НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 20.05.2022 № 2А-142/2022

Судья Гатауллин Р.А. УИД 16RS0051-01-2021-016033-96

дело в суде первой инстанции № 2а-142/2022

дело в суде апелляционной инстанции № 33а-7662/2022

учет № 198а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Куляпина Д.Н.,

судей Галимова Л.Т., Давлетшиной А.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фазулзяновой Ф.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Галимова Л.Т. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 15.02.2022, которым постановлено:

«административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Татарстан к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, в доход соответствующего бюджета в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Татарстан за 2017 год недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 4 590 (четыре тысяч пятьсот девяносто) рублей, пени за период с 10.01.2018 по 29.11.2020 – 1 075 (одна тысяча семьдесят пять) рублей 7 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), – 23 400 (двадцать три тысячи четыреста) рублей, пени за период с 10.01.2018 по 29.11.2020 – 5 480 (пять тысяч четыреста восемьдесят) рублей 66 копеек, за 2018 год недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, – 5 840 (пять тысяч восемьсот сорок) рублей, пени за период с 10.01.2019 по 16.12.2020 – 854 (восемьсот пятьдесят четыре) рубля 74 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), – 26 545 (двадцать шесть тысяч пятьсот сорок пять) рублей, пени за период с 10.01.2018 по 29.11.2020 – 3 885 (три тысячи восемьсот восемьдесят пять) рублей 8 копеек, за 2019 год недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, – 6 884 (шесть тысяч восемьсот восемьдесят четыре) рубля, пени за период с 01.01.2020 по 16.12.2020 – 409 (четыреста девять) рублей 66 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), – 29 354 (двадцать девять тысяч триста пятьдесят четыре) рубля, пени за период с 01.01.2020 по 16.12.2020 – 1 746 (одна тысяча семьсот сорок шесть) рублей 81 копейку – в общей сумме 110 065 (сто десять тысяч шестьдесят пять) рублей 2 копейки; взыскание в размере 41 024 (сорок одна тысячи двадцать четыре) рубля 56 копеек не производить, решение в указанной части считать исполненным.

Взыскать с ФИО1 госпошлину в бюджет муниципального образования города Казани в размере 2 271 (двух тысяч двухсот семидесяти одного) рубля 21 копейки.

Административный иск ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Татарстан о признании действий незаконными удовлетворить частично.

Признать действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Татарстан, выразившиеся в направлении судебного приказа от 02.04.2021 № 2а-57/2021 на принудительное исполнение в публичное акционерное общество «Сбербанк», незаконными.

В остальной части административный иск ФИО1 оставить без удовлетворения».

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Татарстан (далее – МРИ ФНС № 6) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании страховых взносов и пени.

В обоснование административного иска указано, что ФИО1 является плательщиком страховых взносов. Согласно сведениям, представленным из регистрирующих органов, с <дата> ФИО1 зарегистрирован в сводном государственном реестре арбитражных управляющих, регистрационный № ..... За ФИО1 числится задолженность за 2017, 2018, 2019 годы по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 17 314 рублей; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда России на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), в размере 79 299 рублей.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО1 начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 2 339 рублей 47 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда России, на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), в размере 11 112 рублей 55 копеек.

ФИО1 направлялись требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, однако в установленный в требованиях срок сумма задолженности не уплачена.

19.03.2021 мировым судьей судебного участка № 13 по Советскому судебному району города Казани Республики Татарстан вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам и пени. В связи с поступившим заявлением ФИО1 определением мирового судьи от 02.04.2021 судебный приказ отменен.

Административный истец просит взыскать с ФИО1 недоимки за 2017, 2018, 2019 годы по: страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 17 314 рублей, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 2 339 рублей 47 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда России на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), в размере 79 299 рублей, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда России, на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), в размере 11 112 рублей 55 копеек.

28.09.2021 ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к МРИ ФНС № 6 о признании незаконными действий МРИ ФНС № 6, возложении на МРИ ФНС № 6 обязанности осуществить возврат ФИО1 в полном объеме незаконно взысканные с его счета денежные средства.

В обоснование административного иска ФИО1 указано, что согласно уведомлению публичного акционерного общества «Сбербанк» (далее – ПАО «Сбербанк») с банковской карточки ФИО1 25.08.2021 МРИ ФНС № 6 произведено взыскание денежных средств в сумме 41 024 рублей 56 копеек, по судебному приказу от 19.03.2021 № 2-2а-57/2021.

19.03.2021 мировым судьей судебного участка № 13 по Советскому судебному району города Казани Республики Татарстан вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам и пени. Определением мирового судьи судебного участка № 13 по Советскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 02.04.2021 судебный приказ от 19.03.2021 отменен. 24.06.2021 МРИ ФНС № 6 обратилась в суд с административным исковым заявлением (дело № 2а-5619/2021), судебное заседание назначено на 23.08.2021. В ходе судебного заседания МРИ ФНС № 6 заявила отказ от административных исковых требований, в связи с чем производство по делу было прекращено. Таким образом, взыскание денежных средств с ФИО1 25.08.2021 является незаконным. По факту незаконного списания денежных средств ФИО1 обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан. Ответом Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан от 24.09.2021 ФИО1 сообщено, что заявление на возврат денежных средств будет принято к рассмотрению после завершения камеральной налоговой проверки за 2020 год.

ФИО1 просит признать незаконными действия МРИ ФНС № 6, возложить на МРИ ФНС № 6 обязанности осуществить возврат ФИО1 в полном объеме незаконно взысканные с его счета денежные средства.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан.

Определением Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 15.11.2021 административное дело по административному иску МРИ ФНС № 6 к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам и административное дело по административному иску ФИО1 к МРИ ФНС № 6 о признании незаконными действий объединены в одно производство с присвоением номера 2а-7367/2021 (в настоящее время № 2а-142/2022).

В судебном заседании представитель МРИ ФНС № 6 заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, с административным иском ФИО1 не согласился, просил в его удовлетворении отказать.

ФИО1 в судебном заседании с заявленными МРИ ФНС № 6 требованиями не согласился по доводам, изложенным в возражениях на административный иск, просил в их удовлетворении отказать, свой административный иск поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить.

Управление ФНС России по Республике Татарстан согласно ходатайству просило настоящее административное дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.

Иные лица, участвующие в деле на судебное заседание не явились, представителей не направили, извещены надлежащим образом.

Суд принял решение об удовлетворении административного искового заявления МРИ ФНС № 6 и о частичном удовлетворении административного искового заявления ФИО1 в вышеприведенной формулировке.

С решением суда не согласился ФИО1, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене. В обоснование указывает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что МРИ ФНС № 6 пропущен срок на обращение с настоящим административным исковым заявлением; утверждение налогового органа, что информацией о том, что ФИО1 является арбитражным управляющим обладает лишь с 2020 года не соответствует действительности, поскольку ежегодно с 2011 года им подаются декларации в налоговый орган, в которых указывается код налогоплательщика 750 соответствующий значению «арбитражный управляющий». Просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований административного иска МРИ ФНС № 6 и полном удовлетворении своих административных исковых требований.

Лица, участвующие в деле, на судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, представителей не направили, извещены надлежащим образом.

В представленном ходатайстве представитель Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.

МРИ ФНС № 6 в представленных возражениях на апелляционную жалобу просит решение суда оставить в силе; рассмотреть дело в отсутствие представителя МРИ ФНС № 6.

Судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 3, статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.

Часть 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившего силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» предусматривала, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование, в том числе вопросы взыскания недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, переданы налоговым органам в связи с упразднением этих функций у Пенсионного фонда Российской Федерации с указанной даты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены статьями 46-48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. Право на обращение истца о взыскании соответствующих платежей следует из положений статьи 57 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов являются, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 03.07.2016) фиксированный размер страховых взносов за полный расчетный период определяется исходя из минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов, увеличенного в 12 раз.

Сумма страховых взносов, подлежащая уплате индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составляет: на обязательное пенсионное страхование: в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 рублей за расчетный период в размере, определяемом как - 1 МРОТ (7 500 рублей на 2017 г.) x 26% x 12 мес. = 23 400 рублей; в случае, если доход плательщика превышает 300 000 рублей за расчетный период в размере, определяемом как - 1 МРОТ (7 500 рублей на 2017 г.) x 26% x 12 мес. + 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300 000 рублей. При этом сумма страховых взносов, уплачиваемая плательщиком, не может быть более размера, определяемого как - 8 МРОТ (7 500 рублей на 2017 г.) x 26% x 12 мес. = 187 200 рублей. Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетный период определяется как 1 МРОТ (7 500 рублей на 2017 год) x 5,1% x 12 месяцев) = 4 590 рублей.

Суммы страховых взносов за расчетный период, исчисленные исходя из минимального размера оплаты труда, уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (Письмо ФНС России от 07.03.2017 № БС-4-11/4091@ «Об исчислении страховых взносов»).

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой. Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом. Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», сведения о членстве в саморегулируемой организации (вступление в члены, прекращение членства) подлежат внесению членом саморегулируемой организации в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц с указанием наименования (фамилии, имени и, если имеется, отчества) члена саморегулируемой организации, его идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета и, если имеется, идентификационный номер налогоплательщика для физических лиц), контактного адреса для связи с членом саморегулируемой организации, наименования саморегулируемой организации, ее идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер), видов деятельности, которые могут осуществляться в связи с членством в такой саморегулируемой организации.

На основании положений пункта 6 статьи 83, пункта 2 статьи 84 и пункта 4.1 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет (снятие с учета) занимающегося частной практикой арбитражного управляющего осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений об арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении арбитражным управляющим занятия частной практикой, сообщаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, не позднее 10-го числа каждого месяца.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражные управляющие, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.

Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового Кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 75 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 с <дата> по настоящее время зарегистрирован в качестве арбитражного управляющего.

В связи с наличием статуса арбитражного управляющего ФИО1 в соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового Кодекса Российской Федерации начислены страховые взносы за 2017-2019 годы и пени, а именно: по страховым взносам: за 2017 год в размере 27 990 рублей (23 400 рублей на обязательное пенсионное страхование и 4 590 рублей на обязательное медицинское страхование); 32 385 рублей за 2018 год (26 545 рублей на обязательное пенсионное страхование и 5 840 рублей на обязательное медицинское страхование); 36 238 рублей за 2019 год (29 354 рублей на обязательное пенсионное страхование и 6 884 рубля на обязательное медицинское страхование).

За несвоевременную уплату недоимки страховых взносов за 2017 год налоговым органом начислены пени за период с 10.01.2018 по 29.11.2020 по обязательному пенсионному страхованию в размере 5 480 рублей 66 копеек и по обязательному медицинскому страхованию – 1 075 рублей 07 копеек; за 2018 год за период с 10.01.2019 по 16.12.2020 по обязательному пенсионному страхованию в размере 3 885 рублей 08 копеек и по обязательному медицинскому страхованию – 854 рубля 74 копейки; за 2019 год за период с 01.01.2020 по 16.12.2020 по обязательному пенсионному страхованию в размере 1 746 рублей 81 копейки и по обязательному медицинскому страхованию – 409 рублей 66 копеек.

ФИО1 по состоянию на 30.11.2020 выставлено требование № 63596 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в срок до 11.01.2021, которое оставлено административным ответчиком без исполнения.

ФИО1 по состоянию на 07.12.2020 выставлено требование № 66640 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в срок до 19.01.2021, которое оставлено административным ответчиком без исполнения.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 13 по Советскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 19.03.2021 с ФИО1 взыскана сумма задолженности по страховым взносам и пени.

В связи с поступившими возражениями определением мирового судьи судебного участка № 13 по Советскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 02.04.2021 судебный приказ отменен.

Из ответа Управления по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на судебный запрос следует, что во исполнение требований указанной правовой нормы сведения в отношении ФИО1 были направлены 06.11.2020 и получены Управлением Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан 07.11.2020, в связи с чем нарушений порядка и сроков направления ФИО1 требования об уплате недоимки по страховым взносам и пеням в действиях налогового органа не имеется.

Удовлетворяя административное исковое заявление МРИ ФНС № 6 суд первой инстанции исходил из того, что расчет задолженности произведен правильно, порядок обращения в суд не нарушен, процедура уведомления налогоплательщика о необходимости погасить задолженность, предшествующая обращению в суд, соблюдена, срок давности на обращение в суд с иском не пропущен, и пришел к выводу о необходимости признать заявленные налоговым органом требования о взыскании с административного ответчика недоимки за 2017-2019 годы по страховым взносам и пени на недоимку по страховым взносам обоснованными; доводы ФИО1 о рассмотрении ранее аналогичных требований и вынесении по ним судебного акта не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, поскольку в рамках административного дела № 2а-5619/2021 рассматривались требования налогового органа о взыскании с ФИО1 недоимки за 2018 год по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 23 923 рублей 38 копеек, пени в размере 2 202 рублей 92 копеек, штрафа в размере 5 909 рублей; в связи с отказом МРИ ФНС № 6 от заявленных требований производство по административному делу определением от 23.08.2021 прекращено.

Частично удовлетворяя административное исковое заявление ФИО1, суд исходил из того, что фактическое списание со счета ФИО1, открытого в кредитном учреждении, суммы в размере 41 024 рублей 56 копеек произведено на основании произведенных налоговым органом действий по предъявлению к принудительному исполнению судебного акта, отмененного в установленном законом порядке, в этой связи действия налогового органа по направлению в кредитное учреждение на принудительное исполнение судебного приказа нельзя признать законными; принимая во внимание, что заявленные налоговым органом требования удовлетворены в полном объеме, а с ФИО1 в нарушение действующего законодательства незаконно списана денежная сумма в счет задолженности по страховым взносам, суд в силу положений части 4 статьи 2, пункта 3 части 1 статьи 131 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации посчитал возможным в указанной части принудительное исполнение по взысканию с ФИО1 суммы в размере 41 024 рублей 56 копеек не производить, требования ФИО1 в части устранения допущенного нарушения в форме возврата незаконно списанных денежных средств удовлетворению не подлежат.

Судебная коллегия с указанными выводами суда согласиться не может по следующим основаниям.

Согласно положениям статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. В частности, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Вместе с этим следует учесть, что по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться, в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.

Из пункта 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» следует, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).

В пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 20.12.2016 разъяснено, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.

Исходя из вышеприведенных правовых норм и разъяснений судебной практики, предельный срок принудительного взыскания налога, пени, штрафа представляет собой совокупность на направление требования, на исполнение требования в добровольном порядке и на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Согласно пункту 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно пункту 8 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении требований об уплате страховых взносов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей.

Согласно пункту 3 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

В своих возражениях и в апелляционной жалобе ФИО1 последовательно указывает, ежегодно с 2011 им сдается в налоговый орган декларация по налогу на доходы физических лиц, при заполнении которой указывается код налогоплательщика 750 «арбитражный управляющий», что предметно не было оспорено налоговым органом при рассмотрении административного дела. Из имеющихся в материалах административного дела доказательств усматривается, что ФИО1 в налоговый орган предоставлялась налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2015 год. В налоговой декларации ФИО1 был указан специальный код категории плательщика, свидетельствующий об осуществлении деятельности, облагаемой соответствующими страховыми взносами на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

При таких обстоятельствах налоговый орган знал о том, что ФИО1 осуществляет деятельность в качестве арбитражного управляющего, вместе с тем с требованием об уплате налога обратился лишь в 2020 году.

Срок направления требования об уплате налога по пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации исчисляется со следующего дня после наступления срока уплаты налога (авансового платежа).

Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов.

При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» под днем выявления недоимки следует принимать следующий день после наступления срока уплаты налога (пункт 50). Таким образом, момент выявления недоимки по налогам и страховым взносам следует соотносить со сроком их уплаты.

Кроме того несоблюдение налоговым органом сроков, предусмотренных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменение порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения вышеупомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, у административного истца имелась возможность сформировать и направить налогоплательщику соответствующие требования за 2017-2019 годы в установленный срок, чего сделано не было.

В этой связи, поскольку при разрешении спора судом неправильно применены нормы материального права, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований МРИ ФНС № 6 к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам за 2017, 2018, 2019 годы.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления ФИО1, в части возложения на МРИ ФНС № 6 обязанности возвратить ФИО1 незаконно взысканные с его счета денежные средства в размере 41 024 рублей 56 копеек.

Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 15.02.2022 по данному административному делу в части удовлетворения административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Татарстан к ФИО1 о взыскании с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, в доход соответствующего бюджета в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Татарстан за 2017 год недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 4 590 рублей, пени за период с 10.01.2018 по 29.11.2020 в размере 1 075 рублей 7 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), в размере 23 400 рублей, пени за период с 10.01.2018 по 29.11.2020 в размере 5 480 рублей 66 копеек, за 2018 год недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 5 840 рублей, пени за период с 10.01.2019 по 16.12.2020 в размере 854 рублей 74 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), в размере 26 545 рублей, пени за период с 10.01.2018 по 29.11.2020 в размере 3 885 рублей 8 копеек, за 2019 год недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 6 884 рублей, пени за период с 01.01.2020 по 16.12.2020 в размере 409 рублей 66 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), в размере 29 354 рублей, пени за период с 01.01.2020 по 16.12.2020 в размере 1 746 рублей 81 копейки – в общей сумме 110 065 рублей 2 копейки, в указании не производить взыскание в размере 41 024 рублей 56 копеек и указания на исполнение решения в указанной части, отменить и принять новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Татарстан о взыскании с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, в доход соответствующего бюджета в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Татарстан за 2017 год недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 4 590 рублей, пени за период с 10.01.2018 по 29.11.2020 в размере 1 075 рублей 7 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), в размере 23 400 рублей, пени за период с 10.01.2018 по 29.11.2020 в размере 5 480 рублей 66 копеек, за 2018 год недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 5 840 рублей, пени за период с 10.01.2019 по 16.12.2020 в размере 854 рублей 74 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), в размере 26 545 рублей, пени за период с 10.01.2018 по 29.11.2020 в размере 3 885 рублей 8 копеек, за 2019 год недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 6 884 рублей, пени за период с 01.01.2020 по 16.12.2020 в размере 409 рублей 66 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), в размере 29 354 рублей, пени за период с 01.01.2020 по 16.12.2020 в размере 1 746 рублей 81 копейки - в общей сумме 110 065 рублей 2 копейки отказать.

Решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 15.02.2022 в части оставления административного искового заявления ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Татарстан без удовлетворения отменить и принять новое решение.

Возложить на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Татарстан обязанность возвратить ФИО1 незаконно взысканные с его счета денежные средства в размере 41 024 рублей 56 копеек.

В остальной части решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 15.02.2022 по данному административному делу оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 02.06.2022.

Определение09.06.2022