НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва) от 27.04.2016 № 33-579/2016

Судья Тагаланова С.К. Дело № 33-579/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 27 апреля 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Болат-оол А.В.,

судей Сат Л.Б., Ховалыга Ш.А.,

при секретаре Чимит Е.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ховалыга Ш.А. гражданское дело по иску Б. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. М.А. Бухтуева» г. Кызыла о взыскании суммы индексации по заработной плате по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 декабря 2015 года,

УСТАНОВИЛА:

Б. обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. М.А. Бухтуева» г. Кызыла (далее по тексту - МБОУ СОШ № 1 г. Кызыла) о взыскании суммы индексации по заработной плате, указав на то, что она с 23 апреля 1981 года по 17 августа 2015 года работала в данном учреждении **. Считает, что работодатель в нарушение требований Трудового кодекса РФ не производит индексацию заработной платы, на письменное обращение получен отказ в связи с отсутствием финансирования. Заработная плата истца за 2013 год составила рубля копейку, за 2014 год – рубля копеек, за 2015 год – рубля копеек. Согласно информации Тывастат, индекс потребительских цен на товары и услуги населению по Республике Тыва в 2013 году составил 105,4 %, в 2014 году – 109,5 %, в 2015 году – 107,3%. Полагает, что ее заработная плата за 2013 год должна быть проиндексирована на 5,4 % – х 5,4% / 100% = 29 744 рубля 54 копейки, за 2014 год на 9,5 % – х 9,5% / 100% = 49 383 рубля 33 копейки, за 2015 год на 7,3% – х 7,3% : 100 = 23 122 рубля 38 копеек. Уточнив исковые требования, просила взыскать с ответчика не начисленную и не выплаченную сумму индексации заработной платы за 2013 год в размере 15 639 рублей 67 копеек, за 2014 год – 25 991 рубля 22 копеек, за 2015 год – 12 169 рублей 38 копеек, всего в сумме 53 800 рублей 56 копеек.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 декабря 2015 года иск Б. удовлетворен в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Х. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указано на то, что к участию в деле не были привлечены Муниципальное казенное учреждение Департамент по образованию Мэрии города Кызыла, Департамент финансов Мэрии города Кызыла как учредитель и главный распорядитель бюджетных средств. МБОУ СОШ № 1 г. Кызыла не имеет собственных источников дохода, источниками финансового обеспечения являются субсидии, предоставляемые из республиканского бюджета.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика А. поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.

Истец Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело в ее отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истца С. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из ст. ст. 7 и 37 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, получать вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 130 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается, в том числе меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст. 144 Трудового кодекса РФ система оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Судом первой инстанции установлено, что Б. состояла в трудовых отношениях с МБОУ СОШ № 1 г. Кызыла с 23 апреля 1981 года по 17 августа 2015 года, работала **.

Коллективным договором МБОУ СОШ № 1 г. Кызыла определены нормы рабочего времени, учебной нагрузки, порядок исчисления заработной платы (тарификация), порядок и условия почасовой оплаты труда, повышение ставок заработной платы и должностных окладов, доплаты, надбавки, порядок определения уровня образования; порядок определения стажа педагогической работы.

Как следует из иска, Б. считает, что начисленные и выплаченные ей суммы заработной платы за 2013-2015 годы должны быть проиндексированы на индексы потребительских цен, которые согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Республики Тыва за 2013, 2014, 2015 годы составляют 5,4%, 9,5 % и 9,6% соответственно.

Удовлетворяя исковые требования о взыскании суммы индексации по заработной плате, суд первой инстанции исходил из того, что МБОУ СОШ № 1 г. Кызыла является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, в коллективном договоре данного учреждения не предусмотрен порядок индексации, поэтому в соответствии со ст. 134 ТК РФ с учетом индекса роста потребительских цен на товары и услуги ответчик должен выплачивать индексированную заработную плату.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом, поскольку в данном случае неверно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

Так, в соответствии со ст. 134 Трудового кодекса РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги; организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 г. № 913-О-О, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст. 130 Трудового кодекса РФ) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса РФ должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору

При этом нормами трудового законодательства не предусмотрено единого для всех работников способа индексации заработной платы.Право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и размеры оплаты труда работников организаций, финансируемых из местного бюджета, вытекает из их полномочий по управлению муниципальной собственностью. При этом органы местного самоуправления связаны положением Конституции РФ, гарантирующим каждому право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч. 3), а также требованиями Трудового кодекса РФ, закрепляющими как общие правила и государственные гарантии оплаты труда (статьи 130, 132, 133, 134 и 135), так и специальный порядок установления систем оплаты труда работников муниципальных учреждений (ст. 144). Таким образом, организации, финансируемые из бюджета (в том числе муниципального), нормой ст. 134 ТК РФ выделены в отдельную категорию, которая для проведения индексации заработной платы должна руководствоваться только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Право самостоятельной индексации на основании коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта на такие учреждения не распространяется. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Закона Республики Тыва от 11.08.2014 г. № 2691 ВХ-1 «О предоставлении субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в рамках общеобразовательных организаций» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва (далее - органы местного самоуправления) относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в дошкольных и общеобразовательных организациях в части финансирования расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр и игрушек, расходных материалов и хозяйственных нужд (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых из местных бюджетов). Как следует из ч. 1 ст. 4 вышеуказанного Закона Республики Тыва, уполномоченные органы исполнительной власти Республики Тыва при формировании республиканского бюджета Республики Тыва на очередной финансовый год предусматривают в составе расходов средства, необходимые для исполнения органами местного самоуправления полномочий, указанных в ст. 2 данного Закона. Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предписано Правительству РФ обеспечить, в частности, увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза; доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе. Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 г. № 2190-р в соответствии с подпунктом «е» пункта 1 вышеуказанного Указа Президента РФ утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы. В соответствии с Планом мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 г. № 722-р, одним из мероприятий предусмотрено на 2014-2018 годы обеспечение отношения средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования к средней заработной плате в соответствующем регионе. Постановлением Правительства Республики Тыва от 30.10.2013 г. № 632 «Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Развитие образования и науки на 2014-2020 годы» (подпрограмма 2 «Развитие общего образования») предусмотрено доведение уровня средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций до 100 процентов от средней заработной платы по экономике республики. Согласно сведениям Росстата по субъектам Российской Федерации, средняя заработная плата по Республике Тыва за январь-декабрь 2013 года составляла 25628 рублей, за январь-декабрь 2014 года – 27760 рублей, за январь-сентябрь 2015 года – 27 423 рубля. Как следует из справок формы 2-НДФЛ, общая сумма дохода Б. за 2013 год составила руб., то есть средняя заработная плата за месяц – 45857,06 руб., а за 2014 год общая сумма дохода – руб., средняя ежемесячная заработная плата – 43 318,70 руб., за 6 месяцев 2015 года – руб., средняя ежемесячная заработная плата – 52790,81 руб., что превышает среднюю заработную плату по Республике Тыва за указанные периоды. В соответствии со ст. 134 Трудового кодекса РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады) работников муниципальных учреждений городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» были повышены с 01 апреля 2013 года на 6,0%, с 01 сентября 2013 года – на 6,0% (Постановление Правительства Республики Тыва от 28 июня 2013 года № 379, постановление Мэрии г. Кызыла от 15 июля 2013 года № 908, приказ МКУ Департамента по образованию Мэрии г. Кызыла от 24 июля 2013 года № 286). Постановлением Мэрии г. Кызыла от 28.08.2015 г. № 925 утверждено Положение о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций (учреждений) города Кызыла, регламентирующее систему, порядок установления и выплаты заработной платы указанным категориям работников. Таким образом, поскольку истец работает в муниципальном образовательном учреждении г. Кызыла, которое в силу ст. 134 Трудового кодекса РФ должно производить индексацию заработной платы лишь в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, при этом согласно приведенным статистическим данным и нормативным правовым актам проводится поэтапная индексация заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных учреждений г. Кызыла, более того, уровень заработной платы истца за спорный период 2013, 2014, 2015 годов превышает среднюю заработную плату по Республике Тыва за эти же периоды, то требования истца произвести индексацию их заработной платы за эти годы путем увеличения на индексы потребительских цен, не обоснованны и не подлежали удовлетворению. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Б..Доводы апелляционной жалобы о том, что к участию в деле не были привлечены Муниципальное казенное учреждение Департамент по образованию Мэрии города Кызыла, Департамент финансов Мэрии города Кызыла, судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку решение об отказе в удовлетворении исковых требований Б. не затрагивает права и обязанности указанных организаций. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегияОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 декабря 2015 года отменить, принять по делу новое решение следующего содержания:

«Иск Б. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. М.А. Бухтуева» г. Кызыла о взыскании суммы индексации по заработной плате оставить без удовлетворения».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 апреля 2016 года.

Председательствующий

Судьи