НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 24.11.2023 № 2А-6201/2023

Судья Каримов С.Р. УИД 16RS0046-01-2023-008198-36

в суде первой инстанции дело № 2а-6201/2023

в суде апелляционной инстанции дело № 33а-19572/2023

учет №022а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 ноября 2023 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего Галимова Л.Т.,

судей Гильфанова Б.К., Нуриахметова И.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гариповым И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гильфанова Б.К. административное дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 18 сентября 2023 года, которым постановлено:

административный иск прокуратуры города Казани к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, руководителю Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Гафарову Р.Г. о признании постановления недействующим в части, возложении обязанности принять нормативно-правовой акт удовлетворить.

Признать постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 января 2022 года №110 «Об обеспечении питанием учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений г.Казани» недействующим с момента вступления решения суда в законную силу в той мере, в которой в нём не предусмотрена возможность замены бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано муниципальными образовательными организациями на дому, денежной компенсацией, и не определён порядок такой замены.

Возложить на Исполнительный комитет муниципального образования города Казани обязанность принять нормативно-правовой акт, предусматривающий возможность замены бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано муниципальными образовательными организациями на дому, денежной компенсацией, и определить порядок такой замены.

Решение суда по данном делу или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании «Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани» Республики Татарстан и на официальном портале органов местного самоуправления города Казани (www.kzn.ru).

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и муниципального казенного учреждения «Управление образования Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» Ибраимову Эльвину Ленуровну, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного истца Япееву Дарью Ивановну, высказавшуюся против доводов апелляционной жалобы и полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу – подлежащей оставлению без удовлетворения, судебная коллегия

установила:

прокурор города Казани Республики Татарстан в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее – Исполнительный комитет города Казани, Исполком города Казани) с требованием о признании нормативно-правового акта недействующим в части и возложении обязанности принять нормативно-правовой акт соответствующий требованиям закона имеющего большую юридическую силу.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города Казани в ходе изучения постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 января 2022 года №110 «Об обеспечении питанием учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений г.Казани» было установлено его несоответствие нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Закону Республики Татарстан от 22 июля 2013 года №68-ЗРТ «Об образовании» в той мере, в которой в нём не предусмотрена возможность замены бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано муниципальными образовательными организациями на дому, денежной компенсацией, и не определён порядок такой замены.

Как указывает административный истец, по результатам проверки прокуратурой города Казани, 28 июня 2023 года в адрес административного ответчика принесён протест с требованием привести оспариваемое постановление в соответствие с нормами действующего законодательства.

В удовлетворении требований прокурора Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани было отказано.

Административный истец прокуратура города Казани просила признать недействующим постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 января 2022 года №110 «Об обеспечении питанием учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений г.Казани» в части отсутствия возможности замены бесплатного двухразового питания денежной компенсацией, а также возложить на административного ответчика обязанность принять нормативно-правовой акт, в котором предусмотреть порядок замены бесплатного двухразового питания денежной компенсацией.

Судом первой инстанции к участию в деле в качестве административного ответчика также привлечен руководитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Гафаров Р.Г., в качестве заинтересованного лица – муниципальное казенное учреждение «Управление образования Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее - МКУ «Управление образования Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Управление образования ИК МО города Казани»).

18 сентября 2023 года Вахитовским районным судом города Казани Республики Татарстан принято решение об удовлетворении административного иска в вышеприведенной формулировке.

С решением суда не согласился Исполнительный комитет города Казани, в апелляционной жалобе которого ставится вопрос об отмене решения суда от 18 сентября 2023 года как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального права. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что положения, предусмотренные частью 7.2 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части замены бесплатного двухразового питания денежной компенсации сформулированы диспозитивно, предоставляя право органу местного самоуправления определить в своем порядке форму компенсации бесплатного двухразового питания, одной из которых является денежная компенсация. Указывается, что наличие возможности замены бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организованно на дому, денежной компенсации, предусмотренной другими органами местного самоуправления, а также министерствами не свидетельствуют о создании неравного положения обучающихся, поскольку возможность закрепления данного порядка является правом органа местного самоуправления, а также ввиду того, что постановлением Исполнительного комитета города Казани от 18 января 2022 года №110 «Об обеспечении питанием учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений г.Казани», предусмотрена альтернативная форма замены двухразового питания в форме набора продуктов питания.

Лица, участвующие в деле о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены.

Представитель административного истца прокуратуры города Казани Япеева Д.И., в суде апелляционной инстанции по доводам апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представителя административного ответчика Исполнительного комитета города Казани и заинтересованного лица МКУ «Управление образования ИК МО города Казани» Ибраимова Э.Л., в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержала, просила решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Административный ответчик руководитель Исполнительного комитета города Казани Гафаров Р.Г. в суд апелляционной инстанции не явился.

В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.

Судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

На основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов административного дела, в целях исполнения положений Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года №63-РТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», муниципальной программы «Развитие образования в городе Казани на 2022 - 2026 годы», а также в целях обеспечения полноценным сбалансированным питанием и предоставления дополнительных мер социальной поддержки учащимся муниципальных общеобразовательных учреждений города Казани, Исполнительным комитетом города Казани принято постановление от 18 января 2022 года №110 «Об обеспечении питанием учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений г.Казани», которым утверждено положение о порядке организации питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Казани, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке (приложение №1 к указанному постановлению) (л.д.7-15).

Согласно тексту вышеуказанного нормативно-правового акта - постановления Исполнительного комитета города Казани от 18 января 2022 года №110 «Об обеспечении питанием учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений г.Казани», в нём не предусмотрена возможность замены бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано муниципальными образовательными организациями на дому, денежной компенсацией, а также не определён порядок такой замены.

Прокуратурой города Казани, в ходе изучения вышеуказанного нормативно-правового акта, было установлено его несоответствие нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и Закону Республики Татарстан от 22 июля 2013 года №68-ЗРТ «Об образовании» (далее - Закон Республики Татарстан «Об образовании») в той части, в которой в нём не предусмотрена возможность замены бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано муниципальными образовательными организациями на дому, денежной компенсацией, и не определён порядок такой замены (л.д.16-17).

28 июня 2023 года прокуратурой города Казани в адрес руководителя Исполнительного комитета города Казани Гафарова Р.Г. принесён протест с требованием привести оспариваемое постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 января 2022 года №110 «Об обеспечении питанием учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений г.Казани» в соответствие с требованиями действующего законодательства (л.д.16-17).

Как следует из письма направленного в адрес прокурора города Казани от 6 июля 2023 года Исполнительным комитетом города Казани в удовлетворении требований прокурора было отказано, с указание на то, что право на питание обучающимся на дому детям с ограниченными возможностями здоровья реализовано посредством предоставления набора продуктов питания (л.д.18-19).

Разрешая данное дело по существу, суд первой инстанции установил, что нарушений порядка принятия, оспариваемого нормативно-правового акта не имеется, и при принятии Исполнительным комитетом города Казани оспариваемого в части постановления от 18 января 2022 года №110 «Об обеспечении питанием учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений г.Казани» соблюдены требования действующего законодательства, регулирующие порядок его принятия. При этом, суд первой инстанции удовлетворяя заявленные требования прокурора города Казани о признании нормативно-правового акта недействующим в части исходил из того, что оспариваемый нормативно-правовой акт не в полной мере соответствует положениям нормативно-правовых актов, имеющих большую юридическую силу, а именно положениям части 7.2 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и части 6.1 статьи 15 Закона Республики Татарстан «Об образовании» в связи с тем, что в оспариваемом постановлении Исполнительного комитета города Казани от 18 января 2022 года №110 не предусмотрена возможность замены бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано муниципальными образовательными организациями на дому, денежной компенсацией, и не определён порядок такой замены.

Суд апелляционной инстанции считает выводы суда по данному делу правильными.

Как установлено частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться в том числе прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 КАС РФ, в полном объеме.

В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При этом, согласно положениям части 9 статьи 213 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно пункту 9 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №50), в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, а также акты, обладающие нормативными свойствами, в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ. Прокурор имеет право на обращение с административным иском о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых, в частности, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами (пункт 2 статьи 1, пункт 3 статьи 22, статьи 23 и 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статья 39, часть 3 статьи 208 КАС РФ).

Пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.

При этом, проверяя полномочия органа (должностного лица), необходимо учитывать, что суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (подпункт «а» абзаца 3 пункта 28 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими (пункт 28 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Разрешая вопрос о соблюдении органом или должностным лицом компетенции при издании оспариваемого нормативного правового акта, следует учитывать, что воспроизведение в этом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта (пункт 28 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

В силу пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №50, при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.

Как следует из положений пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №50, при этом следует учитывать, что включение нормативных правовых актов в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации выполняет учетную функцию, не является государственной регистрацией и условием их вступления в силу.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно пункту 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №50, проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо также учитывать, что в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на «Официальном интернет-портале правовой информации», официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования.

Проверяя соблюдение требований к государственной регистрации нормативного правового акта, следует выяснять, имеется ли решение о государственной регистрации данного нормативного правового акта и принято ли оно уполномоченным на то органом в установленном порядке (пункту 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №50).

Проверяя соблюдение порядка вступления в силу нормативного правового акта, затрагивающего права и свободы административного истца, заявителя, необходимо устанавливать дату официального опубликования (обнародования) этого акта и принимать во внимание, что в отдельных случаях дата вступления акта в силу должна быть определена с учетом правил, предусмотренных иными нормативными правовыми актами (пункт 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №50).

Как разъяснено в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №50, если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При этом, оспариваемый нормативно - правовой акт, или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

Согласно пункту 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №50, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Вместе с тем нормативный правовой акт не может быть признан недействующим, если суд придет к выводу, что по своему содержанию оспариваемый акт или его часть не допускают придаваемое им при правоприменении толкование. Этот вывод должен быть обоснован в решении суда. При этом в решении суда указывается на надлежащее толкование.

Проверяя соответствие акта, обладающего нормативными свойствами, действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, суд устанавливает смысл разъясняемых положений, учитывая буквальное значение содержащихся в них слов и выражений, а также их место в системе права, взаимосвязи с другими правовыми нормами, цели и условия принятия соответствующего нормативного правового акта (пункт 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №50).

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №50).

Согласно частям 1, 3, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам, законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как следует из части 6 статьи 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, муниципальные нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального обнародования (части 2 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»)

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа, в том числе относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В пункте 13 части 1 статьи 17 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года №45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» содержится норма, совпадающая с содержанием положений пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 38 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года №3-5, Исполнительный комитет города Казани является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Казани, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Казани федеральными законами и законами Республики Татарстан.

Частью 7 статьи 40 вышеуказанного Устава муниципального образования города Казани, установлено, что Исполнительный комитет города Казани в сфере образования осуществляет, в том числе следующие полномочия: 7.1. организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях города Казани (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); 7.2. организует предоставление дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Республики Татарстан); 7.3. создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях города Казани; 7.6. ведет учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепляет муниципальные образовательные организации за конкретными территориями города Казани, а также осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья; 7.8. осуществляет иные установленные Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полномочия в сфере образования.

В силу положений статьи 63 вышеуказанного Устава муниципального образования города Казани, официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в средствах массовой информации, установленных решением Городской Думы. Нормативные правовые акты, принятые Исполнительным комитетом, должны быть официально опубликованы (обнародованы) в десятидневный срок со дня их подписания, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование город Казань, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Решение суда первой инстанции, в том числе в части отсутствия нарушений порядка принятия оспариваемого нормативно-правового акта принято с учетом вышеизложенных требований закона, иных нормативно-правовых актов и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, а в статье 6 - принципы, в том числе, правильное рассмотрение административных дел, законность и справедливость при их разрешении. Данные положения корреспондируют части 1 статьи 176 вышеуказанного Кодекса, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как верно установлено судом первой инстанции с чем также соглашается и суд апелляционной инстанции, нарушений порядка принятия, оспариваемого нормативно – правового акта не имеется.

Согласно имеющимся в материалах административного дела доказательствам постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 января 2022 года №110 «Об обеспечении питанием учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений г.Казани» опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани №3 (633) от 27 января 2022 года (л.д.65-79), так же опубликовано на официальном портале органов местного самоуправления города Казани (www.kzn.ru).

Процедура принятия и опубликования нормативно-правового акта, установленная Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования города Казани, утвержденного решением представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года №3-5, была соблюдена, а само постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 января 2022 года №110 «Об обеспечении питанием учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений г.Казани» опубликовано в установленном порядке.

Полномочия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на принятие оспариваемого нормативно-правового акта соблюдены и вышеуказанное постановление от 18 января 2022 года №110 «Об обеспечении питанием учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений г.Казани» принято административным ответчиком в пределах предоставленных административному органу полномочий и с учетом вышеуказанных требований пункта 13 части 1 статьи 17 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года №45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» и пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

С учетом вышеуказанных положений, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что при принятии Исполнительным комитетом города Казани оспариваемого постановления от 18 января 2022 года №110 «Об обеспечении питанием учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений г.Казани» соблюдены требования вышеприведенных нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа местного самоуправления на принятие нормативно - правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу.

При этом, муниципальные правовые акты, к которым также относится и оспариваемое постановление Исполкома города Казани от 18 января 2022 года №110 «Об обеспечении питанием учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений г.Казани», не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Как следует из положений части 7.2 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано государственными образовательными организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными образовательными организациями на дому, в том числе возможность замены бесплатного двухразового питания денежной компенсацией, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно части 6.1 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 года №68-ЗРТ «Об образовании», порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано государственными образовательными организациями Республики Татарстан и муниципальными образовательными организациями на дому, в том числе возможность замены бесплатного двухразового питания денежной компенсацией, устанавливается соответственно органом исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления.

Из анализа содержания оспариваемого постановления Исполкома города Казани от 18 января 2022 года №110 «Об обеспечении питанием учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений г.Казани» и буквального толкования положений части 7.2 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и части 6.1 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 года №68-ЗРТ «Об образовании» следует, что в оспариваемом постановлении Исполкома города, вопреки требованиям приведённых нормативно-правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не предусмотрена возможность замены бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано муниципальными образовательными организациями на дому, денежной компенсацией, и не определён порядок такой замены.

Обязанность по установлению названного порядка, согласно вышеприведённым положениям закона, напрямую возложена на орган местного самоуправления.

Доводы административного ответчика о том, что положения Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ «Об образовании» не содержит императивных требований об обязательной необходимости установления возможности замены бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано муниципальными образовательными организациями на дому, денежной компенсацией и определения порядка такой замены, основаны на неверном толковании вышеприведённых норм права, имеющих большую юридическую силу.

Более того, Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 ноября 2023 года №1001 «Об утверждении Порядка обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано федеральными государственными образовательными организациями, находящимися в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на дому, в том числе возможности замены бесплатного двухразового питания денежной компенсацией», также предусмотрена возможность замены бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано на дому, денежной компенсацией, и определён порядок такой замены.

Вышеуказанная возможность замены бесплатного питания денежной компенсацией также предусмотрена и приказом Минобрнауки Республики Татарстан от 1 февраля 2023 года № под-183/23 «Об утверждении Порядка обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано государственными образовательными организациями Республики Татарстан на дому, в том числе возможности замены бесплатного двухразового питания денежной компенсацией».

Как верно было отмечено судом первой инстанции, неверное истолкование административными ответчиками и заинтересованным лицом вышеуказанных положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Закона Республики Татарстан «Об образовании» ставит обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано муниципальными общеобразовательными организациями города Казани, на дому в неравное положение с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано иными государственными образовательными организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными образовательными организациями.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

На основании изложенного решение суда первой инстанции, которым оспариваемое постановление Исполкома города Казани признано недействующим в той мере, в которой в нём не предусмотрена возможность замены бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано муниципальными образовательными организациями на дому, денежной компенсацией, и не определён порядок такой замены, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании были реализованы права граждан, указанное постановление верно признано недействующим в части с момента вступления решения в законную силу.

В случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 КАС РФ).

В целях исключения нарушения прав, свобод и законных интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано на дому, а также с учетом вышеуказанных положений части 4 статьи 216 КАС РФ, судом первой инстанции законно и обоснованно на Исполнительный комитет города Казани возложена обязанность принять нормативно-правовой акт, предусматривающий возможность замены бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано муниципальными образовательными организациями на дому, денежной компенсацией, и определить порядок такой замены.

Доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают, сводятся к повторению доводов, приводившихся административным ответчиком в обоснование своей правовой позиции о несогласии с заявленными требованиями и получили соответствующую оценку в решении суда, оснований не согласиться с выводами которого суд апелляционной инстанции не усматривает, и тем самым отмену обжалуемого судебного акта не влекут.

Выводы суда первой инстанции являются правильными, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.

Несогласие с иными выводами суда не может быть расценено в качестве повода для признания таковых полностью необоснованными.

Выводы суда в обжалуемом решении подробно и обстоятельно мотивированы, отражены в обжалуемом судебном постановлении, основаны на фактических обстоятельствах дела и подтверждаются совокупностью исследованных доказательств.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт принят законно и обоснованно и основания для его отмены или изменения отсутствуют.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Вахитовского районного суда города Казани от 18 сентября 2023 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 4 декабря 2023 года.