НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 21.01.2022 № 2А-5317/2021

Судья Гатауллин Р.А.

УИД 16RS0051-01-2021-010590-32

в суде первой инстанции дело № 2а-5317/2021

в суде апелляционной инстанции дело № 33а-1305/2022

Учет № 192а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 января 2022 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Сибгатуллиной Л.И.,

судей Галимова Л.Т., Нуриахметова И.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухамедзяновой В.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сибгатуллиной Л.И. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 23 августа 2021 года, которым постановлено:

административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Республике Татарстан к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, проживающей по адресу: г.<адрес>, в доход соответствующего бюджета в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Татарстан задолженность за 2018 год в общей сумме 32 702 руб. 91 коп., из которых:

страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 5840 руб.;

пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 57 руб. 33 коп. за период с 10 января 2019 года по 16 февраля 2019 года;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части пенсии за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 26 545 руб.;

пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части пенсии за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 260 руб. 58 коп. с 10 января 2019 года по 16 февраля 2019 года.

Взыскать с ФИО1 госпошлину в бюджет муниципального образования г. Казани в размере 1181 руб. 09 коп.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №6 по Республике Татарстан (далее – межрайонная ИФНС России №6 по Республике Татарстан) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании с неё недоимки по обязательным платежам.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 осуществляла деятельность в качестве оценщика.

За ней числится задолженность по страховым взносам, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 5840 руб.;

страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 26 545 руб.;

В связи с их неуплатой административному ответчику начислены пени на обязательное медицинское страхование в размере 57,33 руб. за период с 10 января 2019 года по 16 февраля 2019 года; за неуплату страховых взносов - в размере 260,58 руб. за период с 10 января 2019 года по 16 февраля 2019 года.

ФИО1 направлено требование об уплате страховых взносов, пени № 24133 по состоянию на 17 февраля 2019 года сроком исполнения не позднее 2 апреля 2019 года.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 11 по Советскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 24 июля 2019 года №11-2а-155/2019 с ФИО1 взыскана задолженность по обязательным платежам.

Определением мирового судьи от 12 января 2021 года судебный приказ от 24 июля 2019 года отменен в связи с поступившими возражениями должника.

Административный истец просил взыскать с ФИО1 недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 5840 руб.; пени в размере 57,33 руб. за период с 10 января 2019 года по 16 февраля 2019 года;

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 26 545 руб., пени в размере 260,58 руб. за период с 10 января 2019 года по 16 февраля 2019 года, итого на общую сумму 32 702 руб.

23 августа 2021 года по делу принято решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Она считает, что суд неправильно применил нормы материального права, настаивает на наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований. Указывается, что квалификационный аттестат оценщика не получала, соответственно деятельность оценщика не могла вести.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.

Административный ответчик ФИО1 в суд не явилась, направленное ей судом апелляционной инстанции заказной корреспонденцией извещение о времени и месте судебного заседания и почтовый конверт с вложением возвращены отправителю оператором почтовой связи с отметкой «истек срок хранения», что подтверждается приобщенным к материалам дела отчетом об отслеживании отправления с соответствующим почтовым идентификатором. Помимо этого, административному ответчику направлено СМС-сообщение о времени и месте судебного заседания, что подтверждается приобщенным к материалам дела отчетом оператора связи о его доставке 18 января 2021 года.

Административный истец межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Татарстан своего представителя в суд не направила.

В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) и с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с положениями статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Статьей 430 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2021 года) предусмотрено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года);

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

Если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (пункт 3 статьи 430 НК РФ).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 430 НК РФ в целях реализации пункта 3 настоящей статьи календарным месяцем начала деятельности признается:

для адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, - календарный месяц, в котором адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающийся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, поставлены на учет в налоговом органе.

Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно (пункт 5 статьи 430 НК РФ).

Пункт 2 статьи 432 НК РФ устанавливает, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В соответствии с пунктом 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Положениями абзаца 1 пункта 1 статьи 45 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзацы 2 и 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ).

Из материалов дела видно, что в период с 28 июня 2017 года по 13 февраля 2019 года административный ответчик ФИО1 была зарегистрирована в качестве оценщика.

В связи с неисполнением установленной законом обязанности по уплате страховых взносов 9 января 2019 года административному ответчику выставлено требование № 24133 об уплате страховых взносов и пеней по состоянию на 17 февраля 2019 года сроком исполнения не позднее 2 апреля 2019 года в отношении страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 5 840 руб.; пеней по указанным страховым взносам в размере 57,33 руб. за период с 10 января 2019 года по 16 февраля 2019 года; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 26 545 руб.; пеней по указанным страховым взносам в размере 260,58 руб. за период с 10 января 2019 года по 16 февраля 2019 года, на общую сумму 32 702 руб.

Доказательства направления требования административному ответчику приобщены к материалам дела (л.д.18).

Требование в добровольном порядке административным ответчиком не исполнено.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из неисполнения административным ответчиком своей обязанности по своевременной и полной уплате законно установленных страховых взносов и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.

В силу пункта 1 статьи 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Пунктом 1 статьи 75 НК РФ определено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 НК РФ).

На основании пункта 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ).

Решение суда принято с учетом указанных положений закона.

Как следует из материалов дела, заявление о выдаче судебного приказа направлено налоговым органом мировому судье в установленный положениями пункта 2 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов и пеней.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 11 по Советскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 24 июля 2019 года №11-2а-155/2019 с ФИО1 взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 5 840 руб.; пени по указанным страховым взносам в размере 57,33 руб. за период с 10 января 2019 года по 16 февраля 2019 года; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 26 545 руб.; пени по указанным страховым взносам в размере 260,58 руб. за период с 10 января 2019 года по 16 февраля 2019 года, на общую сумму 32 702 руб.

Определением мирового судьи от 12 января 2021 года судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника.

Настоящее административное исковое заявление поступило в суд 11 июня 2021 года, то есть в пределах установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ срока.

Таким образом, установленные законом процедура принудительного взыскания страховых взносов и пеней и сроки обращения в суд с административным исковым заявлением административным истцом соблюдены.

Доказательства исполнения обязанности по уплате законно установленных страховых взносов и пеней в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, а потому обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Довод апелляционной жалобы о том, что ФИО1 не получала квалификационный аттестат оценщика и не занималась частной практикой, не вела деятельность оценщика и не имела доходов от оценочной деятельности, основан на неправильном толковании норм материального права и отмену решения суда не влечет.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 6 статьи 83, пункту 2 статьи 84 и пункту 4.1 статьи 85 НК РФ постановка на учет (снятие с учета) занимающегося частной практикой оценщика осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений об оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой, сообщаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, не позднее 10-го числа каждого месяца.

Так, административный ответчик ФИО1, осуществляла деятельность в качестве оценщика с 28 июня 2017 года по 13 февраля 2019 года. До момента исключения из реестра членов саморегулируемых организаций оценщиков сохраняла статус оценщика.

В случае отсутствия в сводном реестре членов саморегулируемых организаций оценщиков сведений о юридическом лице, с которым оценщик заключил трудовой договор, такой оценщик признается плательщиком страховых взносов в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 430 НК РФ оценщики, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.

Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - оценщиков, фактически не осуществляющих оценочную деятельность, от обязанностей по уплате страховых взносов, за исключением определенных периодов, указанных в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (например, за периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и др.), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды (пункт 7 статьи 430 НК РФ).

Тем самым обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у ФИО1, возникла с момента приобретения статуса оценщика, а именно с 28 июня 2017 года и сохранялась до момента исключения из реестра членов саморегулируемых организаций оценщиков (13 февраля 2019 года). При этом возложенную на нее законом обязанность по уплате страховых взносов за 2018 год ФИО1 не исполнила.

Иные доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному административному делу не опровергают и отмену решения суда также повлечь не могут.

Имеющие значение для дела обстоятельства определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 23 августа 2021 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, на него может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 24 января 2022 года

Определение03.02.2022