ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Судья Прохорова Т.В. УИД 18RS0022-01-2023-000058-70
Апел. производство: № 33-3628/2023
1-я инстанция: № 2-242/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 октября 2023 года г. Ижевск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Солоняка А.В.,
судей Фокиной Т.О., Константиновой М.Р.,
при секретаре Климовой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» Вершинина И.Б. на решение Малопургинского районного суда УР от 10 марта 2023 года по гражданскому делу по иску прокурора Малопургинского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» об устранении нарушений законодательства,
Заслушав доклад судьи Фокиной Т.О., выслушав пояснения представителя ответчика Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» – Логинова Н.Л., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя прокуратуры Малопургинского района УР – Бузанаковой Е.Б., представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР – Кузнецовой Н.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Малопургинского района УР, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Заявление мотивировано тем, что прокуратурой района по результатам рассмотрения обращения председателя садоводческого некоммерческого товарищества <данные изъяты><данные изъяты> по вопросу рубки аварийных деревьев, стоящих вдоль дороги, ведущей от <данные изъяты> к трассе <данные изъяты> на территории Малопургинского района УР, в деятельности Администрации района выявлены нарушения закона. Установлено, что земельный участок с кадастровым номером № является муниципальной собственностью (местоположение: <адрес>). На данном земельном участке пролегает дорога, ведущая от <адрес> до <адрес>. Дорога, как линейный объект подлежит очистке от деревьев в целях безопасной ее эксплуатации. Действующим законодательством обязанность по содержания линейного объекта возложена на собственника данного объекта – в данном случае Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики». Установлено, что обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта (дороги), увеличенное на 2 метра, расположенных вдоль обочины дороги, ведущей от <адрес> до <адрес> не произведена; также выявлены сильно ослабленные, усыхающие, сухостойные, ветровальные и буреломные деревья, угрожающие падением на указанный линейный объект. Бездействие администрации района в указанной части создает реальную угрозу причинения вреда имуществу неопределенного круга лиц, а также их жизни и здоровья, что является негативным последствием. Устранение нарушений закона в данной части требует незамедлительного принятия мер. В результате неисполнения администрацией указанной обязанности нарушаются права неопределенного круга лиц, граждан на их благоприятную окружающую среду, а также нарушение основного принципа обеспечения безопасности дорожного движения. Просит возложить на Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики», обязанность: в срок до ДД.ММ.ГГГГ, осуществить расчистку от древесной и древесно-кустарниковой растительности территории прилегающей к дороге, ведущей от <адрес> до <адрес> расположенной на земельном участке с кадастровым номером № являющейся муниципальной собственностью (<адрес> входящей в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» в соответствии с требованиями Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10.07.2020 №434.
Определением Малопургинского районного суда УР от 07.02.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР, ГКУ УР «Лесничество им. Б.К. Филимонова».
В судебном заседании суда первой инстанции истец в лице помощника прокурора Малопургинского района УР Боброва И.Ю. исковые требования уточнил, просил возложить на Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики», обязанность: в течении <данные изъяты> месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, осуществить расчистку от древесной и древесно-кустарниковой растительности территории прилегающей к дороге, ведущей от <адрес> расположенной на земельном участке с кадастровым номером № являющейся муниципальной собственностью (местоположение: <адрес> входящей в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» в соответствии с требованиями Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10.07.2020 №434. Изложенные требования поддержал по доводам иска.
Представитель ответчика Администрации МО «Муниципальный округ Малопургинский район УР» - Логинов Н.Л. исковые требования не признал, в случае удовлетворения исковых требований полагал возложение обязанности на ответчика в течении <данные изъяты> месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обоснованным и разумным.
Представители третьих лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР, ГКУ УР «Лесничество им. Б.К. Филимонова» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представитель ГКУ УР «Лесничество им. Б.К. Филимонова» просил рассмотреть дело без его участия.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Суд постановил вышеуказанное решение, которым исковые требования прокурора Малопургинского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц удовлетворил, возложив на Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» обязанность: в течении <данные изъяты> месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, осуществить расчистку от древесной и древесно-кустарниковой растительности территории прилегающей к дороге, ведущей от <адрес> расположенной на земельном участке с кадастровым номером № являющейся муниципальной собственностью (местоположение: <адрес> до направления <адрес> входящей в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» в соответствии с требованиями Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10.07.2020 №434.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» – Вершинин И.Б. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы ссылается на то, что представленная истцом совокупность доказательств не подтверждает наличие на принадлежащем ответчику земельном участке деревьев, подлежащих вырубке. Исковые требования заявлены как – осуществить расчистку от древесной и древесно-кустарниковой растительности территории, прилегающей к дороге, в соответствии с требованиями Правил использования лесов. При этом, ни исковые требования, ни решение суда не являются определенными, а именно не указано какие конкретно действия необходимо совершить ответчику для восстановления прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Решение суда также не содержит конкретного перечня действий, которые необходимо совершить ответчику для исполнения решения суда. Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие, какое количество деревьев подлежат спилу, вырубке, какое количество деревьев подлежат обрезке крон, где они расположены. В данном случае заявителем не доказан и не определен предмет иска, поскольку акт осмотра дороги не содержит описания деревьев, измерения расстояния деревьев до проезжей части, их высоту и иные параметры.
В письменных возражениях помощник прокурора Малопургинского района Вахрушев Г.А. просит апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения. Указывает на то, что выводы ответчика связаны с неверным толкованием действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, которые являются законными и обоснованными, и не являются основанием для отмены решения суда.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» Логинов Н.Л. на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представитель истца прокуратуры Малопургинского района Бузанакова Е.Б., представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР Кузнецова Н.В. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие третьего лица ГКУ УР «Лесничество им. Б.К. Филимонова», извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в том числе посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на сайте Верховного Суда Удмуртской Республики (http://vs.udm.sudrf.ru/). Сведений и доказательств, свидетельствующих об уважительных причинах неявки, названный участник процесса не представил, ходатайств об отложении дела не заявлял.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером № является муниципальной собственностью (<адрес>), относится к землям сельскохозяйственного назначения, многоконтурный земельный участок. На данном земельном участке пролегает дорога с кадастровым номером №, ведущая от <адрес>, которая относится к сооружениям дорожного транспорта <данные изъяты>.
Указанные объекты недвижимости находятся в собственности Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики».
Прокуратурой Малопургинского района по результатам рассмотрения обращения председателя садоводческого <данные изъяты>Васюты Б.Л. по вопросу рубки аварийных деревьев, стоящих вдоль дороги, ведущей от <адрес>, выявлены нарушения, а именно: обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта (дороги), увеличенное на 2 метра, расположенных вдоль обочины дороги, ведущей от <адрес> не произведена; также выявлены сильно ослабленные, усыхающие, сухостойные, ветровальные и буреломные деревья, угрожающие падением на указанный линейный объект.
По результатам проверки в адрес главы муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» ДД.ММ.ГГГГ прокурором района вынесено представление об устранении выявленных нарушений действующего законодательства.
Из ответа заместителя Главы муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что доводы, указанные в представлении, нашли свое полное подтверждение. Вырубка деревьев не производилась органами местного самоуправления ввиду отсутствия необходимых средств и отсутствия сотрудников, обученных правилам рубки. В отношении лесных насаждений, расположенных на указанном земельном участке Администрация полагает возможным произвести очистку от лесных насаждений самостоятельно, поскольку они не являются землями лесного фонда с уведомлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР. Указанные в представлении необходимые мероприятия будут произведены после получения соответствующего разрешения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР. К дисциплинарной ответственности по выявленному факту привлечено должностное лицо Администрации, ответственное за данное направление деятельности (л.д. 8).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района по очередному обращению гражданина вновь проведена проверка соблюдения Администрацией района законодательства о природопользовании в части очистки дороги от опасных деревьев и исполнении законных требований прокурора, в результате которой установлено, что допущенные нарушения не устранены, а именно, выявлено наличие растительности, расположенной непосредственно возле дорожного полотна. Также имеются ветки деревьев, торчащие над дорогой и затрудняющие движение автомобильного транспорта на данной дороге. Вдоль дороги имеются единичные сухостойные деревья, представляющие опасность как для автомобильного транспорта, так и для пешеходов (л.д. 9, 12-13).
Из ответа представителя Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что письмом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от ДД.ММ.ГГГГ Администрации разъяснен порядок проведения рубки деревьев на данном участке. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация обратилась в ГКУ УР «Лесничество им. Б.К. Филимонова» об определении деревьев для санитарной рубки в полосе отвода автомобильной дороги. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ УР «Лесничество им. Б.К. Филимонова» был запрошен кадастровый инженер для определения границ участка. В последующем представителем лесничества будет проведена работа по определению местоположения лесного участка, после чего составлен договор на оказание данной услуги. В настоящее время со стороны Администрации проводится совместная работа с представителем лесничества по определению на местности границ дороги и земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, для последующего точкования деревьев, подлежащих вырубке за счет Администрации (л.д. 11).
Изложенные обстоятельства подтверждены письменными доказательствами, по существу сторонами не оспариваются.
Разрешая спор и постановив вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» как собственника указанной выше дороги и земельного участка возложена обязанность по их содержанию, в том числе, по очистке от древесно-кустарниковой растительности, которая ответчиком не исполнена, что создает реальную угрозу причинения вреда имуществу неопределенного круга лиц, а также их жизни и здоровья, и требует незамедлительного принятия мер.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции находит законными и обоснованными, основанными на верном применении норм материального права.
В соответствии с абз. 7 ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Линейные объекты - линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ).
Согласно ст. 8.3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации, в том числе дорог, как линейных объектов, допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, в случае, если указанные объекты размещены в установленном законодательством Российской Федерации порядке в защитных лесах, в том числе на землях особо охраняемых природных территорий, до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, дорога, как линейный объект подлежит очистке от деревьев в целях безопасной ее эксплуатации.
В соответствии с пп. «б», «в» п. 8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10.07.2020 № 434 (далее - Правила) в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки вертикальной проекции линейного объекта, увеличенное на 2 метра; вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
Пунктом 9 Правил установлено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.
Согласно п. 10 Правил для проведения указанных в п.п. 8 и 9 Правил выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан граждане, юридические лица, использующие леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, направляют в орган государственной власти не позднее 15 дней до завершения рубки, а при проведении рубок в целях предотвращения аварий или проведения аварийно-спасательных работ - не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала рубок, информацию, указанную в данном пункте Правил.
Такие рубки осуществляются в порядке, установленном настоящими Правилами.
Также пп. «а» п. 3 Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10.07.2020 № 434, определено, что использование лесов для эксплуатации линейных объектов, осуществляется без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута в случае проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов.
Таким образом, действующим законодательством обязанность по содержания линейного объекта (в данном случае - <адрес> возложена на собственника данного объекта - Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики».
Установлено, что обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта (дороги), увеличенное на 2 метра, расположенных вдоль обочины дороги, ведущей от <адрес> не произведена; также выявлены сильно ослабленные, усыхающие, сухостойные, ветровальные и буреломные деревья, угрожающие падением на указанный линейный объект.
При таких обстоятельствах имеет место ненадлежащее исполнение Администрацией района возложенных на нее законодательством обязанностей, что создает реальную угрозу причинения вреда имуществу неопределенного круга лиц, а также их жизни и здоровья; устранение нарушений закона в данной части требует принятия соответствующих мер, следовательно, судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом, судебная коллегия признает необоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что суд не определил предмет иска и юридически значимые обстоятельства, а также неправильно оценил доказательства, в ситуации когда истец, по его мнению, не представил достаточных доказательств в обоснование своей позиции, и полагает, что они не могут быть приняты во внимание, поскольку ответчик неверно толкует соответствующие процессуальные нормы права и установленные судом обстоятельства дела.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции в силу норм гражданского процессуального законодательства верно определил предмет иска – устранение нарушений законодательства в интересах неопределенного круга лиц, и на основании соответствующего анализа совокупности представленных доказательств, являющихся достаточными, правильно установил фактические обстоятельства по делу, в связи с чем, руководствуясь положениями норм действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Выводы суда сформулированы четко и полно, а именно, указано какие именно нарушения допущены – не произведена обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта (дороги), увеличенное на 2 метра, расположенных вдоль обочины <адрес>; не осуществлена вырубка сильно ослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на указанный выше линейный объект; указано какие меры необходимо принять для их устранения - осуществить расчистку от древесной и древесно-кустарниковой растительности территории прилегающей к дороге, ведущей от <адрес> расположенной на земельном участке с кадастровым номером № в соответствии с требованиями Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10.07.2020 №434.
Таким образом, решение суда не содержит неясностей или неопределенностей, которые могут стать препятствием к его исполнению ответчиком.
Изложенное очевидно подтверждается тем, что в сообщениях на требования прокурора об устранении нарушений, выявленных по результатам двух прокурорских проверок, ответчиком были даны четкие ответы о том, что выявленные нарушения им признаются, ему понятны, получены соответствующие разъяснения от Министерства природы об их устранении, и в соответствии с ними принимаются необходимые меры, направленные на устранение нарушений – определение границ участка и дороги, «точкование» деревьев, подлежащих вырубке.
Следовательно, доводы ответчика о том, что решение суда ему непонятно по причине отсутствия в нем указания на конкретные меры, которые необходимо выполнить, являются необоснованными, и не соответствуют материалам дела, из которых явно следует, что порядок исполнения решения суда ему известен, и уже принимаются соответствующие меры, направленнее на его исполнение. Ничто в деле на неисполнимость принятого судом решения не указывает. При этом судебная коллегия учитывает также, что вопросы исполнимости решения суда не могут служить основанием к его отмене, поскольку могут быть разрешены в порядке исполнения судебного решения.
Учитывая вышеизложенное, исходя из заявленных истцом требований, суд первой инстанции дал правильную оценку спорным правоотношениям, правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.
Апелляционная жалоба представителя ответчика направлена на иное применение норм права, для чего суд апелляционной инстанции не находит оснований. Доводов, способных повлиять на существо принятого решения, апелляционная жалоба ответчика не содержит и удовлетворению не подлежит, решение подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Малопургинского районного суда УР от 10 марта 2023 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» Вершинина И.Б. – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 октября 2023 года.
Председательствующий | А.В. Солоняк |
Судьи | Т.О. Фокина |
М.Р. Константинова |