НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва) от 29.06.2021 № 2-999/2021

Судья Боломожнова Е.Н. Дело № 2-999/2021 (33-668/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 29 июня 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Таргына А.О.,

судей Кочергиной Е.Ю., Ховалыга Ш.А.,

при секретаре Ооржак Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ховалыга Ш.А. гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва об оспаривании дисциплинарного взыскания и компенсации морального вреда по апелляционной жалобе истца на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 января 2021 года,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва (далее по тексту – УФСИН России по РТ) об оспаривании дисциплинарного взыскания и компенсации морального вреда. В обоснование иска указала на то, что с 16 августа 2019 года занимает должность ** группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва. Приказом УФСИН России по РТ от 11 июня 2020 года она привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания за неосуществление перевода пенсии осужденного М. по месту отбывания наказания; невнесение соответствующей информации в отношении осужденных в программно-технический комплекс автоматизированного картотечного учета спецконтингента в исправительных учреждениях (далее по тексту – ПТК АКУС ИУ), несвоевременное направление в органы местного самоуправления, органы внутренних дел и центры занятости населения уведомлений в отношении освобождающихся осужденных. С данным дисциплинарным взысканием не согласна, поскольку при его наложении не в полном объеме выяснены обстоятельства совершения дисциплинарного проступка и не соблюден порядок его наложения. Незаконным наложением дисциплинарного взыскания ей причинен моральный вред, который выразился в негативных чувствах, переживаниях, стрессе и бессонице, которые повлияли на физическое здоровье. Просила признать незаконным и отменить дисциплинарное взыскание в виде замечания, наложенное приказом УФСИН России по РТ от 11 июня 2020 года , взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 150 000 руб.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 января 2021 года в удовлетворении иска ФИО1 отказано.

Истец в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, полагая, что основания для привлечения ее к дисциплинарной ответственности отсутствовали. Пенсия осужденного М. не переведена по месту отбывания наказания, поскольку он отказался от подписи в доверенности, представляемой в пенсионный фонд для перевода пенсии в ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва, без доверенности представителя пенсионный фонд заявление на перевод по месту отбывания наказания не принимает. Кроме того, в ее должностной инструкции и контракте от 30 апреля 2020 года не предусмотрена обязанность по внесению какой-либо информации в ПТК АКУС ИУ и периодичность ее внесения в базу данных. По несвоевременному направлений уведомлений в органы местного самоуправления, органы внутренних дел и центры занятости освобождающихся осужденных ее вины не имеется: срок освобождения осужденного Б. на момент проведения проверки точным не являлся – подсчетами процессуальных сроков освобождения занимается отдел специального учета; осужденный В. освобождался 11 сентября 2020 года, уведомление об освобождении направлено 12 марта 2020 года, после того как отдел специального учета информировал дату освобождения данного осужденного; осужденный З. освобождался 2 августа 2020 года, уведомления направлены 14 февраля 2020 года, как только отдел специального учета известил о дате освобождения, раньше направить смогла, поскольку находилась в отпуске; по осужденному Х., который освобождался 11 мая 2020 года, уведомления по освобождению направлены 17 января 2020 года вторым социальным работником – инспектором Н. Кроме того, в основу решения положены доказательства, полученные с нарушением законодательства, поскольку они заверены ненадлежащим образом и не имеют юридической силы.

В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ответчика, считая изложенные в жалобе доводы несостоятельными, просил оставить ее без удовлетворения, решение суда – без изменения.

В заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 апелляционную жалобу поддержала.

Представители ответчика ФИО2, ФИО3 просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, непосредственно связана с обеспечением общественного порядка, осуществляется в публичных интересах, призвана гарантировать надлежащее исполнение уголовных наказаний и закрепленного законом порядка отбывания наказаний, охраны прав и свобод осужденных и направлена на осуществление содержания лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, находящихся под стражей, их охраны и конвоирования. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, который включает не только обусловленные характером такой деятельности права, но и обязанности, а также налагаемые на них ограничения (Постановление от 15 октября 2013 г. № 21-П, Определения от 9 декабря 2014 г. № 2749-О, от 25 октября 2016 г. № 2190-О, от 18 июля 2019 г. № 1931-О).

Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовноисполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее по тексту – Федеральный закон), вступивший в законную силу с 1 августа 2018 года, является специальным нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника.

Согласно положениям ст. 12 Федерального закона, сотрудник обязан, в том числе знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы, обеспечивать их исполнение, проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере; знать и выполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников); соблюдать субординацию - обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному руководителю (начальнику), а при необходимости и к прямому руководителю (начальнику), поставив при этом в известность непосредственного руководителя (начальника); поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения служебных обязанностей, в установленном порядке проходить профессиональное обучение и (или) получать дополнительное профессиональное образование;

Служебные обязанности сотрудника определяются также Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Обязанности сотрудника по замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе определяются должностной инструкцией.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник должен соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Как следует из ч. 3 ст. 15 Федерального закона, за нарушение служебной дисциплины на сотрудника в соответствии со статьями 47, 49 - 53 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.

Согласно ч. 1 ст. 47 Федерального закона, служебная дисциплина – соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарным уставом уголовно-исполнительной системы, правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы, приказами и распоряжениями прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) порядка и правил исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы, правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Частью 1 ст. 50 Федерального закона предусмотрено, что на сотрудника в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе.

Порядок наложения на сотрудников дисциплинарных взысканий установлен ст. 52 данного Федерального закона.

Так, согласно ч. 6 вышеуказанной статьи Федерального закона, дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела – не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке.

До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником не представлено или он отказался дать такое объяснение, составляется соответствующий акт. Непредставление сотрудником объяснения в письменной форме не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя в соответствии со ст. 54 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка (ч. 8 ст. 52 Федерального закона).

В силу ч. 11 ст. 52 Федерального закона уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы или жительства сотрудника.

Согласно положениям ст. 54 Федерального закона, служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя либо по заявлению сотрудника при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона (ч. 1); служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении; в срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам (ч. 4); результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три рабочих дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять рабочих дней со дня представления заключения (ч. 5).

Пунктом 2 Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от 12 апреля 2012 года № 198 (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений между сторонами по делу), предусмотрено, что проверки проводятся по факту нарушения (грубого нарушения) сотрудником служебной дисциплины; при необходимости наиболее полного и всестороннего исследования обстоятельств совершения дисциплинарного проступка; гибели сотрудника, получения им ранений, травм, применения и использования оружия, а также в случае возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении в целях устранения причин и условий, приведших к совершению им преступления или административного правонарушения; по требованию сотрудника для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; для подтверждения факта существенного и (или) систематического нарушения условий контракта в отношении сотрудника (далее - дисциплинарный проступок).

Как следует из вышеуказанной Инструкции, решение о проведении проверки оформляется в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения, указанных в пункте 2 Инструкции. Резолюция также должна содержать сведения о должностном лице, ответственном за организацию ее проведения (далее - ответственное должностное лицо) (п. 5); проверка должна быть назначена не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом, указанным в пункте 3 Инструкции, либо лицом, его замещающим, информации, являющейся основанием для ее назначения, и должна быть завершена не позднее чем через 30 дней со дня издания приказа о назначении проверки. Срок проведения проверки не может быть менее 5 рабочих дней (п. 16).

Истец ФИО1 проходит службу в органах исполнительной системы, с 16 августа 2019 года в должности ** группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных Федерального казенного учреждения «Лечебно-исправительное учреждение № 2» УФСИН России по Республике Тыва.

Как следует из материалов дела, на основании служебного задания от 5 февраля 2020 года инспектором ГВСРО УФСИН России по Республике Тыва 6 февраля 2020 года в ФКУ ЛИУ-2 осуществлен выезд, в результате чего в деятельности групп социальной защиты и учета трудового стажа осужденных выявлены недостатки. Справка по результатам выезда направлена в ФКУ ЛИУ-2 11 февраля 2020 года, с данной справкой, вопреки своим доводам, истец ознакомлена 13 февраля 2020 года (л.д. 68-69).

Во исполнение служебного задания от 15 и 20 апреля 2020 года, утвержденного заместителем начальника УФСИН России по Республике Тыва, старшим инспектором ГВСРО УФСИН России по Республике Тыва 15 и 21 октября 2020 года осуществлена проверка организации работы группы социальной защиты осужденных ФКУ ЛИУ-2. В результате данной проверки установлено, что недостатки в работе указанной группы, которые были ранее выявлены в результате выезда на основании служебного задания от 5 февраля 2020 года, не устранены; в практической деятельности указания, методические рекомендации ФСИН России не используются, требования уголовно-исполнительного законодательства, нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность групп социальной защиты осужденных, не соблюдаются, вследствие чего 8 мая 2020 года на имя начальника УФСИН России по Республике Тыва подана докладная записка о проведении служебной проверки.

8 мая 2020 года начальником УФСИН России по Республике Тыва принято решение о проведении служебной проверки, о чем на вышеуказанном документе имеется резолюция, должностному лицу Т. поручено организовать проверку.

12 мая 2020 года издан приказ «О создании комиссии по проведению служебной проверки», в соответствии с которым сформирован состав комиссии из 5 должностных лиц, служебная проверка должна быть закончена до 8 июня 2020 года.

21 мая 2020 года для дачи истцом объяснений сформулированы вопросы.

В письменных объяснениях от 25 мая и 11 июня 2020 года ФИО1 указала на то, что недостатки, выявленные проверкой от 6 февраля 2020 года, не устранены, поскольку со справкой она не была ознакомлена, сведений об устранении каких-либо недостатков до нее никто не доводил, с Методическими рекомендациями ФСИН России от 29 ноября 2016 года № 02-69772 не была ознакомлена. Кроме того, даны объяснения о проделанной работе с осужденными и по факту заполнения не в полном объеме вкладок ПТК АКУС ИУ и направлению уведомлений в органы местного самоуправления, в органы внутренних дел, центр занятости населения на освобождающихся осужденных с указанием причин допущенных нарушений, где она свою вину отрицает.

Заключение о результатах служебной проверки, согласно которому факт совершения истцом дисциплинарного проступка подтвержден, утверждено 8 июня 2020 года начальником УФСИН России по Республике Тыва, в нем предложено объявить замечание истцу за нарушения служебной дисциплины. С данным заключением ФИО1 ознакомлена 11 июня 2020 года.

Приказом УФСИН России по Республике Тыва от 11 июня 2020 года ФИО1 привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания за нарушения служебной дисциплины, выразившиеся в нарушении пунктов 1.4, 2.1 подпунктов 2.1.1, 2.1.4, 2.1.7, 2.1.8 должностной инструкции, неисполнение требований ст. ст. 98, 180 Уголовно-исполнительного законодательства РФ, Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2005 года № 262, Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 13 января 2006 года № 2, Методических рекомендаций ФСИН России от 29 ноября 2016 года № 02-69772 «О механизме индивидуальной социальной работы с осужденными к лишению свободы с момента их поступления в учреждение УИС в целях подготовки к освобождению и дальнейшей социализации» и указания ФСИН России от 16 января 2015 года исх. № 02-948. Основанием для привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности явились недостатки в ее работе, выявленные в ходе служебной проверки, проведенной на основании приказа УФСИН России по РТ от 12 мая 2020 года , а именно: не принятие мер по устранению выявленных недостатков, указанных в справке от 7 февраля 2020 года, направленной Управлением в ЛИУ-2; не использование в практической деятельности методических рекомендаций ФСИН России от 29 ноября 2016 года № 02-69772 «О механизме индивидуальной социальной работы с осужденными к лишению свободы с момента их поступления в учреждения УИС в целях подготовки к освобождению и дальнейшей социализации»; пенсия осужденного М. не переведена по месту отбывания наказания; не внесена соответствующая информация в ПТК АКУС ИУ в отношении осужденных М., К., Р., С., Ч., О., А., П.; несвоевременное направление уведомлений в органы местного самоуправления, органы внутренних дел и центры занятости населения в отношении освобождающихся осужденных Б., В., З., Х.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, исходил из того, что заключение о результатах служебной проверки, которым подтверждено нарушение истцом служебной дисциплины, не оспорено и не отменено; факт совершения ФИО1 дисциплинарного проступка подтвержден материалами дела; порядок наложения дисциплинарного взыскания соблюден, при этом учтены специфика службы в органах уголовно-исполнительной системы, а также тяжесть проступка, поведение истца в ситуации.

С такими выводами суда первой инстанции, подробно мотивированными в обжалуемом решении, судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм процессуального и материального права, регулирующих спорные правоотношения, и на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно должностной инструкции, ** группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва в своей деятельности должен руководствоваться Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и правовыми актами Республики Тыва, нормативными правовыми актами Министерства юстиции РФ и настоящей инструкцией; должен знать нормы, в том числе исправительного законодательства (п.п. 1.3, 1.4); обязан осуществлять социальную диагностику, выявлять социальные проблемы осужденных, их групп и определять пути их разрешения, оказывать осужденным индивидуальную помощь, информировать и консультировать их по вопросам пенсионного, иного социального обеспечения (п.п. 2.1.1, 2.1.4); обязан вести учет пенсионеров и лиц, имеющих право на получение пенсий и социальных пособий, с момента наступления у осужденного права на получение пенсии оформлять необходимые документы и направлять их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, сообщать органу, осуществляющему пенсионное обеспечение об изменении состава пенсионеров в исправительном учреждении, осуществлять контроль за своевременным перечислением пенсий и социальных пособий органами социальной защиты населения и принимать необходимые меры по устранению недостатков (п. 2.1.7); оказывает содействие осужденным в восстановлении социальных связей с родственниками, трудовыми коллективами и учебными заведениями, общественными и религиозными организациями (п. 2.1.8).

Как следует из ст. 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч. 2); выплата пенсий осужденным осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных (ч. 3); из пенсий осужденных производятся удержания (ч. 5).

В силу ч. 1 ст. 180 УИК РФ не позднее чем за 2 месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока принудительных работ или лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев – после вступления приговора в законную силу администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

Согласно п.п. 5 и 6 Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 13.01.2006 г. № 2, за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев - после вступления приговора в законную силу - администрация ИУ уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях. В орган внутренних дел по избранному осужденным месту жительства направляются запросы о возможности проживания по указанному адресу.

Приказом Минюста России от 30.12.2005 г. № 262 (ред. от 21.07.2016) утверждено Положение о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы (далее по тексту – Положение).

Как следует из п. 3 Положения, социальная защита осужденных в исправительном учреждении представляет собой комплексную деятельность по оказанию им социальной помощи и поддержки, создающей предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения, оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы.

При осуществлении своей профессиональной деятельности работники группы руководствуются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, других министерств и ведомств, а также настоящим Положением (п. 5).

В силу п. 14 Положения основными задачами группы социальной защиты являются, том числе: содействие в восстановлении и укреплении социально полезных связей осужденных, их трудовом и бытовом устройстве после освобождения, решение вопросов, связанных с пенсионным обеспечением осужденных; привлечение общественности к решению социальных проблем осужденных, в том числе в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из исправительного учреждения.

** по социальной работе обязан: осуществлять социальную диагностику, выявлять социальные проблемы конкретных осужденных, их групп и определять пути их разрешения; составлять совместно с заинтересованными службами исправительного учреждения социальную карту осужденного; оказывать осужденным индивидуальную помощь, информировать и консультировать их по вопросам пенсионного, иного социального обеспечения; вести учет проделанной работы, анализировать ее результаты и влияние на исправление осужденных; вести учет пенсионеров и лиц, имеющих право на получение пенсий и социальных пособий, с момента наступления у осужденного права на получение пенсии оформлять необходимые документы и направлять их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, сообщать органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, об изменении состава пенсионеров в исправительном учреждении, осуществлять контроль за своевременным перечислением пенсий и социальных пособий органами социальной защиты населения и принимать необходимые меры по устранению недостатков; совместно с другими службами принимать меры по получению документов, подтверждающих право осужденных на социальное обеспечение; оказывать содействие осужденным в восстановлении социальных связей с родственниками, трудовыми коллективами и учебными заведениями, общественными и религиозными организациями; своевременно информировать руководство исправительного учреждения о проблемах в сфере социального обеспечения осужденных (п. 18 Положения).

При этом ** по социальной работе с осужденными составляет и ведет: социальный паспорт осужденных исправительного учреждения; социальную карту осужденного; журнал учета пенсионеров и лиц, имеющих право на получение пенсий и социальных пособий; отчеты о работе группы социальной защиты осужденных; журнал учета приема осужденных по социальным вопросам (п. 21 Положения).

Согласно письму ФСИН России от 16 января 2015 года № исх-02-948, отдельными положениями Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р, предусмотрено внедрение современных технологий социальной помощи, защиты и поддержки в отношении наиболее социально уязвимых категорий осужденных, а также конкретной личности на всех этапах отбывания наказания, УВСПР ФСИН России совместно с ФКУ НИИТ ФСИН России разработан раздел «Социальная работа», интегрированный в программный продукт ПТК АКУС ИУ, направленный на автоматизацию рабочего места сотрудника группы социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы. С целью внедрения в эксплуатацию данного программного продукта на начальников территориальных органов ФСИН России возложена обязанность организовать инсталляцию и интегрирование вышеуказанного программного продукта во всех исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

Как следует из утвержденного 4 октября 2019 года плана индивидуального обучения истца, Программы учебно-методических сборов сотрудников воспитательной службы УФСИН России по Республике Тыва, утвержденной 13 марта 2020 года, ФИО1 изучены, том числе вышеуказанные Положение о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы, нормы УИК РФ, Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Вопреки своим доводам, истец со справкой инспектора ГВСРО УФСИН России по Республике Тыва от 6 февраля 2020 года о выявлении недостатков в работе, была ознакомлена 13 февраля 2020 года (л.д. 68-69), в ходе повторной проверки установлено, что эти недостатки не устранены, что также подтверждается ее объяснениями от 25 мая и 11 июня 2020 года.

В силу приведенных выше норм закона, ведомственных актов и своих функциональных обязанностей истец должна была принять исчерпывающие меры по переводу пенсии осужденного М. по месту отбывания наказания, определить пути разрешения данного вопроса при отказе осужденного от перевода пенсии, сообщить об этом не только руководству исправительного учреждения, но и в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, консультировать осужденного по вопросу пенсионного обеспечения, в отношении него оформить необходимые документы и направить их в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, сообщать органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, об изменении состава пенсионеров в исправительном учреждении с учетом осужденного М., совместно с руководством ФКУ ЛИУ-2, другими структурными подразделениями учреждения и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, принять меры по своевременному переводу пенсии указанного осужденного по месту отбывания наказания, однако этого сделано не было.

Также несостоятельны доводы ФИО1 о том, что на нее не возложены обязанности по внесению информации в ПТК АКУС ИУ, она не имеет доступ к данному программно-техническому комплексу, поскольку как следует из вышеприведенных нормативных правовых актов, указаний ФСИН России, в деятельность органов уголовно-исполнительной системы внедряются современные технологии, в ПТК АКУС ИУ имеется специальный раздел «Социальная работа», направленный на автоматизацию рабочего места сотрудника группы социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы, и куда сотрудник данной группы обязан внести соответствующие сведения по своей работе; кроме того, исходя из ее же объяснений от 25 мая 2020 года, она имела доступ к ПТК АКУС ИУ и в своей работе она применяла данный программный комплекс.

По несвоевременному направлению в органы местного самоуправления, органы внутренних дел и центры занятости уведомлений в отношении освобождающихся осужденных ссылки истца в апелляционной жалобе на то, что подсчетами процессуальных сроков освобождения занимается отдел специального учета, данным отделом информация предоставлялась с опозданием, необоснованны, так как, имея доступ к ПТК АКУС ИУ, в котором указываются, в том числе сроки освобождения осужденных, ФИО1 в силу ч. 1 ст. 180 УИК РФ, п. 5 Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, обязана была не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы осужденных направить необходимые сведения в соответствующие органы и учреждения. В силу своих функциональных обязанностей в целях соблюдения установленного срока направления информации истец должна была заранее выяснить сроки освобождения осужденных.

Довод апелляционной жалобы о том, что копии документов, представленные ответчиком, не соответствуют нормам ГПК РФ, приводился в суде первой инстанции, ему надлежащая правовая оценка дана, с которой оснований не согласиться судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неправильном толковании норм права и не ставят под сомнение правильность постановленного решения.

С учетом обстоятельств, установленных в рамках настоящего гражданского дела, характера совершенного дисциплинарного проступка отмена судом указанных в разделе «Установочные данные» заключения о результатах служебной проверки других дисциплинарных взысканий, наложенных на истца приказами от 13 июня 2019 года , 18 марта 2020 года по иным случаям, о чем представлены апелляционные определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 14 января и 25 мая 2021 года, не влечет отмену обжалуемого решения. Кроме того, в указанном разделе заключения о результатах служебной проверки приведены и другие дисциплинарные взыскания: строгий выговор, наложенный приказом от 20 мая 2019 года ; строгий выговор (приказ от 11 ноября 2019 года ); выговор (приказ от 25 февраля 2020 года ).

Суд первой инстанции проверил обоснованность привлечения истца к дисциплинарной ответственности, соблюдение порядка наложения дисциплинарного взыскания, правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, установил все обстоятельства, заслуживающие внимания, всесторонне проверил доводы сторон, дав им надлежащую оценку.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение трех месяцев со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 июля 2021 года.

Председательствующий

Судьи