НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 23.05.2013 № 33-4532/2013

Судья Г.Р. Маннапова дело № 33-4532/2013

учет № 57

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 мая 2013 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Н.А. Губаевой,

судей Д.М. Насретдиновой и Р.Р. Насибуллина,

при секретаре судебного заседания Л.М. Назмутдиновой,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Насибуллина гражданское дело по апелляционной жалобе Л.А. Шакирова на решение Менделеевского районного суда Республики Татарстан от 18 февраля 2013 года, которым иск Шакирова Л.А.  к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония №10" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан о признании недействительным решения жилищно-бытовой комиссии, возложении обязанности по выплате безвозмездной финансовой помощи отклонен.

Проверив материалы дела, заслушав Л.А. Шакирова, поддержавшего апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Л.А. Шакиров предъявил в суд иск к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония №10" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан (далее - ФКУ ИК-10), Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Татарстан (далее - УФСИН России по Республике Татарстан) о признании решения жилищно-бытовой комиссии незаконным и возложении обязанности по предоставлению безвозмездной финансовой помощи на оплату стоимости приобретаемого жилья, указав в обоснование, что он с 02 апреля 2001 года по настоящее время проходит службу в уголовно-исполнительной системе и является сотрудником ФКУ ИК-10, с августа 2001 года состоит в очереди на улучшение жилищных условий, при этом на основании договора социальной ипотеки от 08 июня 2011 года приобрел двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: Республика Татарстан, город <адрес>, улица <адрес>, дом <адрес>, квартира <адрес>. 11 декабря 2012 года подал рапорт по месту прохождения службы о предоставлении безвозмездной финансовой помощи для погашения задолженности по договору социальной ипотеки, однако решением жилищно-быто-вой комиссии ФКУ ИК-10 от 20 декабря 2012 года его требование было отклонено.

Утверждая, что он отвечает полностью критериям, закрепленным Инструкцией о порядке оказания сотрудникам уголовно-исполнительной системы безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство, утвержденной на основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 05 сентября 2006 года №281, истец просил признать решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-10 незаконным, возложить обязанность на УФСИН России по Республике Татарстан предоставить безвозмездную финансовую помощь для погашения стоимости квартиры, приобретаемой по договору социальной ипотеки от 08 июня 2011 года, в размере 610 764 рублей.

Представитель ФКУ ИК-10 Ю.Р. Камалиева иск не признала.

УФСИН России по Республике Татарстан участие представителя в судебном заседании не обеспечило, о времени, месте рассмотрения дела извещено, представило письменное заявление о несогласии с иском.

Суд в удовлетворении иска отказал.

В апелляционной жалобе Л.А. Шакиров, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, ставит вопрос о его отмене по доводам, приведенным в иске. Указывает, что он в полной мере отвечает тем критериям, которые предусмотрены соответствующей Инструкцией, а безвозмездная финансовая помощь востребована им именно на погашение расходов в связи улучшением жилищных условий.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец апелляционную жалобу поддержал по заявленным в ней доводам, просил решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.

Ответчик участие представителя в судебном заседании не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, сведений об уважительности причины неявки не представил, в связи с чем Судебная коллегией определено о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.

В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в частности, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении дела судом первой инстанции допущены такого характера нарушения.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1992 года №796 "О до-полнительных мерах по финансированию строительства и приобретения жилья для военнослужащих" (пункт 3) министерствам, ведомствам Российской Федерации поручено оказывать безвозмездную финансовую помощь по месту службы в размере 75 процентов стоимости кооперативного жилья или кредита банка, полученного на строительство индивидуального жилищного дома с процентами за пользование кредитом, военнослужащим, имеющим выслугу безупречной и непрерывной воинской службы 10 и более лет в календарном исчислении, вступившим в жилищно-строи-тельные (жилищные) кооперативы или осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов, в том числе военнослужащим, которым действующим законодательством предоставлено право на вступление в такие кооперативы и на строительство индивидуальных жилых домов в другой от места службы местности.

При этом предусмотрено, что 25 процентов из размера безвозмездной финансовой помощи относятся за счет внебюджетных средств министерств, ведомств Российской Федерации, а также экономии бюджетных средств по смете на их содержание, оставшиеся 25 процентов стоимости кооперативного жилья или кредита банка, полученного на строительство индивидуального жилого дома с процентами за пользование кредитом, оплачиваются за счет денежных средств военнослужащих в рублях или иностранной валюте.

Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 года №1153 "О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск, лиц на-чальствующего и рядового состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы и членов их семей" действие пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 1992 года №796 распространено также на лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Во исполнение данных указов и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08 октября 1997 года №1100 "О реформировании уголовно-ис-полнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 5 сентября 2006 года №281 утверждена Инструкция о порядке оказания сотрудникам уголовно-исполнительной системы безвозмездной финансовой помощи при оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство.

Согласно пункту 1 данной Инструкции безвозмездная финансовая помощь по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство оказывается сотрудникам уголовно-исполнитель-ной системы, имеющим выслугу безупречной, непрерывной службы в уголовно-ис-полнительной системе, военной службы и (или) службы в федеральных органах исполнительной власти и иных органах, где предусмотрено присвоение специальных званий, 10 и более лет в календарном исчислении и признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.

При этом финансовая помощь оказывается сотруднику по месту службы только один раз в порядке очередности. Очередность на получение финансовой помощи среди сотрудников устанавливается в той же хронологической последовательности, в какой каждый из них был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Исходя из пункта 2.3 Инструкции, финансовая помощь оказывается сотрудникам в размере 75 процентов расчетной стоимости жилья исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в данном регионе, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 года №394-р, на момент заключения договора на приобретение кооперативного жилья или кредита банка на индивидуальное жилищное строительство, при этом:

50 процентов из указанного размера финансовой помощи относятся за счет бюджетных средств, предусмотренных на эти цели в смете на содержание уголовно-исполнительной системы;

25 процентов из указанного размера финансовой помощи - за счет внебюджетных средств, в том числе прибыли, получаемой учреждениями уголовно-испол-нительной системы от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности за вычетом расходов по осуществлению этой деятельности, или прибыли предприятий уголовно-исполнительной системы после уплаты обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством, а также экономии бюджетных средств по смете на содержание уголовно-исполнительной системы.

Оставшиеся 25 процентов расчетной стоимости жилья оплачиваются за счет денежных средств сотрудников.

В силу пунктов 4 и 5 Инструкции для получения финансовой помощи сотрудники, состоящие на учете как нуждающиеся в жилых помещениях, подают в порядке подчиненности рапорт с приложением документов; решение об оказании финансовой помощи принимается начальником учреждения или органа уголовно-испол-нительной системы на основании представленных документов, решения жилищно-бытовой (жилищной) комиссии учреждения или органа уголовно-исполнительной системы и оформляется приказом учреждения или органа уголовно-исполнительной системы с указанием суммы оказываемой финансовой помощи.

Как следует из материалов дела, истец со 02 апреля 2001 года по настоящее время проходит службу в ФКУ ИК-10, имеет непрерывную службу в уголовно-ис-полнительной системе в календарном исчислении более 15 лет 04 месяцев.

Установлено, что истец, начиная с 2001 года, состоит в очереди на улучшение жилищных условий, в которой в настоящее время пребывает под первой позицией.

8 июня 2011 года истцом совместно с супругой Э.А. Шакировой и Специализированной некоммерческой организацией "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", Социально-ипотечным потребительским коопе-ративом "Строим будущее" заключен договор социальной ипотеки за №..... По условиям договора истцом и его супругой приобретено право выбора, использования "будущей собственной квартиры", а также возможность получения права собственности на нее после зачисления на расчетный счет некоммерческого объединения 100% платежей за квартиру.

По протоколу участия, выбора, передачи квартиры от 15 июля 2011 года обязательство истца и его супруги в рамках договора социальной ипотеки конкретизировано в отношении квартиры №<адрес> общей площадью 54 кв.м по адресу: Республика Татарстан, город <адрес>, улица <адрес>, дом <адрес>.

11 декабря 2012 года истцом подан рапорт в ФКУ ИК-10 с просьбой о выделении безвозмездной финансовой помощи, предусмотренной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 05 сентября 2006 года №281, по оплате сто-имости указанной квартиры, приобретаемой по программе социальной ипотеки.

Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-10 от 20 декабря 2012 года Л.А. Шакирову в предоставлении безвозмездной финансовой помощи отказано со ссылкой на то, что при приобретении жилья по социальной ипотеке оказание такой помощи не предусмотрено.

Разрешая спор и постановляя решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции, согласившись с позицией ответчиков, также указал, что посредством приобретения квартиры на условиях социальной ипотеки, то есть из расчета 23100 рублей за 1 кв. метр квартиры при средней рыночной стоимости в 26400 рублей, истец улучшил свои жилищные условия, в том числе за счет средств федерального бюджета, и тем самым утратил право на получение спорной государственной субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи при приобретении жилья.

С такими выводами суда первой инстанции Судебная коллегия не соглашается, поскольку, приобретая право пользования указанным жильем, истец действовал в рамках социальной ипотеки, базирующейся на республиканском финансировании и сводящейся к предоставлению льгот не монетизированного характера, а именно, к обеспечению уровня нормативной стоимости жилого помещения, соотносящейся с его себестоимостью, и предоставлению рассрочки по оплате полной стоимости жилья.

Выступая в данных правоотношениях на основе возмездной сделки (договора социальной ипотеки), истец является лицом, обязанным произвести оплату стоимости жилья в согласованные сроки и в полном объеме.

При этом доказательств того, что истцом право на улучшение жилищных условий реализовано в связи с участием в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 год №1050, то есть получения социальных выплат (жилищных сертификатов) на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, не представлено.

Письмом Специализированной некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" от 08 мая 2013 года №3208 подтверждается, что субсидии из федерального бюджета на выкуп квартиры для Л.А. Шакирова не поступали.

При установленных данных, учитывая также, что форма приобретения истцом (на состав семьи из 3-х человек) жилья по договору социальной ипотеки, будучи на-правлена на улучшение жилищных условий, начала использоваться на современном этапе и основана на правовых принципах, идентичных со строительством кооперативного жилья, принимая во внимание соответствие истца всем критериям, закрепленным в Инструкции о порядке оказания сотрудникам уголовно-исполнительной системы безвозмездной финансовой помощи, Судебная коллегия приходит к выводу о праве Л.А. Шакирова на получение спорной безвозмездной финансовой помощи в связи с приобретением вышеуказанной квартиры.

По приведенным мотивам решение суда по делу подлежит, как постановленное при неправильном определении значимых для спора обстоятельств и с нарушением норм материального права, отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска, а именно, признания решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-10 от 20 декабря 2012 года в части отказа в предоставлении истцу безвозмездной финансовой помощи незаконным, а также возложения обязанности на УФСИН России по Республике Татарстан предоставить истцу безвозмездную финансовую помощь на основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 05 сентября 2006 года №281 по оплате стоимости квартиры, приобретенной по договору социальной ипотеки от 08 июня 2011 года №...., заключенному со Специализированной некоммерческой организацией "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" и Социально-ипотечным потребительским кооперативом "Строим будущее", и протокола участия, выбора и передачи "будущей собственной квартиры" гражданина от 15 июля 2011 года.

На основании части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации надлежит взыскать с ответчиков в пользу истца по 200 рублей в возмещение понесенных им расходов на уплату государственной пошлины в связи с подачей иска.

Руководствуясь статьями 199, 328 (пункт 2), 330 (пункты 1 и 4 части 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Менделеевского районного суда Республики Татарстан от 18 февраля 2013 года по настоящему делу отменить и принять по нему новое решение, которым иск Шакирова Л.А.  к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония №10" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан о признании решения жилищно-бытовой комиссии от 20 декабря 2012 года в части отказа в предоставлении безвозмездной финансовой помощи незаконным и возложении обязанности по предоставлению безвозмездной финансовой помощи удовлетворить.

Признать решение жилищно-бытовой комиссии Федерального казенного учреждения "Исправительная колония №10" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан от 20 декабря 2012 года в части отказа в предоставлении Шакирову Л.А.  безвозмездной финансовой помощи незаконным.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан предоставить Шакирову Л.А.  безвозмездную финансовую помощь, предусмотренную приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 05 сентября 2006 года №281, по оплате стоимости квартиры по договору социальной ипотеки от 08 июня 2011 года №...., заключенного Шакировым Л.А.  и Шакировой Э.А.  со Специализированной некоммерческой организацией "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" и Социально-ипотечным потребительским кооперативом "Строим будущее", и протокола участия, выбора и передачи "будущей собственной квартиры" гражданина от 15 июля 2011 года.

Взыскать в пользу Шакирова Л.А.  с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония №10" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан по 200 рублей в возмещение расходов на оплату государственной пошлины при подаче иска.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи