НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика) от 09.12.2020 № 2А-1349/20

Судья: Яхин И. Н. Дело № 2а-1349/2020 (1 инстанция)

№ 33а-4453/2020 (2 инстанция)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Захарчука О. В.,

судей: Соловьева В. А.,

Машкиной Н. Ф.,

при секретаре Прозоровой К. В., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске ДД.ММ.ГГГГ административное дело по апелляционным жалобам административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике и административного ответчика В.А.Ю. на решение Ленинского районного суда <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике к В.А.Ю. о взыскании обязательных платежей, санкций на общую сумму <данные изъяты> руб. удовлетворить частично.

Взыскать с В.А.Ю., ИНН <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход бюджета <данные изъяты> руб., их них:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2019 год в размере <данные изъяты> руб.;

пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2019 год в размере <данные изъяты> руб.;

пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике о взыскании пеней по страховым взносам на обязательное пенсионнноен страхование в большем размере отказать.

Взыскать с В.А.Ю. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Машкиной Н. Ф., изложившей обстоятельства дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца К.Л.О., поддерживающего доводы апелляционной жалобы, полагавшего доводы апелляционной жалобы административного ответчика необоснованными, административного ответчика В.А.Ю., поддерживающего доводы апелляционной жалобы, полагавшего доводы апелляционной жалобы административного истца необоснованными, судебная коллегия по административным делам

У С Т А Н О В И Л А:

Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республики (далее по тексту – налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к В.А.Ю., в котором в просит взыскать: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 28 801,64 руб. за 2019 год; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 108,01 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, 0зачисляемыке в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты> руб. за 2019 год; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 25,33 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Требования мотивированы тем, что В.А.Ю. был зарегистрирован в качестве адвоката с ДД.ММ.ГГГГ, прекратил свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ. Свою обязанность по уплате страховых взносов за 2019 год надлежащим образом не выполнил, в связи с чем, на сумму недоимки начислены пени. Направленное в адрес В.А.Ю. требование об уплате страховых взносов и пени не исполнено, что послужило основанием для взыскания задолженности в судебном порядке.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда изменить в части отказа в удовлетворении пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 0,1 коп. и принять по делу новое решение. Указывает на неверное исчисление судом пени с учетом округления суммы при расчете пени.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит решении отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает на: неверное исчисление страховых взносов по ДД.ММ.ГГГГ; на незаконность требования от ДД.ММ.ГГГГ0 года в виду того, что оно вынесено с нарушением приказа Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-8/662, поскольку указаны реквизиты МРИ ФНС , помимо указанного требования им ранее получено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на бланке МРИ ФНС , что свидетельствует о фальсификации документов; требование содержит недостоверные сведения: указано, что направлено индивидуальному предпринимателю В.А.Ю., которым он не является; не указаны положения законодательства о налогах и сборах; требование не подписано должностным лицом. Полагает, что административный истец является ненадлежащим, так как взыскание страховых взносов на пенсионное страхование и ОМС является уставной задачей специально созданной МРИ ФНС по УР, в том числе по спецсубъектам, к которым он относился в 2019 года. Считает, что суд необоснованно оставил без рассмотрения его встречное исковое заявление о признании требования незаконным и отказал в ходатайстве о привлечении к участию в деле МРИ ФНС .

Относительно доводов апелляционной жалобы административного ответчика Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республики поданы возражения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), признаются плательщиками страховых взносов.

На основании пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьи подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации установлен дифференцированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для указанной категории плательщиков в зависимости от величины дохода плательщика за расчетный период.

Из положений пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статье:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

При рассмотрении дела установлено, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГВ.А.Ю. осуществлял свою деятельность в качестве адвоката (л. д. 29).

Правовые основы деятельности адвокатуры определены Федерльным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 63-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 20 Федерльного закона № 63-ФЗ адвокату предоставлено право самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности.

Адвокатский кабинет является одной из форм адвокатских образований, (пункт 1 статьи 20 Федерального закона № 63-ФЗ).

Предметом настоящего спора является задолженность В.А.Ю. по страховым взносам: на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере зачисляемые в бюджет Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 28 801,64 руб. и пени в размере 108,01 руб., исчисленной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год в размере 6 754,46 руб. и пени в размере 25,33 руб., исчисленной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно правовой позиции, неоднократно изложенной Конституционным Судом Российской Федерации, отнесение адвокатов к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации; граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, и уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии (Определения от 23 апреля 2014 года № 794-О, от 28 марта 2017 года № 519-О).

Изложенное позволяет судебной коллегии прийти к выводу, что адвокаты обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Выражая несогласие с начислением налоговым органом обязательных платежей, в рассматриваемом споре В.А.Ю., ссылался на неверное исчисление страховых взносов по ДД.ММ.ГГГГ; на незаконность требования от ДД.ММ.ГГГГ0 года в виду того, что оно вынесено с нарушением приказа Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-8/662, поскольку указаны реквизиты МРИ ФНС ; требование содержит недостоверные сведения о том, что направлено индивидуальному предпринимателю В.А.Ю., которым административный ответчик не является; не указаны положения законодательства о налогах и сборах; отсутствует подпись должностного лица. Полагает, что административный истец является ненадлежащим.

Оценивая названные доводы, изложенные истцом, в том числе и в апелляционной жалобе, судебная коллегия учитывает следующее.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 30 сентября 2004 года № 506, Федеральная налоговая служба России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

В силу пункта 4 Положения Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

С другой стороны, согласно пункту 11 Положения Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, эмблему, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, властные полномочия государственного органа определяются рамками компетенции, установленной исключительно Конституцией Российской Федерации, федеральными и региональными законами и подзаконными актами, и не зависят от наличия или отсутствия у органа государственной власти статуса юридического лица. Статус юридического лица может быть необходим органу государственной власти только для совершения действий, направленных на обеспечение его внутрихозяйственной деятельности.

Из материалов дела следует, что требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов направлено в адрес В.А.Ю. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (л. д. 14), с административным исковым заявлением обратилась Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (л. д. 5-7).

В силу части 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации административного судопроизводства Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

На момент подачи административного искового заявления, В.А.Ю. состоял на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике, тем самым у данного налогового органа возникли обязательства по обращению в суд с рассматриваемым административным иском.

При этом судебная коллегия обращает внимание на то, что ввиду единства федерального бюджета, в доход которого происходит взыскание территориальными органами Федеральной налоговой службы России обязательных платежей и санкций, то вопрос о распределении обязанности по обращению в суд с заявленными требованиями не подлежит оценки в рамках рассматриваемого спора, ввиду отсутствия доказательств фактического исполнения налогоплательщиком своих обязательств.

Также судебной коллегией принято во внимание то, что материалы дела не содержат сведений о повторном взыскании с налогоплательщика задолженности, которая ранее уже была взыскана либо оплачена им в добровольном порядке.

При этом материалы дела не содержат и сведений о наличии спора между территориальными органами налогового контроля о перераспределении взыскиваемых денежных средств, в счет оплаты обязательных платежей и санкций.

Приказ ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-8/662@, на который ссылается административный ответчик, утратил силу в связи с изданием Приказа ФНЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-8/179@.

Содержание требования об уплате налога, сбора, страховых взносов обусловлено положениями статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, форма требования должна предусматривать включение сведений, подтверждающих действительную обязанность по уплате налоговых платежей, и содержать обязательные данные, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате страховых взносов признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме страховых взносов, а также об обязанности уплатить её в установленный срок, требование направляется налогоплательщику налоговым органом при наличии у него задолженности.

Сведения, которые должны содержаться в требовании, указаны в пункте 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом данная норма не содержит в качестве обязательного реквизита в форме требования наличие подписи руководителя (должностного лица) налогового органа.

Отсутствие в требовании положений законодательства о налогах и сборах, и указания о направлении его В.А.Ю. как индивидуальному предпринимателю, не свидетельствует о его незаконности.

В требовании отражено, что у В.А.Ю. выявлена недоимка по страховым взносам и задолженность по пеням, которые он на основании законодательства о налогах и сборах обязан уплатить.

Таким образом, налогоплательщик располагал необходимыми сведениями, позволяющими установить основания возникновения обязанности по уплате страховых взносов и пени.

С учетом изложенного оснований для вывода о ненадлежащем оформлении налогового требования и обращении в суд с заявленными требованиями не уполномоченного лица не имеется.

Отраженные в требование сведения являются ясными, не преследуют двоякого толкования, требование направлено в установленные сроки, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав, предусмотренных статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации В.А.Ю. А. Ю., как налогоплательщика.

Предметом настоящего сбора является задолженность В.А.Ю.:

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты> руб., пени <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов за 2019 год, с учетом положений статей 57, 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей), согласно которому В.А.Ю. предлагалось до ДД.ММ.ГГГГ уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты> руб., пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты> руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты> руб., пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты> руб. (л. д. 14, 15).

Указанное требование в добровольном порядке плательщиком страховых взносов В.А.Ю. не исполнено.

Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Сроки для обращения налогового органа в суд установлены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены и при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.

Применительно к настоящем делу, предметом спора является недоимка по страховым взносам за 2019 год, следовательно, шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением по требованию от ДД.ММ.ГГГГ (сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ) следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, истекает данный срок ДД.ММ.ГГГГ (пункты 2, 5 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления налогового органа, поступившего в судебный участок № 2 Ленинского района города Ижевска Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ, мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с В.А.Ю. задолженности по недоимке по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты> руб., пени 108,01 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ отменен.

Следовательно, с учетом пунктов 2, 5 и 7 статьи 6.1, абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации право на предъявление административного искового заявления у налогового органа возникло до ДД.ММ.ГГГГ.

Административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 5-7), то есть в сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Суд первой инстанции с учетом того обстоятельства, что доказательств, своевременной уплаты страховых взносов за 2019 год и пени административным ответчиком не представлено, обоснованно пришел к выводу об обоснованности заявленного налоговым органом административного иска.

Расчет недоимки по страховым взносам произведен налоговым органом в соответствии с пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, является арифметически верным.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, начисление пени непосредственно связано с несвоевременной уплатой страховых взносов в бюджет, поскольку пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов.

Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Нет оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции о взыскании с административного ответчика пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме <данные изъяты> руб., начисленной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год (<данные изъяты> руб.).

Расчет пени соответствует материалам дела, арифметически верен.

Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о взыскании пени по страховым взносам на пенсионное страхование в размере 108,00 руб. с учетом округления сумм при расчете пени.

Доводы апелляционной жалобы административного истца в указанной части заслуживают внимания.

Порядок округления денежных сумм подлежащих взысканию в соответствующий бюджет, предусмотрен в отношении налогов, что следует из положений пункта 5 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации,

Так согласно данной норме сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Соответственно размер пени по страховым взносам на пенсионное страхование составит 108,01 руб. (28 801,64 руб. (задолженность за 2019 года) х 18 (количество дней просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) х 6,25 (ставка Центрального Банка Российской Федерации) : 100/300(ставка пени)), решение суда в указанной части подлежит изменению.

Административным ответчиком доводы административного иска не опровергнуты, доказательств уплаты страховых взносов за 2019 год в установленный законом срок и в период, за который взыскивается пеня, не представлено, как и не предоставлено доказательств уплаты самой пени.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 288 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Налоговым органом обоснована законность взыскания с административного ответчика задолженности по страховым взносам за 2019 года, указаны основания для взыскания пени.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе суда первой инстанции о привлечении к участию в дело Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республики, не могут полечь отмену состоявшегося судебного акта.

В связи с отсутствием предусмотренных статьями 41 и 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации условий, оснований для процессуального участия в деле Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республики в качестве административного соответчика либо заинтересованного лица, не имелось.

Утверждения административного ответчика о необоснованном оставлении без рассмотрения его встречного искового заявления о признании требования незаконным, является предметом самостоятельного обжалования в соответствии с положениями части 4 статьи 197, статей 313-315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 11 сентября 2020 года изменить.

Взыскать с В.А.Ю. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 108,01 руб.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционную жалобу В.А.Ю. оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья О. В. Захарчук

судьи: В. А. Соловьев

Н. Ф. Машкина

Копия верна: председательствующий судья