ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Судья Суворова В.Ю. УИД № 18RS0004-01-2023-003427-35
дело № 2а-3308/2023 (суд первой инстанции)
дело № 33а-4430/2023 (суд апелляционной инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Машкиной Н.Ф.,
судей Чегодаевой О.П., Сентяковой Н.Н.,
при секретаре Гирбасовой С.И.,
рассмотрела 4 декабря 2023 года административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Удмуртской Республике Князева А.А. на решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 11 сентября 2023 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по УР Князеву А. А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по УР от 16 мая 2023 года в рамках исполнительного производства № 14880/23/18017-ИП от 19 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Чегодаевой О.П., изложившей обстоятельства дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее - Министерство) обратился в суд к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике, судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по УР Князеву А.А. с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по УР от 16 мая 2023 года в рамках исполнительного производства № 14880/23/18017-ИП от 19 апреля 2023 года.
Требования мотивированы тем, что на исполнении судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по УР Князева А.А. находится исполнительное производство № 14880/23/18017-ИП от 19 апреля 2023 года предметом которого является возложение на Министерство обязанности предоставить в пользование Медведеву А.В. по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям г. Ижевска УР, жилое помещение не менее 18 кв.м. и не более 36 кв.м. Просрочка исполнения обязательства по исполнению требований исполнительного документа вызвана объективными обстоятельствами и с действиями Министерства не связана. Так, Министерство в пределах своих полномочий вправе лишь предоставлять жилые помещения детям-сиротам из специализированного жилищного фонда, но не имеет полномочий по его формированию путем приобретения либо строительства жилых помещений. Специализированный жилищный фонд формируется Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее – Минстрой) на основании проведения закупок для государственных нужд, осуществляемых в соответствии с требованиями действующего законодательства. С учетом соблюдения всех необходимых сроков проведения конкурсных процедур на формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот с момента начала процедуры до передачи жилых помещений в Министерство требуется 5 месяцев. Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется в хронологическом порядке в соответствии с последовательностью включения детей-сирот в республиканский список. Административным истцом предприняты все необходимые и возможные меры по своевременному исполнению решения суда: Медведев А.В. включен в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Министерством направлены запросы в Министерство финансов Удмуртской Республики с просьбой выделить дополнительные бюджетные средства на исполнение судебных актов. На дату вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора административный истец не располагал жилым помещением, принадлежащим Министерству на праве оперативного управления и включенным в состав специализированного жилищного фонда, в связи с чем, был лишен возможности исполнить требования исполнительного документа в установленный пятидневный срок. То обстоятельство, что в составе специализированного жилищного фонда отсутствуют жилые помещения на территории г. Ижевска в необходимом объеме, не указывает на наличие вины Министерства по неисполнению судебного решения, и не может являться основанием для взыскания с Министерства исполнительского сбора.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что приведенные административным истцом обстоятельства не являются основанием для освобождения его от уплаты исполнительского сбора. Доказательств совершения должником конкретных действий по исполнению требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, наличие объективной невозможности исполнения требований, не представлено. Возложенная на должника обязанность не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования, либо иных условий.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями ст. 218 и ст. 360 КАС РФ и ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон №229-ФЗ) гражданину, организации, иным лицам предоставлено право оспорить в порядке подчиненности и суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме (ч. 8 ст. 226 КАС РФ).
Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, основанием для удовлетворения требований административного истца, оспаривающего решения, действия (бездействие) органа, должностного лица является совокупность следующих обстоятельств: 1) несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам; 2) нарушение оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на исполнении судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по УР Князева А.А. находится исполнительное производство № 14880/23/18017-ИП от 19 апреля 2023 года, возбужденное на основании исполнительного листа № ФС 040736306 от 30 марта 2023 года, выданного Индустриальным районным судом г. Ижевска УР по делу № 2-826/2023. Предметом исполнения является возложение на Министерство социальной политики и труда УР обязанности предоставить в пользование Медведеву А.В. по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям г. Ижевска УР, жилое помещение не менее 18 кв.м. и не более 36 кв.м.
В п.2 указанного постановления в соответствии со ст. 30 Федерального закона №-229-ФЗ должнику установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней с момента получения должником постановления. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства поступила в адрес должника 2 мая 2023 года.
3 мая 2023 года Министерство письмом проинформировало судебного пристава-исполнителя о невозможности предоставления благоустроенного жилого помещения Медведеву А.В. в пятидневный срок, поскольку это требует значительных временных затрат и наличие необходимого финансирования.
В целях исполнения судебного решения Министерство социальной политики и труда обращалось в Министерство финансов УР (17 июля 2020 года, 5 февраля 2021 года, 2 июля 2021 года, 22 декабря 2021 года, 2 июня 2022 года) с просьбой рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных средств.
Из ответа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР от 13 мая 2020 года, 4 марта 2021 года усматривается, что приобретение жилых помещений для формирования специализированного фонда для детей-сирот осуществляется с соблюдением всех необходимых сроков проведения конкурсной процедуры, которая составляет 5 месяцев.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по УР Князевым А.А. от 16 мая 2023 года с Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики взыскан исполнительский сбор в размере 50 000руб.
Разрешая спор и удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, приняв во внимание предмет исполнительного производства, требующий значительных временных затрат и наличия необходимого финансирования, наличие доказательств, свидетельствующих о совершении Министерством необходимых действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, пришел к выводу о том, что требования исполнительного документа объективно не могли быть исполнены должником в предусмотренный законом срок, а потому виновного бездействия по неисполнению требований исполнительного документа не усмотрел.
Судебная коллегия полагает необходимым согласиться с выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно ст. 2 Федерального закона №229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона №229-ФЗ исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.1). Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона (ч.11).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с ч. 2.1 ст. 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12).
Согласно ч.1 ст. 105 Федерального закона №229-ФЗ в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора. Данная мера отнесена к исполнительным действиям положением п.13 ч.1 ст. 64 Федерального закона №229-ФЗ.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст.ст. 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений ч. 7 ст. 112 указанного выше федерального закона об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.
Изложенное свидетельствует о том, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Закон Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который разграничивает полномочия Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики и Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, а также Порядок формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный постановлением Правительства Удмуртской Республики от 4 июня 2019 года № 229, устанавливают административную процедуру по предоставлению жилых помещений указанным лицам, а также закрепляют комплекс необходимых мероприятий.
В силу ч.2 ст. 1 Закон Удмуртской Республики № 8-РЗ Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики является органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, за исключением полномочий, указанных в ч. 1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики № 8-РЗ Минстрой УР является органом, уполномоченным по формированию специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для детей-сирот. Данные полномочия также закреплены в Положении о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, утвержденном постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2017 года № 550 «О Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики» (пп. 20.1 п. 9).
Порядок формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Удмуртской Республики от 4 июня 2019 года № 229.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Кодекса.
Специализированный жилищный фонд формируется Минстроем УР на основании проведения закупок для государственных нужд, осуществляемых в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17 января 2018 года № 3 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Удмуртской Республики» с соблюдением всех необходимых сроков проведения конкурсных процедур.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения контрактов, регламентированы Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (п. 3 ч. 1 ст. 1).
Таким образом, предоставление взыскателю по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, осуществляется должником в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 гола №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при этом соблюдение предусмотренной законом процедуры объективно исключает возможность исполнения требования исполнительного документа в 5 дневный срок, о чем должник сообщил судебному приставу-исполнителю в письме от 3 мая 2023 года.
Действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, а именно обеспечение категорий лиц жилыми помещениями, требуют значительных временных затрат. Административный истец реализует полномочия по включению и распределению жилых помещений, самостоятельно вне установленной законом процедуры не имеет возможности приобрести жилые помещения в целях исполнения решения суда по независящим от него обстоятельствам.
На основании анализа представленных сторонами сведений следует, что в материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о совершении административным истцом действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, в частности, путем направления министру финансов Удмуртской Республики письменного ходатайств о выделении дополнительных бюджетных средств. Однако дополнительных бюджетных средств выделено не было.
Учитывая, что на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора административный истец не располагал жилыми помещениями для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, виновного бездействия по неисполнению требований исполнительного документа по спорному исполнительному производству административным истцом не допущено.
Ввиду отсутствия данных о наличии вины Министерства в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа оснований для отказа в удовлетворении заявленных административным истцом требований не имелось, о чем к верному выводу пришел суд первой инстанции.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, признаются коллегией несостоятельными, они не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта; предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено; решение является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 11 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Удмуртской Республике Князева А.А. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев, через суд вынесший решение.
Председательствующий судья Н.Ф. Машкина
Судьи Н.Н. Сентякова
О.П. Чегодаева