НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика) от 03.01.2019 № 180003-01-2019-004648-47

Судья Фаррухшина Г.Р.

дело № 2а-5885/2019 (суд первой инстанции)

дело № 33а-1047/2020 (суда апелляционной инстанции)

уникальный идентификатор дела № 18RS0003-01-2019-004648-47

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Захарчука О.В.,

судей: Багаутдиновой Г.Р., Сентяковой Н.Н.,

при секретаре Прозоровой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 13 мая 2020 года дело по апелляционной жалобе Шишкина С.С. на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 29 октября 2019 года, которым

административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Удмуртской Республике к Шишкину С. С.чу о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворен.

Взыскано с Шишкина С. С.ча в доход бюджета:

- транспортный налог в размере <данные изъяты> рублей;

- пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей;

- налог на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей;

- пени по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей, а так же взыскана в доход местного бюджета государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Захарчука О.В., объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Удмуртской Республике – Ушковой М.Л. полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Удмуртской Республике (далее - Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шишкину С. С.чу (далее - административный ответчик) о взыскании обязательных платежей и пени.

Требования мотивированы тем, что Шишкин С.С., состоя на учете в Инспекции, в соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является плательщиком транспортного налога, так как в 2014 году (10 месяцев) и 2016 году (12 месяцев) на его имя было зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак .

Кроме того, Шишкин С.С. в соответствии со ст. 400 НК РФ является плательщиком налога на имущество физических лиц за 2014 год и 2016 год, так как он являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

В силу положений НК РФ Шишкину С.С. надлежало уплатить <данные изъяты> рубля транспортного налога за 2014 год, <данные изъяты> рубля налога на имущество за 2014 год, <данные изъяты> рублей транспортного налога за 2016 год и <данные изъяты> рублей налога на имущество за 2016 год.

Однако обязанность налогоплательщика по уплате соответствующих налогов им не исполнена, что послужило поводом для начисления в порядке ст. 75 НК РФ пени.

В связи с этим Инспекция обратилась в суд с административным исковым заявлением взыскании с Шишкина С.С. недоимки по: транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей и пени в размере <данные изъяты> рублей; налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей и пени в размере <данные изъяты> рублей.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе на решение суда первой инстанции Шишкин С.С. просит его отменить полностью и прекратить производство по административному делу мотивируя жалобу пропуском Инспекцией срока для взыскания с него обязательных платежей.

В соответствии со ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия рассматривает административное дело в полном объеме, так как суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Реализуя установленную законом возможность, Инспекция 25.07.2019 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шишкину С.С. о взыскании недоимки по налогам (транспортному и налогу на имущество) и пени.

Материалами административного дела подтверждается, что в соответствии со ст. 52 НК РФ Инспекцией направлено Шишкину С.С. налоговое уведомление № от 09.05.2015 о расчете транспортного налога и налога на имущество за 2014 год.

Названное налоговое уведомление направлено по почте заказным письмом по месту жительства административного ответчика (<адрес>) 09.07.2015, о чем свидетельствует список заказных писем .

Сведения о месте жительства административного ответчика получены налоговым органом в соответствии с п.3 ст. 85 НК РФ.

Основанием для направления указанного налогового уведомления послужило то, что Шишкин С.С. в 2014 году являлся лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации было зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения:

- легковой автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , мощностью <данные изъяты> л.с., 10 месяцев регистрации.

Кроме того он являлся собственником признаваемого объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц – <данные изъяты> квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с инвентаризационной стоимостью <данные изъяты> рублей, 12 месяцев владения.

В силу ст. 357, 358 НК РФ Шишкин С.С. является плательщиком транспортного налога за 2014 год.

Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя (п.1 ст. 361 НК РФ).

Статьей 2 Закона Удмуртской Республики от 27.11.2002 № 63-РЗ «О транспортном налоге в Удмуртской Республике» (в редакции действовавшей до 01.01.2019 года) установлена ставка транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно в размере 20 рублей с каждой лошадиной силы.

Пунктом 2 ст. 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Поэтому транспортный налог за 2014 год подлежал уплате в размере <данные изъяты> (исчислено по формуле <данные изъяты>) рубля в срок не поздне 1 октября 2015 года (п.1 ст. 363 НК РФ в редакции, действовавшей в отношении 2014 налогового периода).

В силу ст. 400 НК РФ Шишкин С.С. так же является плательщиком налога на имущество физических лиц за 2014 год.

При этом в соответствии с п.1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п.1 ст. 408 НК РФ).

В соответствии с п. 1 решения Городской думы г.Ижевска от 22.11.2012 № 343 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Город Ижевск» (вступило в силу с 01.01.2013 и прекратило действие 31.12.2014 в связи с вступлением в силу решения Городской думы г.Ижевска от 20.11.2014 № 658 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Город Ижевск»), действовавшего в отношении 2014 налогового периода, была установлена налоговая ставка в размере 0,1 % от инвентаризационной стоимости в отношении квартир.

Поэтому налог на имущество за 2014 год составляет <данные изъяты> рублей (исчислено по формуле <данные изъяты>), и подлежал уплате в срок не поздне 1 октября 2014 года.

В силу положений п.4 ст. 52 НК РФ названное налоговое уведомление считается полученным Шишкиным С.С. по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Пунктом 4 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчёт суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Судебная коллегия в данной части учитывает так же и то, что действующее законодательство не возлагает на налоговый орган обязанности устанавливать фактическое место жительства/пребывания налогоплательщика физического лица перед направлением налогового уведомления и требования об уплате налога.

Налоговый орган обязан подтвердить направление заказного письма с отправлением уведомления по месту жительства налогоплательщика сведения о котором получены административным истцом от органа осуществляющего регистрацию физических лиц по месту жительства в установленном порядке.

Таким образом, у Шишкина С.С. в силу изложенных обстоятельств возникла обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество за 2014 год на основании названного налогового уведомления, поскольку он является лицом, получившим данное налоговое уведомление.

Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что у Шишкина С.С. возникла обязанность по уплате за 2014 год транспортного налога в размере <данные изъяты> рубля и налога на имущество в размере <данные изъяты> рубля.

Неисполнения обязанности по уплате налогов послужило поводом для начисления в соответствии со ст. 75 НК РФ пени, со 2 октября 2015 года по 27 октября 2015 года по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей и по налогу на имущество физических лиц за тот же период в размере <данные изъяты> рублей, а так же направление в порядке ст. 69 НК РФ требования об уплате налогов и пени до 29.01.2016, которое Шишкиным С.С. не было исполнено.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.6 ст. 69 НК РФ).

Названное требование направлено административному ответчику по почте заказным письмом по месту жительства (<адрес>) 30.10.2015, о чем свидетельствует реестр заказной корреспонденции.

В силу положений п.6 ст. 69 НК РФ названное требование об уплате налогов и пени считается полученным административным ответчиком по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Кроме того, материалами административного дела подтверждается, что в соответствии со ст. 52 НК РФ Инспекцией направлено Шишкину С.С. налоговое уведомление от 20.09.2017 о расчете транспортного налога и налога на имущество за 2016 год.

Основанием для направления указанного налогового уведомления послужило то, что Шишкин С.С. в 2016 году являлся лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации было зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения:

- легковой автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , мощностью <данные изъяты> л.с., 12 месяцев регистрации.

Кроме того он являлся собственником признаваемого объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц – <данные изъяты> квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью <данные изъяты> рублей, 12 месяцев владения.

В силу ст. 357, 358 НК РФ Шишкин С.С. является плательщиком транспортного налога за 2016 год.

Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя (п.1 ст. 361 НК РФ).

Статьей 2 Закона Удмуртской Республики от 27.11.2002 № 63-РЗ «О транспортном налоге в Удмуртской Республике» (в редакции, действовавшей до 01.01.2019 года) установлена ставка транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно в размере 20 рублей с каждой лошадиной силы.

Пунктом 2 ст. 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Поэтому транспортный налог за 2016 год подлежал уплате в размере <данные изъяты> (исчислено по формуле <данные изъяты>) рублей в срок не поздне 1 декабря 2017 года (п.1 ст. 363 НК РФ в редакции, действовавшей в отношении 2016 налогового периода).

В силу ст. 400 НК РФ Шишкин С.С. так же является плательщиком налога на имущество физических лиц за 2016 год.

При этом в соответствии с п.1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п.1 ст. 408 НК РФ).

В соответствии с п. 1 решения Городской думы г.Ижевска от 20.11.2014 № 658 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Город Ижевск», действовавшего в отношении 2016 налогового периода, была установлена налоговая ставка в размере 0,1 % от кадастровой стоимости в отношении квартир.

Поэтому налог на имущество за 2016 год составляет <данные изъяты> рублей (исчислено по формуле <данные изъяты>), и подлежал уплате в срок не поздне 1 декабря 2017 года.

Уведомление о необходимости уплаты налога от 20.09.2017 в адрес налогоплательщика направлено в «Личный кабинет налогоплательщика ФЛ» 20.09.2017, что подтверждается зафиксированной в подтверждении даты отправки и получения.

Таким образом, у Шишкина С.С. в силу изложенных обстоятельств возникла обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество за 2016 год на основании названного налогового уведомления, поскольку он является лицом, получившим данное налоговое уведомление.

Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что у Шишкина С.С. возникла обязанность по уплате за 2016 год транспортного налога в размере <данные изъяты> рублей и налога на имущество в размере <данные изъяты> рублей.

Неисполнения обязанности по уплате налогов послужило поводом для начисления в соответствии со ст. 75 НК РФ пени, со 2 декабря 2017 года по 18 декабря 2017 года по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей и по налогу на имущество физических лиц за тот же период в размере <данные изъяты> рублей, а так же направление в порядке ст. 69 НК РФ требования об уплате налогов и пени до 30.04.2018, которое Шишкиным С.С. не было исполнено.

Указанное требование в адрес налогоплательщика направлено в «Личный кабинет налогоплательщика ФЛ».

Пунктом 6 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом ФНС России от 09.12.2010 г. N ММВ-7-8/700@ утвержден Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, действовавший в момент возникновения спорных правоотношений.

Датой направления налогоплательщику Требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (пункт 11 Порядка).

Названное требование направлено административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика 19.12.2017, что подтверждается зафиксированной в подтверждении даты отправки и получения.

В установленный срок требование административным ответчиком не исполнено.

Таким образом, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что с административного ответчика подлежит взысканию задолженность по указанным недоимкам, а так же в соответствии со ст. 75 Н РФ он обязан выплатить пени за период неисполнения обязанности налогоплательщика в заявленном административном истцом в размере поскольку расчет пени административным истцом произведен правильно.

Поскольку задолженность не была оплачена, Инспекция 20.09.2018 обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании неуплаченных сумм налоговых платежей и пени.

25 сентября 2018 года мировым судьей судебного участка №5 Октябрьского района г.Ижевска Удмуртской Республики вынесен судебный приказ о взыскании с Шишкина С.С. сумм задолженности по налогам и пени.

На основании определения мирового судьи судебного участка №5 Октябрьского района г.Ижевска Удмуртской Республики от 25.01.2019, вынесенный 25.09.2018 судебный приказ о взыскании с Шишкина С.С. недоимки и пени в отношении спорных сумм был отменен в связи с поступившими от должника возражениями.

В связи с этим, Инспекция обратилась 25.07.2019 обратилась с административным исковым заявлением в Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики, о чем уже указывалось ранее.

Оценивая соблюдение административным истцом срока для обращения в суд, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Пунктом 3 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пени. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены и при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.

Следовательно, судом выясняются соблюдение названных шестимесячных сроков предусмотренных для обращения за выдачей судебного приказа и для подачи административного искового заявления. Пропуск без уважительных причин одного из указанных сроков является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Учитывая, что требование подлежало исполнению до 30.04.2018, то и с этого момента и подлежит исчислению шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

Налоговый орган за выдачей судебного приказа обратился к мировому судье 20.09.2018, то есть с соблюдением указанного срока, поскольку данный срок оканчивался 30.10.2018.

В последующем названный судебный приказ был отменен 25.01.2019 в связи с поступившими возражениями.

Административный иск подан в суд 25.07.2019, то есть с соблюдением указанного шестимесячного срока.

Таким образом, административным истцом не пропущен срок на обращение в суд, так как шестимесячный срок на обращение за выдачей судебного приказа и шестимесячный срок на обращение с административным иском соблюден.

Доводы жалобы об ином исчислении срока судебной коллегией отклоняются, поскольку административным ответчиком данным доводам не представлено никаких доказательств.

Апелляционная жалоба не содержит новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При этом судебная коллегия отмечает следующее.

В резолютивной части решения суда первой инстанции указано на двойное взыскание истребуемых инспекцией сумм недоимки и пени.

Данное обстоятельство расценивается судебной коллегией как явная техническая ошибка, которая, с учетом отсутствия в материалах административного дела сведений об устранении таковой судом первой инстанции, может быть исправлена судебной коллегией самостоятельно без направления административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, путем исключения части выводов из резолютивной части решения суда первой инстанции.

Иных оснований предусмотренных ст. 310 КАС РФ влекущих изменение или отмену решения суда судебной коллегией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

резолютивную часть решения Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 29 октября 2019 года изложить в следующей редакции

взыскать с Шишкина С. С.ча (ИНН ) в доход бюджета на расчетный счет , получатель УФК по УР (Межрайонная ИФНС России № 10 по Удмуртской Республике), ИНН КПП , БИК банка :

- транспортный налог в размере <данные изъяты> рублей (КБК );

- пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей (КБК );

- налог на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей (КБК );

- пени по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей (КБК ).

Апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в 6 кассационный суд общей юрисдикции в течении 6 месяцев.

Председательствующий судья О.В. Захарчук

Судьи: Г.Р. Багаутдинова

Н.Н. Сентякова