НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 23.05.2022 № 2-4348/2021

УИД 16RS0043-01-2019-003428-85

дело № 2-4348/2021

Судья Окишев А.П. № 33-6548/2022

учет № 049 г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 мая 2022 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Гаянова А.Р.,

судей Сахиповой Г.А., Шайхиева И.Ш.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Исаевым Х.З.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сахиповой Г.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств «Созвездие» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан – Прокофьевой Т.В. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 8 ноября 2021 года, которым иск Газизуллиной Э.Ф., Рыжиковой Л.Н., Рассказчиковой Т.А. был удовлетворен частично и постановлено:

признать незаконными действия МБУ ДО «Детская школа искусств «Созвездие» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан по невыплате заработной платы по приказам №26 от 28 февраля 2018 года, №39 от 3 апреля 2018 года; №63 от 28 мая 2018 года; №75 от 4 июля 2018 года; №135 от 5 октября 2018 года; №166 от 5 декабря 2018 года; № 179 от 20 декабря 2018 года Рассказчиковой Т.А., Рыжиковой Л.Н.; по приказам №26 от 28 февраля 2018 года, №63 от 28 мая 2018 года; №75 от 4 июля 2018 года; №135 от 5 октября 2018 года; №166 от 5 декабря 2018 года; № 179 от 20 декабря 2018 года; №49 от 27 марта 2019 года; №75 от 24 мая 2019 года; №80 от 26 июня 2019 года Газизуллиной Э.Ф.

Взыскать с МБУ ДО «Детская школа искусств «Созвездие» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в пользу Газизуллиной Э.Ф. заработную плату в размере 41 922 руб. 87 коп., проценты за задержку выплаты заработной платы в размере 15 509 руб. 28 коп. на дату 8 сентября 2021 года, компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

Взыскать МБУ ДО «Детская школа искусств «Созвездие» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в пользу Рассказчиковой Т.А. заработную плату в размере 24 203 руб. 75 коп., проценты за задержку выплаты заработной платы 10 032 руб. 84 коп. на дату 8 сентября 2021 года, компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

Взыскать с МБУ ДО «Детская школа искусств «Созвездие» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в пользу Рыжиковой Л.Н. заработную плату в размере 24 203 руб. 75 коп., проценты за задержку выплаты заработной платы в размере 10 032 руб. 84 коп. на дату 8 сентября 2021 года, компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Газизуллиной Э.Ф., Рассказчиковой Т.А., Рыжиковой Л.Н. – Бакееву Л.Г., представителя МБУ ДО «Детская школа искусств Созвездие» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан – Прокофьеву Т.А., представителя Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан - Якушина М.С., представителя Министерства финансов Республики Татарстан – Галимову М.М., представителей Министерства образования и науки Республики Татарстан – Борисову Е.С. и Зинатуллина Р.Р., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Газизуллина Э.Ф., Рассказчикова Т.А., Рыжикова Л.Н. обратились в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению дошкольного образования «Детская школа искусств «Созвездие» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (далее также - МБУ ДО «Детская школа искусств «Созвездие») о перерасчете заработной платы.

В обоснование требований указывается, что они состоят в трудовых отношениях с ответчиком и работают соответственно в должностях <данные изъяты>, с ними заключены трудовые договоры.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и Положением об условиях оплаты труда работников образовательных организаций дополнительного образования Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 мая 2018 года № 412, предусмотрено повышение заработной платы педагогическим работникам и доведение ее до средней заработной платы в соответствующем регионе. В целях обеспечения достижения запланированного уровня средней заработной платы отдельных категорий работников образовательных организаций из бюджета Республики Татарстан в 2018 году были выделены дополнительные денежные средства.

Однако в 2018 году работодателем какие-либо дополнительные доплаты и выплаты, которые бы увеличили размер их заработной платы, не производились.

Полагая, что в результате неправомерных действий работодателя они лишены возможности получать за свой труд заработную плату в повышенном размере, увеличив в ходе судебного разбирательства по делу заявленные требования, истцы просили суд признать незаконными действия МБУ ДО «Детская школа искусств «Созвездие» по начислению им заработной платы в 2018 и 2019 годах без учета денежных средств, выделенных из бюджета для повышения уровня заработной платы педагогическим работникам дополнительного образования на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597, возложить на МБУ ДО «Детская школа искусств «Созвездие» обязанность произвести ее перерасчет, начиная с января 2018 года, признать незаконным пункт 3.1 Положения о премиальных и поощрительных выплатах работникам МБУ ДО «Детская школа искусств «Созвездие» в части лишения премирования работников, имеющих неснятое дисциплинарное взыскание, признать незаконными действия ответчика по невыплате денежных средств:

Газизуллиной Э.Ф. по приказам работодателя: от 28 февраля 2018 года № 26, от 28 мая 2018 года № 63, от 4 июля 2018 года № 75, от 5 октября 2018 года № 135, от 5 декабря 2018 года № 166, от 20 декабря 2018 года №179, от 27 марта 2019 года № 49, от 24 мая 2019 года № 75, от 26 июня 2019 года № 80 и взыскать в ее пользу 41 922 руб.87 коп.;

Рассказчиковой Т.А. по приказам работодателя от 28 февраля 2018 года № 26, от 3 апреля 2018 года № 39, от 28 мая 2018 года № 63, от 4 июля 2018 года №75, от 5 октября 2018 года №135, от 5 декабря 2018 года № 166, от 20 декабря 2018 года № 179 и взыскать в ее пользу 24 203 руб.74 коп.;

Рыжиковой Л.Н. по приказам работодателя от 28 февраля 2018 года № 26, от 3 апреля 2018 года № 39, от 28 мая 2018 года № 63, от 4 июля 2018 года № 75, от 5 октября 2018 года № 135, от 5 декабря 2018 года № 166, от 20 декабря 2018 года № 179 и взыскать в ее пользу 24 203 руб. 75 коп.

В суде первой инстанции истцы и их представитель требования поддержали.

Представители ответчика МБУ ДО «Детская школа искусств «Созвездие» и третьего лица Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан с иском не согласились.

Судом 27 августа 2019 года было принято решение об отказе.

Дополнительным решением суда от 21 февраля 2020 года было отказано в иске о признании незаконным пункта 3.1 Положения о премиальных и поощрительных выплатах работников Школы в части лишения премирования работников, имеющих неснятое дисциплинарное взыскание.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 июня 2020 года решение суда первой инстанции от 27 августа 2019 года было оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2020 года решение суда первой инстанции и апелляционное определение были оставлены без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указанные судебные постановления были отменены в части отказа в удовлетворении требований Газизуллиной Э.Ф., Рассказчиковой Т.А., Рыжиковой Л.Н. о перерасчете заработной платы с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела, дополнив в судебном заседании заявленные требования, представитель истцов просил суд произвести перерасчет заработной платы истцов начиная с января 2018 года, а также, ссылаясь на новые основания, признать незаконными действия МБУ ДО «Детская школа искусств «Созвездие» по невыплате заработной платы истцам:

Газизуллиной Э.Ф. по приказам работодателя: от 28 февраля 2018 года № 26, от 28 мая 2018 года № 63, от 4 июля 2018 года № 75, от 5 октября 2018 года № 135, от 5 декабря 2018 года № 166, от 20 декабря 2018 года №179, от 27 марта 2019 года № 49, от 24 мая 2019 года № 75, от 26 июня 2019 года № 80 и взыскать с ответчика в ее пользу заработную плату в размере 41 922 руб. 87 коп., проценты за задержку ее выплаты - 15 509 руб. 28 коп. на дату 8 сентября 2021 года, компенсацию морального вреда – 20 000 руб.;

Рассказчиковой Т.А. по приказам работодателя от 28 февраля 2018 года № 26, от 3 апреля 2018 года № 39, от 28 мая 2018 года № 63, от 4 июля 2018 года №75, от 5 октября 2018 года №135, от 5 декабря 2018 года № 166, от 20 декабря 2018 года № 179;

Рыжиковой Л.Н. по приказам работодателя от 28 февраля 2018 года № 26, от 3 апреля 2018 года № 39, от 28 мая 2018 года № 63, от 4 июля 2018 года № 75, от 5 октября 2018 года № 135, от 5 декабря 2018 года № 166, от 20 декабря 2018 года № 179 и взыскать в ее пользу заработную плату - 24 203 руб. 75 коп., проценты за задержку выплаты заработной платы - 10 032 руб. 84 коп. на дату 08 сентября 2021 года, компенсацию морального вреда – 20 000 руб.;

В судебном заседании представитель истцов требования поддержал, ссылаясь в качестве нового основания по заявленным требованиям о признании незаконными действий ответчика по невыплате заработной платы истцам, что невыплаченная заработная плата не является премией, а является доплатой до доведения заработной платы преподавателей до соответствующего уровня и истцы не могли быть ее лишены в связи с привлечением их к дисциплинарной ответственности.

Представители ответчика МБУ ДО «Детская школа искусств «Созвездие» и третьего лица Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, а также представитель МБУ «Центр бухгалтерского обслуживания учреждений культуры Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» с иском не согласились.

Иные лица по делу не явились.

Судом принято решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе представитель ответчика МБУДО «Детская школа искусств «Созвездие» – Прокофьева Т.В., выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается на принятие решения без учета обстоятельств, что невыплаченные суммы являются премией и согласно Положения о премиальных и поощрительных выплатах работникам МБУ ДО «Детская школа искусств «Созвездие», работодатель вправе не выплачивать премию работникам, имеющим дисциплинарные взыскания. Ссылается на постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 июля 2021 года № 645 «О внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан», в соответствии с которым в целях повышения эффективности деятельности работников образовательных организаций дополнительного образования и сохранения достигнутого уровня целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», работникам, входящим в профессионально-квалификационную группу должностей педагогических работников, по основному месту работы и основной должности может быть произведена единовременная поощрительная выплата.

Настаивает на доводах, на которые ссылалась в суде первой инстанции. Также указывает, что заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы и не может быть ниже того размера, что установлено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2021 года №597 и от июня 2012 года №761 для соответствующих категорий работников.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика МБУ ДО «Детская школа искусств «Созвездие» – Прокофьева Т.А., представители третьих лиц Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан - Якушин М.С., Министерства финансов Республики Татарстан – Галимова М.М., Министерства образования и науки Республики Татарстан – Борисова Е.С. и Зинатуллин Р.Р. доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель истцов Бакеева Л.Г. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать

Иные лица по делу, будучи извещенными о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, не явились.

С учетом положений части 3 статьи 167, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу требований статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

На основании части 2 статьи 5, статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации в коллективных договорах, соглашениях, а также в локальных нормативных правовых актах и трудовых договорах возможно закрепление дополнительных по сравнению с действующим законодательством гарантий работникам и случаев их предоставления.

В соответствии со статьей 9 Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Согласно положениям части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.

В соответствии с абзацами 2 и 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с названным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.

Судом установлено и из материалов дела следует, что истцы состоят с МБУ ДО «Детская школа искусств «Созвездие» в трудовых отношениях, Газизуллина Э.Ф. работает <данные изъяты> Рассказчикова Т.А. - <данные изъяты>, Рыжикова Л.Н. - <данные изъяты>.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики Правительству Российской Федерации поручено в том числе обеспечить увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза, доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе.

В подразделе 6 раздела III Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761, в качестве мер, направленных на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей, среди иных предусмотрено оказание поддержки школам искусств, реализующим программы художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста и детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в том числе для детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, до уровня не ниже среднего для учителей в регионе.

В Республике Татарстан порядок формирования окладов работников, условия и размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также критерии их установления определены Положением об условиях оплаты труда работников образовательных организаций дополнительного образования Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 мая 2018 года № 412 «Об условиях оплаты труда работников государственных образовательных организаций Республики Татарстан» (далее также - Положение).

В силу пункта 3 раздела I Положения заработная плата (оплата труда работника) в том числе работников профессиональных квалификационных групп должностей работников образования в образовательных организациях дополнительного образования Республики Татарстан определяется исходя из должностных окладов; выплат стимулирующего характера; выплат компенсационного характера.

При этом, к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу, они включают в себя: выплаты за квалификационную категорию, за специфику образовательной программы, за наличие государственных наград, интенсивность труда, за стаж работы по профилю, премиальные и иные поощрительные выплаты.

Из письма Министра финансов Республики Татарстан, адресованного руководителям исполнительных комитетов муниципальных образований республики Татарстан, следует, что в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и достижения значений соотношения средней заработной платы педагогических работников и работников учреждений культуры установленных региональными отраслевыми «дорожными картами» на 2017 год, в Республике Татарстан повысилась оплата труда работников бюджетной сферы, в том числе с 1 марта 2017 года – педагогическим работникам сферы образования, работникам учреждений культуры; с 1 сентября 2017 года-педагогическим работникам образовательных учреждений дополнительного образования и работникам учреждений культуры. По итогам года заработная плата работников учреждений дополнительного образования должна составлять 28 456 руб. 30 коп.

Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 мая 2018 года № 412 директором МБУ ДО «Детская школа искусств «Созвездие» 31 августа 2018 года издан приказ № 123-1 «О введении отраслевой системы оплаты труда работников учреждений культуры», которым в МБУ ДО «Детская школа искусств «Созвездие» с 1 сентября 2018 года введена окладная система оплаты труда (пункт 1 данного приказа).

С 1 января 2018 года приказом директора МБУ ДО «Детская школа искусств «Созвездие» от 29 декабря 2017 года № 177 введено в действие Положение о премиальных и поощрительных выплатах работникам МБУ ДО «Детская школа искусств «Созвездие» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (далее также - Положение о премиальных и поощрительных выплатах), пунктом 3.1 которого предусмотрено, что не подлежат премированию работники, имеющие неснятое дисциплинарное взыскание.

1 сентября 2018 года между истцами и МБУ ДО «Детская школа искусств «Созвездие» заключены дополнительные соглашения к трудовом договорам, по условиям которых работодатель принял на себя обязанность по оплате труда работников в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 мая 2018 года № 412, а также с показателями и критериями оценки эффективности деятельности работников.

Соответствующими приказами работодателя истцы были привлечены к дисциплинарным взысканиям с объявлением:

- приказом №173 от 25 декабря 2017 года Рыжиковой Л.Н. - выговора, Рассказчиковой Т.А. – замечания;

- № №5 от 15 января 2018 года Газизуллиной Э.Ф. - замечания;

- №10 от 26 января 2018 года Рассказчиковой Т.А. и Рыжиковой Л.Н. - выговора;

- №12 от 30 января 2018 года Рассказчиковой Т.А. – замечания;

- №68 от 4 сентября 2018 года Газизуллиной Э.Ф. – выговора;

- №69 от 5 сентября 2018 года Газизуллиной Э.Ф. - выговора.

В связи с этим, в последующие приказы работодателя «О проведении доплат» по выплате единовременной премии в связи с внесением изменений в Закон Республики Татарстан от 30 ноября 2017 года №85-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 года» они не были включены как лица, имеющие дисциплинарные взыскания.

Так, по приказу №26 от 28 февраля 2018 года истцам не была выплачена премия в размере по 926 руб. 17 коп. (том 1 л.д.161).

По приказу №39 от 3 апреля 2018 года Рассказчиковой Т.А. и Рыжиковой Л.Н. не выплачено по 1000 руб. (том 1 л.д.162).

По приказам №63 от 28 мая 2018 года, №75 от 4 июля 2018 года, №135 от 5 октября 2018 года, №166 от 5 декабря 2018 года, №179 от 20 декабря 2018 года, истцам не выплачено соответственно: по 2 500 руб., 3 308 руб., 630 руб., 10 839 руб. 58 коп., 5 000 руб. (том 1 л.д.163, 165, 166, 168).

По приказам №49 от 27 марта 2019 года, №75 от 24 мая 2019 года, №80 от 26 июня 2019 года Газизуллиной Э.Ф. не была выплачена премия в размере 11 700 руб., 3120 руб., 3899 руб. 12 коп. соответственно (том 1 л.д.169, 171).

В итоге Рассказчиковой Т.А. и Рыжиковой Л.Н. не выплачено по 24 203 руб. 75 коп., Газизуллиной Э.Ф. – 41 922 руб. 87 коп.

Признавая незаконными действия МБУ ДО «Детская школа искусств «Созвездие» по невыплате заработной платы по указанным приказам, суд первой инстанции пришел к выводу, что выплаты по ним премией не являются.

Оснований не согласиться с такими выводами судебная коллегия не усматривает.

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации премия является одним из видов поощрения работника работодателем за добросовестное исполнение трудовых обязанностей.

Трудовым кодексом Российской Федерации не установлен порядок премирования отличившихся сотрудников, поэтому работодатели вправе такое положение разработать самостоятельно и утвердить его своим локальным актом.

Таким образом, премия - это поощрение за добросовестный труд по правилам, установленным работодателем.

В судебном заседании представитель ответчика не отрицал, что по рассматриваемым приказом работодатель производил выплаты согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», которым в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики Правительству Российской Федерации поручено, в том числе, обеспечить увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза, доведение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе.

Следовательно, указанные выплаты не могут быть расценены как поощрения за добросовестный труд, они не являются премией и работник не может быть лишен их, поскольку это повышение заработной платы работником до определенного уровня по Указу Президента Российской Федерации, в связи с чем, при рассмотрении вопроса об их начислении принятое работодателем Положение о премиальных и поощрительных выплатах не применимо.

По указанным же основаниям отклоняется как несостоятельный довод апелляционной жалобы о том, что указанные выплаты отражаются в отчетах работодателя как поощрительные выплаты, поскольку по своим характеристикам премия подлежит начислению по другим основаниям и это не является основанием для отнесения их к премии.

Другой довод жалобы о том, что заработная плата истцов не нуждалась в увеличении, так как она достигала по ряду месяцев средней заработной платы по Республике Татарстан для педагогических работников организаций дополнительного образования детей, также не может послужить основанием для отмены решения, поскольку в данном случае решение о ее невыплате не может быть поставлено в зависимость от наличия у работника дисциплинарного взыскания.

При этом, следует отметить, что по принятой в порядке реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761, в пункте 6 которой установлено доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, до уровня не ниже среднего для учителей в регионе.

В целях реализации указанных положений Указов Президента Российской Федерации приняты Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы», предусматривающей, что системы оплаты труда работников учреждений должны обеспечивать дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности; установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.

Утвержденная Программа предусматривает комплекс организационных, методических и контрольных мероприятий, направленных на совершенствование системы оплаты труда работников учреждений, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Данной Программой установлено, что системы оплаты труда работников учреждений должны обеспечивать: дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности; установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям (раздел III). Системы оплаты труда работников в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно Методике расчета фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных вышеназванными Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 и от 1 июня 2012 года № 761 по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте, являющейся Приложением № 5 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р показатель средней заработной платы категории работников учреждений социальной сферы и науки по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.

Таким образом, повышение оплаты труда должно быть обусловлено достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. При этом, достижение показателей, определенных данным Указом, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом, а не каждого конкретного работника.

Положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 и Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года №2190-р, предусматривают утверждение средних показателей заработной платы конкретных категорий работников в качестве индикативных значений в рамках реализации мероприятий по повышению заработной платы. По своей сути средние показатели заработной платы отдельных категорий работников, принятые в конкретном регионе, не являются гарантированными каждому конкретному работнику минимальным размером оплаты труда, поскольку заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

Что касается доводов жалобы со ссылкой на Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 июля 2021 года №645 «О внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, которым даны разъяснения о том, что в целях повышения эффективности деятельности работников образовательных организаций дополнительного образования и сохранения достигнутого уровня целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597, работникам, входящим в профессионально-квалификационную группу должностей педагогических работников, по основному месту работы и основной должности может быть произведена единовременная поощрительная выплата, отклоняются как несостоятельные и основанием для отмены решения не являются, поскольку указанное Постановление принято после оспариваемых приказов.

Других доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит.

Решение суда в части требований о взыскании с ответчика в пользу истцов компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы, а также компенсации морального вреда, предусмотренных статьями 236 и 237 Трудового кодекса Российской Федерации, сторонами не оспаривается, оснований выйти за пределы апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.

Произведенные судом расчеты процентов является арифметически правильными, судом апелляционной инстанции проверены, иных расчетов ответчиком не представлено.

Определенный судом размер компенсации морального вреда по 5 000 руб. в пользу каждого из истцов с учетом длительного нарушения их прав на своевременную выплату заработной платы, а также степени причиненного в связи с этим морального вреда, следует признать отвечающим принципу разумности и справедливости.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, судом не допущено.

С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 8 ноября 2021 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств «Созвездие» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан – Прокофьевой Т.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 30 мая 2022 года

Председательствующий

Судьи

Определение10.06.2022