ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
УИД 18RS0003-01-2021-002273-26
№ 33-1229/2022 (апелляционная инстанция)
№ 2-3266/2021 (первая инстанция, судья Стех Н. Э.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 апреля 2022 года город Ижевск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Копотева И. Л.,
судей Пашкиной О. А., Нургалиева Э. В.,
при секретаре судебного заседания Рогалевой Н. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Колесникова В. Е.
на решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 24 ноября 2021 года, которым
исковое заявление Колесникова В. Е. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о признании незаконным отказа Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, возложении обязанности выдать Колесникову В. Е. удостоверение ветерана боевых действий оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Копотева И. Л., объяснения истца Колесникова В. Е., его представителя Трофимова Р. Е., представителя ответчика Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике и третьего лица Министерства внутренних дел Российской Федерации Шабалина М. Б., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
истец Колесников В. Е. обратился в суд с иском к ответчику Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике (далее – МВД по Удмуртской Республике) о признании незаконным отказа Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, возложении обязанности выдать истцу удостоверение ветерана боевых действий.
Требования мотивированы тем, что в период с 26 августа 1996 года по 05 мая 2008 года истец проходил службу в органах внутренних дел, приказом МВД Удмуртской Республики от 04 мая 2008 года № уволен из органов внутренних дел.
В период прохождения службы истец неоднократно направлялся в командировки на территорию Чеченской Республики для выполнения задач, поставленных руководством МВД.
В соответствии с приложением Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» – Перечнем государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, указано выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года. Контртеррористическая операция на территории Северо-Кавказского региона началась 07 августа 1999 года.
Режим контртеррористической операции на территории Чеченской Республики был отменен Национальным антитеррористическим комитетом 16 апреля 2009 года.
14 января 2020 года истец обратился с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий. Письмом № от 19 ноября 2020 года МВД по Удмуртской Республике ответило отказом.
Истец просил признать отказ ответчика незаконным, возложить на ответчика обязанность выдать удостоверение ветерана боевых действий.
В судебном заседании суда первой инстанции истец исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. При этом пояснил, что служил в органах внутренних дел в должности водителя-сотрудника автохозяйства при МВД. Неоднократно был командирован в Чеченскую Республику в составе автоколонны. Доставлял личный состав и имущество.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика, третьего лица исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, поддержал доводы письменного отзыва, приобщенного к материалам дела.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе истец просил отменить решение суда и вынести новое решение об удовлетворении иска.
Доводы жалобы мотивированы несогласием с оценкой доказательств, сделанной судом первой инстанции.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) – суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия находит решение суда законным.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, подлежащие доказыванию, не допустил нарушений норм материального и процессуального права, влекущих за собой отмену судебного акта.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Истец проходил службу в органах внутренних дел водителем-сотрудником автохозяйства МВД Удмуртской Республики с 26 февраля 1997 года по 04 мая 2008 года, на 04 мая 2008 года его выслуга лет для назначения пенсии составляет 13 лет 02 месяца 27 дней.
Приказом МВД Удмуртской Республики от 22 февраля 2001 года № направлен в служебную командировку во Временный отдел внутренних дел Старопромысловского района г. Грозного сроком на 9 суток, с 27 февраля 2021 года старшина милиции Колесников В. Е. – водитель сотрудник АТХ (л. д. 135-137).
Приказом МВД Удмуртской Республики от 04 июля 2001 года № командирован для доставки сотрудников 1 партии временного отдела внутренних дел Старопромысловского района г. Грозного с 09 по 14 июля 2001 года старшина милиции Колесников В. Е. – водитель сотрудник автохозяйства при МВД (л. д. 138-139).
Приказом МВД Удмуртской Республики от 17 декабря 2001 года № командирован для доставки сотрудников 1 партии ВОВД Старопромысловского района г. Грозного к месту несения службы в Чеченской Республике, с 20 декабря 2001 года сроком на 10 суток прапорщик милиции Колесников В. Е. – водитель-сотрудник автохозяйства при МВД (л. д. 140-143).
Приказом автохозяйства при МВД Удмуртской Республики от 21 июля 2003 года № командирован в г. Нальчик (Эльбрус) 22 июля 2003 года водитель-сотрудник АТХ при МВД Удмуртской Республики прапорщик милиции Колесников В. Е. (л. д. 144).
Приказом автохозяйства при МВД Удмуртской Республики от 02 июля 1998 года № командирован водитель АТХ при МВД Удмуртской Республики сержант милиции Колесников В. Е. в г. Кизляр с 07 июля 1998 года, автомобиль ГАЗ-2705 государственный регистрационный знак № (л. д. 145).
Приказом автохозяйства при МВД Удмуртской Республики от 29 октября 1998 года № командирован в г. Кизляр с 31 октября 1998 года по 09 ноября 1998 года водитель-сотрудник АТХ при МВД Удмуртской Республики сержант милиции Колесников В. Е. на автомобиле ГАЗ-2705 государственный регистрационный знак № (л. д. 92).
Приказом автохозяйства при МВД Удмуртской Республики от 18 мая 2000 года № для доставки личного состава командирован в г. Моздок с 22 мая по 31 мая 2000 года водитель-сотрудник АТХ при МВД Удмуртской Республики старший сержант милиции Колесников В. Е. на автомобиле КАМАЗ государственный регистрационный знак № (л. д. 147).
Приказом автохозяйства при МВД Удмуртской Республики от 15 августа 2000 года № для доставки сводного отряда ОМОН командирован в г. Моздок с 16 августа по 25 августа 2000 года водитель-сотрудник АТХ при МВД Удмуртской Республики старший сержант милиции Колесников В. Е. на автомобиле КАМАЗ государственный регистрационный знак № (л. д. 148).
Приказом автохозяйства при МВД Удмуртской Республики от 06 сентября 2000 года № для доставки груза командирован в г. Моздок с 07 сентября 2000 года по 26 сентября 2000 года водитель АТХ при МВД Удмуртской Республики Колесников В. Е. на автомобиле ГАЗ 322130 государственный регистрационный знак № (л. д. 149).
Приказом автотранспортного хозяйства при МВД Удмуртской Республики от 10 января 2002 года № для доставки груза командирован в Чеченскую Республику с 11 января 2002 года по 16 января 2002 года водитель АТХ при МВД Удмуртской Республики Колесников В. Е. на автомобиле ГАЗ-322130 государственный регистрационный знак № (л. д. 150).
Приказом автохозяйства при МВД Удмуртской Республики от 06 июля 2001 года № командирован в г. Грозный с 09 июля по 14 июля 2001 года водитель-сотрудник старшина милиции Колесников В. Е. (л. д. 151).
Приказом автохозяйства при МВД Удмуртской Республики от 27 сентября 2001 года № командирован в г. Грозный с 29 сентября по 14 октября 2001 года водитель-сотрудник АТХ при МВД Удмуртской Республики прапорщика милиции Колесников В. Е. (л. д. 152).
Приказом автохозяйства при МВД Удмуртской Республики от 15 ноября 2001 года № командирован в г. Грозный с 17 ноября по 22 ноября 2001 года водитель-сотрудник АТХ при МВД Удмуртской Республики прапорщик милиции Колесников В. Е. (л. д. 153).
Приказом автохозяйства при МВД Удмуртской Республики от 19 декабря 2001 года № командирован в г. Грозный с 20 декабря по 25 декабря 2001 года водитель-сотрудник АТХ при МВД Удмуртской Республики прапорщик милиции Колесников В. Е. (л. д. 154).
Приказом автохозяйства при МВД Удмуртской Республики от 26 февраля 2001 года № командирован в г. Грозный с 27 февраля по 07 марта 2001 года водитель-сотрудник АТХ при МВД Удмуртской Республики старшина милиции Колесников В. Е. на автомобиле Газель (л. д. 155).
Приказом автохозяйства при МВД Удмуртской Республики от 06 апреля 2001 года № командирован в г. Грозный с 09 апреля по 18 апреля 2001 года водитель-сотрудник АТХ при МВД Удмуртской Республики старшина милиции Колесников В. Е. (л. д. 156).
Приказом автохозяйства при МВД Удмуртской Республики от 06 сентября 2004 года № для доставки груза командирован в г. Моздок с 07 сентября 2004 года по 12 сентября 2001 года на автомобиле ЗИЛ-5301ЕО государственный регистрационный знак А0295/18 прапорщик милиции Колесников В. Е. (л. д. 157).
Согласно сведениям военного билета истца серии № участие в боях и боевых походах, партизанских отрядах и истребительных батальонах отсутствует (л. д. 110-117).
Из ответа федерального казенного учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФКУ «ГИАЦ МВД России») от 03 ноября 2021 года № следует, что в приказах Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России, находящихся на хранении в Центре архивной информации (Центральный архив МВД России) ФКУ «ГИАЦ МВД России», за периоды: с октября по декабрь 1999 года, с января по март и с мая по август 2000 года, с ноября 2003 года по январь 2007 года Колесников В. Е. не значится. Приказов за другие запрашиваемые периоды Центральный архив МВД России не имеет (л. д. 177).
14 января 2020 года Колесников В. Е. обратился в МВД по Удмуртской Республике с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий (л. д. 35).
Решением комиссии МВД по Удмуртской Республике по проверке документов, принятию решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий (протокол №) в выдаче удостоверения ветерана боевых действий Колесникову В. Е. отказано, о чем ему сообщено письмом от 19 ноября 2020 года № (л. д. 24).
Основным нормативным актом, регламентирующим порядок и условия проведения контртеррористических операций, является Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в соответствии с которым контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта (пункт 5 статьи 3); решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение (часть 2 статьи 12); лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции, является руководителем контртеррористической операции и несет персональную ответственность за ее проведение, в рамках предоставленных ему полномочий по руководству контртеррористической операцией определяет состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции (часть 1 и пункт 2 части 2 статьи 13); пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов федеральной службы безопасности, а также создаваемой по решению руководителя контртеррористической операции группировки сил и средств, в состав которой могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, обеспечения деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (части 1 - 3 статьи 15).
На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:
1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;
2) удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;
6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
7) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
8) временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
9) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
10) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
11) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
12) проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
13) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
14) ограничение или приостановление частной детективной и охранной деятельности (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
В развитие приведенных законоположений и в целях объединения усилий федеральных органов исполнительной власти по проведению контртеррористических операций, а также повышения эффективности деятельности, направленной на уничтожение незаконных вооруженных формирований на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 23 сентября 1999 года № 1255с «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» была образована Объединенная группировка войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с привлечением в ее состав объединений, соединений, воинских частей, подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации и их подразделений, органов и подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (абзац первый пункта 2 в первоначальной редакции).
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся, в том числе военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.
Частью 1 статьи 23 Федерального закона «О противодействии терроризму» установлено, что военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня.
Периоды непосредственного участия военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов в контртеррористических операциях для льготного исчисления выслуги лет (трудового стажа) для назначения пенсий устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 23).
Дополнительные гарантии и компенсации установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».
Пунктом 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации предписано предоставлять дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - сотрудники и военнослужащие), входящим в состав специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - специальные силы), а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - силы Объединенной группировки) в том числе проходящим службу (военную службу) в воинских частях, учреждениях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы (далее - воинские части и органы), дислоцированных на постоянной основе на территории Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики (подпункт «а»), командированным в воинские части и органы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта (подпункт «б»).
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2004 года № 65 предписано засчитывать указанным в пункте 1 настоящего Постановления сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии 1 месяц службы (военной службы) за 1,5 месяца (подпункт «а»); время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 02 августа 2006 года – руководителем контртеррористической операции (подпункт «в»).
Инструкцией о порядке определения времени непосредственного участия военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 11 мая 2006 года № 339/ОШ, определено следующее.
Командиры (начальники) воинских частей, органов и подразделений, участвующих в проведении контртеррористической операции, не позднее дня, следующего за днем завершения операции, представляют в Региональный оперативный штаб донесение о фактическом количестве и персональном составе военнослужащих (сотрудников), непосредственно привлекавшихся к участию в этой операции по периодам ее проведения с приложением выписок из приказов по личному составу, подтверждающих такое участие (пункт 2 Инструкции).
Руководитель Регионального оперативного штаба организует проверку представленных донесений и в пятидневный срок по завершении каждой контртеррористической операции утверждает перечень воинских частей, органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, принимавших непосредственное участие в проведении конкретной контртеррористической операции, в котором указываются место (границы зоны) и общий период ее проведения, периоды участия каждой воинской части, органа и подразделения в операции и фактическое количество личного состава, непосредственно привлекавшегося от этих воинских частей, органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти к участию в операции.
Выписки (копии) из утвержденных перечней руководителя Регионального оперативного штаба в десятидневный срок доводятся до воинских частей, органов и подразделений, принимавших участие в контртеррористической операции (пункт 3 Инструкции).
На основании поступивших выписок из перечней, утвержденных руководителем Регионального оперативного штаба, командиры (начальники) воинских частей, органов и подразделений издают приказы о периодах непосредственного участия каждого военнослужащего (сотрудника) в проведении контртеррористической операции с указанием воинского (специального) звания, фамилии, имени, отчества военнослужащего (сотрудника), личного номера, условного наименования воинской части, органа и подразделения, в составе которых военнослужащий (сотрудник) принимал участие в контртеррористических операциях, дат или периодов его участия в этих операциях.
При этом в приказ о непосредственном участии военнослужащего (сотрудника) в проведении контртеррористической операции включаются также военнослужащие (сотрудники) специальных сил и сил Объединенной группировки, осуществлявшие оперативно-розыскные мероприятия в рамках подготовки контртеррористической операции.
Военнослужащие (сотрудники) специальных сил и сил Объединенной группировки, не привлекавшиеся к участию в проведении контртеррористических операций в течение календарного месяца, в приказы не включаются.
Приказы о непосредственном участии военнослужащего (сотрудника) в проведении контртеррористической операции издаются по окончании каждой контртеррористической операции и не позднее 5 числа месяца, следующего за месяцем окончания контртеррористической операции, представляются для утверждения руководителю Регионального оперативного штаба.
В пятидневный срок со дня поступления приказы о непосредственном участии военнослужащего (сотрудника) в проведении контртеррористической операции утверждаются руководителем Регионального оперативного штаба (пункт 4 Инструкции).
Приказы о непосредственном участии военнослужащего (сотрудника) в проведении контртеррористической операции, утвержденные руководителем Регионального оперативного штаба, возвращаются в соответствующие воинские части, органы и подразделения (пункт 5 Инструкции).
В силу пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся в том числе лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в Приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом (часть 3 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»). Приложение к данному Федеральному закону включает в числе прочего и выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года (раздел III Приложения).
Таким образом, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня.
При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки, что подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 06 декабря 2018 года № 3107-О.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» установлено, выдачу удостоверения ветерана боевых действий единого образца осуществлять: лицам, указанным в подпунктах 1 - 7 Федерального закона «О ветеранах», кроме гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории Союза ССР и территориях других государств с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, - федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.
Пунктом 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий установлено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Приказом МВД России от 07 мая 2004 года № 282 утверждена прилагаемая Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, удостоверения оформляются и выдаются лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.
В силу пункта 3.3. Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, к подтверждающим документам относятся: для сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года, - выписки из приказов, изданных в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, установил, что истец в спорный период направлялся в командировки на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации в качестве водителя автомобилей.
В тоже время непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях не принимал.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции обоснованными.
Факт того, что истец в указанный период принимал непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, не подтверждается относимыми, допустимыми и достаточными доказательствами по делу.
Приказы МВД по Удмуртской Республике о направлении истца в командировки в зону вооруженного конфликта сами по себе не подтверждают факт непосредственного участия истца в боевых действиях.
Доводы истца о том, что иные сотрудники получили удостоверения ветерана боевых действий, не являются юридически значимыми обстоятельствами по делу.
Суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении ходатайства представителя истца о допросе свидетелей в суде апелляционной инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции руководствовался положениями части 2 статьи 327.1 ГПК РФ и исходил из того, что в суде первой инстанции истцом такие ходатайства не заявлялись, истец не был лишен возможности представить доказательства в суде первой инстанции, при том, что дело в суде первой инстанции рассматривалось с марта по ноябрь 2021 года.
При таких обстоятельствах и в пределах доводов апелляционной жалобы решение суда не подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 24 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Мотивированное определение в окончательной форме изготовлено 05 апреля 2022 года.
Председательствующий И. Л. Копотев
Судьи О. А. Пашкина
Э. В. Нургалиев