НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва) от 11.10.2017 № 33-2004/17

Судья Успун И.И. Дело № 33-2004/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 11 октября 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Болат-оол А.В.,

судей Кандана А.А., Кочергиной Е.Ю.,

при секретаре Монгуш Ш.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кандана А.А. гражданское дело по иску Хомушку У.Б. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о возложении обязанности внести изменения в приказ и включить в сводный реестр лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета, по апелляционным жалобам истца Хомушку У.Б., представителя ответчика Сояна А.О. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 июня 2017 года,

установила:

Хомушку У.Б. обратилась суд с вышеуказанным иском к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, указывая на то, что является вдовой У.Б. - участника боевых действий в Афганистане, в связи с чем имеет право на обеспечение жильем в первоочередном порядке. С 26.02.1988 г. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. 14 сентября 2006 г. ею получено удостоверение о праве на льготы и преимущества, установленные для членов семьи умершего ветерана боевых действий в соответствии с пп. 4 п.2 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон «О ветеранах»). 18 ноября 2014 г. и 2 марта 2017 г. ответчик письмом сообщил истцу, что в сводном реестре лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, сформированном в 2005 году на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, ее персональные данные не зарегистрированы, и что дополнительно включить в сформированный реестр не представляется возможным, так как данный реестр утвержден приказом Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от 16.05.2005 г. №296 и направлен в Министерство труда и социальной политики РФ, на основании которого Республика Тыва получает субсидии на указанные цели. Считает данный ответ необоснованным и незаконным, поскольку Министерство труда и социальной политики Республики Тыва является правопреемником Министерства труда, социальной и молодежной политики Республики Тыва. При подготовке указанного приказа имеются недоработки министерства и мэрии г. Кызыла, ущемляющие ее право на обеспечение жильем. Просила обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва внести изменение в приказ Министерства труда, социальной и молодежной политики Республики Тыва от 16.05.2005 г. №296 и включить её в сводный республиканский реестр лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета согласно очередности, установленной пунктом 5 постановления Правительства Республики Тыва от 22 февраля 2013 года №110 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья».

Определением Кызылского городского суда Республики Тыва к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Кызыла.

Решением суда иск удовлетворен частично. Суд возложил на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва обязанность внести изменения в приказ от 16 мая 2005 года №296 о включении Хомушку У.Б. в сводный республиканский реестр лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета, согласно очередности. С Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в пользу Хомушку У.Б. взыскано 10 000 руб. в счет возмещения судебных расходов по оплате услуг представителя, 300 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Не согласившись с решением суда, Хомушку У.Б. подала апелляционную жалобу, указывая на то, что возмещение ей судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя, в меньшем размере судом не мотивировано. Просит взыскать с ответчика судебные расходы в размере 50 000 руб., а также изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции: «Обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва внести изменение в приказ от 16 мая 2005 года №296 и включить Хомушку У.Б., **, ** в сводный реестр лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, согласно очередности, установленной п.5 постановления Правительства Республики Тыва от 22 февраля 2013 года №110 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в форме представления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья».

Представитель Министерства труда и социальной политики Соян А.О. не согласился с решением суда в части возмещения расходов по уплате услуг представителя, указывая в апелляционной жалобе, что настоящее дело не представляет особой правовой сложности, имеется сложившаяся судебная практика, объем доказательств незначителен, представитель участвовал в двух судебных заседаниях, одно из которых было отложено, не выезжал за пределы г. Кызыла. Просит решение суда в указанной части отменить, принять по делу новое решение.

В заседании суда апелляционной инстанции истец Хомушку У.Б., её представитель Соян А.Б. поддержали апелляционную жалобу.

Представитель ответчика Соян А.О., пояснив, что согласился с требованием истца о включении в реестр лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, просил уменьшить размер взысканных судебных расходов.

Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе об отмене решения суда.

Согласно п.3 ч.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 21 указанного Федерального закона меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.

В силу п.3.2 ст.23.2 названного Федерального закона по письменным заявлениям указанных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 22 февраля 2013 года №110 утвержден порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Согласно п.4 вышеуказанного Порядка уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва в части предоставления мер социальной поддержки на приобретение (строительство) жилья гражданам из числа ветеранов и инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, является Министерство труда и социальной политики Республики Тыва (далее - уполномоченный орган исполнительной власти).

В силу п.5 данного Порядка очередность предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в форме единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья отдельным категориям граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставленных на учет до 1 января 2005 г., с учетом даты обращения за предоставлением данной меры социальной поддержки, определяется уполномоченным органом исполнительной власти в хронологической последовательности в зависимости от времени постановки их на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом граждане, поставленные на учет в один день, заносятся в списки в алфавитном порядке. Актуализация очереди производится ежегодно до 1 февраля года, следующего за истекшим.

Пунктом 13 Порядка для получения единовременной денежной выплаты граждане, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, обращаются в уполномоченный орган исполнительной власти с представлением перечисленных в статье документов.

Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2005 г. №614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

В силу ст. 63 Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно пунктам 3, 5 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором настоящего пункта).

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу п.4 п.2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения.

В соответствии с п. 2.16 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69 (с изменениями, внесенными Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 июля 2004 г. ГКПИ04-945), права и льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах», предоставляются членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) указанным в статье 21 Федерального закона «О ветеранах», - на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209.

Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающие родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца (с учетом пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах»).

Кроме того, основанием для предоставления права на льготы может служить пенсионное удостоверение с отметкой: "Вдова (мать, отец) погибшего воина", а также справка установленной формы о гибели военнослужащего.

В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах».

Аналогичные положения содержал п. 13 Инструкции Минсоцзащиты РФ, Минобороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФПС РФ, Минтранса РФ, МПС РФ, Минсвязи РФ, Минкультуры РФ от 26.07.1995 (с изм. от 21.01.1998) "О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территориях других государств, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", в соответствии с которой Хомушку У.Б. было выдано в октябре 2006 года удостоверение о наличии права на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, серии Б .

Судом установлено, что Хомушку У.Б. приходится вдовой Х.. - ветерана боевых действий, что подтверждается свидетельством серии А от 5 февраля 1985 г., выданным Кызылским военным комиссариатом.

Согласно свидетельству о смерти от 26 августа 1992 года, Х. умер 28 июня 1992 г. (запись акта ).

Из контрольной карточки, выданной администрацией г. Кызыла, видно, что 13 февраля 1988 года Х. поставлен на очередь, 22 апреля 2008 г. и 16 марта 2011 года имеются отметки о прохождении регистрации.

Из письма Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от 18 ноября 2014 года следует, что вдове участника боевых действий Хомушку У.Б. отказано в обращении о содействии в выделении жилья в связи с тем, что в сводном республиканском реестре лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, сформированном в 2005 году на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, персональные данные Хомушку У.Б. не зарегистрированы, дополнительно включить ее в реестр невозможно.

Из ответа Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла следует, что на основании решения горисполкома от 26 февраля 1988 г. №110 первоначально на учет был принят Х. на общих основаниях. После его смерти супруга Хомушку У.Б. перевела очередь мужа на себя и в настоящее время значится в реестре очередников под . В сводном реестре лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, сформированном в 2005 году на основании сведений, представленных органом местного самоуправления, персональные данные Хомушку У.Б. не зарегистрированы.

Из содержания письма Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла за исх.№ от 22 мая 2017 года следует, что в сводном республиканском реестре лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, сформированном в 2005 году на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, персональные данные Хомушку У.Б. не зарегистрированы.

Разрешая заявленные требования по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, применив законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья носит заявительный характер.

Без внесения по сведениям органов исполнительной власти субъектов РФ гражданина в реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, реализация ими права на предоставление мер социальной поддержки на приобретение (строительство) жилья невозможна, поскольку порядок их предоставления предполагает поступление от органов исполнительной власти субъектов РФ заявки на предоставление мер социальной поддержки на приобретение (строительство) жилья и принятие соответствующими федеральными органами исполнительной власти данной заявки путем включения в реестр, единственной целью создания и ведения которого является реализация инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшими на учет до 1 января 2005 года, права на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к правильному выводу о том, что поскольку Хомушку У.Б. является вдовой ветерана боевых действий, встала на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, то ее требование о включении в сводный республиканский реестр лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, подлежит удовлетворению.

С таким выводом суда соглашается судебная коллегия.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах.

Определенная к взысканию судом сумма по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей соответствует требованию разумности, с учетом объема оказанной юридической помощи, сложности и характера спора, неоднократного участия представителя в судебных заседаниях.

Судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 июня 2017 года суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 октября 2017 года.

Председательствующий

Судьи