НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва) от 03.08.2016 № 33-1470/2016

Судья Ондар Э.Д-С. Дело № 33-1470/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 03 августа 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Баутдинова М.Т.,

судей Канзая А.А., Сат Л.Б.,

при секретаре Байыр-оол М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сат Л.Б. гражданское дело по иску заместителя прокурора Сут-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казённому учреждению Республики Тыва «Чаданское лесничество», Государственному комитету по лесному хозяйству Республики Тыва об устранении нарушений законодательства о лесопользовании и охране лесов по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного комитетапо лесному хозяйству Республики Тыва М. на решение Сут-Хольского районного суда Республики Тыва от 08 февраля 2016 года,

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора Сут-Хольского района Республики Тыва обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском (с учетом уточнения) к Государственному казённому учреждению Республики Тыва «Чаданское лесничество» (далее – ГКУ РТ «Чаданское лесничество»), Государственному комитету по лесному хозяйству Республики Тыва (далее – Госкомлес РТ), указывая на то, что по результатам проведенной проверки исполнения законодательства при использовании и охране лесов на территории Сут-Хольского района Республики Тыва выявлены нарушения законодательства о лесопользовании и охране лесов. На территории Сут-Хольского района расположен лесной фонд общей площадью ** га. Согласно установленным нормативам, на территории Сут-Хольского участкового лесничества в защитных лесах Сут-Хольского участкового лесничества должен быть 1 пожарный наблюдательный пункт и 1 пожарный наблюдательный пункт в эксплуатационных лесах, соответственно. В защитных лесах Сут-Хольского участкового лесничества, согласно нормативам, должны быть 1 подъезд к источникам противопожарного водоснабжения, 1 подъезд в эксплуатационных лесах, соответственно. Просил возложить обязанность на ГКУ РТ «Чаданское лесничество», Госкомлес РТ устранить нарушения законодательства о лесопользовании и охране лесов путём строительства согласно нормативам, установленным приказом Рослесхоза, по одному пожарному наблюдательному пункту (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) в защитных и эксплуатационных лесах, расположенных на территории Сут-Хольского участкового лесничества, ввода их в эксплуатацию; обязать ГКУ РТ «Чаданское лесничество» внести дополнение в план тушения лесных пожаров на 2016 год в виде сведений о пожарных наблюдательных пунктах и направить его на утверждение в Госкомлес РТ; обязать лесничество и Госкомлес обустроить по одному подъезду к источникам противопожарного водоснабжения в защитных и эксплуатационных лесах, расположенных на территории Сут-Хольского участкового лесничества; обязать ГКУ РТ «Чаданское лесничество» внести дополнение в план тушения лесных поваров на 2016 год путём включения сведений о подъездах к источникам противопожарного водоснабжения и направить его на утверждение в Госкомлес РТ.

Решением Сут-Хольского районного суда Республики Тыва от 08 февраля 2016 года исковые требования заместителя прокурора Сут-Хольского района Республики Тыва удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, представитель Госкомлеса РТ по доверенности, М. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, указывая на то, что статьёй 53 Водного кодекса РФ установлено, что для тушения пожаров допускается забор воды из любых водных объектов без какого-либо разрешения, в связи с чем устанавливать подъезды к источникам противопожарного водоснабжения нецелесообразно. Ссылаясь на ч. 2 ст. 53 Лесного кодекса РФ указывает, что Лесной план Республики Тыва разработан на 10 лет и действует до 2018 года, в соответствии с которым не предусмотрено строительство наблюдательных пунктов и устройство подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, в связи с чем финансирование на эти мероприятия не предусмотрено. Считает, что судом неправомерно не приняты во внимание Методические рекомендации по заполнению формы плана тушения лесных пожаров, утвержденные Приказом Минприроды РФ от 16.12.2013 г. Согласно п.4 раздела 2 Плана запрещается указывать пожарные наблюдательные пункты, если данные объекты не могут эксплуатироваться по причинам их неудовлетворительного технического состояния, а также если не используются в системе обнаружения лесных пожаров. В приложении к приказу Рослесхоза №165 от 12 мая 2011 года «О распределении земель лесного фонда по зонам осуществления авиационных работ по охране лесов и способам мониторинга» указано, что на территории Республики Тыва для охраны лесов производятся авиационный мониторинг 1-го уровня, наземный мониторинг не производится. Согласно п. 4 приказа Рослесхоза от 27 апреля 2012 года №174 строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных вышек, мачт, павильонов в районах авиационной охраны лесов по необходимости проектируется с учетом местных условий. Полагает, что в условиях высокогорья и отсутствия лесных дорог в Республике Тыва используются господствующие высоты (горы), в связи с чем наблюдательные пункты и подъездные пути устанавливать нецелесообразно.

В возражении заместитель прокурора Сут-Хольского района К. просит решение суда оставить без изменения, указав, что методические рекомендации, утверждённые Приказом Минприроды, носят рекомендательный характер.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения участвующих в судебном процессе лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно статье 53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: 1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; 2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; 3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; 4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; 5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; 6) проведение работ по гидромелиорации; 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; 9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

В развитие указанных требований закона были приняты подзаконные нормативные правовые акты.

Приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года N 174 установлены нормативы противопожарного обустройства лесов, согласно которым в Алтае-Саянском горно-лесостепном районе, к которому относятся леса на территории Сут-Хольского района Республики Тыва, из расчета на 1000 га общей площади лесов пожарные наблюдательные пункты предусмотрено наличие для защитных лесов 0,03 пункт, для эксплуатационных лесов 0,03 пункт; 0,027 подъезда к источникам противопожарного водоснабжения для защитных лесов, для эксплуатационных лесов 0,027 подъезда.

Судом установлено, что в соответствии с п. 1.2 Устава ГКУ РТ «Чаданское лесничество» является подведомственным учреждением Госкомлеса РТ.

Из представленных материалов судом первой инстанции установлено, лесничеством исполнение законодательства об использовании и охране лесов осуществляется ненадлежащим образом. На территории Сут-Хольского района расположен лесной фонд, общей площадью ** га. В соответствии с представленным расчетом на территории Сут-Хольского участкового лесничества в защитных лесах должен быть 1 наблюдательный пункт, в эксплуатационных лесах – 1 наблюдательный пункт; также в защитных лесах должен быть устроен 1 подъезд к источникам противопожарного снабжения, в эксплуатационных лесах – 1 подъезд к источникам противопожарного снабжения.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства, Государственным комитетом по лесному хозяйству Республики Тыва и Государственным казенным учреждением Республики Тыва в вышеуказанной лесном фонде не построено и не эксплуатируется ни один пожарный наблюдательный пункт и не разработан типовой проект по строительству пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов).

Данный вывод правомерен, поскольку наличие подъездов и наблюдательных пунктов в императивном порядке предусмотрено законом.

Также суд пришел к обоснованному выводу, что в вышеуказанном лесном участке лесничеством не произведено устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного снабжения, что является нарушением требований ст. 53,1 Лесного кодекса РФ, а также Постановления Правительства РФ от 16.04.2011 №281 «О мерах противопожарного обустройства лесов», Приказа Рослесхоза от 27 апреля 2012 года №174, согласно которым меры противопожарного обустройства лесов включают в себя устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, в связи с чем требования прокурора являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы жалобы со ссылками на п. 10 Методических рекомендаций по заполнению формы плана тушения лесных пожаров, утверждённых Приказом Минприроды РФ, согласно которым при заполнении п.1 раздела 2 Плана запрещается указывать пожарные наблюдательные пункты, если данные объекты не могут эксплуатироваться по причинам их неудовлетворительного технического состояния, а также, если не используются в системе обнаружения лесных пожаров, не могут служить основаниями для отмены решения и отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку регулируют лишь вопрос о порядке заполнения плана тушения лесных пожаров и не имеют отношения к вопросу организации противопожарного обустройства лесов.

Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в решении, и не могут служить основанием для его отмены или изменения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно; судом дана надлежащая оценка имеющимся в деле доказательствам.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сут-Хольского районного суда Республики Тыва от 08 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08 августа 2016 года.

Председательствующий

Судьи