НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 29.04.2022 № 33А-6935/2022

Судья Самойлова Е.В.

УИД 16RS0048-01-2021-000026-67

№ дела в суде первой инстанции 2а-612/2021

№ дела в суде апелляционной инстанции 33а-6935/2022 учет № 192а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 апреля 2022 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Галимова Л.Т.,

судей Гафарова Р.Ф., Нуриахметова И.Ф.,

при секретаре судебного заседания Палютиной А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафарова Р.Ф. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Московского районного суда города Казани Республики Татарстан от 25 февраля 2021 года, которым, с учетом дополнительного решения от 1 марта 2022 года, постановлено:

«исковые требования инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ИНН ...., <дата> года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани задолженность по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за 2018 год в размере 1 906 рублей 50 копеек и пени за 2018 год в размере 119 рублей 68 копеек (за период с 30 декабря 2018 года по 8 января 2019 года, за период с 25 января 2019 года по 31 января 2019 года, за период со 2 июля 2019 года по 3 июля 2019 года, за период с 1 февраля 2019 года по 16 марта 2019 года), задолженность по оплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) за 2018 год в размере 4 рублей 30 копеек (за период с 21 сентября 2017 года по 24 сентября 2017 года) и (за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за 2018 год в размере 24 рублей 14 копеек (за период с 25 января 2019 года по 31 января 2019 года, за период с 1 февраля 2019 года по 8 апреля 2019 года), задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 60 360 рублей 83 копеек, задолженность по пени по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 171 рубля 50 копеек (за период с 3 декабря 2019 года по 15 декабря 2019 года).

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 2 077 рублей 61 копейки в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации».

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани (далее – ИФНС России по Московскому району города Казани) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании налоговой задолженности.

В обоснование административного иска указано, что ФИО1 с 13 декабря 2018 года состоит на налоговом учете в качестве адвоката, в связи с чем является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

За административным ответчиком числится задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), за 2018 год в размере 1 906 рублей 50 копеек.

В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование административному ответчику начислены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2018 год в размере 4 рублей 30 копеек (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) и 24 рублей 14 копеек (за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), а также пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, за 2018 год в размере 119 рублей 68 копеек.

Также ФИО1 является налогоплательщиком налога на доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Так, 26 февраля 2019 года налоговый агент акционерное общество «Открытие Брокер» (далее – АО «Открытие Брокер») представило в ИФНС России по Московскому району города Казани справку по форме 2-НДФЛ за 2018 год в отношении ФИО1, в которой отражена сумма, не удержанная налоговым агентом в размере 60 886 рублей.

Налоговым уведомлением от 1 августа 2019 года ФИО1 извещен о необходимости уплаты налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом, в срок до 2 декабря 2019 года.

Поскольку сумму начисленного налога на доходы физических лиц ФИО1 в установленный срок не уплатил, налоговым органом на сумму недоимки начислены пени в размере 171 рубля 50 копеек.

16 декабря 2019 года ИФНС России по Московскому району города Казани ФИО1 было выставлено налоговое требование об уплате вышеуказанного налога на доходы физических лиц и пени, начисленных за неуплату в установленный законом срок налога на доходы физических лиц.

В связи с тем, что 19 июня 2020 года службой судебных приставов было произведено частичное взыскание суммы задолженности по налогу на доходы физических лиц в размере 525 рублей 17 копеек, задолженность ФИО1 по указанному налогу составляет 60 360 рублей 83 копейки.

8 июля 2019 года и 10 июля 2019 года ФИО1 налоговым органом выставлялись налоговые требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени, начисленных за неуплату в установленный законом срок страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

В связи с неисполнением ФИО1 налоговых требований в установленные в них сроки, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 вышеуказанных обязательных платежей.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 4 по Московскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 6 марта 2020 года с ФИО1 взысканы недоимка по налогу на доходы физических лиц, недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени по ним, а также пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.

На основании поступивших от должника ФИО1 возражений, определением мирового судьи судебного участка № 4 по Московскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 8 июля 2020 года вышеуказанный судебный приказ был отменен.

Обращаясь с административным исковым заявлением в районный суд, ИФНС России по Московскому району города Казани просила взыскать с ФИО1 задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), за 2018 год в размере 1 906 рублей 50 копеек, пени за неуплату данных страховых взносов в размере 119 рублей 68 копеек; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год в размере 4 рублей 30 копеек (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) и в размере 24 рублей 14 копеек (за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года); задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 60 360 рублей 83 копеек и пени за неуплату в установленный законом срок налога на доходы физических лиц за 2018 год в размере 171 рубля 50 копеек.

Суд принял решение и дополнительное решение в вышеприведенных формулировках.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Податель жалобы приводит довод о том, что задолженность по страховым взносам и пеням была погашена им 10 января 2021 года, квитанции об уплате указанных обязательных платежей направлены в налоговый орган. Указывает, что обращался к административному истцу с заявлением о предоставлении имущественного налогового вычета в размере 66 000 рублей за покупку жилья, однако налоговый орган оставил его заявление без ответа.

Налоговый орган в своих возражениях на апелляционную жалобу, напротив, считает, что обжалуемый судебный акт является законным, обоснованным, справедливым и не нарушающим нормы процессуального и материального права, а доводы административного ответчика несостоятельными.

ФИО1 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.

ИФНС России по Московскому району города Казани, извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направила.

В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в суд лиц, участвующих в деле.

Судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Одним из таких налогов является налог на доходы физических лиц.

Объектом налогообложения, помимо прочего являются полученные налогоплательщиком доходы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 14 статьи 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой базой по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами признается положительный финансовый результат по совокупности соответствующих операций, исчисленный за налоговый период.

Из общих положений пункта 1 статьи 226 Кодекса следует, что налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.

При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (пункт 5 статьи 226 Кодекса).

Пунктом 14 статьи 226.1 Кодекса предусмотрено, что при невозможности полностью удержать исчисленную сумму налога в соответствии с настоящей статьей налоговый агент определяет возможность удержания суммы налога до наступления наиболее ранней даты из следующих дат:

одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором налоговый агент не смог полностью удержать исчисленную сумму налога;

даты прекращения действия последнего договора, заключенного между налогоплательщиком и налоговым агентом, при наличии которого налоговый агент осуществлял исчисление налога.

При невозможности удержать у налогоплательщика полностью или частично исчисленную сумму налога вследствие прекращения срока действия последнего по дате начала действия договора, на основании которого налоговый агент осуществляет выплату, в отношении которой он признается налоговым агентом, налоговый агент в течение одного месяца с момента возникновения этого обстоятельства в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего учета о невозможности указанного удержания и сумме задолженности налогоплательщика. Уплата налога в этом случае производится налогоплательщиком в соответствии со статьей 228 настоящего Кодекса.

Сообщения о невозможности удержания суммы налога по итогам налогового периода направляются налоговым агентом в налоговые органы в срок до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно пункту 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят также налогоплательщики, уплачивающие налог на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.

При выявлении недоимки по налогам, сборам и страховым взносам налоговым органом плательщику направляется требование по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 14 августа 2020 года № ЕД-7-8/583@, в котором, в том числе, указываются сведения о сумме недоимки и размере пеней (пункты 4, 8 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Требование должно быть исполнено, то есть имеющаяся задолженность, в том числе пени, должна быть погашена в полном объеме, в течение восьми дней с даты получения указанного требования. При этом в требовании может быть предусмотрен более продолжительный период времени, тогда задолженность погашается в указанный срок (абзац 4 пункта 4 статьи 69 Кодекса).

При неисполнении требования налоговым органом принимаются меры по бесспорному (внесудебному) либо судебному взысканию имеющейся задолженности в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации (пункты 2 и 9 статьи 45 Кодекса).

В соответствии статьей 75 Кодекса каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах, дня уплаты налога начисляется пеня.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, налоговым агентом АО «Открытие Брокер» с учетом совершенных операций определен доход ФИО1 по коду 1530 (доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг) в размере 650 001 рубля 87 копеек и исчислен налог на доходы физических лиц с учетом произведенного налогового вычета в размере 60 886 рублей, что подтверждается справкой по форме 2-НДФЛ от 26 февраля 2019 года № 501 за 2018 год.

Налоговым органом на основании представленной налоговым агентом справки в адрес ФИО1 15 августа 2019 года направлено налоговое уведомление № 57061871 от 1 августа 2019 года об обязанности уплатить налог на доходы физических лиц за налоговый период 2018 года не позднее 2 декабря 2019 года.

В связи с неуплатой в установленный срок суммы налога ФИО1 16 декабря 2019 года по почте направлено требование №36407 об уплате, в том числе, налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 60 886 рублей, а также пени по нему в размере 171 рубля 50 копеек со сроком уплаты до 24 января 2020 года.

В установленный в требовании срок налог на доходы физических лиц, а также пени по нему административным ответчиком уплачены не были.

Однако в связи с частичным взысканием службой судебных приставов 19 июня 2020 года задолженности по вышеуказанному налогу в размере 525 рублей 17 копеек, задолженность ФИО1 по налогу на доходы физических лиц за 2018 год на момент обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением составила 60 360 рублей 83 копейки.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 432 Кодекса исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 27 ноября 2017 года) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года (подпункт Кодекса).

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (пункт 2 статьи 432 Кодекса).

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 с 13 декабря 2018 года зарегистрирован в качестве адвоката, в связи с чем обязан платить страховые взносы.

Поскольку доход, полученный ФИО1 в 2018 году, превысил 300 000 рублей на 190 650 рублей ((490 650 - 300 000)*1,0%), ему за 2018 год начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), в размере 28 451 рубля 50 копеек.

Из карточки «Расчеты с бюджетом» местного уровня по налогу (сбору, взносу) видно, что ФИО1 11 апреля 2019 года оплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 26 545 рублей, в связи с чем остаток задолженности административного ответчика по уплате указанных страховых взносов составил 1 906 рублей 50 копеек.

В связи с неуплатой в установленные законом сроки страховых взносов административному ответчику начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), за 2018 год в общей сумме 119 рублей 68 копеек, из них: 12 рублей 92 копейки за период с 30 декабря 2018 года по 8 января 2019 года, 48 рублей за период с 25 января 2019 года по 31 января 2019 года, 54 рубля 95 копеек за период с 1 февраля 2019 года по 16 марта 2019 года, 0 рублей 95 копеек за период со 8 июля 2019 года по 9 июля 2019 года, 2 рубля 86 копеек за период с 2 июля 2019 года по 7 июля 2019 года.

Кроме того, ФИО1 за 2018 год были начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 5 840 рублей.

Согласно сведениям, содержащимся в карточке «Расчеты с бюджетом» местного уровня по налогу (сбору, взносу), ФИО1 8 апреля 2019 года оплатил страховые взносы на медицинское страхование в размере 5 840 рублей.

Поскольку в установленный законом срок страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2018 год административным ответчиком уплачены не были, ФИО1 начислены пени по указанным страховым взносам в размере 4 рублей 30 копеек за период с 21 сентября 2017 года по 24 сентября 2017 года, 10 рублей 56 копеек за период с 25 января 2019 года по 31 января 2019 года и 13 рублей 58 копеек за период с 1 февраля 2019 года по 8 апреля 2019 года.

10 июля 2019 года ФИО1 по почте было направлено требование № 16828 об уплате в срок до 16 августа 2019 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), за 2018 год в размере 1 906 рублей 50 копеек, и пени по ним на сумму 2 рубля 86 копеек.

15 августа 2019 года ФИО1 налоговым органом также по почте было направлено требование № 21747 об уплате в срок до 5 ноября 2019 года пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), на общую сумму 116 рублей 82 копейки (0,95+60,92+54,95), и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 4 рублей 30 копеек (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года и в размере 24 рублей 14 копеек (за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года).

В связи с неисполнением административным ответчиком требований налогового органа от 8 июля 2019 года, 10 июля 2019 года и 16 декабря 2019 года в установленные в них сроки, ИФНС России по Московскому району города Казани в пределах установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока обратилась к мировому судье судебного участка № 4 по Московскому судебному району города Казани Республики Татарстан с заявлением о вынесении судебного приказа.

6 марта 2020 года мировым судьей судебного участка № 4 по Московскому судебному району города Казани Республики Татарстан вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимки по налогу на доходы физических лиц и пени по ним, а также пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование на общую сумму 63 112 рублей 12 копеек.

Определением мирового судьи от 8 июля 2020 года вышеуказанный судебный приказ отменен на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения.

ИФНС России по Московскому району города Казани в установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок обратилась в районный суд с настоящим административным исковым заявлением и просила взыскать с административного ответчика недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимку по налогу на доходы физических лиц и пени по ним, а также пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.

Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что обоснованность требований административного истца подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств. Размер взыскиваемых налоговым органом страховых взносов, налога на доходы физических лиц, пени рассчитан правильно, административное исковое заявление подано в пределах срока обращения в суд за принудительным взысканием налогов.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается представленными доказательствами.

Как следует из материалов дела, установленная законом процедура принудительного взыскания недоимки и пени административным истцом соблюдена, административное исковое заявление налоговым органом предъявлено в Московский районный суд города Казани Республики Татарстан своевременно, в пределах шестимесячного срока.

При этом довод апелляционной жалобы о том, что недоимки по страховым взносам и пени по ним были оплачены ФИО1 полностью в 2021 году, отклоняется судебной коллегией в силу следующего.

Как видно из приложенных к дополнениям к апелляционной жалобе копий квитанций, 10 января 2019 года ФИО1 на счет межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Татарстан были перечислены денежные средства в размере 256 рублей 47 копеек, 4 726 рублей 50 копеек, 10 рублей 67 копеек и 4 рублей 30 копеек.

8 мая 2019 года административный истец обратился в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Татарстан с заявлением о перечислении уплаченных им денежных сумм на счет ИФНС России по Московскому району города Казани.

В ответ на заявление ФИО1 межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Татарстан сообщила ему о направлении платежа в размере 4 726 рублей 50 копеек на уточнение в ИФНС России по Московскому району города Казани.

Из карточки «Расчеты с бюджетом» местного уровня по налогу (сбору, взносу) видно, что вышеуказанная денежная сумма поступила на счет ИФНС России по Московскому району города Казани, и зачтена в счет уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2017 год.

Таким образом, все уплаченные ФИО1 в ИФНС России по Московскому району города Казани денежные суммы налоговым органом зачислены в счет уплаты недоимки по налогам, при этом доказательств уплаты задолженности по налогам в 2021 году вопреки доводам апелляционной жалобы административным ответчиком в суд не представлены.

Не влечет отмену решения суда и довод апелляционной жалобы о том, что заявление ФИО1 о предоставлении имущественного налогового вычета в размере 66 000 рублей за покупку жилья оставлено налоговым органом без ответа.

Из налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2018 год, представленной административным ответчиком в налоговый орган, видно, что в ней отражен доход от налогового агента АО «Открытие Брокер» в размере 1 736 684 рублей, налоговая база определена в размере 1 555 034 рублей 90 копеек, исчисленная сумма налога составила 202 155 рублей, при этом сумма налога, удержанная у источника выплаты, составила 141 269 рублей. Следовательно, сумма налога, не удержанная налоговым агентом, составляет 60 886 рублей.

При этом ФИО1 в ИФНС России по Московскому району города Казани подано заявление о предоставлении имущественного налогового вычета в связи с приобретением жилья, в размере 1 555 034 рублей 90 копеек,

Между тем, поскольку ФИО1 в 2005-2007 годах получен имущественный налоговый вычет в связи с приобретением жилья, на основании пункта 11 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, повторное предоставление ему имущественного налогового вычета в связи с приобретением жилья, не допускается.

В связи с указанными обстоятельствами налоговым органом ФИО1 предложено представить уточненую налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2018 год и откорректировать выявленные ошибки, а также исключить из декларации доход по справке 2-НДФЛ от налогового агента АО «Открытие Брокер», поскольку сумма налога, не удержанная налоговым агентом – 60 886 рублей, исчислена по сводному налоговому уведомлению.

Таким образом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости исправления описок, допущенных в мотивировочной и резолютивной частях дополнительного решения суда от 1 марта 2022 года, поскольку данное дополнительное решение является уточняющим по отношению к решению суда от 25 февраля 2021 года, и содержит в себе указание периодов, за которые начислены пени по налогам и страховым взносам.

Так, в дополнительном решении суда от 1 марта 2022 года приведено, что пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, за 2018 год в размере 119 рублей 68 копеек, представляют собой следующую совокупность пеней, начисленных за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

12 рублей 92 копейки, начисленные за период с 30 декабря 2018 года по 8 января 2019 года,

48 рублей, начисленные за период с 25 января 2019 года по 31 января 2019 года,

0 рублей 95 копеек, начисленные за период со 2 июля 2019 года по 3 июля 2019 года,

54 рубля 95 копеек, начисленные за период с 1 февраля 2019 года по 16 марта 2019 года.

Между тем, из приложенных к материалам дела расчета сумм пени, включенных в налоговое требование № 21747 от 10 июля 2019 года (л.д. 42), видно, что пени в размере 0 рублей 95 копеек были начислены за период с 8 июля 2019 года по 9 июля 2019 года, а не за период со 2 июля 2019 года по 3 июля 2019 года, как ошибочно указано в дополнительном решении суда.

Кроме того, судом пропущена сумма пени в размере 2 рублей 86 копеек, из которой в том числе складывается общая сумма пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, в размере 119 рублей 68 копеек, а также не указан период образования пени в размере 2 рублей 86 копеек – со 2 июля 2019 года по 7 июля 2019 года. Изложенное также подтверждается расчетом сумм пени, включенной в налоговое требование № 16828 от 8 июля 2019 года (л.д. 24), и согласуется с положениями абзаца 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации.

Возможность учета имеющихся в судебном акте суда первой инстанции описок при вынесении судом апелляционной инстанции апелляционного определения без необходимости в отдельных случаях возвращения материалов административного дела в суд первой инстанции, нашла свое отражение в разъяснениях, приведенных в абзаце 2 пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции».

Учитывая изложенное, оставляя решение суда, а также дополнительное решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции считает необходимым устранить вышеуказанные описки, допущенные в дополнительном решении суда, так как они являются явными и носят технический характер.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Московского районного суда города Казани Республики Татарстан от 25 февраля 2021 года и дополнительное решение Московского районного суда города Казани Республики Татарстан от 1 марта 2022 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение

составлено 29 апреля 2022 года

Определение11.05.2022