за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время и нерабочие праздничные дни за 2017-2018 годы истцом был подан рапорт на оплату работы за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время и нерабочие праздничные дни за 2017-2018 годы, в котором также было отказано.

Оплата за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время и нерабочие праздничные дни по 120 часов за 2017 год и 2018 год была осуществлена.

Выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни составило 51 день.

Дежурства в качестве ответственного от руководства истцом в рабочие дни в период времени с 18-00 часов до 22-00 часов (4 часа) составили 99 дней (396 часов), а с учетом оплаченных 120 часов – 276 часов, что соответствует 34 дням. Таким образом, за 2017 год за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а так же в ночное время и нерабочие праздничные дни необходимо оплатить 85 дней, из которых 51 день в двойном размере, так как работа осуществлялась в выходные и нерабочие праздничные дни.

В 2018 году выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в выходные и нерабочие праздничные дни составило 22 дня. Дежурства в качестве ответственного от руководства истцом в рабочие дни в период времени с 18-00 часов до 22-00 часов (4 часа) составили 36 дней (144 часа), а с учетом оплаченных 120 часов – 24 часа, что соответствует 3 дням. Таким образом, за 2018 год за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а так же в ночное время и нерабочие праздничные дни необходимо оплатить 25 дней, из которых 22 дня в двойном размере, так как работа осуществлялась в выходные и нерабочие праздничные дни.

Также истцу как работнику неправомерными действиями работодателя причинен моральный вред.

В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали.

В судебном заседании представитель ответчика ММО МВД России «Кезский» с исковыми требованиями не согласилась. Заявлено о пропуске срока обращения в суд с требованиями за 2017 год.

В судебное заседание ответчик МВД по Удмуртской Республике, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя не направил, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В суд представлен письменный отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым ответчик не согласен с иском в полном объеме согласно которому, указано на пропуск срока обращение в суд по требованиям о взыскании денежной компенсации за 2017 год.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ответчик Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике просило решение суда отменить, вынести новое решение суда, которым в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.

Судом первой инстанции ошибочно сделан вывод, что истец просил предоставить дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2017 года. В представленном в материалах дела рапорте это не указано.

Ответчик считает, что истцом не соблюден срок обращения к руководителю за предоставлением дополнительных дней отдыха, поскольку дни отдыха, образовавшиеся в период 2017 года, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока с предстоящими отпусками за последующие годы. Данная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15 августа 2016 года № 73-КГ16-3.

Судом не дана оценка распоряжению от 26 апреля 2018 года и графику отпусков на 2018 год.

Данное обстоятельство, по мнению ответчика, имеет значение для правильного разрешения дела. Указано на части 4, 6 статьи 56 Федерального закона № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года.

Судом неправильно определено количество дней сверхурочного времени. Истцу был установлен ненормированный служебный день и за работу сверхнормы ему предоставлялся дополнительный отпуск за ненормированный служебный день – 9 календарных дней. Сотрудникам, которым установлен ненормированный рабочий день, только выполнение служебных обязанностей в ночное время (с 22:00 по 06:00), в выходные и нерабочие праздничные дни может компенсироваться дополнительными днями отдыха (по желанию – денежной компенсацией). Общий остаток некомпенсированных дней (часов) у истца за 2017 года – 37 дней (296 часов), за 2018 год 5 дней (40 часов).

Ошибочно указание суда на неурегулированность вопроса специальными нормативными актами и необходимости применения положений Трудового кодекса Российской Федерации. Основание, порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и предоставления компенсации определяется Федеральным законом № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года, до 03 апреля 2018 года – приказом МВД России от 19 октября 2012 года № 961, с 03 апреля 2018 года приказом МВД России от 01 февраля 2018 года, порядок и размер денежной компенсации – приказом МВД России от 31 января 2013 года № 65.

Судом неправильно применены нормы материального права.

В апелляционной жалобе ответчик ММО МВД России «Кезский» просил решение суда отменить и вынести новое решение, которым в требованиях истца отказать. Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы ответчика МВД по Удмуртской Республике.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.

В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ – суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционных жалоб ответчиков, возражений на апелляционную жалобу, выслушав истца и его представителя, представителей ответчиков, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом установлены следующие обстоятельства.

В период с 01 декабря 2007 года по 08 июля 2018 года истец – майор полиции Перевозчиков А. И. проходил службу в органах внутренних дел, в период с января 2017 года по июль 2018 года в должности заместителя начальника отделения полиции «<данные изъяты>» межмуниципального отдела МВД России «Кезский».

В соответствии с контрактом от 12 марта 2014 года, заключенным МВД по Удмуртской Республики с сотрудником, истец взял на себя обязанности по должности заместителя начальника отдела полиции «<данные изъяты>» межмуниципального отдела МВД России «Кезский».

Согласно контракту истцу гарантируется со стороны МВД по Удмуртской Республике своевременная и в полном объеме выплата денежного довольствия и предоставления социальных гарантий в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иными нормативными актами Российской Федерации (пункт 6.2). Пунктом 9 контракта установлен ненормированный служебный день.

В период службы истец периодически привлекался к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и праздничные дни.

18 мая 2018 года истец обратился к начальнику ММО МВД России «Кезский» с рапортом о предоставлении ему оплачиваемого отпуска за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а так же в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни согласно табелям учета рабочего времени за 2017 год в количестве 532 часов или 66 дней и за период с января по апрель 2018 года в количестве 218 часов или 27 дней. Согласно штампу рапорт зарегистрирован в ММО МВД России «Кезский» за 18 мая 2018 года.

Начальником ММО МВД России «Кезский» Г.П.Ю. в ответ на рапорт от 18 мая 2018 года дан ответ за , в котором сообщается, что в соответствии с пунктом 6 Приказа МВД по Удмуртской Республике от 04 августа 2016 года «Об организации работы ответственных от руководства» в ОП «<данные изъяты>» работа ответственных от руководства ОВД из числа начальника отделения полиции и его заместителей организована по графику с 08-00 часов до 22-00 часов. Однако, в нарушение данного приказа учет рабочего времени указанной категории сотрудников осуществлялся как при несении службы в круглосуточном режиме. В связи с чем, было необоснованно завышено количество отработанных часов.

После приведения табелей учета служебного времени за 2017 и 2018 годы в соответствие с требованиями приказа МВД по Удмуртской Республике от 04 августа 2016 года остаток некомпенсированных часов, отработанных сверх установленной продолжительности служебного времени за 2017 год составил 296 часов или 37 дней, за истекший период 2018 года – 160 часов или 20 дней.

Предоставить дни отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 15 мая по 15 июля 2018 года нет возможности, учитывая, что в соответствии с распоряжением Врио Министра внутренних дел по Удмуртской Республике полковника полиции М.О.В. от 26 апреля 2018 года «О предоставлении отпусков в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018» в связи с командированием сил и средств МВД по Удмуртской Республике для обеспечения общественного порядка в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 указано на перенос отпусков руководителей территориальных органов внутренних дел и их заместителей, приходящихся на указанный период времени. Предложено обратиться с рапортом о предоставлении указанных дней в период предоставления истцу основного отпуска за 2018 год, который в соответствии с графиком отпусков МО МВД России «Кезский» запланирован на октябрь 2018 года.

30 мая 2018 года истец обратился к начальнику ММО МВД России «Кезский» с рапортом о предоставлении основного оплачиваемого отпуска за 2018 год, приложив рапорт об увольнении с органов внутренних дел. Согласно штампу рапорт зарегистрирован в ОВД по <данные изъяты> району 30 мая 2018 года за , в ММО МВД России «Кезский» – за 05 июня 2018 года.

В соответствии с заключением помощника начальника ММО МВД России «Кезский» Г.Е.А., утвержденным начальником ММО МВД России «Кезский» Г.П.Ю. от 09 июня 2018 года по рапорту Перевозчикова А. И. о предоставлении ему в связи с увольнением отпуска, истцу отказано в переносе срока предоставления отпуска и предоставлении его в июне 2018 года.

Аналогичный ответ дан в письме начальником ММО МВД России «Кезский» .

30 июня 2018 года истец обратился к начальнику ММО МВД России «Кезский» с рапортом о выплате денежной компенсации за отработанные сверх нормальной продолжительности служебного времени часы за 2017 год и за истекший период 2018 года (включая ДД.ММ.ГГГГ год) вместо предоставления дополнительных дней отдыха, в связи с его увольнением. Согласно штампу рапорт зарегистрирован в ОВД по <данные изъяты> району 02 июля 2018 года за .

В ответ на данный рапорт в адрес истца было дано разъяснение от 18 июля 2018 года за , согласно которому максимально возможный размер компенсации, предусмотренный Трудовым кодексом Российской Федерации, за время отработанное сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а так же в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2017-2018 годы в количестве 120 часов Перевозчикову А. И. выплачен. Остальные часы переработки могли быть компенсированы только дополнительными днями отдыха, которые предоставляются лишь на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем.

В соответствии с расчетными листами Перевозчикову А. И. в ноябре 2017 года было начислено, в том числе сверхурочные в размере 26483,14 рублей, в июне 2018 года за сверхурочные в размере 27960,69 рублей, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 144042,26 рублей.

Приказом МВД по Удмуртской Республике от 05 июля 2018 года, на основании рапорта истца от 08 июня 2018 года расторгнут контракт и уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ (по инициативе сотрудника) Перевозчиков А. И. 08 июля 2018 года, предписано произвести выплату Перевозчикову А. И. денежной компенсации за неиспользованный основной отпуск в 2018 году – 15 дней пропорционально периоду службы в году увольнения; с выплатой денежной компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в 2012 году – 9 дней, в 2013 году – 9 дней, в 2014 году – 9 дней, в 2015 году – 9 дней, в 2016 году – 9 дней, в 2017 году – 9 дней, в 2018 году – 4,5 дня пропорционально периоду службы в году увольнения; с выплатой денежной компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск за стаж в органах внутренних дел в 2017 году – 5 дней, в 2018 году – 2,5 дня пропорционально периоду службы в году увольнения; с выплатой единовременного пособия при увольнении в размере двух окладов денежного содержания в соответствии с частью 7 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ.

02 августа 2018 года истец обратился с настоящим иском в суд.

Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.

При разрешении спора суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Приказом МВД России от 19 октября 2012 года № 961 «Об утверждении Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха», Приказом МВД России от 31 января 2013 года № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», а также Трудовым кодексом Российской Федерации в части, неурегулированной вышеперечисленными специальными нормативными актами.Удовлетворяя исковые требования истца к ответчику ММО МВД России «Кезский» частично, суд первой инстанции исходил из того, что в 2017 году истцом отработано свыше нормы рабочего времени 598 часов, из которых 120 были оплачены денежной компенсацией, в 2018 году – 125 часов, из которых были оплачены 120 часов. Учитывая, что рапорт о предоставлении дополнительных дней отдыха за переработку оставлен без удовлетворения, суд определил, что подлежит взысканию денежная компенсация за 478 часов (59,75 дней) работы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в 2017 году и за 5 часов (0,625 дней) работы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в 2018 году.

При этом, суд первой инстанции указал, что иное бы означало привлечение сотрудника к принудительному бесплатному труду, что противоречит Конституции Российской Федерации.

Также суд первой инстанции с учетом заявления ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд сделал вывод, что истцом указанный срок не пропущен. В указанной части решение суда не обжалуется.

Что касается выводов суда первой инстанции по существу, судебная коллегия не может согласиться с ними, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ) регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ служебное время – период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени.

Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя (часть 2 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Из части 10 статьи 53 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (часть 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Пунктом 8 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, утвержденного приказом МВД России от 19 октября 2012 года № 961 (действовавшим до 02 апреля 2018 года), установлено, что продолжительность выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется исходя из продолжительности выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности ежедневной службы, а при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период.

Сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха (пункт 9 Порядка).

Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску (пункт 10 Порядка).

Сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется. Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ (пункт 11 Порядка).

Согласно пункту 15 указанного Порядка предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется: Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России; иным руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России.

Рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в пункте 15.1 и 15.2 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля (пункт 16 Порядка).

В соответствии с пунктом 18 Порядка по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 года № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

Аналогичные положения, регламентирующие порядок привлечения сотрудников к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности, предусмотрены Порядком организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказ МВД России от 01 февраля 2018 года № 50 (пункту 274-293), которым признан утратившим силу приказ МВД России от 19 октября 2012 года № 961.

В соответствии с пунктом 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 января 2013 года № 65, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Количество дней, за которое в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (пункт 58 Порядка).

Исходя из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни сотруднику должно быть предоставлено время отдыха, и лишь по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (пункт 58), а именно для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (статья 99 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, из системного анализа указанных выше норм следует, что действующее специальное законодательство, регламентирующее порядок выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудникам органов внутренних дел, установило ограничение по оплате работы в сверхурочное время в размере не более 120 часов в год.

То есть возможность получения денежной компенсации за сверхурочную работу ограничена 120 часами в год.

Достоверно установлено и не оспаривается сторонами по делу, что истцу за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в 2017 году была выплачена денежная компенсация за 120 часов, в 2018 году – за 120 часов (расчетные листы за ноябрь 2017 года, за июнь 2018 года, л. д. 110, 117).

Требования истца о взыскании денежной компенсации сверх 120 часов, которые подлежат оплате на основании рапорта сотрудника, не основаны на законе.

Часы переработки могли быть компенсированы только дополнительными днями отдыха, которые предоставляются по заявлению (рапорту) сотрудника.

В соответствии с рапортом от 18 мая 2018 года (л. д. 17) истец просил предоставить оплачиваемый отпуск за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2017 и 2018 годы.

На указанный рапорт дан ответ об отсутствии возможности предоставлении указанных истцом дней отдыха в период с 15 мая по 15 июля 2018 года, в связи с проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018 и о возможности предоставления указанных дней в период предоставления основанного отпуска за 2018 года в соответствии с графиком отпусков (л. д. 18).

Указанный ответ не противоречит положениям части 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, положения которого приведены выше.

Частью 11 статьи 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ определено, что сотруднику органов внутренних дел, увольняемому со службы в органах внутренних дел, в том числе по пункту 2 части 2 статьи 82 указанного закона, по его желанию предоставляются предусмотренные законодательством Российской Федерации отпуска.

Истцом 30 мая 2018 года был подан рапорт о предоставлении основного оплачиваемого отпуска, указано на часть 11 статьи 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, статью 127 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающие предоставление отпуска при увольнении (л. д. 93). Указанный рапорт не содержит требования о предоставлении вместе с основным отпуском дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.

В соответствии с указанным рапортом было составлено заключение, утвержденное начальником ММО МВД России «Кезский» (л. д. 94) и дан истцу ответ (л. д. 95) с указанием, что отпуск по графику запланирован на октябрь 2018 года, в связи с проведением чемпионата мира по футболу, нет оснований для переноса указанного отпуска.

Данное заключение и ответ ответчика истцом не оспорены, требований о возложении обязанности на ответчика предоставить отпуск при увольнении не заявлено.

Неиспользованные дни отпуска истцу были компенсированы при увольнении.

С учетом, что истцом при обращении с рапортом о предоставлении основного отпуска не указано на предоставление дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2017-2018 годы, компенсация за неиспользованный отпуск истцу выплачена, то нет оснований для вывода о нарушении ответчиком прав истца на предоставление ему дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх нормы.

Факт нарушения ответчиком части 11 статьи 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ при указанных выше обстоятельствах не имеет правового значения для разрешения исковых требований о взыскании компенсации за неиспользованные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.

Рапорт истца от 30 июня 2018 года (л. д. 96) с просьбой выплатить компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени вместо дней отдыха за 2017-2018 год, при установленном факте о выплате за указанные периоды установленного законом максимального размера указанной компенсации (за 120 часов) не могут являться основанием для удовлетворения настоящих исковых требований.

Оснований для компенсации морального вреда не имеется.

Истцом основанием для возмещения морального вреда указано на нарушение его прав на получение денежной компенсации, что судебной коллегией не установлено.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что решением суда было отказано в удовлетворении требований к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике, судебная коллегия считает, что в связи с неправильным применением норм материального права решение суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворения иска к ММО МВД России «Кезский» с вынесением в указанной части нового решения об отказе в иске.

Апелляционные жалобы ответчиков подлежат удовлетворению.

При этом, судебная коллегия находит, что в резолютивная часть решения суда первой инстанции не соответствует требованиям процессуального законодательства.

В соответствии с частью 5 статьи 198 ГПК РФ резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда.

С учетом разъяснений, изложенных в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении», в резолютивной части решения при отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано. Об отказе в удовлетворении требований именно к МВД по Удмуртской Республике в резолютивной части решения не указано.

В связи с чем, судебная коллегия считает, что при принятии нового решения необходимо указать об отказе в удовлетворении требований к двум ответчикам в полном объеме.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кезского районного суда Удмуртской Республики от 11 октября 2018 года отменить в части взыскания с государственного учреждения «Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дела Российской Федерации «Кезский» в пользу Перевозчикова А. И. денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх нормальной продолжительности служебного времени в выходные и нерабочие праздничные дни в размере 106656 рублей 21 копейки, компенсация морального вреда в размере 3000 рублей.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Перевозчикова А. И. к государственному учреждению «Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дела Российской Федерации «Кезский», Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о взыскании денежного довольствия (денежной компенсации) за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.

Апелляционные жалобы удовлетворить.

Председательствующий И. Л. Копотев

Судьи Г. Р. Нартдинова

Э. В. Нургалиев