НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва) от 18.02.2021 № 2-88/20

Судья Биче-оол С.Х. Дело №2-88/2020 (№ 33-105/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 18 февраля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Соскал О.М.,

судей Кочергиной Е.Ю., Ховалыга Ш.А.,

при секретаре Базыр-оол С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Е.Ю. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва Сендаша Ш.Н. в интересах Российской Федерации и Республики Тыва к Оюн К-К.В. о взыскании неосновательного обогащения по апелляционной жалобе ответчика Оюн К-К.В. на решение Чеди-Хольского района Республики Тыва от 8 октября 2020 года,

УСТАНОВИЛА:

прокурор Чеди-Хольского района Республики Тыва Сендаш Ш.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Оюн К-К.В. в интересах Российской Федерации и Республики Тыва о взыскании неосновательного обогащения, указав в обоснование, что прокуратурой проведена проверка целевого расходования субсидий, выделенных на улучшении жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. Оюн К-К.В., ** года рождения, уроженка **, 16 января 2017 года обратилась в администрацию муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» для включения её в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий на территории Чеди-Хольского района по категории «молодая семья». 04 сентября 2019 года Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва Оюн К-К.В. выделана субсидия на улучшение жилищных условий в размере 1 220 940 руб. (из федерального бюджета выделены - 1 159 893 руб., из республиканского бюджета - 61 047 руб.), администрацией Чеди-Хольского района 29 августа 2019 года выделена субсидия в размере 64 260 руб. из местного бюджета для строительства жилого дома по ул. **. В ходе проверки материалов личного дела установлено, что Оюн К-К.В. на момент подачи заявления для участия федеральной целевой программе (далее - ФЦП), от 03 ноября 2016 года имеет в собственности жилое помещение, находящееся по адресу: **, кадастровый номер **, о чем свидетельствуют выписки из ЕГРН от 13 ноября 2018 года и 28 января 2020 года, чем нарушены условия предоставления субсидий. Указывает, что Оюн К-К.В., имеющая в собственности жилое помещение, осознавая, что не соответствует требованиям Федеральной программы по категории «молодая семья», незаконно и неосновательно получила субсидию на улучшение жилищных условий. Просит взыскать с ответчика Оюн К-К.В. сумму неосновательного обогащения, выделенную на строительство жилого дома, в размере 1 285 200 руб. с распределением денежных средств в следующем порядке: в пользу бюджета Российской Федерации - 1 159 893 руб., в пользу республиканского бюджета - 61 047 руб., в пользу местного бюджета - 64 260 руб.

Решением Чеди-Хольского районного суда Республики Тыва от 08 октября 2020 года исковое заявление прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва Сендаша Ш.Н. в интересах Российской Федерации и Республики Тыва к Оюн К-К.В. о взыскании неосновательного обогащения удовлетворено. С Оюн К-К.В. взысканы в счет неосновательного обогащения 1 159 893 руб. в доход федерального бюджета Российской Федерации, 61 047 руб. в доход бюджета Республики Тыва, 64 260 руб. в доход бюджета муниципального образования «Чеди-Хольский кожуун» Республики Тыва, а также государственная пошлина в размере 14 626 руб. в доход бюджета муниципального образования «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва».

Не согласившись с решением суда, ответчик Оюн К-К.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение, поскольку суд первой инстанции, не изучив ее устную просьбу об отложении судебного разбирательства ввиду ее нахождения в лечебном учреждении, неправильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, принял решение в ее отсутствие. В обоснование жалобы указала, что постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 № 598 (с изменениями на 2 августа 2017 года) «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» утратило силу с 1 января 2017 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 1544. Действие Федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12 октября 2017 № 1243. При проверке целевого расходования субсидий прокуратура Чеди-Хольского района не обратила внимание на то, что реализация мероприятий данной программы будет осуществляться в рамках (подпрограммы) Государственной программы Республики Тыва «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы». Кроме того, протоколом заседания жилищной комиссии по рассмотрению документов граждан и молодых семей с целью признании их нуждающимися в получении социальной выплаты для последующего участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий Государственной программы Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» она была признана нуждающейся в получении социальной выплаты для последующего участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий по категории «молодая семья», и это не было оспорено. В частности, на ее иждивении находятся пятеро несовершеннолетних детей, поэтому площадь в размере 36,8 кв.м. ранее приобретенного жилья не соответствует нормам площади жилого помещения на всех членов ее семьи, и он не скрывала от комиссии о наличии данной жилой площади.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Оюн К-К.В. - Куулар Б.Б. поддержала доводы апелляционной жалобы.

Прокурор Хертек С.Ч. в заседании суда апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы и просила решение суда оставить без изменения.

В заседание суда апелляционной инстанции ответчик Оюн К-К.В., представители третьих лиц администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва», Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва и Министерства финансов Республики Тыва не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, в связи с чем, судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивает условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.

Статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации, одним из которых являются принцип эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (далее - Государственная программа).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 (утратившая силу с 1 января 2018 года) утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (далее - Программа).

Согласно пункту 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (Приложение № 13 Государственной программы) субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий и разработанных на основе документов территориального планирования, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривающих: предоставление гражданам, молодым семьям и молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, согласно приложению №1.

Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты).

Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат.

Согласно пункту 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 2015 года №17) право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий: а) постоянное проживание в сельской местности; б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению № 6 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (далее соответственно - Программа, заявление); в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»; г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с пунктом 33 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 2015 года №17) право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют: а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 39 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности; постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения; наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения; б) молодой специалист, под которым понимается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией; постоянное проживание молодого специалиста (и членов его семьи) в сельской местности, в которой молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; признание молодого специалиста (и членов его семьи) нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения; наличие у молодого специалиста (и членов его семьи) собственных и (или) заемных средств в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 настоящего Типового положения.

В соответствии с пунктом 34 данного Типового положения право на получение социальной выплаты имеют также молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.

Согласно пункту 35 указанного Типового положения под молодыми семьями и молодыми специалистами, указанными в пункте 34 настоящего Типового положения, понимаются: а) молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей), соответствующие в совокупности следующим условиям: переехали в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района); проживают на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; зарегистрированы по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации; не имеют в собственности жилого помещения (жилого дома) в сельской местности в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; б) учащиеся последнего курса профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, заключившие соглашения с работодателем (органом местного самоуправления) о трудоустройстве в сельской местности, в которой изъявили желание постоянно проживать и работать по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность) в агропромышленном комплексе или социальной сфере по окончании указанной образовательной организации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 утратило силу с 1 января 2018 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 1544.

Действие Федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года № 1243. Реализация мероприятий данной программы будет осуществляться в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.

Согласно пункту 4 Типового положения (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 (ред. от 06 сентября 2018 года) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы») гражданин имеет право на получение социальной выплаты при соблюдении в совокупности следующих условий: а) постоянное проживание в сельской местности (регистрация по месту жительства); б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат и получателей жилья по договорам найма жилых помещений (далее - сводный список). Форма сводного списка утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств (в процентах) в расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»; г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления, а также высшим исполнительным органом государственной власти г. Севастополя или органом исполнительной власти г. Севастополя, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти г. Севастополя (далее - орган местного самоуправления) по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно пункту 32 Типового положения (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 (ред. от 06 сентября 2018 года) право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют: а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 38 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности; постоянное проживание (регистрация по месту жительства) в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения; наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в соответствии с пунктом настоящего Типового положения; б) молодой специалист, под которым понимается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией; постоянное проживание молодого специалиста (и членов его семьи) в сельской местности, в которой молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; признание молодого специалиста (и членов его семьи) нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения; наличие у молодого специалиста (и членов его семьи) собственных и (или) заемных средств в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения.

В соответствии с пунктом 33 данного Типового положения право на получение социальной выплаты имеют также молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.

Согласно пункту 34 указанного Типового положения под молодыми семьями и молодыми специалистами, указанными в пункте 33 настоящего типового положения, понимаются: а) молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей), соответствующие в совокупности следующим условиям: переехали в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района); проживают на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; зарегистрированы по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации; не имеют в собственности жилого помещения (жилого дома) в границах соответствующего муниципального района (городского округа), включая административный центр муниципального образования, в котором один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; б) учащиеся последнего курса профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, заключившие соглашения с работодателем (органом местного самоуправления) о трудоустройстве в сельской местности, в которой изъявили желание постоянно проживать и работать по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность) в агропромышленном комплексе или социальной сфере по окончании указанной образовательной организации.

Пунктом 19 данного Типового положения предусмотрено, что гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению №2 (далее - заявление) с приложением: а) копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи; б) копий документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи; в) копий документов, подтверждающих наличие у заявителя и (или) членов его семьи собственных и (или) заемных средств в размере, установленном подпунктом «в» пункта 4 настоящего Типового положения, а также при необходимости право заявителя (лица, состоящего в зарегистрированном браке с заявителем) на получение материнского (семейного) капитала. Перечень таких документов, сроки и порядок их представления устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; г) документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий; д) копии трудовой книжки (для работающих по трудовым договорам) или копий документов, содержащих сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; е) иных документов, предусматривающих разрешение на строительство жилья и подтверждающих стоимость жилья, планируемого к строительству (приобретению). Перечень таких документов, сроки и порядок их представления устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 31 июля 2015 года № 370 «О комиссии по распределению субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и о внесении изменений в постановление Правительства Республики Тыва от 30 октября 2013 года № 633» утверждено Положение о комиссии по распределению субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

Определенные этим положением условия и порядок предоставления в Республике Тыва молодым семья (молодым специалистам), проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья аналогичны условиям и порядку предоставления таких выплат, указанным в Типовом положении.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 16 января 2017 года Оюн К-К.В. обратилась с заявлением в администрацию Чеди-Хольского района о включении её в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, с указанием состава семьи, состоящей из супруга Б., детей И., А., Ш., Д., с условиями участия в мероприятиях в рамках Государственной программы ознакомлена. Дата приема данного заявления отсутствует.

Из справки о составе семьи за № ** от 18 января 2016 года, № ** от 31 августа 2020 года следует, что Оюн К-К.В. зарегистрирована в с. **, имеет следующий состав семьи: супруг Б., дети И., А., Ш., Д., Е.

Из сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23 декабря 2015 года следует, что отсутствуют сведения о правах Оюн К-К.В. на объекты недвижимого имущества.

Согласно справке председателя администрации с. Хендергинский от 18 января 2016 года № ** Оюн К-К.В. не имеет собственного жилья на территории с.Ак-Тал Чеди-Хольского района Республики Тыва.

Из справки ГУП Республики Тыва «Бюро технической инвентаризации» следует, что по учетным данным архива ГУП Республики Тыва «БТИ» сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества Оюн К-К.В. не имеется.

Из трудовой книжки Оюн К-К.В., следует, что в период с 24 марта 2016 года является индивидуальным предпринимателем, занимается крестьянско-фермерским хозяйством.

Из письма Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Республике Тыва от 01 сентября 2020 года №** и выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей следует, что Оюн К-К.В. с 24 марта 2016 года зарегистрирована в качестве Главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

12 сентября 2016 года между Администрацией Хендергинского сумона Чеди-Хольского кожууна и Оюн К-К.В. заключен договор о предоставлении на условиях аренды земельного участка общей площадью ** кв.м. по адресу: **, с разрешенным видом использования: для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером: **, сроком на 20 лет. 12 сентября 2016 года составлен акт приема-передачи земельного участка.

Из уведомления Администрации Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва от 23 ноября 2018 года № ** видно, что по результатам рассмотрения уведомления Оюн К-К.В. о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установлено о соответствии указанных в уведомлении параметров объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке ** по адресу: **.

Решением жилищной комиссии по рассмотрению документов граждан и молодых семей от 2018 года Оюн К-К.В. признана нуждающейся в получении социальной выплаты для последующего участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Из протокола жилищной комисси по рассмотрению документов граждан и молодых семей от 2018 года указано, что Оюн К-К.В. нуждается в получении социальной выплаты для последующего участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2017 годы, подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Суд первой инстанции не принял данный протокол в качестве доказательств того, что ответчик признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку это решение органа местного самоуправления не может подменять установленное п.4 Типового положения решение органа местного самоуправления о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в Государственной программе.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 05 июля 2019 года №** утвержден Сводный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Тыва на 2014-2019 годы и на период 2020 года», предоставляемых в 2019 году из федерального и республиканского бюджетов, Оюн К-К.В. числится в качестве главы КФХ, категория «молодые семьи и молодые специалисты», объем средств социальной выплаты в размере 1 285 200 руб., из них 1 159 893 руб. из федерального бюджета, 61047 руб. из республиканского бюджета, 64 260 руб. из местного бюджета, 550 800 руб. - внебюджетные источники.

22 июля 2019 года Оюн К-К.В. выдано Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № ** на сумму 1 285 200 руб.

25 июля 2019 года между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва и Оюн К-К.В. заключено Соглашение о взаимодействии по вопросам выполнения мероприятий в части получения и использования субсидии на строительство (приобретение) жилья на сумму 1 159 893 руб. из федерального бюджета, 61 047 руб. из республиканского бюджета.

26 июля 2019 года между Оюн К-К.В. и ГУП Республики Тыва «Малчын» заключен договор строительного подряда для выполнения работ по строительству жилого дома по адресу: **.

28 августа 2019 года между Администрацией Чеди-Хольского кожууна и Оюн К-К.В. заключено Соглашение о взаимодействии по вопросам выполнения мероприятий в части получения и использования субсидии на строительство (приобретение) жилья на сумму 64 260 руб.

Распоряжением Администрации Чеди-Хольского кожууна от 28 августа 2019 года № ** выделены финансовые средства на исполнение мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Тыва на 2014-2019 годы и на период 2020 года», в том числе ответчику Оюн К-К.В. в размере 1 285 200 руб. из них: из федерального бюджета - 1 159 893 руб., республиканского бюджета - 61 047 руб., местного бюджета - 64 260 руб., внебюджетные источники - 550 800 руб.

Из уведомления заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва от 17 сентября 2019 года № ** следует, что субсидия подлежит перечислению на расчетный счет № ** ГУП Республики Тыва «Малчын», открытый в ** в полном объеме, на основании договора строительного подряда от 26 июля 2019 года.

Платежным поручением № ** от 29 августа 2019 года получателю Оюн К-К.В. перечислены средства субсидии на строительство жилья в размере 64 260 руб.

Платежным поручением № ** от 04 сентября 2019 года получателю Оюн К-К.В. перечислены средства субсидии на строительство жилья в размере 1 220 940 руб.

Согласно справке ГУ Отделения Пенсионного фонда РФ в Чеди-Хольском районе Республике Тыва от 11 сентября 2020 года № ** Оюн К-К.В. является застрахованным лицом, на которую распространяется обязательное пенсионное страхование с 02 декабря 2002 года, с 25 марта 2016 года страховые взносы уплачены в качестве главы КФХ по 31 декабря 2019 года в полном объеме.

Факт получения Оюн К-К.В. субсидии в размере 1285200 руб. сторонами не оспаривается, и судом первой инстанции признан установленным.

На момент подачи заявления для участия в Федеральной целевой программе Оюн К-К.В. имела в собственности жилое помещение, находящееся по адресу: **, общей площадью 36,8 кв.м. с кадастровым номером **, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28 января 2020 года и 2 октября 2020 года.

Субсидия была использована ответчиком на оплату стоимости работ по строительству жилого дома по адресу: **.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Оюн К-К.В. не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно подпункту «г» пункта 4 Типового положения, которым предусмотрено право на получение социальной выплаты гражданину, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Такое решение органа местного самоуправления о признании ответчика нуждающимся в улучшении жилищных условий в суд не представлено. Также ответчику Оюн К-К.В. на дату включения ее в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, на праве собственности принадлежало жилое помещение, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

Судебная коллегия считает, что такие выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Проанализировав представленные материалы дела, руководствуясь нормами законодательства, в том числе, Типовым положением «О предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам», судебная коллегия приходит выводу о том, что у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа истцу в удовлетворении исковых требований к ответчику.

Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы суда мотивированны и подтверждаются исследованными по делу доказательствами, оценка которым дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При этом судебной коллегией также определялись и устанавливались обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, а именно установлено, что семья ответчика в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении не обращалась и решение о признании названной семьи нуждающейся в жилом помещении не принималось.

Данные обстоятельства подтверждаются ответом администрации Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва, из которого следует, что ответчик Оюн К-К.В. ранее до получения положительного решения о выделении субсидии не состояла на учете в администрации Чеди-Хольского района в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в порядке, определенном ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и решение о включении ее в список либо ее супруга Б. жилищной комиссией администрации Чеди-Хольского района ни до 2016 года, ни после 2016 года не принималось.

При таких обстоятельствах в жилищную комиссию при администрации Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва на постановку в очередь для получения жилья ответчик не обращалась и никакого решения о признании данных лиц нуждающимися в улучшении жилищных условий не принималось в порядке статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Ответчик, представляя в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, уже должна была представить документ, подтверждающий признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 19 Типового положения, чего не было сделано ответчиком.

В процессе принятия решения о включении ответчика в список участников Программы ею не были соблюдены требования жилищного законодательства, ее семья не признавалась нуждающейся в улучшении жилищных условий, соответствующее решение органа местного самоуправления об этом отсутствует.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для получения ответчиком социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности и в соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно взыскал с ответчика выплаченные ему денежные средства.

Доводы апелляционной жалобы о признании семьи ответчика нуждающейся в улучшении жилищных условий направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и доказательств по делу, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы в целом сводятся к ошибочному толкованию законодательства и переоценке доказательств, они не основаны на материалах дела и опровергаются ими. Судебная коллегия полагает, что оценка представленных по делу доказательств выполнена судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, результаты оценки подробно отражены в решении, и правовых оснований для вмешательства в данную судом оценку у судебной коллегии не имеется.

Доводы жалобы о том, что федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утратила силу с 1 января 2018 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 № 1544, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, так как не влияют на законность принятого решения.

Действие Федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года № 1243. Реализация мероприятий данной программы будет осуществляться в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.

Положением пункта 22 постановления Правительства РФ от 30 сентября 2014 года № 999 (в редакции от 01 декабря 2018 года) «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» разъяснено, что в случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения субъектом Российской Федерации условий ее предоставления, в том числе невозврата субъектом Российской Федерации средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16, 19 и 19(1) настоящих Правил, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).

Согласно пунктам 3,4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки, денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Ни одного из перечисленных оснований в рассматриваемом споре судебной коллегией не установлено. Вследствие этого денежные суммы, полученные ответчиком в отсутствие законных оснований, подлежат возмещению за счёт ответчика.

Следует отметить, доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам в их совокупности, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Чеди-Хольского районного суда Республики Тыва от 8 октября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Кемерово) в течение трех месяцев через Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 февраля 2021 года.

Председательствующий

Судьи