НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва) от 20.08.2020 № 2А-1538/20

Судья Монгуш Р.С. Дело № 2а- 1538/2020 (33а-796/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 20 августа 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Кунгаа Т.В.,

судей Баутдинова М.Т., Железняковой С.А.,

при секретаре Данзырын А.С.-М.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кунгаа Т.В. административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Тыва к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и страховым взносам по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 февраля 2020 года,

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Тыва (далее - МРИ ФНС России № 1 по РТ) обратилась в суд к ФИО1 с вышеуказанным административным иском, указав, что административный ответчик является плательщиком налогов, указанных в налоговом уведомлении. 19.04.2019 года мировым судьей судебного участка № 1 г. Кызыла Республики Тыва на основании заявления административного истца был выдан судебный приказ о взыскании с должника ФИО1 недоимок по налогам. Однако от налогоплательщика поступило возражение, в связи с чем данный судебный приказ был отменен. Согласно сведениям истца ответчик является налогоплательщиком страховых взносов. Налоговый орган в отношении ответчика исчислил задолженность по страховым взносам на общую сумму 56 621 руб. 04 коп. и просил взыскать указанную сумму, а именно: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 26545 руб., пеня в размере 1728 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 5840 руб., пеня в размере 338,98 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование до 2017 года пеня в размере 352,85 руб., налог на доходы физических лиц в размере 20696 руб., пеня в размере 1120,10 руб.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 февраля 2020 года административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Тыва удовлетворено частично, с ФИО1 взыскана задолженность по страховым взносам в размере 32 385 руб. и государственная пошлина в доход федерального бюджета 1172 руб.

Не согласившись с решением суда, административный истец ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, указывая, что решение является незаконным и подлежит отмене, поскольку необходимость взыскания с него задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование суд обосновал требованием от 28 января 2019 года. Определяя право истца на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам, суду надлежало проверить не только факт направления ему истцом требования, но и оценить это требование на предмет правомерности. Суд не проверил требование истца от 28 января 2019 года на предмет его правомерности и тем самым фактически уклонился от оценки его доводов о том, что неисполнение им данного требования являлось правомерным в силу подпункта 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ. Суд обосновал свое решение ссылкой на судебный приказ от 19 апреля 2019 года. Согласно данному судебному приказу, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 26 545 руб. начислена за период с 1 января 2017 года. Аналогичные сведения указаны в заявлении истца о выдаче этого судебного приказа. Следовательно, срок уплаты этих страховых взносов за 2017 год наступил 31 декабря 2017 года (пункт 2 статьи 432 НК РФ). Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. Таким образом, срок направления требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год истек 31 марта 2018 года (3 месяца после 31 декабря 2017 года). Требование истца от 28 января 2019 года было направлено ему с нарушением трехмесячного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 70 НК РФ, то есть являлось неправомерным требованием, которое он был вправе не выполнять (подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ). В этой связи, в силу пункта 1 статьи 48 НК РФ данное требование истца не могло приниматься во внимание в качестве условия возникновения у него права на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам. Суд ошибочно установил в решении, что административный ответчик имеет задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 руб. (установленный законодательством срок уплаты 09 января 2019 года). Неустранение судом данных противоречий в периоде начисления задолженности привело к неправильному исчислению судом процессуального срока взыскания этой задолженности в судебном порядке. Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. При этом ни КАС РФ, ни НК РФ, не предусматривают прерывания срока обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам в случае предъявления такого иска в суд. Таким образом, период рассмотрения мировым судьей заявления истца о выдаче судебного приказа не влияет на исчисление шестимесячного срока обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 НК РФ, и не прерывает течение этого срока. Следовательно, вывод суда о том, что предельный срок обращения в суд с требованием о взыскании с ответчика задолженности по страховым взносам истцом не пропущен по причине отмены судебного приказа от 19 апреля 2019 года не основан на законе. С момента истечения срока уплаты страховых взносов, установленного в требовании истца от 28 января 2019 года, до момента предъявления искового заявления, на основании которого было возбуждено настоящее дело, прошло более шести месяцев.

В возражении на апелляционную жалобу представитель МРИ ФНС России № 1 по РТ просит решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая, что согласно сведениям, полученным МРИ ФНС России № 1 по РТ, в отношении ФИО1 числится задолженность по следующим налогам: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 26545 руб., пеня в размере 1728,22 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 5840 руб., пеня в размере 338,98 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование до 2017 года пеня в размере 352,85 руб.; налог на доходы физических лиц в размере 20696 рублей, пеня в размере 1120,10 руб. Общая сумма задолженности составила 56621,04 руб. По результатам выявления задолженности ФИО1 было направлено требование от 28.01.2019 года, требование от 21.09.2018 года, требование от 03.10.2018 года. В установленный срок суммы, указанные в требованиях не были уплачены. Срок на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, выносимого по бесспорным требованиям, может быть восстановлен по ходатайству налогового органа при наличии уважительной причины. Установление шестимесячного срока для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, а также момента его исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя и обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений, в связи с чем указанная норма КАС РФ не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя в жалобе. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Обязанность доказать факт уважительной причины получения корреспонденции в поздний срок на адресате.

В судебном заседании административный ответчик ФИО1 апелляционную жалобу поддержал.

Представитель административного истца – МРИ ФНС России № 1 по РТ ФИО2 просил решение суда оставить без изменения.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.ч. 1,2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

В силу п.п. 1, 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии со ст. 45 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, которая должна быть произведена налогоплательщиком самостоятельно, от своего имени и за счет собственных средств.

Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено указанной статьей. В случае если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящийся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 названной статьи. В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пени налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пени, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней в соответствии со статьей 48 РФ.

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей,

Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, " если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете обшей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пени, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего.

Согласно ч.1 ст. 18.1 НК РФ в Российской Федерации настоящим Кодексом л устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 18.2 НК РФ при установлении страховых взносов определяются в соответствии с главой 34 настоящего Кодекса плательщики и следующие элементы обложения: 1) объект обложения страховыми взносами; 2) база для исчисления страховых взносов; 3) расчетный период; 4) тариф страховых взносов; 5) порядок исчисления страховых взносов; 6) порядок и сроки уплаты страховых взносов.

-«J

IS-"

Согласно ст. 419 НК РФ налогоплательщикам страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие,- оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие платы и иные вознаграждения физическим лицам).

к. ¦¦

Исходя из п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; 2) страховые взносы, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 1 ода.

Из требования следует, что административный ответчик имеет задолженность по страховым взносам в размере 32385 руб. 00 коп., а именно по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 26545 руб. (установленный законодательством срок уплаты 9 января 2019 года), по страховым. взносам на обязательное медицинское страхование в размере 5840 руб., а также исчислены пени в сумме 1225,89 руб. по налогу на доходы физических лиц, 2014,76 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 107,07 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование 398,15 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, в общем 3745 руб. 87 коп.

Мировым судьей судебного участка № 1 г. Кызыла по заявлению МРИ ФНС России №1 по Республике Тыва вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 вышеуказанной задолженности по страховым взносам в размере 56621,04 руб. и пени в размере 949,31 руб., который 28 мая 2019 года отменен.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения налогового органа с административным исковым заявлением в суд.

Удовлетворяя административный иск частично, суд первой инстанции исходил из того, административный ответчик, зарегистрированный в качестве адвоката, не уплатил своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2018 год, в связи с чем, поскольку в нарушение требований НК РФ у административного ответчика имеется задолженность по страховым взносам, то выставленная административным истцом сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование является правомерной. Доказательств уплаты страховых взносов за указанный период административным ответчиком не представлено. Поскольку административный истец не представил суду расчет пени, включенной в требование по состоянию на 28.01.2019 года, за какой период указанные пени начислены, то требование о взыскании пени судом оставлено без удовлетворения.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласна, поскольку они мотивированы, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как судебная коллегия оснований для их переоценки не находит.

Судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи