Судья Жибинов С.Н. Дело № 2-46/2021
(№ 33-1160/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 19 октября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Дулуша В.В.,
судей Болат-оол А.В., Соскал О.М.,
при секретаре Кыргыс А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соскал О.М. гражданское дело по иску Монгуш М.М. к Государственному бюджетному учреждению Республики Тыва «Центр учета и мониторинга деятельности образовательных организаций» о признании незаконными действия, выразившиеся в отказе произвести перерасчет пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком, выплате недоплаченных пособий по уходу за ребенком, по беременности и родам, взыскании компенсации за задержку выплаты пособий по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком и компенсации морального вреда по апелляционной жалобе представителя ответчика Дулуш Л.Т. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 апреля 2021 г.,
установила:
Монгуш М.М. обратилась в суд с иском (с учетом уточнения) к Государственному бюджетному учреждению Республики Тыва «Центр учета и мониторинга деятельности образовательных организаций» (далее – ГБУ РТ «Центр учета и мониторинга деятельности образовательных организаций», ответчик), указав, что 14 мая 2014 г. из Государственного бюджетного учреждения «Институт оценки качества образования Республики Тыва» (далее – ГБУ «Институт оценки качества образования РТ») была принята на работу переводом в ГБУ РТ «Центр учета, контроля, мониторинга финансово-экономической деятельности и материально-технической базы образовательных организаций» на должность **. 31 октября 2017 г. уволена с занимаемой должности на основании личного заявления, после чего принята на работу в ГБУ «Институт оценки качества образования РТ» на условиях сокращенного рабочего дня с сохранением выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет. Ей назначено пособие по уходу за ребенком до полутора лет в размере 17 784 руб. 12 коп. с учетом доходов из основного места работы и дополнительного дохода по совместительству за периоды 2013-2014 г.г. 30 ноября 2017 г., получив расчет среднего заработка для отпуска по уходу за пятым ребенком, узнала, что неправильно исчислен размер пособия по уходу за четвертым ребенком до полутора лет, пособия по беременности и родам и пособия по уходу за пятым ребенком до полутора лет. 19 декабря 2017 г. ответчику подано заявление о перерасчете: пособия по уходу за четвертым ребенком, который наступил 11 мая 2015 г.; отпуска по беременности и родам, который наступил 23 сентября 2016 г.; 3) пособия по уходу за пятым ребенком, который наступил 10 февраля 2017 г. в связи с неправильным определением расчетного периода и заменой расчетного периода и включением дополнительного дохода по совместительству за 2013-2014 г.г. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» назначенное, но не полученное застрахованным лицом своевременно пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих обращению за ним. Пособие, не полученное застрахованным лицом полностью или частично по вине страхователя или территориального органа страховщика, выплачивается за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком. При переводе с основного места работы - ГБУ «Институт оценки и качества образования РТ» в связи с централизацией бухгалтерских служб, истец была принята на основную работу 14 мая 2014 г. ** в ГБУ РТ «Центра учета, контроля, мониторинга финансово-экономической деятельности и материально-технической базы образовательных организаций» с 1 сентября 2012 г. по 2 июня 2013 г. Полагает, что ответчик обязан применить расчетный период за 2013-2014 г.г. В 2013 г. она получала по основному месту работы ГБУ «Институт оценки и качества образования РТ» - 127 153 руб. 78 коп., из 365 дней, исключаемых 156 дней, по совместительству в ГБУ РТ «ЦУКМ» - 94 538 руб.68 коп. В 2014 г. по основному месту работы с 1 января 2014г. по 12 мая 2014 г. из 132 дней, исключаемых 132 дня, с 14 мая 2014 г. по 31 октября 2017 г. по совместительству – из 232 дней, исключаемые 232 дня. Среднедневной заработок составил 305 664 руб. 82 коп./209 дней = 1462,51 руб. Расчет декретного отпуска составил 1462,51 рублей х 140 дней = 204 751,40 рублей. Выплата работодателя по декретному отпуску составила: 778,65 руб. х 140 дней = 109 011 руб. Разница при перерасчете декретного отпуска составила 204 751,40 – 109 011 = 95 740,40 руб. Работодателем расчет сделан из среднего дневного заработка в сумме 778,65 руб. Таким образом, разница между выплаченными пособиями по уходу за четвертым и пятым ребенком, пособием по беременности и родам составляет 302 653,50 руб. и подлежащими выплате и складывается из следующих сумм: 195 740,4 + 129 028 + 77 885,1 = 302 653,50 руб.
Просит признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в отказе произвести перерасчет пособий по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком и выплате сумм недоплаченных пособий, взыскать с ответчика в пользу истца недоплаченное пособие по уходу за четвертым ребенком в размере 127 980,49 руб. за период с 11 мая 2015 г. по 27 августа 2016 г., недоплаченное пособие по уходу за пятым ребенком в размере 71 434,28 руб. с 10 февраля 2017 г. по 21 мая 2018 г., недополученное пособие по беременности и родам с 12 сентября 2019 г. по 9 февраля 2017 г. в размере 1369,20 руб., компенсацию за задержку выплаты вышеуказанных пособий по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком с 26 февраля 2018 г. по 19 апреля 2021 г. в сумме 97243,02 руб., компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб., расходы на представителя в размере 18 000 руб.
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 8 октября 2018 г. в качестве третьего лица привлечено Министерство образования и науки Республики Тыва.
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 ноября 2018 г. в качестве третьего лица привлечено Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 апреля 2021г. иск Монгуш М.М. удовлетворен частично. Признаны незаконными действия ГБУ РТ «Центр учета и мониторинга деятельности образовательных организаций», выразившиеся в отказе Монгуш М.М. произвести перерасчет пособий по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком. Взыскано с ГБУ РТ «Центр учета и мониторинга деятельности образовательных организаций» в пользу Монгуш М.М. 127 980 руб. 49 коп. в счет недоплаченного пособия по уходу за четвертым ребенком до полутора лет, 71 434 руб. 28 коп. в счет недоплаченного пособия по уходу за пятым ребенком до полутора лет, 1369 руб. 20 коп. в счет недоплаченного пособия по беременности и родам за период с 23 сентября 2016 г. по 9 февраля 2017 г., 91 329 руб. 92 коп. в счет компенсации за задержку выплаты пособий по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком, 5 000 руб. в счет компенсации морального вреда, 10 000 руб. в счет расходов на оплату услуг представителя. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Представителем ГБУ РТ «Центр учета и мониторинга деятельности образовательных организаций» Дулуш Л.Т. подана апелляционная жалоба и дополнение к ней об отмене решения суда. В обоснование доводов жалобы Дулуш Л.Т. указывает на то, что истцом при подаче заявления на получение по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за четвертым ребенком в Учреждение в нарушение ч. 5,6 ст. 13, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством») не представлены справка о том, что истице другим работодателем ежемесячные пособия не назначались и не выплачивались, заявление о замене календарных лет, справка о сумме заработка другим работодателем. Учреждение не было осведомлено истцом о ее работе по совместительству у другого работодателя. Заявление о перерасчете пособия по беременности и родам, пособия по уходу за четвертым ребенком, пособия по уходу за пятым ребенком от истца поступило к ответчику 19 декабря 2017 г., то есть после увольнения. Закон не содержит положения, согласно которому после подачи работницей заявления о замене календарных годов (календарного года) в период после назначения и выплаты пособий организация обязана пересчитать ранее выплаченные пособия. Перерасчет пособия по временной нетрудоспособности предусмотрен, когда пособие по временной нетрудоспособности назначено и выплачено без учета выплат, начисленных бывшим работодателем, после представления работником справки о заработке по форме 182-н от этого работодателя пособия подлежат пересчету и доплате. Оснований для пересчета ранее назначенного и выплаченного пособия по временной нетрудоспособности не имеется. Перерасчет пособий по уходу за ребенком, по беременности и родам в случае замены лет невозможен, о чем в экспертном заключении дан ответ на вопрос № 4, чему судом не дана оценка. Кроме того, на последнем судебном заседании представителем ответчика подано ходатайство об ознакомлении с материалами дела, так как представитель Дулуш Л.Д. вступила в дело впервые, однако, в удовлетворении ходатайства было отказано, чем ущемлены права ответчика. ГУ-региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва (далее – ГУ- региональное отделение ФСС РФ по Республике Тыва) отказало произвести перерасчет пособий истца в связи с тем, что на дату подачи заявления о перерасчете пособий истец не являлась застрахованным лицом, поскольку заявление поступило от нее после увольнения. ГУ- региональное отделение ФСС РФ по Республике Тыва проведена выездная проверка, по результатам которой назначение, начисление и выплата пособий Монгуш М.М. произведена без нарушений, о чем составлен акт, которому при наличии экспертного заключения, содержащего выводы о неверно произведенных расчетах, не дана надлежащая оценка. Полагает, что поскольку неверный расчет произведен ГБУ РТ «Центр учета и мониторинга деятельности образовательных организаций», однако данное обстоятельство не выявлено при выездной проверке, то материальную ответственность должно нести ГУ-региональное отделение ФСС РФ по Республике Тыва. Просит решение отменить, уменьшить компенсацию за задержку выплаты пособий по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком до 37 505,07 руб.
В возражении на апелляционную жалобу истец Монгуш М.М. просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, в удовлетворении апелляционной жалобы представителя ответчика Дулуш Л.Т. отказать.
Представитель ответчика ГБУ РТ «Центр учета и мониторинга деятельности образовательных организаций» Дулуш Л.Т. поддержала доводы апелляционной жалобы и просила отменить решение суда.
Монгуш Ш.Б. и ее представитель Монгуш Ш.Б. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение оставить без изменения.
Выслушав пояснения лиц. участвующих в рассмотрении дела, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии со ст. 255 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Согласно ст. 256 ТК РФ, по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.
Порядок назначения и выплаты пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком регламентирован Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
На основании ч. 1 ст. 11.1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
В силу ч. ч. 1, 8 ст. 13 указанного Федерального закона назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по общему правилу осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица. Страхователь осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы (иных выплат, вознаграждений).
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» назначенное, но не полученное застрахованным лицом своевременно пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих обращению за ним. Пособие, не полученное застрахованным лицом полностью или частично по вине страхователя или территориального органа страховщика, выплачивается за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно ч.2.1 ст. 15 вышеуказанного Федерального закона, в случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения указанных пособий в соответствии с частями 5 и 6 статьи 13 настоящего Федерального закона, соответствующее пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя (территориального органа страховщика) сведений и документов. После представления застрахованным лицом указанной справки (справок) о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка.
В силу п. 2 ст. 13 названного Федерального закона в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с ч. 2 ст. 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в ч. 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размера его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Монгуш М.А. и С.М.М. 12 августа 2006 года заключен брак, после чего мужу и жене присвоена фамилия «Монгуш», о чем составлена актовая запись № от 12 августа 2006 года.
Согласно свидетельствам о рождении, Монгуш М.М. имеет 5 несовершеннолетних детей, в том числе: М.Б.М., 4 апреля 2004 года рождения, М.Б.М., 25 июня 2005 года рождения, М.А.Ч., 2 августа 2013 года рождения, М.А.М., 27 февраля 2015 года рождения, М.А.М., 21 ноября 2016 года рождения.
1 сентября 2012 года между ГБУ РТ «Хозяйственно-эксплуатационная группа по обслуживанию учреждений образования» (работодатель) и Монгуш М.М. (работник) заключен трудовой договор, по которому работник принята на должность ведущего бухгалтера с 1 сентября 2012 года.
Согласно приказу ГБУ РТ «Хозяйственно-эксплуатационная группа по обслуживанию учреждений образования» от 14 мая 2014 года №, Монгуш М.М. принята ГБУ РТ «Хозяйственно-эксплуатационная группа по обслуживанию учреждений образования» на должность ** в порядке перевода с тарифной ставкой 3597 руб.
Как следует из приказа ГБУ РТ «Хозяйственно-эксплуатационная группа по обслуживанию учреждений образования» от 2 июня 2014 года №, на основании заявления Монгуш М.М. установлен неполный рабочий день с 8 до 16 часов с перерывом на обед с 12 до 13 часов с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию по уходу за ребенком 1,5 лет с 2 июня 2014 года по 2 февраля 2015 года.
Из приказа ГБУ РТ «Хозяйственно-эксплуатационная группа по обслуживанию учреждений образования» от 29 июля 2014 года № следует, что Монгуш М.М. предоставлен отпуск без сохранения заработной платы с 29 июля по 1 августа 2014 года.
Согласно приказу ГБУ РТ «Хозяйственно-эксплуатационная группа по обслуживанию учреждений образования» от 12 мая 2015 года №, Монгуш М.М. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 11 мая 2015 по 27 февраля 2018 года с выплатой пособия по государственному страхованию по уходу за ребенком 1,5 лет с 11 мая 2015 года по 27 августа 2016 года на основании заявления истца от 12 мая 2015 года.
12 мая 2015 года Монгуш М.М. обратилась с заявлением о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до трех лет с выплатой пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет с 11 мая 2015 года до 17 августа 2016 года.
Из приказа ГБУ РТ «Хозяйственно-эксплуатационная группа по обслуживанию учреждений образования» от 8 февраля 2017 года № следует, что Монгуш М.М. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с выплатой пособия по государственному страхованию по уходу за ребенком 1,5 лет за пятым ребенком с 10 февраля 2017 года по 21 мая 2018 года на основании заявления истца от 8 февраля 2017 года.
8 февраля 2017 года Монгуш М.М. обратилась с заявлением о предоставлении отпуска по уходу за пятым ребенком до достижения возраста трех лет.
8 февраля 2017 года ГБУ РТ «Центр учета, контроля, мониторинга финансово-экономической деятельности и материально-технической базы образовательных организаций» уведомило Монгуш М.М. о том, что ГБУ РТ «Хозяйственно-эксплуатационная группа по обслуживанию учреждений образования» переименовано в ГБУ РТ «Центр учета, контроля, мониторинга финансово-экономической деятельности и материально-технической базы образовательных организаций», ее должность ** сохранилась.
Приказом ГБУ РТ «Центр учета, контроля, мониторинга финансово-экономической деятельности и материально-технической базы образовательных организаций» от 31 октября 2017 года № с Монгуш М.М. на основании личного заявления расторгнут трудовой договор в порядке перевода другому работодателю.
19 декабря 2017 года истцом на имя директора ГБУ РТ «Центр учета, контроля, мониторинга финансово-экономической деятельности и материально-технической базы образовательных организаций» подано заявление о перерасчете пособия по уходу за ребенком в связи с заменой расчетного периода и включением дополнительного дохода по совместительству за 2013 и 2014 годы.
Из ответа от 27 апреля 2018 года № на вышеуказанное заявление следует, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат застрахованные лица - граждане, работающие по трудовому договору. Приказом № от 31 октября 2017 года истец уволена по собственному желанию, и трудовой договор был расторгнут. На момент подачи заявления 19 декабря 2017 года истец не являлась застрахованным лицом, в связи с этим перерасчет пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком не представляется возможным.
Согласно справке на застрахованного лица Монгуш М.М. от 7 декабря 2017 года, период работы у страхователя, в течение которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 1 сентября 2012 года по 2 июня 2013 года, сумма заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которые были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: за 2012 год – 67 895 руб., 2013 год – 94 538,68 руб.
Согласно справке на застрахованного лица Монгуш М.М. от 14 декабря 2017 года, период работы у страхователя, в течение которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 1 сентября 2009 года по 12 мая 2014 года, сумма заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которые были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: за 2009 год – 96 010 руб., 2010 – 281 804 руб., 2011 – 326 455 руб., 2012 – 253 113 руб., 2013 – 127 153, 78 руб., 2014 – 44 817,92 руб. Количество календарных дней, приходящихся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, страховые взносы не начислялись за 2013 год всего 156 дней, в том числе с 2 июня 2013 года по 19 октября 2013 года 140 дней – отпуск по беременности и родам, с 15 по 31 декабря 2013 года 16 дней – отпуск по уходу за ребенком; за 2014 год всего 132 дня, в том числе: с 1 января по 12 мая 2014 года 132 дня – отпуск по уходу за ребенком.
Согласно справке на застрахованного лица Монгуш М.М. от 15 декабря 2017 года, период работы у страхователя, в течение которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 14 мая 2014 года по 31 октября 2017 года, сумма заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которые были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: за 2014 год – 391 54,44 руб. Количество календарных дней, приходящихся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, страховые взносы не начислялись за 2014 год всего 244 дней, в том числе с 14 мая по 3 августа 2014 года – 82 дня - отпуск по уходу за ребенком; с 4 по 13 августа 2014 года – 10 дней – период временной нетрудоспособности; с 4 по 14 августа 2014 года – 11 дней – отпуск по уходу за ребенком; с 14 по 15 августа 2014 - 2 дня - период временной нетрудоспособности; с 15 августа по 21 декабря 2014 года – 129 дней - отпуск по уходу за ребенком; с 22 по 31 декабря 2014 года – 10 дней – отпуск по беременности и родам; за 2015 год всего 365 дней, в том числе: с 1 января по 10 мая 2015 года – 130 дней – отпуск по беременности и родам; с 11 мая по 31 декабря 2015 года – 235 дней – отпуск по уходу за ребенком; за 2016 год всего 340 дней, в том числе: с 1 января по 27 августа 2016 года – 240 дней – отпуск по уходу за ребенком; с 23 сентября по 31 декабря 2016 года – 100 дней – отпуск по беременности и родам; за 2017 год всего 304 дня, в том числе: с 1 января по 9 февраля 2017 года – 40 дней – отпуск по беременности и родам, с 10 февраля по 31 октября 2017 года – 264 дня - отпуск по уходу за ребенком.
Согласно справке на застрахованного лица Монгуш М.М. от 18 августа 2014 года, период работы у страхователя, в течение которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с января 2012 года по 31 декабря 2013 года, сумма заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которые были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: за 2012 год – 321 008 руб., за 2013 год – 221 692,46 руб. Количество календарных дней, приходящихся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, страховые взносы не начислялись за 2013 год всего 140 дней, в том числе с 4 июня по 21 октября 2013 года – 140 дней - отпуск по беременности и родам; за 2014 год 132 дня, в том числе с 1 января по 12 мая 2014 года - 132 дня – отпуск по уходу за ребенком.
Согласно справке на застрахованного лица Монгуш М.М. от 2 ноября 2016 года, период работы у страхователя, в течение которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 14 мая 2014 года по 31 декабря 2015 года, сумма заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которые были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: за 2014 год – 39 154,44 руб. Количество календарных дней, приходящихся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, страховые взносы не начислялись за 2014 год всего 244 дней, в том числе с 14 мая по 4 августа 2014 года – 83 дня - отпуск по уходу за ребенком; с 4 по 13 августа 2014 года – 10 дней – период временной нетрудоспобности, с 5 по 14 августа 2014 года – 10 дней - отпуск по уходу за ребенком; с 14 по 15 августа 2014 года – 2 дня - период временной нетрудоспособности, с 1 августа по 21 декабря 2014 года – 129 дней - отпуск по уходу за ребенком; с 22 по 31 декабря года – 10 дней – отпуск по беременности и родам; за 2015 год 365 дней, в том числе: с 1 января по 10 мая 2015 – 130 дней - отпуск по беременности и родам; с 11 мая по 31 декабря 2015 года – 235 дней - отпуск по уходу за ребенком.
К материалам дела ответчикам представлены расчетные листки с мая 2015 года по октябрь 2017 года, согласно которым истцу начислялось пособие по уходу за ребенком.
Актом выездной проверки от 20 апреля 2018 года № 78, проведенной ведущим специалистом-ревизором ГУ–регионального отделения ФСС РФ по РТ О.О.О. установлено, что за проверяемый период 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года страхователем было начислено и выплачено застрахованному лицу Монгуш М.М. пособие по беременности и родам и ежемесячные пособия по уходу за ребенком до полутора лет. Суммы начисленных и выплаченных пособий соответствуют данным бухгалтерского учета. Назначение, начисление и выплата пособий страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством застрахованному лицу Монгуш М.М. было произведено без нарушений.
Определением суда от 8 октября 2020 года по делу назначена судебная бухгалтерская экспертиза, производство которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью «Независимая экспертиза».
Согласно экспертному заключению общества с ограниченной ответственностью «Независимая экспертиза» № от 1 февраля 2021 года:
Расчет пособия Монгуш М.М. по уходу за четвертым ребенком - М.А.М., 27 февраля 2015 года рождения, до полутора лет за период с 11 мая 2015 года по 27 августа 2016 года произведен неправильно.
При расчете пособия по уходу за четвертым ребенком ГБУ РТ «Хозяйственно-эксплуатационная группа по обслуживанию учреждений образования» не были учтены исключаемые из расчетного периода календарные дни в количестве 132 дня, которые были показаны в справке по форме № № ИСЖ00000002 от 18 августа 2014 года ГБУ «Институт оценки качества образования РТ».
Ежемесячный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет составит 17 699,49 рублей. За период с 11 мая 2015 года по 27 августа 2016 года размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет составил 275 198,52 руб. За период с 11 мая 2015 года по 27 августа 2016 года выплачено пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в сумме: 147 218,03 руб. Размер недоплаченного пособия по уходу за четвертым ребенком до полутора лет составил 127 980,49 руб.;
Расчёт пособия Монгуш М.М. по уходу за пятым ребенком - М.А.М., 21 ноября 2016 года рождения до полутора лет за период с 10 февраля 2017 года по 31 октября 2017 года произведен неверно.
При расчете пособия по уходу за пятым ребенком ГБУ РТ «Хозяйственно-эксплуатационная группа по обслуживанию учреждений образования» не были учтены исключаемые из расчетного периода календарные дни в количестве 132 дня, которые были показаны в справке по форме №№ от 18 августа 2014 года ГБУ «Институт оценки качества образования РТ».
Ежемесячный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет составит 17 699,49 руб. За период с 10 февраля 2017 года по 31 октября 2017 года размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет составил 153 606,29 руб. За период с 10 февраля 2017 года по 21 мая 2018 года выплачено пособия по уходу за ребенком до полутора лет в сумме: 82 172,01 руб. Размер недоплаченного пособия по уходу за пятым ребенком до полутора лет составил 71 434,28 руб.;
Недоплата Монгуш М.М. пособия по беременности и родам за период с 23 сентября 2016 года по 9 февраля 2017 года составила 1369,20 руб.;
Согласно п. 3 ст. 15 ФЗ-255 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", назначенное, но не полученное застрахованным лицом своевременно пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих обращению за ним».
В данном случае пособия по уходу за ребенком и по беременности и родам Монгуш М.М. были назначены и выплачены. Монгуш М.М. уже были поданы заявления 14 ноября 2016 года о замене лет с 2014-2015 на 2012-2013 годы для расчета пособия по беременности и родам (пятого ребенка) в ГБУ РТ «Хозяйственно-эксплуатационная группа по обслуживанию учреждений образования» и 8 февраля 2017 года о замене лет с 2015-2016 на 2013-2014 годы для расчета пособия до 1,5 лет по пятому ребенку в ГБУ РТ «Хозяйственно-эксплуатационная группа по обслуживанию учреждений образования». Перерасчет пособий по уходу за ребенком и по беременности и родам, в случае замены лет не возможен.
Разрешая заявленные требования Монгуш М.М., суд первой инстанции, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, и дав оценку представленным доказательствам, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Монгуш М.М. в связи с установлением недоплаты ответчиком пособий по беременности и родам, по уходу за детьми согласно выводам заключения судебной бухгалтерской экспертизы, и обоснованности требования о признании незаконными действий ГБУ РТ «Центр учета и мониторинга деятельности образовательных организаций, выразившихся в отказе произвести перерасчет пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком.
Судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности выводов суда о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоплаченные суммы пособий по беременности и родам, по уходу за четвертым и пятым детьми в виде разницы между полученным истцом размером пособий и тем размером пособия, на которое она имела право.
Разрешая требования Монгуш М.М. о взыскании денежной компенсации за задержку выплаты причитающихся денежных средств и компенсации морального вреда, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 236, 237 ТК РФ, устанавливающими материальную ответственность работодателя при нарушении прав работника и пришел к выводу об их обоснованности, взыскав компенсации за задержку выплаты пособий и морального вреда, судебная коллегия оснований изменения оснований для изменения размера компенсаций не находит.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, размер компенсации за задержку выплаты причитающихся истцу Монгуш М.М. пособий судом первой инстанции произведен верно в соответствии со ст. 236 ТК РФ, в то время как приведенный в дополнении к апелляционной жалобе представителем ответчика расчет осуществлен по правилам ст. 395 ГК РФ, при указанных обстоятельствах оснований для уменьшения размера компенсации по доводам представителя ответчика Дулуш Л.Т. судебная коллегия не находит.
Довод в апелляционной жалобе о том, что суд не дал возможности ознакомиться с материалами дела представителю Дулуш Л.Т., не привел к принятию неправильного судебного акта с учетом того, что дело рассматривалось судом первой инстанции длительное время и Дулуш Л.Т. представляла интересы юридического лица, позиция которого была изначальна известна. Кроме того, у представителя ответчика было достаточно времени для ознакомления с материалами дела до судебного заседания.
Довод ответчика на то, что неверный расчет произведен ГБУ РТ «Центр учета и мониторинга деятельности образовательных организаций», однако, при выездной проверке ГУ-региональное отделение ФСС РФ по Республике Тыва это обстоятельство не выявило, поэтому материальную ответственность должно нести ГУ-региональное отделение ФСС РФ по Республике Тыва, является необоснованным, поскольку ГУ-региональное отделение ФСС РФ по Республике Тыва проводило лишь выборочную проверку по выплатам Монгуш М.М. Кроме того, назначение и выплата пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Довод жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела является необоснованным и опровергается собранными по делу доказательствами, которым суд дал правильную оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, сводятся к переоценке доказательств, имеющихся в материалах дела, оценка которых произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства.
Юридически значимые обстоятельства судом установлены, нормы материального и процессуального права применены правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение трех месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи