НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва) от 08.08.2013 № 22-1090/2013

  Судья **

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл                 08 августа 2013 года

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Кужугет Ш.К.,

судей Сендаш Р.В. и Прокопьевой Л.М.,

при секретаре Ооржак А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление государственного обвинителя Ондара Э.К. и апелляционную жалобу защитника Кольчикова А.И., поданную в интересах осужденного Сарыглара Ш.Д., на приговор Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 14 мая 2013 года, которым

Сарыглар Ш.Д., **

осужден по ч. 3 ст. 159 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 420-ФЗ) к штрафу в размере 150 000 рублей,

постановлено взыскать с Сарыглара Ш.Д. в пользу Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения **» ** рубля.

Заслушав доклад судьи Кужугет Ш.К., выступления прокурора Садыр-оол С.Х., поддержавшего доводы апелляционного представления и полагавшего приговор изменить, осужденного Сарыглара Ш.Д. и его защитника Кольчикова А.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы и просивших приговор отменить и вынести оправдательный приговор, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Сарыглар Ш.Д. признан виновным и осужден за мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, совершенное с использованием своего служебного положения.

Согласно приговору, преступление им совершено при следующих обстоятельствах.

Сарыглар Ш.Д. на основании решения территориальной избирательной комиссии **, распоряжения председателя администрации ** и Устава сельского поселения сумона **, принятого решением Хурала представителей сельского поселения сумона **, осуществлял полномочия главы сельского поселения сумона **, а также председателя администрации сумона **.

В соответствии с федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом сельского поселения сумона **, глава сельского поселения является должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Узнав в августе 2009 года о реализации республиканской целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Республики Тыва» на 2009 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 26 марта 2009 года № 120, в соответствии с которой работодателям - участникам программы, организовавшим и создавшим оплачиваемые общественные и временные работы для безработных граждан, предоставляются субсидии на возмещение затрат по выплате их заработной платы, в период с 01 августа 2009 года по 01 сентября 2009 года Сарыглар Ш.Д. просил граждан, работавших на безвозмездной основе на строительстве буддийского сооружения «Субургана» в сумоне, принести социальному работнику администрации сумона З. копии паспортов, ИНН, СНИЛС и другие документы детей и родственников, являющихся безработными.

Сарыглар Ш.Д., выбрав из представленных гражданами документов, документы 12 жителей сумона, а именно Л. , Б. , Ж. , R., А., Р., В., А., С., П., Y. и Х., используя свое служебное положение, дал заместителю главы сумона О. и социальному работнику администрации сумона З. устное указание, оформить и предоставить в Государственное учреждение «Центр занятости населения **» документы выбранных им лиц для постановки на учет в ГУ «Центр занятости населения **».

О. и З., подчиняясь его требованиям как своего непосредственного руководителя, выполнили данные им указания, подготовили от имени вышеуказанных 12 лиц заявления-анкеты и карточки персонального учета гражданина, ищущего работу. Действуя по указанию Сарыглара Ш.Д., З. подделала в указанных документах подписи от имени заявителей и предоставила их в Государственное учреждение «Центр занятости населения **» для включения их в программу по организации общественных работ и выделения им денежных средств. При этом Сарыглар Ш.Д., действуя из корыстных побуждений, направленных на хищение денежных средств, не намеревался фактически предоставлять рабочие места, заключать трудовые договоры и выплачивать заработную плату безработным гражданам.

Таким образом, Сарыглар Ш.Д., используя свое служебное положение с целью хищения денежных средств, предусмотренных вышеуказанной программой, предоставляя подложные документы 12 жителей сумона, ввел в заблуждение сотрудников ГУ ЦЗН **, которые рассмотрели представленные документы и, удовлетворив их, включили Л. , Б. , Ж. , R., А., Р., В., А., С., П., Y. и Х. в качестве участников указанной республиканской целевой программы и 01 сентября 2009 года между директором ГУ ЦЗН ** L. и заместителем главы сельского поселения сумона О. был заключен договор ** «О совместной деятельности по организации проведения оплачиваемых общественных и временных работ для безработных граждан». Согласно договора администрация сумона в период с 01 сентября 2009 года по 30 ноября 2009 года обязалась организовать 12 рабочих мест для трудоустройства 12 безработных граждан для выполнения ремонтных работ, а ГУ ЦЗН ** обязалось направить 12 безработных граждан на общественные и временные работы на указанный срок и в течение 3 рабочих дней с момента получения справок об отсутствии просроченной задолженности по перечислению налогов и о платежеспособности, актов выполненных работ, копии приказов об организации общественных работ, списков участников, табелей учета рабочего времени, расчетных ведомостей по оплате труда, ведомостей на частичное возмещение затрат по заработной плате, перечислить на расчетный счет администрации сумона финансовые средства в сумме ** рублей ** копеек для выплаты заработной платы участников.

Социальный работник администрации З. по указанию Сарыглара Ш.Д., подготовила проекты приказов о приеме на работу вышеуказанных 12 жителей сумона и срочных трудовых договоров от 01 сентября 2009 года, которые предоставила обладающей правом второй подписи заместителю главы сумона О., где последняя по устному указанию Сарыглара Ш.Д. подписала приказы и трудовые договоры и возвратила их З. Не найдя указанных выше лиц для ознакомления с приказами и трудовыми договорами, З. по указанию Сарыглара Ш.Д., подделала подписи работников в указанных документах и сдала их в ГУ ЦЗН **.

06 октября 2009 года с 08 до 17 часов, продолжая свои действия, направленные на хищение денежных средств, используя свое служебное положение, Сарыглар Ш.Д., заведомо зная, что предусмотренные договором ** работы не выполнялись, подписал составленные неустановленным в ходе предварительного следствия лицом акт выполненных по договору ** работ, ** и табель учета рабочего времени за сентябрь 2009 года, которые З., исполняя устное указание Сарыглара Ш.Д., предоставила специалисту ГУ ЦЗН ** У. для перечисления денежных средств в счет возмещения расходов на заработную плату участников программы. 17 октября 2009 года на основании представленных документов отделением ** УФК ** платежным поручением ГУ ЦЗН ** от ДД.ММ.ГГГГ № со счета ГУ ЦЗН ** на счет сельского поселения ** перечислены ** рубля ** копейки для выплаты заработной платы 12 жителям сумона - участникам программы за вычетом сумм, подлежащих уплате в качестве налогов и сборов, которые в тот же день кассир сумона Я. получила наличными и по требованию Сарыглара Ш.Д. передала последнему, тем самым Сарыглар Ш.Д. из корыстных побуждений, путем обмана, с использованием своего служебного положения совершил хищение денежных средств в сумме ** рублей, которые обратил в свою пользу, истратив на собственные нужды.

28 октября 2009 года с 08 до 17 часов, продолжая свои противоправные действия, направленные на хищение денежных средств, используя свое служебное положение, Сарыглар Ш.Д., заведомо зная, что предусмотренные договором ** работы не выполнялись, подписал составленные неустановленным в ходе предварительного следствия лицом акт выполненных по договору ** работ ** от 28 октября 2009 года и табель учета рабочего времени за октябрь 2009 года, которые З., исполняя устное указание Сарыглара Ш.Д., предоставила специалисту ГУ ЦЗН ** У. для перечисления денежных средств в счет возмещения расходов на заработную плату участников программы. 28 октября 2009 года на основании представленных документов отделением ** УФК ** платежным поручением ГУ ЦЗН ** от 28 октября 2009 года ** со счета ГУ ЦЗН ** на счет сельского поселения ** перечислены ** рубля ** копейки для выплаты заработной платы 12 жителям сумона - участникам программы за вычетом сумм, подлежащих уплате в качестве налогов и сборов, которые в тот же день кассир сумона Я. получила наличными и по требованию Сарыглара Ш.Д. передала последнему, тем самым Сарыглар Ш.Д. из корыстных побуждений, путем обмана, с использованием своего служебного положения совершил хищение денежных средств в сумме ** рублей, которые обратил в свою пользу, истратив на собственные нужды.

24 ноября 2009 года с 08 до 17 часов, продолжая свои действия, направленные на хищение денежных средств, используя свое служебное положение, Сарыглар Ш.Д., заведомо зная, что предусмотренные договором ** работы не выполнялись, подписал составленные неустановленным в ходе предварительного следствия лицом акт выполненных по договору ** работ ** и табель учета рабочего времени за ноябрь 2009 года, которые З., исполняя устное указание Сарыглара Ш.Д., предоставила специалисту ГУ ЦЗН ** У. для перечисления денежных средств в счет возмещения расходов на заработную плату участников программы. 24 ноября 2009 года на основании представленных документов отделением ** УФК ** платежным поручением ГУ ЦЗН ** от 25 ноября 2009 года ** со счета ГУ ЦЗН ** на счет сельского поселения ** перечислены ** рубля ** копейки для выплаты заработной платы 12 жителям сумона - участникам программы за вычетом сумм, подлежащих уплате в качестве налогов и сборов, которые в тот же день кассир сумона Н. получила наличными и передала Сарыглару Ш.Д., тем самым Сарыглар Ш.Д. из корыстных побуждений, путем обмана, с использованием своего служебного положения совершил хищение денежных средств в сумме ** рублей, которые обратил в свою пользу, истратив на собственные нужды.

Таким образом, Сарыглар Ш.Д. с использованием своего служебного положения совершил хищение путем обмана денежных средств федерального и республиканского бюджета на общую сумму ** рубля, причинив Государственному учреждению «Центр занятости населения ** материальный ущерб на указанную сумму.

В судебном заседании осужденный Сарыглар Ш.Д. вину в предъявленном обвинениям признал частично и показал, что летом 2009 года на собранные народом деньги в сумоне строили буддийское сооружение «Субурган». Осенью 2009 года, когда деньги на строительство закончились и нечем стало оплачивать работу строителей, он заключил с Центром занятости населения договор о проведении общественных работ на 12 человек в рамках реализации республиканской целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Республики Тыва» на 2009 год. В связи с тем, что работники, фактически занимавшиеся строительством «Субургана», по каким-то признакам не подпадали для участия в программе, он решил оформить соответствующие документы на их родственников. Когда пожилой житель сумона по фамилии Г. не подошел для участия в программе, он вернул в бюджет ** рублей из личных денег от имени последнего. Полученными деньгами он оплатил работу строителей «Субургана». В ходе следствия со стороны следователя на свидетелей оказывалось давление, в связи с чем те показали, что деньги не получали. Просил оправдать его, так как деньги он не присваивал. Признает, что поступившие деньги истрачены не по целевому назначению.

В апелляционном представлении государственный обвинитель Ондар Э.К. просит приговор изменить ввиду неправильного применения уголовного закона. В обоснование указал, что вывод суда о не назначении Сарыглару Ш.Д. предусмотренного ст. 47 УК РФ дополнительного вида наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ввиду его положительных характеристик и совокупности смягчающих наказание обстоятельств, не основан на законе. С учетом характера и степени общественной опасности совершенного Сарыгларом Ш.Д. преступления, его личности, полагает необходимым назначить ему дополнительное наказания в виде лишения права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных  и административно-хозяйственных функций в органах местного самоуправления и на государственной службе на 3 года.

В апелляционной жалобе защитник Кольчиков А.И. просит приговор отменить, Сарыглара Ш.Д. оправдать. В обоснование своих доводов указал, что в действиях Сарыглара Ш.Д. отсутствует состав инкриминируемого ему преступления. Наличие у Сарыглара Ш.Д. умысла на хищение денежных средств не установлено. Полученные денежные средства, Сарыглар Ш.Д. не присваивал, а использовал для выплаты заработной платы строителей «Субургана», которые подтвердили факт получения денежных средств. Зарегистрированные в качестве безработных свидетели в суде факт получения и присвоения Сарыгларом Ш.Д. денежных средств не подтвердили. Не доказан факт присвоения и траты Сарыгларом Ш.Д. полученных с Центра занятости денежных средств на собственные нужды. Органами предварительного следствия не доказано, что Сарыглар Ш.Д. действовал из корыстных побуждений с целью хищения денежных средств, так как договор с Центром занятости он не заключал, приказы не подписывал, документы в Центр занятости не предоставлял. Считает, что строительство «Субургана» можно отнести к общественным работам, на которые был заключен указанный договор.

В возражении на апелляционную жалобу защитника государственный обвинитель Ондар Э.К. просит в удовлетворении жалобы отказать ввиду ее необоснованности. Полагает, что вина Сарыглара Ш.Д. в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, доказана.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы апелляционных представления и жалобы, возражения, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.

Виновность осужденного Сарыглара Ш.Д. в мошенничестве, то есть в хищении чужого имущества путем обмана, совершенное с использованием своего служебного положения судом первой инстанции установлена и подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, надлежаще оцененных и приведенных в приговоре, а именно:

- показаниями представителя потерпевшего - и.о. директора Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения **» Э. о том, что 01 сентября 2009 года Центр занятости населения ** заключил договор с администрацией села **, в соответствии с которым администрация сельского поселения обязана была организовать привлечение к общественным работам 12 безработных лиц, а Центр занятости населения обязался оплатить работы. На основании предоставленных администрацией документов, работы были оплачены путем перечисления денежных средств на счет администрации;

- показаниями свидетеля О. согласно которым, в 2009 году, когда собранные в виде пожертвований на строительство «Субургана» деньги закончились и нечем было оплачивать заработную плату строителям, председатель администрации Сарыглар Ш.Д., узнав о реализации республиканской целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Республики Тыва», в ходе совещания, сказав, что необходимо оплатить работу строителей «Субургана», но поскольку их возраст не соответствует для постановки на учет в Центре занятости населения для получения денежных средств, дал поручение о сборе документов детей и родственников строителей. Договор ** с Центром занятости населения подписала она. Содержащиеся в папке «РЦП общественных работников - 12 человек, приказы о приеме с 01 сентября по 30 ноября 2009 года на работу 12 безработных граждан - Б. , Л.  Ж. , R., А., Р., В., К., С., П., Y. и Х., заполнены Я., а подписаны Сарыгларом Ш.Д. Содержащиеся в папке «ЖУРНАЛ ОПЕРАЦИЙ №. Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками по РЦП за ноябрь месяц 2009 г.» приказы о трудоустройстве вышеуказанных 12 безработных граждан подписаны по приказу Сарыглара Ш.Д. ею, как заместителем главы сумона по социальной политике. Когда она подписывала приказы в графе «С приказом (распоряжением) работник ознакомлен» подписи работников отсутствовали. Подписанные ею приказы заполнены социальным работником администрации З., которая подготовила документы и сдала их в Центр занятости населения. Приказы о прекращении трудовых отношений с 01 декабря 2009 года на указанных 12 безработных граждан заполнены З., а подписаны ею. Указанные безработные граждане заявления о принятии на работу не писали. Кто подписывал «Акт № о выполненных работах по договору **», «Акт промежуточный № о выполненных работах по договору **», «Акт о выполненных работ по договору о совместной деятельности по организации проведения оплачиваемых общественных работ для безработных граждан, граждан ищущих работу, а также работников в случае угрозы массового увольнения», «Акт промежуточный № о выполненных работах по договору **» подписал Сарыглар Ш.Д. По указанию Сарыглара Ш.Д. она подписывала документы, но куда перечислялись денежные средства, кто их брал, кому и сколько их выдавалось, она не знает;

- показаниями свидетеля Я., из которых следует, что с 1 ноября 2009 года она работает главным бухгалтером в администрации сумона **, до этого работала кассиром. 01 сентября 2009 года между Центром занятости населения ** и администрацией сумона ** в целях реализации республиканской целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Республики Тыва» был заключен договор, по условиям которого сумон ** обязался поставить на учет 12 безработных граждан и привлечь их к общественным работам, а Центр занятости населения обязался перечислить их заработную плату на счет сумона в сумме ** рублей. Заработную плату 12 безработных граждан рассчитывал Центр занятости населения. Через 2-3 дня после проведения марафона началось строительство «Субургана». Глава сумона Сарыглар Ш.Д. и директор Центра занятости населения ** заключили договор, чтобы выплатить деньги строителям «Субургана». Они поставили на учет родственников строителей, так как возраст самих строителей не соответствовал, а некоторые имели основную работу. Сколько всего человек работало на строительстве, она не знает. 01 сентября 2009 года она узнала, что оплату труда строителей собираются произвести из денег, поступивших на имена безработных граждан. Между строителями «Субургана» и администрацией сумона ** трудовые договора не заключались, табеля учета рабочего времени не составлялись, приказы о принятии их на работу Сарыгларом Ш.Д. не издавались. Потом Сарыглар Ш.Д. показал список и составленную работниками Центра занятости населения платежную ведомость на 12 безработных жителей сумона - Б. , Л.  Ж. , R., А., Р., В., К., С., П., Y. и Х., пояснив, что поскольку строители «Субургана» не соответствовали требованиям, то были включены близкие родственники строителей. Для снятия поступивших на счет сумона в конце сентября 2009 года из Центра занятости населения денежных средств на сумму ** рубля она заполнила заявку и чек, которые подписали глава сумона Сарыглар Ш.Д. и главный бухгалтер F. и 27 сентября 2009 года сняла данные денежные средства. Сарыглар Ш.Д. в присутствии жителей сумона, которые строили «Субурган», сказал, что они получат половину этих денег, так как часть их пойдет на погашение долгов. Что за долги, она не знает. Затем она раздала часть этих денег присутствующим строителям по ** рублей. За получение денег, те расписались в платежной ведомости напротив своих имен. Согласно ведомости каждый должен был получить ** рублей. Оставшуюся часть денег она отдала Сарыглару Ш.Д., ведомость также осталась у него. 05 ноября 2009 года она сняла поступившие из Центра занятости населения ** рубля и отдала с платежной ведомостью Сарыглару Ш.Д., который сказал, что деньги выплатит сам. Через несколько дней у Сарыглара Ш.Д. она забрала ведомость с подписями 12 лиц. С 01 ноября 2009 года деньги стала выдавать кассир Н. Поступившие из Центра занятости населения 10 декабря 2009 года денежные средства в сумме ** рубля сняла Н., в заявке подпись поставила она. Выдавала ли Н. денежные средства, она не знает. Со слов Н. снятые в ноябре ** рубля вместе с платежной ведомостью забрал Сарыглар Ш.Д., которые вернул ее с подписями 12 лиц. По требованию работников Центра занятости населения они предоставили им платежные ведомости за октябрь, ноябрь и декабрь 2009 года, но работники Центра занятости сказали, что платежные ведомости старые. По указанию главы сумона, Д., М., F. Н. и она расписались в платежных ведомостях за 12 безработных граждан, копии она отдала в бухгалтерию Центра занятости населения, а первоначальные платежные ведомости подшила с документами администрации сумона. Сарыглар Ш.Д. подписав проекты приказов о принятии на работу 12 безработных граждан, вернул с подписями работников об ознакомлении. С указанными 12 гражданами договора не заключали, деньги они не получали, общественные работы не выполняли. Содержащиеся в папке «РЦП общественных работников 12 человек. «Сумон **» приказы о приеме с 01 сентября по 30 ноября 2009 года на работу 12 безработных граждан - Б. , Л.  Ж. , R., А., Р., В., К., С., П., Y. и Х., заполнены ею, а подписаны Сарыглар Ш.Д. Содержащиеся в папке «ЖУРНАЛ ОПЕРАЦИЙ №. Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками по РЦП за ноябрь месяц 2009 г.» подписанные О. приказы о трудоустройстве вышеуказанных 12 безработных граждан заполнены З.;

- показаниями свидетеля Н., согласно которым с 1 октября 2009 года она работает в должности кассира администрации сумона. В середине декабря 2009 года по указанию бухгалтера Я. она из казначейства ** получила ** рубля. В администрации сумона Я. передала ей ведомость на 12 безработных жителей сумона, в соответствии с которой каждый должен был получить более ** рублей. Когда она собралась их выдать, пришел Сарыглар Ш.Д. и, сказав, что сам выдаст деньги, забрал у нее ведомость и ** рубля. В декабре 2009 года она видела, как к Сарыглару Ш.Д. подходили Ж. , жена П. - Q., со слов которой она узнала, что та пришла получать деньги за мужа. В 2009 году в сумоне ремонтные и уборочные работы не выполнялись. Был построен «Субурган». Она слышала о том, что Сарыглар Ш.Д. хочет заплатить строителям «Субургана» за счет средств, поступающих из Центра занятости населения на поставленных на учет безработных жителей **. В строительстве должен был участвовать работник, один из родственников которого состоял на учете в Центре занятости населения. Поступившие из Центра занятости населения деньги должны были выдать фактически участвовавшему при строительстве работнику. 12 безработными гражданами были Б. , Л.  Ж. , R., А., Р., В., К., С., П., Y. и Х. Помнит, что В., С., и П. работали сами, за Б.  работал муж ее сестры - Т. , за Ж.  - ее отец - Ч. , за Х. - его брат плотник Щ. , кто работал за остальных она не знает. Она деньги строителям не выдавала, кто выдавал деньги строителям сотрудники администрации или сам председатель администрации она не знает;

- показаниями свидетеля Ю., согласно которым она занимала должность социального работника администрации сумона. Работа по строительству «Субургана» шла медленно, так как за строительство деньги не платили. Весной 2009 года Сарыглар Ш.Д., рассказав работникам администрации о программе, в соответствии с которой Центром занятости населения выплачиваются деньги за привлечение 12 безработных граждан к общественным работам, сказал собрать пакет документов строителей «Субургана» для выплаты им заработной платы. Строителям Сарыглар Ш.Д. сказал принести документы, а тем, чей возраст не подходит, сказал принести документы безработных родственников. В 2009 году, точной даты не помнит, после заключения договора между Центром занятости населения и сумоном ** из Центра занятости населения отправили напечатанные на принтере документы для заполнения. Содержащиеся в папке «РЦП общественных работников 12 человек. Сумон **» подписанные Сарыгларом Ш.Д. приказы о приеме с 01 сентября по 30 ноября 2009 года на работу 12 безработных граждан - Б. , Л.  Ж. , R., А., Р., В., К., С., П., Y. и Х., заполнены бухгалтером администрации сумона Я. Список 12 безработных составил Сарыглар Ш.Д. Так как найти указанных работников было трудно, Сарыглар Ш.Д. дал им указание расписаться за работников. Она ставила подписи в договорах о временном трудоустройстве от 01 сентября 2009 года до 30 ноября 2009 года за R. и А. По указанию Сарыглара Ш.Д. в содержащихся в папке «ЖУРНАЛ ОПЕРАЦИЙ №. Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками по РЦП за ноябрь месяц 2009 г» в приказах о принятии на работу от 01 сентября 2009 года Б. , Л. , Ж. , R., А., Р., В., К., С., П., Y. и Х., подписанных заместителем главы сумона по социальной политике О., вместо работников подписи поставила она. Также она ставила подписи в графе «с приказом (распоряжением) работник ознакомлен» о принятии на работу Б. , К., Р., Y.., А., Ц., П., Л.  и В., о расторжении договора с Р. и А., в «карточках персонального учета гражданина ищущего работу» в графе «с данными согласен» на имя К., С. и Л.  В остальных договорах подписи ставили работники администрации. Документы на указанных 12 безработных граждан собрала и отнесла в Центр занятости населения она. Подписи в документах вместо указанных работников ставила она по указанию руководителя Сарыглара Ш.Д. Когда перечислили деньги, точной даты не помнит, она несколько раз видела, как из кабинета Сарыглара Ш.Д. выходили строители «Субургана». Некоторые возмущались, что им выплатили очень мало денег;

- показаниями свидетеля У., согласно которым в сентябре-ноябре 2009 года с документами сумона по общественным работам работала она. Директор Центра занятости населения заключил 2 договора с главой сумона ** для проведения общественных работ в течение 3 месяцев, с 01 сентября по 31 ноября 2009 года. Список работников, которые должны были участвовать в проведении общественных работ, с 01 сентября по 30 ноября 2009 года глава сумона Сарыглар Ш.Д. принес лично, сказав, что работники не могут прийти лично. Посмотрев, что все документы есть, она на каждого из работников составила Карточку персонального учета и по вышеуказанной программе напечатала направления на временную работу. В связи с тем, что прошло много времени, она не помнит имен 12 безработных граждан сумона. Получив предоставленные сотрудниками администрации сумона и Сарыгларом Ш.Д. срочные трудовые договоры и приказы о принятии на работу и проверив статус указанных в приказах работников, их подписи, правильность заполнения документов, она сняла их с учета безработных, предоставив статус временно трудоустроенных. Администрация сумона ** после заключения договора с директором Центра занятости населения района должна была устроить на работу 12 безработных граждан сумона с 01 сентября 2009 года по 31 ноября 2009 года по выполнению общественных и ремонтных работ сумона. Выполнение работ безработными гражданами должен был контролировать сам Сарыглар Ш.Д. Строительство «Субургана», которое шло с июня по октябрь 2009 года, к договору, заключенному между Центром занятости района и администрацией сумона **, никакого отношения не имеет и не соответствует условиям договора по времени выполнения, по выполненным работам. Строительство «Субургана» к ремонтным работам не относится. То, что вместо 12 безработных граждан сумона, указанных в списке, работали их родственники и знакомые на строительстве «Субургана» и получали вместо них деньги, не соответствует требованиям программы по снижению напряженности на рынке труда и заключенного договора от 01 сентября 2009 года. При проверке принесенных Сарыгларом Ш.Д. документов все было в порядке. Когда Сарыглар Ш.Д. в сентябре, октябре и ноябре 2009 года предоставил акты о выполненных работах и табеля учета рабочего времени в отношении 12 безработных граждан, она спрашивала у него, выдает ли он денежные средства лицам, привлеченным к общественным работам, на что получала положительный ответ. Кассир администрации сумона Я. также ответила, что деньги выдают безработным. Она объясняла им, что это денежные средства согласно программе должны выдаваться безработным гражданам, которые работают временно, и которые действительно работают. Подписанные Сарыгларом Ш.Д. акты она, проверив, отдала бухгалтеру Ш.  Она помнит, что в табелях было указано, что все 12 лиц отработали 3 месяца, они были без исправлений и искажений. Она также не исправляла принесенные ей документы, и никакие записи не вносила. Ежемесячно Ш.  на основании предоставленных документов, начислив на счет сельского поселения сумона ** рублей, документы возвращала ей. После выдачи денежных средств кассир сумона приносила платежные ведомости, в соответствии с которыми 12 граждан ежемесячно в течение 3 месяцев, а именно в сентябре, октябре и ноябре 2009 года лично получали по ** рублей. Вместе с платежной ведомостью приносили расходно-кассовые ордера, которые она копировала, а оригиналы возвращала бухгалтеру. В ходе проверки в мае 2010 года Росфиннадзором Республики Тыва исполнения программы «Снижение напряженности на рынке труда» был выявлен факт неправомерной выплаты денежных средств одному из строителей «Субургана», которое было устранено во время проверки путем возвращения денежных средств. Вместе с ревизором ** она с целью проверки получения безработными гражданами денежных средств были у нескольких граждан указанных в списке, которые подтвердили получение денежных средств около ** рублей. Осуществлялись ли ими с сентября по ноябрь 2009 года работы, они не спрашивали;

- показаниями свидетеля Ш.  о том, что она работает главным бухгалтером Центра занятости населения **. В связи с исполнением программы «О снижении напряженности на рынке труда» на счет администрации сумона ** перечислялись денежные средства для оплаты труда работникам, занятым на общественных работах с сентября по ноябрь 2009 года;

- показаниями свидетеля Ф. из которых следует, что на строительство «Субургана» из пожертвований народа собрали около ** рублей, она была кассиром в комиссии. Строительные работы велись с лета по ноябрь 2009 года. Когда число добровольцев на строительство стало уменьшаться, решили из собранных денег выделять по 500, 1000, 1500, 2000 рублей. Когда деньги закончились, Сарыглар Ш.Д. сказал, что работникам будут платить из Центра занятости населения кожууна;

- показаниями свидетеля Х. о том, что летом 2009 года он на общественных работах в сумоне не работал, договор с администрацией не заключал, документы не подписывал, в строительстве «Субургана» участия не принимал, никаких денег не получал;

- показаниями свидетеля Ж. , согласно которым ее отец Ч.  ежедневно работал на строительстве Субургана. Услышав, что работавшим на строительстве «Субургана» выдавали деньги, она обратилась к Сарыглару Ш.Д., но тот ответил отказом. Ни она и ни ее отец в 2009 году на учете в Центре занятости населения не состояли, она на общественных работах в сумоне не работала. Денег она не получала, ни с кем договор не заключала. О том, что на ее имя оформлен договор, поставлена подпись о получении денег она узнала от сотрудников правоохранительных органов;

- показаниями свидетеля Ж. , из которых следует, что в сентябре 2009 года заместитель председателя сумона О. сказала, что возраст ее отца не подходит для постановки на учет в Центре занятости населения по безработице и они включат ее, в связи с чем попросили открыть счет в банке для перечисления заработанных отцом денег. В сентябре 2009 года она открыта счет в банке. Но денег на этот счет никто не перечислил. С приказом о принятии ее на работу от 01 сентября 2009 года она не знакомилась и не подписывала. Договор об осенних работах по посадке картофеля и уборки зерна, согласно которого она должна была работать с 01 сентября по 30 ноября 2009 года, она не заключала, с ним не знакомилась и его не подписывала. В платежных ведомостях от 27 октября 2009 года о получении ** рублей, от 05 ноября 2009 года о получении ** рублей и от 10 декабря 2009 года о получении ** рублей, она подписи не ставила;

- показаниями свидетеля Ж.  о том, что ДД.ММ.ГГГГ она в Центр занятости населения не обращалась. В карточке безработного ** и в анкете, в приказе о принятии ее на работу она не расписывалась. Она не писала заявление о принятии ее на работу. С приказом об увольнении и «срочным трудовым договором» она не знакомилась и их не подписывала;

- показаниями свидетеля Ы. , согласно которым с июня 2009 года он помогал в строительстве «Субургана». Строительство закончилось в ноябре 2009 года. В летнее время 2009 года, точную дату не помнит, Сарыглар Ш.Д. сказал, что за работу на строительстве «Субургана» он хотел выплатить им заработную плату, но данные деньги выдаются только безработным гражданам, в связи с чем им необходимо собрать и принести паспорта своих безработных родственников, для постановки на учет, после чего им выплатят деньги. Для оформления договора о работе он подал данные своего сына Л. , который на учете в Центре занятости населения не состоял. В октябре 2009 года Сарыглар Ш.Д. в администрации выдал ему ** рублей, через несколько дней - ** рублей. За строительство «Субургана» он получил в общем ** рублей;

- показаниями свидетеля Щ. , из которых следует, что он участвовал в строительстве «Субургана». В середине июля Сарыглар Ш.Д. выдавал строителям деньги. Откуда поступили данные деньги, он им не говорил. Сарыглар Ш.Д. выдал ему ** рублей, в получении которых он нигде не расписывался. Сарыглар Ш.Д. сам отмечал на бумаге кому, сколько денег выдал. Во второй раз Сарыглар Ш.Д. выдал ему ** рублей в администрации сумона. За участие в строительстве «Субургана» он получил в общем ** рублей;

- показаниями свидетеля С., согласно которым он с середины июня до 24 октября 2009 года с N., V.,Т., Ы. , трактористом U., В. и Щ.  работал на строительстве «Субургана». Трудовых договоров они ни с кем не заключали, работали по собственному желанию и бесплатно. Когда некоторые работники отказались работать без зарплаты, Сарыглар Ш.Д. обещал выдать им аванс из средств, собранных на марафоне. В середине июня кассир Ф. выдала каждому аванс в размере ** рублей, в получении которых они расписывались в тетради. Сарыглар Ш.Д. пояснил, эти деньги собраны на марафоне. В середине августа 2009 года они получили по ** рублей, в получении которых расписались в ведомости у бухгалтера Я. В третий раз они получили по ** рублей у кассира Ф., в получении которых расписались в ведомости. На учете Центра занятости ** он состоял один раз в 2005 году, после чего был принят на работу в качестве кочегара. В 2009 году на учете в Центре занятости не состоял. 01 сентября 2009 года в Центр не обращался, так как работал **. Деньги он получил только за строительство «Субургана». О том, что ему выплатили деньги за сбор урожая картофеля, узнал впервые. В приказе о принятии его на работу, в трудовом договоре **, в карточке безработного **, анкете, в приказе о временном его трудоустройстве с 01 сентября до 30 ноября 2009 года он подписи не ставил. Заявление о принятии его на работу в администрацию сумона не писал. В конце сентября 2009 года, когда строители «Субургана» отказались закончить строительство без заработной платы, председатель администрации Сарыглар Ш.Д. сказал, что он договорился с Центром занятости населения и будет платить тем, кто работает. В ноябре 2009 года в здании администрации ему выдали ** рублей. Расписываясь в ведомости, он увидел напротив своего имени сумму более ** рублей. Сарыглар Ш.Д. объяснил, что после вычета стоимости продуктов питания, инструментов, цемента к выдаче остается ** рублей, а фактически указана была сумма более ** рублей. В декабре 2009 года за работу на строительстве от начала до конца он получил от Сарыглара Ш.Д. более ** рублей. В ведомостях о выдаче заработной платы от 27 октября 2009 года на сумму ** рублей, от 5 ноября 2009 года на сумму ** рублей, от 10 декабря 2009 года на сумму ** рублей стоит не его подпись, такие деньги он не получал;

- показаниями свидетеля Y., согласно которым осенью он проработал на строительстве «Субургана». Ни он, ни его отец U., доставлявший на тракторе цемент для строительства, денег из администрации сумона не получали. Он договор о принятии на работу с председателем администрации Сарыгларом Ш.Д. не заключал. Осенью 2009 года общественными работами по просьбе председателя администрации не занимался. Ранее не работал и зарплату не получал. На учете безработных в 2009 году не состоял. С приказом от 01 сентября 2009 года, в соответствии с которым он должен работать с 01 сентября 2009 года по 30 ноября 2009 года, он не знакомился. Договор об осенних работах не заключал и не подписывал. В платежных ведомостях от 27 октября 2009 года о получении ** рублей, от 05 ноября 2009 года о получении ** рублей, от 10 декабря 2009 года о получении ** рублей стоит не его подпись;

- показаниями свидетеля Г., из которых следует, что он, как и все строители, принимавшие участие в строительстве «Субургана», не рассчитывал получить деньги за свою работу, но Сарыглар Ш.Д. выдал ему деньги лично, при этом он не говорил об их происхождении;

- показаниями свидетеля Р., согласно которым в середине июня 2009 года, когда началось строительство «Субургана», глава сумона Сарыглар Ш.Д. сказал, что его поставят на учет безработных граждан и ему нужно с документами прийти в администрацию сумона и открыть счет в банке. От Сарыглара Ш.Д. узнал, что по документам будет числиться он, а работать на строительстве «Субургана» будет Й. , так как у последнего не было документов, чтобы встать на учет. Денежные средства от главы сумона Сарыглара Ш.Д. и Я. он не получал. В сентябре, октябре и ноябре 2009 года по просьбе работников администрации и главы сумона на территории сумона осенне-полевые и ремонтные работы не выполнял. Договор о принятии его на работу ** с главой сумона Сарыгларом Ш.Д. не заключал, трудовой договор **, согласно которому он с 01 сентября 2009 года по 30 ноября 2009 года должен был выполнять осенние, полевые работы, не подписывал. В платежных ведомостях от 27 октября 2009 года о получении ** рублей, от 05 ноября 2009 года о получении ** рублей, от 10 декабря 2009 года о получении ** рублей не расписывался;

- показаниями свидетеля Й. , из которых следует, что он с середины июня 2009 года по своему желанию работал на строительстве «Субургана», за что деньги не получал и в документах не расписывался. Позднее узнал, что он работал на строительстве «Субургана» за Р.;

- показаниями I.  о том, что он помогал в строительстве «Субургана», за что деньги не получал, так как состоял на учете в Центре занятости населения и получал пособие, в документах не расписывался;

- показаниями В. о том, что с июня по ноябрь 2009 года он участвовал в строительстве «Субургана», за что два раза получил деньги в сумме ** рублей у Ф., во второй раз в администрации сумона - более ** рублей. При этом приказ о временном его трудоустройстве с 01 сентября до 30 ноября 2009 года не подписывал, с данным приказом не знакомился. Заявление о принятии на работу не писал, договор с председателем администрации Сарыгларом Ш.Д. не заключал. С приказом об увольнении от 01 декабря 2009 года не знакомился;

- показаниями свидетеля А., согласно которым он с первого дня и до конца августа 2009 года проработал на строительстве «Субургана». В начале июля у кассира Ф. получил ** рублей, в августе 2009 года у той же Ф. - около ** рублей, а в начале октября 2009 года получил ** рублей, в получении которых он расписывался в тетради с именами строителей. Летом и осенью 2009 года с председателем администрации Сарыгларом Ш.Д. никаких договоров не заключал, с приказом о принятии его на работу не знакомился. В сентябре, октябре и ноябре 2009 года по просьбе работников администрации сумона и главы сумона никаких работ не делал, в сборе зерна, картофеля не участвовал. 01 сентября 2009 года в Центр занятости населения для постановки на учет не обращался. В ведомостях о выдаче заработной платы от 27 октября 2009 года на сумму ** рублей, от 5 ноября 2009 года на сумму ** рублей, от 10 декабря 2009 года на сумму ** рублей стоит не его подпись, таких денег он не получал. В карточке безработного ** и в анкете поставлена не его подпись. В приказе о временном его трудоустройстве с 01 сентября до 30 ноября 2009 года подпись не ставил и не знакомился. Заявление о принятии его на работу в администрацию сумона не подавал. Приказы о принятии его на работу и об увольнении видит впервые;

- показаниями свидетеля К., из которого следует, что с начала июля до конца июля 2009 года он работал на строительстве «Субургана». Строители «Субургана» работали добровольно на безвозмездной основе. В конце июля 2009 года председатель администрации Сарыглар Ш.Д. выдавал деньги, о происхождении которых не говорил, за работу на строительстве. Он получил ** рублей, но нигде в получении денег не расписывался. Вечером в 20-ых числах сентября 2009 года после завершения строительства «Субургана» председатель администрации выдал ему около ** рублей, в получении которых он также нигде не расписывался. В общем, за участие в строительстве «Субургана» он получил ** рублей. С приказом о принятии его на работу не знакомился. Договор ** не видел. В платежных ведомостях от 27 октября 2009 года о получении им ** рублей, от 05 ноября 2009 года о получении им ** рублей, от 10 декабря 2009 года о получении им ** рублей подписи не его. 01 сентября 2009 года в Центр занятости населения для постановки на учет не обращался. В карточке безработного ** и в анкете поставлена не его подпись. В приказе о временном трудоустройстве на его имя **, согласно которому он должен работать с 01 сентября до 30 ноября 2009 года подпись не ставил. Заявление о принятии его на работу в администрацию сумона не писал, договор с председателем администрации с Сарыгларом Ш.Д. не заключал. Приказ об увольнении не подписывал и не знакомился;

- показаниями свидетеля П., согласно которым он работал на строительстве «Субургана». За участие в строительстве он получил ** или ** рублей от кассира Ф., в получении которых расписывался в тетради. В сентябре, октябре и ноябре 2009 года он по просьбе работников администрации и главы сумона Сарыглара Ш.Д. на территории сумона осенне-полевые и ремонтные работы не выполнял. С приказом о принятии его на работу ** не знакомился и не подписывал. В трудовом договоре подпись не его, договор с Сарыгларом Ш.Д. не заключал. С приказом об его увольнении с работы не знакомился. В платежных ведомостях от 27 октября 2009 года о получении ** рублей, от 05 ноября 2009 года о получении ** рублей, от 10 декабря 2009 года о получении им ** рублей подписи не ставил. 01 сентября 2009 года в Центр занятости населения для постановки на учет не обращался;

- показаниями свидетеля R. о том, что на строительстве «Субургана» он не работал, с председателем администрации Сарыгларом Ш.Д. договор не заключал, денег не получал, в ведомостях не расписывался, на учете в Центре занятости населения не состоял.

Кроме того, виновность осужденного подтверждается письменными доказательствами, в частности:

- протоколом осмотра места происшествия **, согласно которого осмотрен кабинет бухгалтеров администрации сумона, находящийся в одноэтажном здании администрации **, где на столе лежат банковские документы за 2009 год, а именно платежные поручения № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, заявки на получение наличных денег № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, расшифровки заявок, папка «РЦП общественных 12 человек», которые изъяты;

- протоколом осмотра места происшествия **, согласно которого осмотрено здание администрации сумона **, где на деревянной тумбе обнаружен журнал «Журнал регистрации безработных граждан сельского поселения сумона **» на 57 листах. В шкафу обнаружены две папки «Распоряжения на 2009 г.» и «Заявления». В кабинете бухгалтерии на столе обнаружены папки и журналы, среди которых обнаружен «Журнал регистрации приходных кассовых ордеров 2009 г.». Обнаруженные журналы и папки изъяты;

- протоколом осмотра места происшествия **, в соответствии с которым осмотрен кабинете № служебного здания **, где Я. выдала платежную ведомость сельского поселения сумона ** без номера, без даты за ноябрь месяц 2009 года, чековую книжку сельского поселения сумона ** и записную книжку;

- протоколом осмотра документов и предметов, согласно которого осмотрены конверт с пояснительной надписью «1. «РЦП общественных работников 12 человек сумона **, файл для документов с копиями платежных ведомостей № от 27 октября 2009 года, без номера от 05 ноября 2009 года, без номера от 27 октября 2009 года, без номера, без даты за период с 01 ноября 2009 года по 30 ноября 2009 года, внутри которого обнаружена и изъята папка с надписью «РЦП общественных работников 12 человек сумона **» с договором № «Об организации общественных работ для безработных граждан, граждан, ищущих работу, а также работников в случае угрозы массового увольнения» от 01 сентября 2009 года между Государственным учреждением «Центр занятости населения **» и администрацией сельского поселения сумон ** на сумму ** рублей; с актом № от 06 октября 2009 года о выполненных работах по договору № от 01 сентября 2009 года на сумму ** рублей; с табелем выхода на работу за сентябрь 2009 года (22 дня) на А., Ж. , Б. , Л. , П., С., Р., Х., Y., R., Х. и К.; с актом № от 28 октября 2009 года о выполненных работах по договору № от 01 сентября 2009 года на сумму ** рублей; с табелем выхода на работу за октябрь 2009 года (22 дня) А., Ж. , Б. , Л. , П., С., Р., Х., Y., R., Х. и К.; с актом № от 24 ноября 2009 года о выполненных работах по договору № от 01 сентября 2009 года на сумму ** рублей; с табелем выхода на работу за ноябрь 2009 года (20 дней) А., Ж. , Б. , Л. , П., С., Р., Х., Y., R., Х. и К.; с актом без номера выполненных работ по договору от № от 01 сентября 2009 года на сумму 196 720,56 рублей; с приказами без номера от 01 сентября о принятии на работу с 01 сентября 2009 года по 30 ноября 2009 года временно разнорабочими Б. , Л. , Ж. , R., А., Р., В., К., С., П., Y., Х. с гербовой печатью, нечитаемой подписью руководителя организации и соответствующими подписями работников об ознакомлении с данными приказами; с срочными трудовыми договорами, заключенными между сельским поселением сумона ** в лице главы Сарыглара Ш.Д. и работниками Б. , Л. , Ж. , R., А., Р., В., К., С., П., Y., Х., сроком действия с 01 сентября 2009 года по 30 ноября 2009 года о выполнении осенне-полевых работ, уборки зерновых культур и картофеля, с гербовой печатью, нечитаемыми подписями работодателя и подписями указанных работников; с копией платежной ведомости № от 27 октября 2009 года на общую сумму ** рублей, из которой следует, что по ** рублей получили Б. , Л. , Ж. , R., А., Р., В., К., С., П., Y., Х., напротив каждого имени стоит подпись о получении указанных денежных средств; с копией платежной ведомости без номера от 05 ноября 2009 года, на общую сумму ** рублей, из которой следует, что по ** рублей получили Б. , Л. , Ж. , R., А., Р., В., К., С., П., Y., Х. Имя Х. упоминается дважды, напротив каждого имени стоит подпись о получении указанных денежных средств; с копией платежной ведомости без номера от 10 декабря 2009 года на общую сумму ** рублей, из которой следует, что по ** рублей получили Б. , Л. , Ж. , R., А., Р., В., К., С., П., Y., Х. Имя Х. упоминается дважды, напротив каждого имени стоит подпись о получении указанных денежных средств; с копией платежной ведомости без номера, без даты за период с 01 ноября 2009 года по 30 ноября 2009 года, ** рублей, из которой следует, что по ** рублей получили Б. , Л. , Ж. , R., А., Р., В., К., С., П., Y., Х. Имя Х. упоминается дважды, напротив каждого имени стоит подпись о получении указанных денежных средств, графы заполнены не полностью, указанные документы приобщены в качестве вещественных доказательств;

- протоколом выемки **, в соответствии с которым в помещении Центра занятости населения ** с участием специалиста Центра У. изъята папка «Журнал операций 46. Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками по РЦП за ноябрь 2009 г.»;

- протоколом осмотра предметов, согласно которого осмотрен пакет черного цвета, с пояснительной надписью «Журнал операций 46. Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками по РЦП за ноябрь 2009 г.», внутри которого имеется папка, подшитая и пронумерованная на 731 листах, где обнаружены и осмотрены договор № о совместной деятельности по организации проведения оплачиваемых общественных и временных работ для безработных граждан» от 01 сентября 2009 года, подписанный директором ГУ ЗЦН ** L. и главным бухгалтером Z., заместителем главы сумона О. и главным бухгалтером сумона F. (стр. 643-645); акт без номера выполненных работ по договору о совместной деятельности по организации проведения оплачиваемых общественных работ для безработных граждан от 01 декабря 2009 года, подписанный главой сумона ** Сарыгларом Ш.Д. и гл. бухгалтером Я., директором ГУ ЗЦН ** L. и главным бухгалтером Z. (стр. 646); акт № о выполненных работах по договору № от 01 сентября 2009 года, подписанный директором ГУ ЦЗН ** L. и главой сумона Сарыгларом Ш.Д. (стр. 647); табель учета рабочего времени за ноябрь 2009 года подписанный главой сумона Сарыгларом Ш.Д. (стр.649-650); заявление-анкета, карточка персонального учета безработного Б. , приказы о принятии его на работу и о прекращении трудового договора (стр. 652 -656); заявление-анкета, карточка персонального учета безработного К., приказы о принятии его на работу и о прекращении трудового договора (стр. 657 - 661); заявление-анкета, карточка персонального учета безработного Р., приказы о принятии его на работу и о прекращении трудового договора (стр.662 - 666); заявление-анкета, карточка персонального учета безработного Сарыглар Ш.Д., приказы о принятии его на работу и о прекращении трудового договора (стр. 667-671); заявление-анкета, карточка персонального учета безработного А., приказы о принятии его на работу и о прекращении трудового договора (стр. 672-676); заявление-анкета, карточка персонального учета безработного R., приказы о принятии его на работу и о прекращении трудового договора (стр. 677-681); заявление-анкета, карточка персонального учета безработного Х., приказы о принятии его на работу и о прекращении трудового договора (стр. 682-686); заявление-анкета, карточка персонального учета безработного Ж. , приказы о принятии его на работу и о прекращении трудового договора (стр. (стр. 687- 691); заявление-анкета, карточка персонального учета безработного П., приказы о принятии на работу и о прекращении трудового договора (стр. 692-696); заявление-анкета, карточка персонального учета безработного С., приказы о принятии его на работу и о прекращении трудового договора (стр. 697-701); заявление-анкета, карточка персонального учета безработного Л. , приказы о принятии на работу и о прекращении трудового договора (стр. 702-706); приказ о принятии на работу К. (стр. 697-699); заявление-анкета, карточка персонального учета безработного В., приказы о принятии на работу и прекращении трудового договора (стр. 107-711). Конверт с пояснительной надписью «Чековая книжка, изъятая в ходе осмотра места происшествия», при вскрытии которого в нем обнаружена чековая книжка желтого цвета с надписью «Чековая книжка на 25 чеков для получения наличных денег **, счет **» с печатью «Универсальный дополнительный офис Кызылского отделения № Сбербанка России, на 18 странице имеется корешок чека ** от 26 октября 2009 года на сумму ** рублей, подписанный О. и У. , выданный и полученный Я., на 20 странице имеется корешок чека ** от 03 ноября 2009 года на сумму ** рублей, подписанный «Сарыглар» и «F.», выданный и полученный Я.; на 25 странице имеется чек ** от 03 декабря 2009 года на сумму ** рублей, подписанный «Сарыглар» и «F.», выданный и полученный Я., указанные документы приобщены в качестве вещественных доказательств;

- протоколом выемки, согласно которого в помещении здания ЦЗН ** с участием специалиста Центра Ш.  была изъята папка «Журнал операций 46. Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками по РЦП за октябрь 2009 г.»;

- протоколом осмотра предметов, в соответствии с которым осмотрен пакет черного цвета, с пояснительной надписью «Журнал операций 46. Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками по РЦП за октябрь 2009 г.», внутри которого имеется папка, подшитая и пронумерованная на 266 листах, в которой обнаружены, осмотрены и изъяты: акт о выполненных работах от 06 октября 2009 года по договору № от 01 сентября 2009 года, подписанный директором ГУ ЦЗН ** L. и заместителем главы сумона ** О. с печатью и надписью «Отделение ** УФК ** ** рубля от 16 октября 2009 года. Принято и исполнено G.» (стр.223); платежная ведомость № от 27 октября 2009 года с расчетным периодом с 01 сентября по 30 сентября 2009 года на общую сумму ** рублей, в соответствии с которой 12 рабочим: Л. , Б. , Ж. , R., А., Р., В., К., С., П., Y. выплачено по ** рублей (стр. 224); копия расходного кассового ордера № от 27 октября 2009 года по оплате труда за сентябрь 2009 на сумму ** рублей и копия приходного кассового ордера № от 27 октября 2009 года (стр. 225); расчетно-платежная ведомость от 06 октября 2009 года, подписанная руководителем «Сарыглар» и главным бухгалтером «F.» (стр. 226); табель учета рабочего времени за сентябрь 2009 года сельского поселения сумона **, утвержденный главой сумона Сарыгларом Ш.Д. от 25 октября 2009 года (стр. 227-228); акт о выполненных работах по договору № от 01 сентября 2009 года, подписанный директором ГУ ЦЗН ** L. и главой сумона ** Сарыгларом Ш.Д. с печатью и надписью «Отделение ** УФК ** от 28 октября 2009 года. Принято и исполнено J.» (стр. 229); расчетно-платежная ведомость от 27 октября 2009 года с подписью руководителя «Сарыглар», главного бухгалтера - «F.» (стр. 230); табель учета рабочего времени за октябрь месяц 2009 года сельского поселения сумона **, утвержденная главой сумона Сарыгларом Ш.Д. от 27 октября 2009 года, указанные документы приобщены в качестве вещественных доказательств;

- заключением судебно-бухгалтерской экспертизы №, согласно выводам которой в соответствии с платежными ведомостями № от 27 октября 2009 года, без номера от 05 ноября 2009 года, без номера от 10 декабря 2009 года общая сумма денежных средств, выданных из кассы сумона ** за период с 01 сентября 2009 года по 31 декабрь 2009 года, на имя Л. , Б. , Ж. , R., А., Р., В., К., С., П., Y. Х. составила ** рублей, а именно общая суммы выплат Л.  составила ** руб.; Б.  - ** руб.; Ж.  - ** руб.; R. - ** руб.; А.-** руб.; Р. - ** руб.; В. - ** руб.; К. - ** руб.; С. - ** руб.; П. - ** руб.; Сарыглар Ш.Д. - ** руб.; Х. - ** руб.;

- заключением почерковедческой судебной экспертизы №, согласно выводам которой подписи на стр. 652 в строке напротив «Б. », на стр. 653 в строке «подпись гражданина», на стр. 654 в строке напротив «Б. » в папке «Журнал операций 46», на стр. 692 в строке напротив «П.», на стр. 693 в строке «подпись гражданина», на стр. 694 в строке напротив «П.» папки «Журнал операций 46» вероятно выполнены Н.; подписи, расположенные на стр. 702 в строке напротив «Л. », на стр. 703 в строке напротив «подпись гражданина», на стр. 705 в графе «с приказом (распоряжением) работник ознакомлен» в папке «Журнал операций 46», на стр. 690 в графе «с приказом (распоряжением) работник ознакомлен» приказа в папке «Журнал операции 46», на стр. 695 в графе «с приказом (распоряжением) работник ознакомлен» приказа в папке «Журнал операций 46», буквенно-цифровые записи, расположенные в папке «Журнал операций 46» на стр. 645, а именно в записях «L.» в графе «Директор», «S.» в графе «Гл. Бухгалтер» и «О.» в графе «Глава», а также на стр. 655-656, 660-661, 665-666, 670-671, 675-676, 680-681, 685-686, 690-691, 695-696, 700-701, 705-706, 710-711, выполнены З.; подпись, выполненная от имени W., расположенная на стр. 681 в графе «с приказом (распоряжением) ознакомлен» приказа в папке «Журнал операций 46», в папке «РЦП общественных работников 12 человек, сумон **» на стр. с 2-14, 28, 30-34, 36, 38, 39, 42-53 выполнены вероятнее всего Сарыгларом Ш.Д.; буквенно-цифровые записи, расположенные в папке «РЦП общественных работников 12 человек, сумон **» на стр. 2-14, 42-53, в записи «Сарыглар Ш.Д.» на стр. 28, 30, 31, 33, 38, в записи «сельское поселение» на стр. 32, а также на стр. 34, 39 выполнены Я.; подписи, расположенные на стр. 672 в строке напротив «А.», на стр. 673 в строке «подпись гражданина», на стр. 674 в строке напротив «А.», в копиях платежных ведомостей № за сентябрь 2009 года, без номера за ноябрь 2009 года, без номера за октябрь 2009 года, на стр. 675 графе «с приказом (распоряжением) работник ознакомлен» приказа в папке «Журнал операций 46» выполнены не А., а другим лицом;

- заключением почерковедческой экспертизы №, согласно выводам которой подписи, выполненные в графе «Подпись руководителя» в акте без номера от 01 декабря 2009 года, в графе «Руководитель организации (работодатель)» в акте № от 24 ноября 2009 года выполнены Сарыгларом Ш.Д.;

Решением территориальной избирательной комиссии ** «Об установлении итогов голосования по выборам главы сумона ** ДД.ММ.ГГГГ» Сарыглар Ш.Д. избран главой сумона **;

Распоряжением председателя администрации ** Сарыглар Ш.Д. вступил в должность главы сельского поселения сумона **;

Согласно уставу сельского поселения сумона **, принятым решением Хурала представителей сельского поселения сумона ** глава сумона ** является высшим должностным лицом сумона, наделенным собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории сумона **. Глава сумона является председателем администрации (ст. 21 Устава), действующим в пределах полномочий, определенных законодательством, настоящим Уставом и решениями Хурала представителей (ч. 2 ст. 21 Устава), представляющий поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности, действующий от имени сумона, подписывающий и обнародующий в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Хуралам представителей, издающий в пределах своих полномочий правовые акты (ч. 4 ст. 21 Устава), администрация является исполнительно -распорядительным органом сумона **. Администрацией руководит Глава сумона **. Администрация формируется Главой сумона ** (ч. 1 ст. 22 Устава).

Вышеприведенные доказательства, на которых основаны выводы суда о виновности осужденного Сарыглара Ш.Д., получены в соответствии с уголовно-процессуальным законом, согласуются между собой и не вызывают каких-либо сомнений в их относимости и допустимости, надлежащая оценка их приведена в приговоре, оснований не соглашаться с ней у судебной коллегии не имеется.

Суд всесторонне, полно и объективно исследовав обстоятельства дела, проверив доказательства, сопоставив их друг с другом, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу об их достаточности для разрешения дела и, правильно установив фактические обстоятельства дела, проверив все доводы, выдвинутые стороной защиты об отсутствии в действиях Сарыглара Ш.Д. состава инкриминируемого преступления, опровергнув их, подробно мотивируя свои выводы, правильно сделал вывод о виновности осужденного Сарыглара Ш.Д., и его действиям дал правильную юридическую оценку.

Вопреки доводам жалобы защитника обстоятельства дела судом установлены в соответствии с исследованными доказательствами и соответствуют фактическим обстоятельствам.

Действия осужденного Сарыглара Ш.Д. правильно квалифицированы как мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, совершенное с использованием своего служебного положения по ч. 3 ст. 159 УК РФ. Выводы суда относительно юридической оценки действий Сарыглара Ш.Д. подробно мотивированы в приговоре.

При этом судом, вопреки доводам жалобы защитника, сделан правильный вывод о том, что Сарыглар Ш.Д. являясь должностным лицом, при заключении договора с Центром занятости населения **, не намеревался исполнить обязательство, не намерен был фактически предоставить рабочие места зарегистрированным в качестве безработным гражданам, представил в Центр занятости населения подложные договора, приказы о трудоустройстве граждан. Также заведомо зная, что работы по договору не выполнялись, в актах поставил свои подписи, введя в заблуждение работников Центра занятости населения **, которые полагая, что предусмотренные договором № от 01 сентября 2009 года общественные работы в виде ремонтных работ выполнены 12 безработными гражданами, направленными в соответствии с республиканской целевой программой «Снижение напряженности на рынке труда Республики Тыва» на 2009 год для трудоустройства в администрацию сумона **, во исполнение условий указанного договора перечислили на расчетный счет администрации сумона в счет возмещения затрат по заработной плате денежные средства.

При этом суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что преступления совершены Сарыгларом Ш.Д. с использованием служебного положения, поскольку он, являясь главой сумона ** - председателем администрации сумона осуществлял организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Оснований не соглашаться с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

При вышеуказанных обстоятельствах, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы защитника об отсутствии у Сарыглара Ш.Д. умысла на хищение денежных средств Центра занятости населения ** и отсутствия в его действиях признаков преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, т.к. они опровергаются совокупностью доказательств, проверенных судом первой инстанции.

Доводы жалобы о том, что не доказано, что Сарыглар Ш.Д. действовал умышленно с корыстной целью и присвоил денежные средства, необоснованны, поскольку при заключении с целью получения предусмотренных республиканской целевой программой «Снижение напряженности на рынке труда Республики Тыва» на 2009 год субсидий на возмещение затрат по выплате заработной платы 12 безработным гражданам, направленным Центром занятости населения для выполнения общественных работ, договора № с Центром занятости населения ** Сарыглар Ш.Д. не намеревался исполнить обязательство и предоставить 12 рабочих мест безработным гражданам, в связи с чем по его указанию в Центр занятости населения были предоставлены документы на 12 безработных граждан, которые фактически общественные работы не выполняли, договоров с администрацией не заключали и заработную плату не получали. Кроме того, заведомо зная, что работы по договору не выполнены, Сарыглар Ш.Д. расписался в актах выполненных работ, на основании которых вышеуказанные субсидии были предоставлены администрации сумона.

Доводы жалобы защитника о том, что Сарыглар Ш.Д. полученными из Центра занятости населения ** во исполнение договора № денежными средствами оплатил работу строителей «Субургана» были предметом рассмотрения суда первой инстанции и по мотивам, изложенным в приговоре, правильно признаны необоснованными. Кроме того, оплатив работу строителей, осужденный распорядился полученными в результате противоправных действий денежными средствами по своему усмотрению.

Судебная коллегия также не может согласиться с доводами жалобы о том, что Сарыглар Ш.Д. договор с Центром занятости населения не заключал, приказы не подписывал и документы в Центр занятости не предоставлял, так как они опровергаются показаниями свидетеля У., показавшей, что список участников общественных работ принес глава сумона Сарыглар Ш.Д., заключением экспертизы, согласно выводам которой подписи в папке «РЦП общественных работников 12 человек, сумон **» на стр. с 2-14, 28, 30-34, 36, 38, 39 и 42-53 выполнены Сарыгларом Ш.Д. Кроме того, заместитель администрации сумона Шекпээр О., социальный работник З., кассиры бухгалтерии администрации сумона Я. и Н. показали, что действовали по указанию Сарыглара Ш.Д., который обладая организационно-распорядительными полномочиями, связанными с руководством трудовым коллективом, незаконно давал указания.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены приговора по доводам, изложенным в апелляционной жалобе защитника, судебная коллегия не находит.

Вопреки доводам апелляционного представления, при назначении наказания Сарыглару Ш.Д. суд исходя из положений ст. 60 УК РФ, правильно учел характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности осужденного, наличие смягчающих наказание обстоятельств, отсутствие отягчающих обстоятельств, а также влияние назначенного наказания на его исправление и на условия жизни его семьи, в связи с чем оснований считать его несправедливым не имеется.

Суд в полном объеме учел смягчающие наказание обстоятельства, такие как частичное признание вины, добровольное возмещение имущественного ущерба, положительные характеристики, наличие на иждивении ** детей.

Принимая во внимание приведенные выше смягчающие наказание обстоятельства, суд пришел к выводу о возможности назначения Сарыглару Ш.Д. наказания в виде штрафа в пределах, предусмотренных санкцией ч. 3 ст. 159 УК РФ.

Вывод суда о не назначении дополнительного наказания на основании ч. 3 ст. 47 УК РФ с учетом личности осужденного и совокупности всех смягчающих наказание обстоятельств по делу, в приговоре мотивирован, в связи с чем довод апелляционного представления государственного обвинителя в этой части необоснован и не подлежит удовлетворению.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения приговора, по доводам апелляционных представления государственного обвинителя и жалобы защитника.

Вместе с тем судебная коллегия находит приговор суда подлежащим изменению по следующему основанию.

В соответствии с ч. 1 ст. 389.15 УПК РФ одним из оснований отмены или изменения приговора является неправильное применение уголовного закона.

Согласно п. 1 ч.1 ст. 389.18 УПК РФ неправильным применением уголовного закона является нарушение требований Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации.

Суд первой инстанции, правильно квалифицировав действия Сарыглара Ш.Д. как мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, совершенное с использованием своего служебного положения по ч. 3 ст. 159 УК РФ, ошибочно сослался на редакцию Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 420-ФЗ, в связи с тем, что указанным законом в ч. 3 ст. 159 УК РФ внесено изменение в части введения нового альтернативного наказания в виде принудительных работ, что ухудшает положение осужденного. Поскольку редакция Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 420-ФЗ предусматривает более строгое наказание по сравнению с редакцией Федерального закона от 07 марта 2011 года № 26-ФЗ, которым отменен нижний предел санкции в виде лишения свободы, что улучшает положение осужденного, то действия осужденного надлежит квалифицировать в соответствии с требованиями ст. 10 УК РФ в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 года № 26-ФЗ и размер назначенного наказания подлежит снижению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия

ОРЕДЕЛИЛА:

Приговор Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 14 мая 2013 года в отношении Сарыглара Ш.Д.  изменить:

- переквалифицировать действия Сарыглара Ш.Д.  с ч. 3 ст. 159 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 420-ФЗ) на ч. 3 ст. 159 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 года № 26-ФЗ), по которой назначить наказание в виде штрафа в размере 140 000 рублей.

В остальной части приговор оставить без изменения, апелляционное представление государственного обвинителя и апелляционную жалобу защитника - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение одного года со дня его оглашения непосредственно в президиум Верховного Суда Республики Тыва.

Председательствующий

Судьи