НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 25.01.2021 № 2А-409/20

Судья Зотеева Н.А. УИД 16RS0044-01-2020-000262-40

дело № 2а-409/2020

№ 33-1878/2021

Учет № 085г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 января 2021 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Муртазина А.И.,

судей Мелихова А.В. и Сахиповой Г.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Галиевой Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 25 сентября 2020 года которым постановлено:

административные исковые требования Алеевой Ю.А. к специалисту отделения № 43 Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в Чистопольском муниципальном районе Республики Татарстан Исмагиловой Д.А., заведующей отделением № 43 Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в Чистопольском муниципальном районе Республики Татарстан Егоровой О.М., заведующей отделением № 43 Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в Чистопольском муниципальном районе Республики Татарстан Гришановой О.А., отделению № 43 Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в Чистопольском муниципальном районе Республика Татарстан, Государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» удовлетворить частично.

Признать решение заведующей отделением № 43 Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в Чистопольском муниципальном районе Республики Татарстан Егоровой О.М. .... от 12 ноября 2019 года незаконным и возложить на отделение № 43 Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в Чистопольском муниципальном районе Республика Татарстан обязанность устранить допущенные нарушения закона путем повторного рассмотрения заявления Алеевой Ю.А. от 8 ноября 2019 года по существу.

В остальной части административных исковых требованиях Алеева А.И. отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи компенсационных выплат» - Ячменевой Ю.Ю., в поддержку доводов жалобы, представителя истца Алеевой Ю.А. – Алеева А.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Алеева Ю.А. обратилась в суд с административным иском к заведующей отделением № 43 Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в Чистопольском муниципальном районе Республики Татарстан Егоровой О.М. о признании решения незаконным, обязании устранить допущенное нарушение.

В обоснование требований указала, что является получателем ежемесячного пособия на несовершеннолетнего ребенка как одинокая мать. 12 ноября 2019 года решением ответчика .... ей было отказано в назначении мер социальной поддержки по мотивам того, что имущественная обеспеченность семьи превышает пороговый уровень.

Полагая принятое ответчиком решение неправомерным, поскольку в соответствии с федеральным законодательством, нормативно-правовыми актами Республики Татарстан она имеет право на данную выплату, просила признать незаконным решения об отказе в назначении мер социальной поддержки от 12 ноября 2019 года ...., обязать устранить допущенное нарушение путем повторного пересмотра решения назначения ежемесячного пособия на ребенка с момента обращения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Алеев А.И., в качестве административных соответчиков – специалист отделения № 43 Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в Чистопольском муниципальном районе Республики Татарстан Исмагилова Д.А., заведующая отделением № 43 Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в Чистопольском муниципальном районе Республики Татарстан Гришанова О.А., отделение № 43 Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в Чистопольском муниципальном районе Республика Татарстан, Государственное казенное учреждение «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)».

Истец в судебное заседание первой инстанции не явилась, ее представитель требования поддержал в полном объеме.

Ответчик Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан своего представителя в суд не направил, просил рассмотреть дел без их участия.

Представитель ответчика ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена.

Ответчик специалист отделения № 43 Государственного ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в Чистопольском муниципальном районе Республики Татарстан Исмагилова Д.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена, ранее участвуя в судебном заседании исковое заявление не признала.

Ответчик заведующая отделением № 43 Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в Чистопольском муниципальном районе Республики Татарстан Егорова О.М. в судебном заседании требования не признала.

Ответчик заведующая отделением № 43 Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в Чистопольском муниципальном районе Республики Татарстан Гришанова О.А., являясь также представителем отделения № 43 Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в Чистопольском муниципальном районе Республика Татарстан, в судебном заседании первой инстанции требования не признала.

Суд исковые требования удовлетворил частично и принял решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении исковых требований. При этом полагает, что вывод суда первой инстанции ошибочен, поскольку при назначении пособия учитываются все члены семьи истца, в том числе наличие у Алеевой Ю.А. второго ребенка. При определении уровня доходов семьи должны быть учтены доходы Алеева А.И.

Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 11 декабря 2020 года дело передано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.

Представитель истца просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, пояснив, что он учтен как отец одного из детей истца, тогда как он не приходится отцом несовершеннолетнему С.А. и в его содержании участия не принимает.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Приведенным конституционным положениям корреспондируют нормы статьи 27 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, которая признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и в случае необходимости оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.

К числу основных мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности пособий для детей одиноких матерей.

Единая система таких пособий, направленная на обеспечение гарантированной государством материальной поддержки материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

Согласно статье 2 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», частью 2 статьи 1 которого предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Статьей 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в числе видов государственных пособий предусмотрено пособие на ребенка. Порядок назначения и выплаты данного пособия устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Законом Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» установлено, что в дополнение к мерам социальной поддержки, указанным в пункте 6 данной статьи, семьям с детьми, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума установленного в Республике Татарстан и уровень имущественной обеспеченности которых ниже уровня, установленного приложением к настоящему Закону, предоставляются следующие меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на ребенка в возрасте до 16 лет (на обучающегося в общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) (пункт 7 статьи 8 Закона).

В целях исполнения Закона № 63-ЗРТ постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года № 542 утверждено Положение о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, которым установлен порядок предоставления мер адресной социальной поддержки, в том числе ежемесячного пособия на ребенка в возрасте до 16 лет (на учащегося образовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет).

Пунктом 3.1 вышеуказанного постановления установлено, что ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается одному из родителей (законных представителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) и проживающего совместно с ним по месту постоянного жительства или по месту временного пребывания ребенка в возрасте до 16 лет (на учащегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем на два месяца после окончания образовательной организации и не позднее чем до достижения ребенком возраста 18 лет) в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода, не превышающий величины прожиточного минимума, установленного в Республике Татарстан и уровень имущественной обеспеченности которых ниже уровня имущественной обеспеченности семьи (гражданина), установленного приложением к Закону Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан».

Состав семьи, учитываемый при оценке уровня имущественной обеспеченности, определяется в соответствии с пунктом 1.2 Порядка исчисления среднедушевого дохода семьи при назначении ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 сентября 2016 года № 625 «Об утверждении Порядка исчисления среднедушевого дохода семьи при назначении ежемесячного пособия на ребенка и внесении изменений в Положение о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденное постановлением от 17 декабря 2004 года 542 «Об утверждении Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан» (далее Постановление № 625).

Как видно из материалов дела 8 ноября 2019 года Ю.А. обратилась в Отделение .... Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи» в Чистопольском районе с заявлениями о назначении ежемесячного пособия на ребенка Алеева С.А., 20 марта 2015 года рождения.

Решением от 12 ноября 2019 года .... заявителю отказано в назначении мер социальной поддержки - ежемесячного пособия на ребенка. Причина отказа мотивирована тем, что истец не относится к категории получателя государственной услуги, его законного представителя или уполномоченного лица, также превышение порогового уровня имущественной обеспеченности семьи.

При вынесении оспариваемого истцом решения в состав семьи истца включен Алеев А.И., <дата> года рождения, учтены его имущество и доход на основании справки ГКУ «Центр занятости населения города Чистополя» от 8 ноября 2019 года о полученных пособиях в качестве безработного (л.д. 30), сведений, полученных путем межведомственного электронного документооборота о недвижимости, зарегистрированной за Алеевым А.И. (л.д. 109-110). Также приняты во внимание сведения Централизованной бухгалтерии исполнительного комитета Чистопольского муниципального района, где Алеев А.И. указан в качестве мужа получателя пособия Алеевой Ю.А. (л.д. 111), а также сведения лицевого счета на оплату коммунальных услуг квартиросъемщика Алеевой Ю.А. о четырех жильцах (л.д. 112).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Алеев А.И. не является членом семьи Алеевой Ю.А. и Алеева С.А., правильно определив характер спорных правоотношений и обстоятельства, имеющие значение для дела.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

При этом суд правомерно исходил из того, что Алеев А.И. не является родителем (отцом) несовершеннолетнего Алеева С.А., и к категории, установленной абзацем 3 пункта 1.2 Постановления № 625, как родитель, не состоящий в браке, не может быть отнесен, в силу чего отсутствуют законные основания для включения его в состав семьи истца при исчислении ежемесячного пособия на ребенка Алеева Савелия Артемовича и учета при оценке уровня имущественной обеспеченности.

Как видно из свидетельства о рождении Алеева С.А., <дата> года рождения в графе «мать» указана Алеева Ю.А., графа «отец» не заполнена.

Доводы апеллянта о том, что в состав семьи при расчете среднедушевого дохода необходимо помимо доходов истца, её несовершеннолетних детей С.А. и В должны учитываться и доходы Алеева А.И., проживающего совместно с ними согласно свидетельству о временной регистрации судебной коллегией отклоняются как несостоятельные в силу следующего.

Согласно пункту 1.2. Постановления № 625 в состав семьи учитываемый при оценке уровня имущественной обеспеченности включаются:

супруги, в том числе раздельно проживающие, и их несовершеннолетние дети (в том числе усыновленные), за исключением несовершеннолетних детей, не являющихся их общими детьми, в отношении которых у супруга (супруги) возникли алиментные обязательства;

родитель, не состоящий в браке, и его несовершеннолетние дети (в том числе усыновленные), за исключением несовершеннолетних детей, в отношении которых у родителя возникли алиментные обязательства;

родители, не состоящие в браке (за исключением родителей, расторгнувших брак), совместно проживающие по месту постоянного жительства или по месту временного пребывания, и их несовершеннолетние дети (в том числе усыновленные), за исключением несовершеннолетних детей, не являющихся их общими детьми, в отношении которых у родителей возникли алиментные обязательства.

Алеев А.И. ни под одну из указанных выше категорий не подпадает.

Таким образом, доходы Алеева А.И. не должны учитываться при определении права на пособие несовершеннолетнего Алеева С.А.<дата> года рождения.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом применены верно.

Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 25 сентября 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» - без удовлетворения.

Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий три месяца, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи: