НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 23.09.2022 № 33А-10935/2022

Судья Замалетдинова З.Н. УИД 16RS0048-01-2021-010280-54

№ дела в суде первой инстанции 2а-277/2022

№ дела в суде апелляционной инстанции 33а-10935/2022

Учет №020а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 сентября 2022 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Галимова Л.Т.,

судей Шакуровой Н.К., Гафарова Р.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кисляковой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Шакуровой Н.К. административное дело по апелляционной жалобе Тимина Сергея Вениаминовича на решение Московского районного суда города Казани от 18 апреля 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Тимина Сергея Вениаминовича к инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани о признании незаконными решений от 23 октября 2017 года №10584, от 3 апреля 2018 года № 1512, от 27 марта 2019 года № 3759, от 4 октября 2019 года № 12236, от 11 марта 2020 года № 1273, и их отмене.

Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Тимин С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани (далее - ИФНС России по Московскому району города Казани) о признании незаконными решений от 23 октября 2017 года №10584, от 3 апреля 2018 года № 1512, от 27 марта 2019 года № 3759, от 4 октября 2019 года № 12236, от 11 марта 2020 года № 1273 о взыскании налогов (сборов, страховых взносов), и их отмене.

В обоснование требований указано, что административный истец осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 2012 года, в период 10 ноября 2013 года по 13 мая 2020 года он отбывал уголовное наказание в местах лишения свободы. По постановлению Приволжского районного суда города Казани от 29 апреля 2020 год был освобожден условно-досрочно.

В октябре 2020 года прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

23 октября 2017 года, 3 апреля 2018 года, 27 марта 2019 года, 4 октября 2019 года, 11 марта 2020 года ИФНС России по Московскому району города Казани в отношении Тимина С.В. вынесены решения: №10584 о взыскании налогов (сборов, страховых взносов) и пеней в размере 39 758 рублей 48 копеек, №1512 о взыскании налогов (сборов, страховых взносов) и пеней в размере 38 536 рублей 76 копеек, №3759 о взыскании налогов (сборов, страховых взносов) и пеней в размере 32 605 рублей 43 копеек, №12236 о взыскании налогов (сборов, страховых взносов) и пеней в размере 2 226 рублей 64 копеек, №1273 о взыскании налогов (сборов, страховых взносов) и пеней в размере 36 381 рубля 44 копеек.

Указывает, что об имеющей задолженности административный истец узнал 17 мая 2021 года из сведений, содержащихся на официальном сайте УФССП России по Республике Татарстан. Судебным приставом-исполнителем возбуждены исполнительные производства №126492/19/16005-ИП, №171443/19/16005-ИП, №47367/20/16005-ИП.

По мнению административного истца, решения налогового органа не соответствуют требования Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В период отбывания наказания в местах лишения свободы он не мог осуществлять предпринимательскую деятельность по независящим от него причинам, он также не имел возможности обратиться в установленном законом порядке с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности, в связи с чем, полагает, что обязанности по уплате страховых взносов за период с 2017 по 2020 годы у него не имеется.

29 октября 2021 года Тимин С.В. обратился с жалобой на решение налогового органа в УФНС России по Республике Татарстан, письмом от 23 ноября 2021 года в удовлетворении жалобы было отказано.

На основании изложенного Тимин С.В. просил признать незаконными и отменить вынесенные ИФНС России по Московскому району города Казани решения от 23 октября 2017 года №10584 о взыскании налогов (сборов, страховых взносов) и пеней в сумме 39 758 рублей 48 копеек, решение от 3 апреля 2018 года №1512 о взыскании налогов (сборов, страховых взносов) и пеней в сумме 38 536 рублей 76 копеек, решение от 27 марта 2019 года №3759 о взыскании налогов (сборов, страховых взносов) и пеней в сумме 32 605 рублей 43 копеек, решение от 4 октября 2019 года №12236 о взыскании пеней в сумме 2 226 рублей 64 копеек, решение от 11 марта 2020 года №1273 о взыскании налогов (сборов, страховых взносов) и пеней в сумме 36 381 рубля 44 копеек.

В судебном заседании суда первой инстанции административный истец поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Татарстан – Исмагилова Р.А. оставила решение на усмотрение суда.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Извещены.

Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

С указанным решением не согласился административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие у него в период отбывания уголовного наказания в местах лишения свободы возможности личного обращения в налоговый орган с заявлением и соответствующими документами о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, чему, по мнению подателя жалобы, не дана соответствующая судебная оценка.

Относительно апелляционной жалобы Тимина С.В., ИФНС России по Московскому району города Казани, межрайонной ИФНС России № 18 по Республике Татарстан поданы возражения.

Представители административных ответчиков УФНС России по Республике Татарстан – Гарапшин Р.К., ИФНС России по Московскому району города Казани – Зиннатуллина Д.И. в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагали апелляционную жалобу подлежащей отклонению, решение суда законным и обоснованным.

Административный ответчик Тимин С.В. в судебное заседание не явился. Извещен.

Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.

Судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных данным Кодексом.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (пункт 1); за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).

С 1 января 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по взысканию указанных взносов переданы налоговым органам.

Положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Пунктом 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами являются самостоятельно обеспечивающие себя работой: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные, физические лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», физические лица, поставленные на учет налоговыми органами в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном данным Кодексом.

В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 25 января 2012 года по 1 октября 2020 года Тимин С.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и в силу закона должен был производить уплату страховых взносов.

Поскольку у налогового органа отсутствовала информация о счетах налогоплательщика Тимина С.В., что подтверждается представленными им сведениями, ИФНС России по Московскому району города Казани в порядке, предусмотренном статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении Тимина С.В. приняты следующие решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка):

- от 23 октября 2017 года №10584 на общую сумму 39 758 рублей 48 копеек, из которых 23 153 рубля 33 копейки – налоги (сборы, страховые взносы), 16 605 рублей 15 копеек – пени;

- от 3 апреля 2018 года №1512 на общую сумму 38 536 рублей 76 копеек, из которых 27 990 рублей – налоги (сборы, страховые взносы), 10 546 рублей 76 копеек – пени;

- от 27 марта 2019 года № 3759 на общую сумму 32 605 рублей 43 копейки, из которых 32 385 рублей – налоги (сборы, страховые взносы), 220 рублей 43 копейки – пени;

- от 4 октября 2019 года №12236 на общую сумму 2 226 рублей 64 копейки, из которых 2226 рублей 64 копейки - пени;

- от 11 марта 2020 года № 1273 на общую сумму 36 381 рубль 44 копейки, из которых 36 238 рублей – налоги (сборы, страховые взносы), 143 рубля 44 копейки – пени.

Не согласившись с вышеуказанными решениями, Тиминым С.В. подана жалоба в УФНС России по Республике Татарстан.

Решением УФНС России по Республике Татарстан от 23 ноября 2021 года жалоба административного истца оставлена без удовлетворения.

Суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований, посчитав оспариваемые решения законными и обоснованными. Давая оценку доводам административного истца относительно отсутствия у него фактической возможности снятия с учета в качестве индивидуального предпринимателя, суд указал на непредставление Тиминым С.В. доказательств существования обстоятельств исключительного характера, которые не позволили бы ему в период с 10 ноября 2013 года (со дня заключения его под стражу) до 1 октября 2020 года (до даты прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Судом указано, что в период нахождения Тимина С.В. в местах лишения свободы с 10 ноября 2013 года по 13 мая 2020 года, административный истец обладал правом на переписку, оформление соответствующей доверенности на представление его интересов по данному вопросу.

Судебная коллегия приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов за расчетный период 2017 года на обязательное пенсионное страхование за себя исходя из их дохода: в случае если величина дохода плательщика за расчетный период 2017 года не превысила 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на 1 января 2017 года, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации; в случае если величина дохода плательщика за расчетный период 2017 года превысила 300 000 рублей, - в вышеуказанном фиксированном размере, плюс 1,0% с суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Фиксированный размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на 1 января 2017 года, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу подпунктов 1, 2 части 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым приводимого подпункта.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

Согласно пункту 1 статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации, расчетным периодом признается календарный год.

В пункте 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты (неполной уплаты) индивидуальным предпринимателем страховых взносов в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган самостоятельно определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.

В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пункту 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как разъяснено в абзаце шестом пункта 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», если в период, установленный абзацем первым пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации для принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств, ведется исполнительное производство, возбужденное на основании ранее вынесенных налоговым органом постановлений о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, что свидетельствует о недостаточности или отсутствии денежных средств на его счетах, налоговый орган вправе в указанный срок сразу принять решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, если на дату принятия такого решения исполнительное производство не было окончено (прекращено). В случае отсутствия у налогового органа информации о счетах налогоплательщика названный орган также вправе сразу принять решение о взыскании налога за счет иного имущества такого налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных приводимой статьей.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Налоговое законодательство связывает возможность взыскания налогов (в настоящем случае страховых взносов) с направлением налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога. При этом, в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени (пункт 1). Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (пункт 4).

В силу пунктов 1 и 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено данной статьей.

Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога, направление требования является составной частью процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для налогоплательщика. Направление требования об уплате налога является обязательной стадией, предшествующей принятию решения о взыскании налогов, пеней за счет денежных средств и имущества налогоплательщика либо обращению налогового органа в суд за взысканием недоимки. Лишь после неисполнения полученного налогоплательщиком требования налоговый орган вправе принять решение о взыскании недоимки за счет денежных средств налогоплательщика либо перейти к процедуре взыскания в судебном порядке.

Требование должно быть вынесено в пределах сроков, предусмотренных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, и направлено налогоплательщику непосредственно после его вынесения, чтобы предложение о добровольной уплате налога в установленный срок было реальным.

Таким образом, законодателем установлена определенная последовательность осуществления органом контроля за уплатой страховых взносов действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок по уплате страховых взносов, одним из этапов которой является обязательное выставление в установленный срок требования об уплате недоимки.

Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов.

Проверяя обоснованность решения от 23 октября 2017 года № 10584, вынесенного в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов от 18 июля 2017 года №270837, срок исполнения которого истек 7 августа 2017 года, судебная коллегия учитывает, что в данное требование включены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 19 356 рублей 48 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование, начисленные за 4 квартал 2016 года, в размере 3 796 рублей 85 копеек; пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 484 рублей 33 копеек, в размере 145 рублей 40 копеек, в размере 21 125 рублей 33 копеек, в размере 478 рублей 77 копеек; пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 989 рублей 41 копейки. В то же время доказательств взыскания с Тимина С.В. недоимки по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, на которые начислены пени в испрашиваемом размере, административным истцом в материалы дела не представлено, судебной коллегией не установлено.

Кроме того, требование №270837 об уплате недоимки по уплате страховых взносов, в том числе и за 4 квартал 2016 года, сформировано по состоянию на 18 июля 2017 года, 20 июля 2017 года направлено в адрес налогоплательщика, то есть с нарушением предусмотренного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации срока. При этом доказательств, свидетельствующих о том, что срок формирования и направления данного требования об уплате страховых взносов за 4 квартал 2016 года пропущен по независящим от налогового органа причинам, административным истцом не представлено, соответственно, уважительных причин пропуска предусмотренного законом срока, а также оснований для его восстановления в данном случае не имеется.

Учитывая изложенное, оснований для признания данного решения законным и обоснованным, у суда первой инстанции не имелось. К тому же, как следует из представленных ИФНС России по Московскому району города Казани сведений, задолженность по требованию от 18 июля 2017 года №270837 у Тимина С.В. отсутствует ввиду её списания.

Давая оценку решению от 3 апреля 2018 года № 1512, судебная коллегия учитывает, что оно вынесено в пределах сумм, указанных в требованиях об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов от 16 января 2018 года №280461, срок исполнения которого истек 5 февраля 2018 года; от 19 января 2018 года №89156, срок исполнения которого истек 8 февраля 2018 года. В требование от 16 января 2018 года №280461 вошли страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 рублей, исчисленные за 2017 год; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 4 590 рублей, исчисленные за 2017 год; пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 12 рублей 09 копеек, начисленные за период с 10 января 2018 года по 11 января 2018 года на сумму недоимки 23 400 рублей; пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 2 рублей 37 копеек, начисленные за период с 10 января 2018 года по 11 января 2018 года на сумму недоимки 4 590 рублей. Указанное требование сформировано и направлено в адрес административного ответчика в установленные законом сроки. Требование от 19 января 2018 года №89156 административным истцом в материалы дела не представлено.

На основании изложенного, судебная коллегия признает правомерным вывод суда о законности решения налогового органа от 3 апреля 2018 года № 1512 в части взыскания с Тимина С.В. задолженности по страховым взносам в общем размере 27 990 рублей и пеням по страховым взносам в общем размере 14 рублей 46 копеек.

Решение налогового органа в остальной части законным признать нельзя, поскольку требование от 19 января 2018 года № 89156 в части взыскания с Тимина С.В. пеней в размере 10 532 рублей 30 копеек в материалы дела не представлено, равно как и не представлены доказательства его направления налогоплательщику, отсутствует расчет пеней, не указан период их начисления, а также сумма основной задолженности, на которую начислены пени. Кроме того, как следует из представленных ИФНС России по Московскому району города Казани сведений, задолженность по требованию от 19 января 2018 года №89156 у Тимина С.В. отсутствует ввиду её списания.

Таким образом, выводы суда об обоснованности заявленных требований в указанной части, изложенные в решении суда первой инстанции, не соответствуют обстоятельствам настоящего административного дела.

Проверяя законность решения налогового органа от 27 марта 2019 года №3759, судебная коллегия приходит к выводу о его обоснованности ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, данное решение вынесено в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов от 16 января 2019 года №299195, срок исполнения которого истек 5 февраля 2019 года, в которое включены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 рублей за 2018 год; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 рублей за 2018 год; пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 290 рублей 29 копеек, начисленные за период с 7 декабря 2018 года по 16 декабря 2018 года на сумму недоимки 23 400 рублей, с 17 декабря 2018 года по 9 января 2019 года на сумму недоимки 23 400 рублей, с 10 января 2019 года по 16 января 2019 года на сумму недоимки 49 945 рублей; пени на обязательное медицинское страхование в размере 57 рублей 60 копеек, начисленные за период с 7 декабря 2018 года по 16 декабря 2018 года на сумму недоимки 4 590 рублей, с 17 декабря 2018 года по 9 января 2019 года на сумму недоимки 4 590 рублей, с 10 января 2019 года по 16 января 2019 года на сумму недоимки 10 430 рублей. Данное требование сформировано по состоянию на 16 января 2019 года, 18 января 2019 года направлено в адрес налогоплательщика. Сроки и порядок взыскания задолженности налоговым органом соблюдены, решение вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах предоставленных ему полномочий. При этом судебная коллегия принимает во внимание, что оспариваемым решением взысканы пени лишь на сумму 220 рублей 43 копейки, следовательно, начисление пеней с 10 января 2019 года по 16 января 2019 года на сумму недоимки 49 945 рублей в размере 89 рублей 96 копеек и с 10 января 2019 года по 16 января 2019 года на сумму недоимки 10 430 рублей в размере 18 рублей 86 копеек не имеет правового значения при рассмотрении настоящего административного дела, поскольку указанная сумма не взыскана оспариваемым решением налогового органа от 27 марта 2019 года.

Судебная коллегия также признает правомерным решение от 4 октября 2019 года № 12236, вынесенное в пределах сумм, указанных в требованиях об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов:

- от 22 октября 2018 года №93010, срок исполнения которого истек 13 ноября 2018 года, в которое вошли пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1 504 рублей 64 копеек, начисленные за период с 17 января 2018 года по 6 октября 2018 года на сумму недоимки 23 400 рублей, исчисленной за 2017 год; пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 295 рублей 15 копеек, начисленные за период с 17 января 2018 года по 6 октября 2018 года на сумму недоимки 4 590 рублей, исчисленной за 2017 год;

- от 16 ноября 2018 года №96232, срок исполнения которого истек 6 декабря 2018 года, в которое вошли пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 181 рубля 35 копеек, начисленные за период с 7 октября 2018 года по 6 ноября 2018 года на сумму недоимки 23 400 рублей, исчисленной за 2017 год; пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 35 рублей 57 копеек, начисленные за период с 7 октября 2018 года по 6 ноября 2018 года на сумму недоимки 4 590 рублей, исчисленной за 2017 год;

- от 8 декабря 2018 года №98370, срок исполнения которого истек 28 декабря 2018 года, в которое вошли пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 175 рублей 50 копеек, начисленные за период с 7 ноября 2018 года по 6 декабря 2018 года на сумму недоимки 23 400 рублей, исчисленной за 2017 год; пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 34 рублей 43 копеек, начисленные за период с 7 ноября 2018 года по 6 декабря 2018 года на сумму недоимки 4 590 рублей, исчисленной за 2017 год.

Указанные требования сформированы и направлены в адрес налогоплательщика в установленные законом сроки. Сроки и порядок взыскания задолженности налоговым органом соблюдены, решение вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах предоставленных ему полномочий.

Правомерным является и решение от 11 марта 2020 года №1273, вынесенное в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов от 20 января 2020 года №1231, срок исполнения которого истек 12 февраля 2020 года, в которое включены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 рублей, исчисленные за 2019 год; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 6 884 рублей, исчисленные за 2019 год; пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 116 рублей 19 копеек, начисленные за период с 1 января 2020 года по 19 января 2020 года на сумму недоимки 29 354 рублей; пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 27 рублей 25 копеек, начисленные за период с 1 января 2020 года по 19 января 2020 года на сумму недоимки 6 884 рубля. Данное требование направлено в адрес налогоплательщика 20 января 2020 года.

Данное требование направлено в адрес налогоплательщика 21 января 2020 года. Сроки и порядок взыскания задолженности налоговым органом соблюдены, решение вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах предоставленных ему полномочий.

Таким образом, решение суда первой инстанции в силу положений пункта 2 статьи 309, пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска в части признания незаконным и отмене решения ИФНС России по Московскому району города Казани от 23 октября 2017 года №10584 о взыскании с Тимина С.В. налогов (сборов, страховых взносов) в размере 23 153 рублей 33 копеек, пеней в размере 16 605 рублей 15 копеек, а также в части признания незаконным и отмене решения ИФНС России по Московскому району города Казани от 3 апреля 2018 года №1512 в части взыскания с Тимина С.В. пеней в размере 10 532 рублей 30 копеек. В удовлетворении остальной части административного иска надлежит отказать.

Доводы Тимина С.В. о неосуществлении им предпринимательской деятельности вследствие нахождения в местах лишения свободы и отсутствия у него возможности обращения в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности в оспариваемые периоды, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка. Оснований не согласиться с выводами суда в этой части, у судебной коллегии не имеется.

Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Московского районного суда города Казани от 18 апреля 2022 года отменить и принять по делу новое решение.

Административный иск Тимина Сергея Вениаминовича удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани от 23 октября 2017 года №10584 о взыскании с Тимина Сергея Вениаминовича налогов (сборов, страховых взносов) в размере 23 153 рублей 33 копеек, пеней в размере 16 605 рублей 15 копеек.

Признать незаконным и отменить решение инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани от 3 апреля 2018 года №1512 в части взыскания с Тимина Сергея Вениаминовича пеней в размере 10 532 рублей 30 копеек.

В удовлетворении остальной части административного иска Тимина Сергея Вениаминовича отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 5 октября 2022 года.

Определение17.10.2022